Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава XXX. Об обязанностях суверена




Обязанности суверена (будь то монарх или собрание) определяются той целью, ради которой он был облечен верховной властью, а именно целью обеспечения безопасности народа, к чему он обязывается естест-венным законом и за что он отвечает перед Богом, творцом этого закона и ни перед кем другим. Но под обеспечением безопасности подразумевается не одно лишь обеспечение безопасности голого существования, но также обеспечение за всяким человеком всех благ жизни, приобретенных законным трудом, безопасным и безвредным для государства.

…Выполнение этой задачи подразумевает не только заботы об отдельных индивидуумах помимо защиты их от обид, когда они на такие жалуются, а общие меры, состоящие в просвещении народа посредством учения и примера и в издании и применении хороших законов, которые отдельные лица могли бы применить в обстоятельствах своей жизни.

…Так как упразднение существенных прав верховной власти… повлекло бы за собой распад государства и возвращение каждого человека к состоянию и бедствиям войны всех против всех… то обязанность суверена – удержать за собой эти права в полном объеме… Суверен поступает… против долга, уступая другому или отрекаясь от какого-нибудь из этих прав… Суверен… поступает против долга, если он оставляет народ в неведении или полузнании об основах и смысле этих его существенных прав, так как вследствие этого люди могут поддаться соблазну и подстрекательству и оказывать противодействие суверену именно тогда, когда интересы государства требовали бы использования и осуществления этих прав…

Время и человеческое трудолюбие рождают каждый день новое знание… Много времени спустя, после того как люди начали создавать несовершенные и подверженные возврату в беспорядочное состояние государства, могут быть прилежным размышлением найдены принципы разума, применение которых сделало бы существование государства долговечным (если только оно не подвергнется насилию извне). И это именно те принципы, которые я изложил в настоящем трактате… Но если мы предположим, что [они] …не являются принципами разума, то я… уверен, что они являются принципами, имеющими за собой авторитет Писания…

Говорят еще, что, хотя эти принципы правильны, однако простой народ не обладает в достаточной степени умственными способностями, чтобы его можно было просветить на их счет… Но все знают, что помехой признанию этого рода учения служат не трудности его содержания, а интересы тех, кто должен им проникнуться [т. е. сильных людей, противящихся установлению власти, обуздывающей их страсти, и ученых людей, опасающихся умаления их авторитета]… между тем как умы простых людей, если они не зависят от сильных и не запуганы мнениями ученых, представляют собой чистую бумагу, способную воспринимать все, что государственная власть запечатлеет на ней… Долг суверена заставить просвещать народ относительно этих прав: этого требует не только его долг, но и интересы его блага и безопасности, ибо лишь так он может предотвратить опасность, которая грозит ему лично от восстания…

Народ следует просвещать насчет того… что он не должен увлекаться формами управления соседних народов больше, чем своей формой правления, и что он не должен стремиться к изменению последней, какое бы благоденствие он ни наблюдал у народов, управляемых иначе, чем он. Ибо благоденствие народа, управляемого аристократическим или демократическим собранием, обусловлено не формой правления, а послушанием и согласием подданных, и в монархии народ процветает не потому, что право управления им принадлежит одному человеку, а потому, что народ повинуется этому человеку. Устраните в каком-либо государстве послушание народа, следовательно, и его внутреннее согласие, и народ не только не будет процветать, но в короткое время погибнет… [Следует… внушать народу, что он не должен]… отдавать предпочтение какому-либо популярному лицу в противовес суверену… и не спорить с верховной властью…

Время от времени… [народ должен послушать] тех, кто назначен просвещать его, – ввиду этого необходимо, чтобы было установлено время, когда народ мог бы собираться и по вознесении молитв и хвалы Богу – царю царей слушать поучение о своих обязанностях, а также чтение и толкование положительных законов, поскольку они касаются всех подданных, и напоминание о той власти, благодаря авторитету которой они становятся законами… Каждый суверен обязан… заботиться о том, чтобы народ учили справедливости… т. е. о том, чтобы людям было внушено не отнимать у своих соседей насилием и хитростью то, что принадлежит тем на основании права, признанного сувереном…

Просвещение людей всецело зависит от правильной постановки обучения юношества в университетах… Тот факт, что многие учения, направленные против верховной власти короля, поддерживаются столькими проповедниками, юристами и другими людьми, получившими свое образование в университетах, достаточно ясно свидетельствует о том, что хотя университеты и не были творцами этих ложных доктрин, но они не сумели внушить своим питомцам истинных учений…

