Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

16. Начало правления Петра 1. Предпосылки и причины его преобразований. Их оценка в отечественной историографии




16. Начало правления Петра 1. Предпосылки и причины его преобразований. Их оценка в отечественной историографии

Эпоха Петра 1 (1682-1725) – важный рубеж в истории России. Программа и необходимость реформ созрела еще у его деда и отца, они положили начало коренным преобразованиям, Петр продолжил их дело, зайдя намного дальше. В юном возрасте в составе Великого посольства посетив европейские города, страны, видя, как все устроено, Петр захотел также изменить и Россию, поставить ее наравне со всеми странами. Поражения в Азовских походах заставили задуматься о военных реформах, о создании регулярной армии и флота. Вернувшись из Европы и взглянув на состояние России, Петр осознал, как сильно она отстает от развитых стран, таких как Англия, Голландия и др. Начал Петр свое правление с ликвидации стрелецкого войска в котором видел главную угрозу. Сразу же по возвращении в Москву Петр велит боярам сбрить бороды и переодеться в европейские платья, начинается активное строительство флота, развитие мореплавания и артиллерийского дела, развивается медицина, появляются госпитали для солдат.

При всех ошибках, недостатках реформы Петра изменили расстановку сил в Европе. Россия продвинулась вперед. Преобразования Петра сделали Россию более сильной, развитой страной, ввели ее в общество мировых держав, заставили считаться с ней при решении политических вопросов. Многое изменилось в стране благодаря петровским преобразованиям, увеличилась территория страны, возникли новые города, активно стала развиваться наука и культура, возросло национальное самосознание. Реформы порой хоть и носили незаконченный характер, тем не менее способствовали укреплению и централизации государства. Петр дал мощный толчок развитию всех сфер жизни

 


17. Экономическая и социальная политика Петра 1

Петр немало времени потратил на строительство мануфактур и торговых судов, дорог и каналов, мобилизовывал большие массы людей на различные работы, а дворян и купцов понуждал служить в армии и на флоте, лавках, конторах, ярмарках.

Петровские указы охватывают почти все стороны хозяйственной жизни. Для управления купцами и ремесленниками Петр создал Ратушу, потом главный магистрат, который должен быть заботиться о процветании крупного и мелкого производства.

В городах возникли цехи, в которые входили мастера, имевшие подмастерьев и учеников, возглавляли их старшины. Петр и власти организовали поиски руд. Там где их находили, быстро строили заводы, на Урале, в Карелии, Воронежском крае. В Москве и других районах возникали различные мануфактуры, заводы, предприятия. В области промышленности появилось много нового. На 1 место выдвинулся быстро развивающийся Урал.

Петр проводил протекционистскую политику по отношению к русской промышленности. Предприниматели получали разные привилегии, субсидии, оборудование, сырье. В итоге сократилась зависимость России от импорта. В 1724 вели покровительственный таможенный тариф – высокие пошлины на иностранные товары, которые могли изготовлять российские предприятия. На мануфактурах широко применялся труд наемных рабочих, однако труд принудительный получал все большее значение, появились так называемые приписные крестьяне, которые были приписаны к заводам и были вынуждены там работать.

Произошли изменения и в сельском хозяйстве. Расширились посевные площади, улучшились орудия труда. Появись посевные площади на юге, Среднем Поволжье, Сибири.

В сословном строе также произошли изменения. Появился новый слой – рабочие, трудящиеся на заводах и мануфактурах, они не имели права участия выборах представителей городского самоуправления.

Согласно реформам Петра посадским населением управляли Ратуша в столице и земские избы на местах. Позже появился Главный магистрат. Шляхетство, как стали теперь называть дворян, было главным объектом забот и пожалований Петра. При Петре изменился состав дворянства. В его ряды воли по служебным заслугам и царскому жалованию многие выходцы из других сословий. На смену старому делению на чины появилось новое. Оно было окончательно закреплено в Табели о рангах (1722), новый закон распределили службу на гражданскую и военную, в обеих было по 14 классов или рангов.

