Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

15. Государство и русская православная церковь в 17 в




 

Русская церковь по-прежнему играла немалую роль в жизни страны. Она, с одной стороны, поддерживала светскую, царскую власть, с другой нередко противостояла ей, и по немаловажным причинам. Церковные иерархи скопили в течение столетий немалые богатства земли, деньги и прочие ценности. На них зарились и казна, и дворяне. Со времени принятия христианства на Руси снова и снова всплывал вопрос: что выше — «священство» или «царство», т. е. духовная или светская власть?

Правда, с началом новой династии этот вопрос временно потерял актуальность по весьма простой причине - царь и патриарх были сыном и отцом. Патриарх Филарет в миру звался Федором Никитичем Романовым.

Филарет занимает патриаршее место в 1618. Филарет сразу включается в дела и по церковному ведомству, и по управлению государством. По его инициативе принимают важные решения. Проводят учет земельного фонда, чтобы упорядочить взимание налогов. Налаживают судопроизводство с целью уменьшить произвол властей в центре и на местах. Уменьшают податные привилегии монастырей. В церковной жизни Филарет выступал против насилия и мздоимания, нравственной распущенности и вольнодумства, в ней стало больше порядка и спокойствия.

Церковная реформа. К середине XVII в. выяснилось, что в русских богослужебных книгах, которые переписывались и» столетия в столетие, накопилось много описок, искажений, изменений.

То же происходило в церковных обрядах. Многие знающие литургию люди осуждали многогласие во время церковных служб. Одновременное чтение и пение наполняли церковь шумом, разноголосицей. Обычай креститься двумя перстами, шедший от отцов и дедов, согласно утверждению многих прихожан, тоже был ошибочным, греховным: нужно-де класть крест тремя перстами.

В конце 40-х гг. XVII в. из Киева прибыли в столицу ученые монахи Епифаний Славинецкий, Арсений Сатановский и Дамаскин Птицкий, они посмотрели русские книги и засели за исправление книг.

Тогда же сложился в Москве кружок «ревнителей древлего благочестия». Они тоже кручинились по поводу неисправностей книг и обрядов, а также разгульной жизни монашеской братии. Возмущали их и сохранившиеся от древности языческие суеверия.

Кружок «ревнителей» возглавил Стефан Вонифатьев. В кружок входили окольничий Федор Михайлович Ртищев; архимандрит Никон; протопоп Иван Неронов, дьякон Благовещенского собора Федор; протопоп Аввакум, а также провинциальные пастыри.

При изучении русских рукописных книг выяснилось, что в них нет одинаковых текстов, немало описок, ошибок, исправлений, малопонятных слов, терминов. Власти решили обратиться к греческим оригиналам и ученым монахам.

Всю работу возглавил Никон. На него обратил внимание Алексей Михайлович. В 1646 г. Никон приехал в Москву. Состоялась его встреча с царем, после чего началось быстрое возвышение: уже через 4 года он стал патриархом московским и всея Руси.

Алексей Михайлович поручил Никону проведение реформы в церкви. Никон быстро забыл своих друзей из кружка «ревнителей», их, и свое в том числе, недоверие к ученым грекам и киевлянам и перешел на грекофильские позиции. Новый патриарх в 1653 г. разослал память по всем церквам: отныне земные поклоны заменить поясными, а двоеперстие — троеперстием.

Тем временем ученые-богословы заново перевели с греческого богослужебные книги. От старых книг они отличались немногими уточнениями, исправлениями.

Проведение реформы началось, и Никон вложил в это свои недюженные способности, железную волю, фанатизм, нетерпимость к инакомыслящим. Основные пункты реформы: незначительные изменения в церковных книгах, изменения в службах, церковной и монашеской одеждах. Против Никона выступили бывшие соратники. Возглавил их протопоп Аввакум.

Своих оппонентов — Аввакума, Неронова, Федора и прочих Никон он отправил в ссылку или отдал «под начал» в монастыри.

В 1656 г. на очередном соборе всех сторонников старых русских обрядов отлучили от церкви.

Сторону «ревнителей» принимали многие знатные и богатые бояре, церковные иерархи, крестьяне и посадские люди. В Москве происходили волнения противников реформ Никона. Одно время «ревнители» надеялись, что их поддержит Алексей Михайлович. Он поначалу стоял в стороне от церковной реформы. Но сочувствовал ей, поддерживал патриарха.

Через некоторое время поведение Никона вызвало недовольство царя. Царь перестал посещать службы, которые вел патриарх, приглашать его на приемы во дворец. Обидчивый и гневливый Никон отказался от патриаршества, покинул столицу. Никон ждал, что царь будет умолять его вернуться в Кремль. Царь отдал приказание подыскать нового кандидата в патриархи, более сговорчивого. Никон не спешил давать согласие на уход.

Только в 1666 г. состоялся суд, на который под охраной стрельцов привезли Никона. Его свели с патриаршества и сослали в Ферапонтов монастырь, потом перевели в Кирилло-Белозерскую обитель, где он и скончался в 1681 г. Аввакума и других подвижников «древлего благочестия» сожгли на костре в 1681 г.

Радикальные позиции раскольников выявились в ходе восстаний второй половины столетия. Восстали монахи прославленного монастыря на Соловках. Они отказались принять новонапечатанные «никонианские» книги. В конце 1667 г. правительство приняло строгие меры, распорядилось конфисковать все имущество. Со следующего года подошедшие сюда царские полки приступили к осаде монастыря. Осада продолжалась долгие восемь лет.

После подавления Соловецкого восстания усилились гонения на раскольников. Наряду с активной борьбой, расколоучители и рядовые раскольники все больше становились на путь пассивного непротивления злу, христианского послушания, ухода из мира и жизни.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...