Безопасность народа требует… от того или тех, кто имеет верховную власть, чтобы справедливость была в одинаковой мере соблюдена по отношению к людям всех состояний, т. е. чтобы как богатые и высоко-поставленные, так и бедные и незаметные люди могли одинаково найти управу против чинимых им обид и знатный человек, учиняя насилие, нанося бесчестье или какую-нибудь другую обиду человеку низшего состояния, имел бы не большую надежду на безнаказанность, чем человек низкого состояния, совершивший то же самое по отношению к знатному человеку. Ибо в этом заключается принцип нелицеприятия, которому как естественному закону суверен подчинен так же, как последний из его подданных… К равной справедливости относится… равномерное налогообложение, равенство которого зависит не от равенства богатства, а от равенства долга всякого человека государству за свою защиту… Равенство обложения определяется скорее равенством потребления, чем богатством… Когда… налогами облагается то, что люди потребляют, тогда всякий платит соразмерно своему потреблению и государство не терпит убытка от расточительности частных лиц…

Если многие люди вследствие неотвратимых случайностей сделались неспособными поддерживать себя своим трудом, то они не должны быть предоставлены частной благотворительности, а самое необходимое для существования должно быть им обеспечено законами государства… Физически сильных людей… надо заставить работать, а чтобы они не могли отговариваться отсутствием работы, необходимо поощрять всякого рода промыслы… судоходство, земледелие, рыболовство и все отрасли промышленности, требующие рабочих рук. Если же масса бедных, но сильных людей продолжает расти, то они должны быть переселены в еще недостаточно заселенные страны… А когда весь мир окажется перенаселенным, тогда… – война, [дающая]… всякому человеку… победу или смерть…

Суверен должен заботиться об издании хороших [т. е. справедливых] законов… ибо никакой закон не может быть несправедливым… Хороший закон – это тот, который необходим для блага народа и одновременно общепонятен … Задача законов, которые являются лишь установленными верховной властью правилами, состоит не в том, чтобы удержать людей от всяких произвольных действий, а в том, чтобы дать такое направление их движению, при котором они не навредили бы самим себе своими собствен-ными необузданными желаниями, опрометчивостью и неосторожностью… Слаб тот суверен, который имеет слабых подданных, слаб тот народ, суверен которого не имеет власти, чтобы управлять им по своей воле… Понятность закона зависит не столько от изложения самого закона, сколько от объяснения причин и мотивов его издания… [т. е.] намерения законодателя… тогда легче понять закон, изложенный кратко, а не многословно…

На обязанности суверена лежит… правильное применение наказаний и вознаграждений… Целью наказания являются не месть и излияние гнева, а исправление как самого преступника, так и других людей на его приме-ре… наиболее суровые наказания должны… налагаться за преступления, наиболее опасные для государства… Награждать [надо] всегда так, чтобы это имело благодетельные последствия для государства, [т. е.]… люди, хорошо и с минимальными затратами общественных средств послужившие государству, так хорошо награждаются, что этим создается для других стимул честно и верно служить государству и приобретать те знания, которые сделали бы их способными служить еще лучше…

Заботе суверена подлежит… выбор хороших советников… советом которых он должен пользоваться при управлении государством… Не может идти речь о выборе совета ни при демократии, ни при аристократии… [где] советники являются членами того лица, которому советы даются. Поэтому о подборе советников речь может идти лишь в монархии… Наиболее при-годными являются те… которые меньше всего могут надеяться на получение выгоды от плохого совета и которые наиболее сведущи в вопроcах, имеющих отношение к миру и защите государства… Лучший совет в делах, касающихся… тех удобств и благ, которые подданные могут получить благодаря законам, регулирующим внутренние отношения государства, может быть почерпнут из обычных сообщений и жалоб людей каждой провинции… требования которых… если только они не клонятся к умалению верховной власти, должны быть серьезно приняты во внимание, ибо без этих существенных прав… государство вообще не может существовать…

Безопасность народа требует… чтобы те, кому суверен поручает свои армии, были одновременно хорошими полководцами и верными подданными. Если же суверен сам популярен, т. е. пользуется уважением и любовью своего народа, тогда популярность какого-нибудь подданного не представляет никакой опасности…

Источник. Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского. / Гоббс Т. Соч. В 2 т. М., 1991. Т. 2. С. 6–275.

s Исходя из контекста работы Т. Гоббса «Левиафан», проведите ее максимально возможный анализ и выполните следующие задания для размышлений и обсуждений:

1. Найдите в тексте все высказывания Т. Гоббса о сущности естественного состояния и дайте максимально полное его описание.

2. Почему в естественном состоянии, по «Левиафану» идет война всех против всех? Выделите и обоснуйте полный спектр соответствующих причин.

3. Что понимается автором под справедливостью и несправедливостью? Для чего ему необходимы эти понятия? Почему, по его мнению, эти сущности появляются лишь в гражданском обществе? Свою позицию аргументируйте.

