Глава XXIII. О государственных служителях верховной власти
[Органическими частями государства]… являются государственные служители [т. е. те], кому суверен… поручает известный круг дел с полномочиями представлять в нем лицо государства. И так как каждый человек или собрание, обладающие верховной властью, представляют два лица… одно – естественное, а другое – политическое… то государственными служителями являются не те, кто служит носителю верховной власти в его естественном качестве, а лишь те, кто служит суверену для управления государственными делами… Некоторым из государственных служителей поручается общее управление или всем государством, или лишь частью его… Другие… ведают… специальным кругом дел внутри страны или за границей… Служителями верховной власти являются… те, кто имеет полномочия учить или делать других способными учить людей их обязанностям по отношению к верховной власти и наставлять их в отношении того, что справедливо и что несправедливо…. Те, кому поручено судопроизводство, ибо в своем судейском кресле они представляют лицо суверена и их приговор есть его приговор… И так как споры бывают… в отношении факта и в отношении закона, то одни судебные решения касаются фактов, другие – законов, и, следовательно, в одной и той же тяжбе могут быть два судьи, из которых один решает проблему факта, а другой – проблему закона. По поводу обоих этих споров может возникнуть спор между одной из тяжущихся сторон и судьей. А так как и стороны, и судья являются подданными суверена, то беспристрастное решение их спора должно быть предоставлено людям, выбранным по взаимному соглашению, ибо никто не может быть судьей в собственном деле. Но суверен уже выбран судьей с согласия их обоих, а поэтому он или сам должен слушать и решать это дело, или же должен назначить судьей человека, который устроит обе спорящие стороны… Государственными служителями являются также те, кто имеют полномочия от суверена заботиться о приведении в исполнение судебных решений, обнародовать повеление суверена, подавлять беспорядки, арестовывать и заключать в тюрьму преступников, а также совершать другие акты, имеющие целью сохранение мира…
Глава XXIV. О ПИТАНИИ ГОСУДАРСТВА И О ПРОИЗВЕДЕНИИ ИМ ПОТОМСТВА …Питание государства состоит в изобилии и распределении предметов, необходимых для жизни, в их варении или приготовлении и (когда они готовы) отправке их по соответствующим каналам для общественного потребления… Изобилие… от природы ограничено теми продуктами (commodities) земли и моря… которые Бог или безвозмездно дает роду человеческому, или же продает ему за его труд. [Они заключаются]… в животных, растениях и минералах, Бог свободно положил [их] перед нами на поверхность или вблизи поверхности земли, так что требуются лишь труд и прилежание, чтобы получить их… Эти предметы, называемые обычно товарами (commodities), бывают частью местными и частью заграничными... [т. е. ввозимыми извне в порядке обмена на излишки местных товаров]. Труд человека тоже является товаром, который можно с большой пользой обменить точно так же, как и всякую другую вещь… Распределение предметов этого питания есть установление моего, твоего и его, т. е., говоря одним словом, собственности, и оно принадлежит при всех формах правления верховной власти… [Поскольку] введение собственности есть действие государства, которое все, что оно делает, может делать лишь через то лицо, которое его представляет, то введение собственности является актом одного лишь суверена… Первый закон этого распределения касается раздела самой земли. Этим законом суверен выделяет каждому определенный удел в соответствии с тем, как он, а не какой-либо подданный или какое-либо число их сочтет сообразным со справедливостью и общим благом… Право собственности подданного на свои земли состоит в праве отказать всем другим подданным в пользовании ими, но не вправе отказать своему суверену… Таккак… для поддержания государства недостаточно, чтобы каждый человек имел собственный участок земли или некоторое количество товаров или обладал природной способностью к какому-нибудь полезному ремеслу… то необходимо, чтобы люди распределили то, что могут сберечь, и взаимно переносили бы собственность друг на друга путем обмена и взаимных договоров. Поэтому дело государства (т. е. суверена) – определить, в какой форме должны быть заключены и при каких словах и знаках должны считаться действительными всякого рода договоры между подданными (как покупка, продажа, обмен, ссуда, заем, сдача и взятие в аренду)…
[При сохранении продуктов для потребления в будущем требуется превращение их]… в нечто равное им по ценности и вместе с тем настолько просто переносимое, чтобы не препятствовать передвижению людей с места на место, дабы человек, где бы он ни был, мог иметь именно то питание, которого требует данное место. Такими вещами являются золото, серебро и деньги. Ибо золото и серебро [имеют свою ценность от их материала и] высоко ценятся почти во всех странах света, являются удобным мерилом ценности всех вещей в сношениях между народами, а деньги (из какого бы материала суверен государства ни чеканил их) являются достаточным мерилом ценности всех вещей в сношениях между подданными данного государства… [хотя они] подвержены изменениям в связи с изменениями законов, так что их стоимость может быть снижена, часто в ущерб тех, кто ими обладает…
Глава XXV. О СОВЕТЕ … Приказание имеется там, где человек говорит делай это или не делай этого, обосновывая это лишь тем, что такова его воля… [т. е. преследуя] этим свою выгоду… Совет имеется там, где человек говорит делай или не делай этого, обосновывая свои слова выгодой, проистекающей от их исполнения для того, кому он это говорит… Поэтому приказание отличается от совета тем, что приказание имеет целью собственное благо, совет – благо другого человека… Человек может быть обязан делать то, что ему приказывают, как, например, в том случае, когда он заключил договор о повиновении, но он не обязан делать то, что ему советуют, ибо неисполнение совета может повредить лишь ему одному… Из природы совета, определяющейся тем благом или вредом, которые могут проистекать для того, кому дается совет… может быть выведена разница между годными и негодными советчиками…
По отношению к личности государства его советники выполняют функции памяти и размышления… Те, которые дают совет представителю государства, могут иметь и часто имеют свои личные цели и страсти, дела-ющие их советы подозрительными и часто предательскими. [Поэтому признак хорошего советчика –] чтобы его цели и интересы не были несовместимы с целями и интересами того, кому он дает совет… Не соответ-ствуют обязанности советчика необдуманные и неясные выводы… темные, путаные и двусмысленные выражения… Человек может считаться хорошим советчиком лишь в таких делах, в которых он не только весьма сведущ, но о которых много думал и которые много раз взвешивал... Человек, который устраивает свои дела при содействии многих и разумных советников, советуясь с каждым из них в отдельности по тем вопросам, по которым соответствующий советник является наиболее компетентным, поступает наиболее разумно... Наилучшим образом поступает также тот, кто пользуется исклю-чительно своим собственным умом… кто совершенно не прибегает к содействию помощников. Но тот, кто ищет совета в своих делах у собрания, решение которого зависит от согласия большинства, каковое решение обычно тормозится из зависти или своекорыстия несогласной частью, поступает наихудшим образом…
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|