 

18. Реформы Петра в сфере культуры, науки, образования и быта

Пётр I изменил начало летоисчисления с так называемой византийской эры («от сотворения Адама») на «от Рождества Христова». 7208 год по византийской эре стал 1700 годом от Рождества Христова. Однако эта реформа не затронула юлианский календарь как таковой — изменились только номера годов.

После возвращения из Великого посольства Пётр I повёл борьбу с внешними проявлениями устаревшего образа жизни (наиболее известен запрет на бороды), но не менее обращал внимание на приобщение дворянства к образованию и светской европеизированной культуре. Стали появляться светские учебные заведения, основана первая русская газета, появляются переводы многих книг на русский. Успех по службе Пётр поставил для дворян в зависимость от образования.

При Петре в 1703 появилась первая книга на русском языке с арабскими цифрами. До того числа обозначались буквами с титлами (волнообразными линиями). В 1710 Пётр утвердил новый алфавит с упрощённым начертанием. Петром созданы новые типографии, в которых за 1700—1725 напечатано 1312 наименований книг (в два раза больше, чем за всю предыдущую историю русского книгопечатания). Благодаря подьему книгопечатания потребление бумаги выросло с 4-8 тысяч листов в конце XVII века, до 50 тысяч листов в 1719 году. Произошли изменения в русском языке, в который вошли 4. 5 тысячи новых слов, заимствованых из европейских языков..

В 1724 Пётр утвердил устав организуемой Академии наук (открылась в 1725 после его смерти).

Особое значение имело строительство каменного Петербурга, в котором принимали участие иностранные архитекторы и которое осуществлялось по разработанному царём плану. Им создавалась новая городская среда с незнакомыми прежде формами быта и времяпрепровождения (театр, маскарады). Изменилось внутреннее убранство домов, уклад жизни, состав питания и пр.

Специальным указом царя в 1718 были введены ассамблеи, представлявшие новую для России форму общения между людьми. На ассамблеях дворяне танцевали и свободно общались, в отличие от прежних застолий и пиров. Таким образом, знатные женщины смогли впервые приобщиться к культурному досугу и общественной жизни.

Реформы, проведённые Петром I, затронули не только политику, экономику, но также искусство. Петр приглашал иностранных художников в Россию и одновременно посылал талантливых молодых людей обучаться «художествам» за границу, в основном в Голландию и Италию. Во второй четверти XVIII в. «петровские пенсионеры» стали возвращаться в Россию, привозя с собой новый художественный опыт и приобретённое мастерство.

Постепенно в правящей среде складывалась иная система ценностей, мировосприятия, эстетических представлений.

Образование Петр ясно сознавал необходимость просвещения, и предпринял с этой целью ряд решительных мер. 14 января 1700 года в Москве была открыта школа математических и навигационных наук. В 1701—1721 были открыты артиллерийская, инженерная и медицинская школы в Москве, инженерная школа и морская академия в Петербурге, горные школы при Олонецких и Уральских заводах. В 1705 была открыта первая в России гимназия. Целям массового образования должны были служить созданные указом 1714 года цифирные школы в провинциальных городах, призванные «детей всякого чина учить грамоте, цифири и геометрии». Предполагалось создать по две такие школы в каждой губернии, где обучение должно было быть бесплатным. Для солдатских детей были открыты гарнизонные школы, для подготовки священников создана сеть духовных школ 1721.

По оценке ганноверца Вебера, за время правления Петра несколько тысяч россиян были отправлены учиться за границу.

Указами Петра было введено обязательное обучение дворян и духовенства, но аналогичная мера для городского населения встретила яростное сопротивление и была отменена. Попытка Петра создать всесословную начальную школу не удалась (создание сети школ после его смерти прекратилось, большинство цифирных школ при его преемниках закрылись), но тем не менее в его царствование были заложены основы для распространения образования в России.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...