4. В чем, по Т. Гоббсу, заключается природа справедливости? Объясните, почему справедливость является правилом разума.

5. Что понимается Т. Гоббсом под истинным разумом? Объясните, для чего ему необходимо это понятие.

6. В чем, по «Левиафану», состоит предписание, или общее правило, разума? Какую функцию оно выполняет в дальнейших рассуждениях автора?

7. В чем, по «Левиафану», состоит сущность таких понятий, как право и закон? Как они различаются между собой? Почему необходимо это различение?

8. Что является, по «Левиафану», основанием естественного права? В чем заключается содержание последнего? Каким образом оно аргументировано?

9. В чем состоит, по Т. Гоббсу, первый и основной естественный закон? Какую функцию он выполняет во всех дальнейших рассуждениях автора?

10. В каком соотношении между собой состоят, по «Левиафану», понятия естественное право и первый и основной естественный закон? С какой целью введено различение между ними?

11. В чем заключается содержание второго естественного закона? Из какого основания он выведен автором? Какую функцию в его дальнейших рассуждениях выполняет этот закон?

12. Почему первый и второй естественные законы рассматриваются в «Левиафане» особо? Каким образом они соотносятся друг с другом? Почему именно они легли в основание остальных естественных законов?

13. Т. Гоббс устанавливает 17 производных естественных законов. Выделите те основные проблемы, которые регулируются ими, и сгруппируйте законы по этим проблемам. Определите, в каком взаимоотношении находятся соответствующие законы внутри таких проблемных групп. Свою позицию аргументируйте.

14. В чем заключаются, по «Левиафану», основные общие характеристики естественных законов? Почему эти законы неизменны и вечны?

15. В чем состоит по теории Т. Гоббса содержание того правила, которое облегчает рассмотрение естественных законов? Почему именно в этом правиле сконцентрирована вся сущность естественных законов? Почему по его мнению е стественный закон совпадает с законом моральным?

16. В чем заключается разница между используемыми в «Левифане» понятиями добро и зло? В каком соотношении между собой они находятся? Для чего автору необходимо это различение? В чем состоит смысл введения этих понятий?

17. Объясните, на каком основании Т. Гоббс утверждает, что наука об естественных законах является истинной моральной философией.

18. Установите те права, которыми, согласно «Левиафану, человек наделен от природы и которые неотъемлемы от него настолько, что он не может ни отказаться от них, ни перенести их на кого-либо. На базе какой общей основы концентрируется этот круг прав? Свою позицию аргументируйте.

19. Почему, по Т. Гоббсу, естественные законы недостаточны для сохранения мира и безопасности людей? Какими доводами обосновывает он необходимость для этого принудительной власти?

20. В чем заключается разница между понятиями договор и соглашение? В каком соотношении между собой они находятся? Для чего автору необходимо это различение? Свою позицию обоснуйте.

21. Почему Т. Гоббсом предусмотрена возможность добровольного отказа людей от каких-то присущих им естественных прав? В чем заключается сущность такого отказа? Какую цель он должен преследовать?

22. Т. Гоббс неоднократно говорит о возможности переноса человеком каких-то элементов своих прав на другого. В чем состоит сущность этого переноса? Для каких целей ему необходима концепция переноса прав, в чем состоит ее функция в политической теории автора? Свое мнение аргументируйте.

23. В чем заключается разница между понятиями лицо и личность? В каком соотношении между собой они находятся? Для чего автору необходимо это различение? Свою позицию обоснуйте.

24. В чем заключается разница между понятиями личность естественная и личность искусственная? В каком соотношении между собой они находятся? Для чего автору необходимо это различение? Свою позицию обоснуйте.

25. В чем заключается разница между понятиями представитель, доверитель, полномочие? В каком соотношении между собой они находятся? Для чего автору необходимо это различение? Свою позицию обоснуйте.

26. Каким образом Т. Гоббс объясняет происхождение государства? Выделите основную причину и цель этого. Установите, какой спектр функций выполняет, по «Левиафану» государство в обществе.

27. Т. Гоббс определяет государство как одно гражданское лицо. В чем заключается, по вашему мнению, суть данного определения? Какую функцию оно несет в политической теории автора?

28 Т. Гоббс определяет государство как искусственного человека. В чем заключается, по вашему мнению, суть данного определения? Какую функцию оно несет в политической теории автора? Какие параллели проводит он между природным человеком и искусственным человеком? Определите критерии сравнения и составьте сравнительную таблицу по следующей форме:

 

Критерии сравнения Природный человек Искусственный человек
     
     
     
     

 

29. Что, по мнению Т. Гоббса, является источником гражданских законов? Почему государство, с его точки зрения, не связано гражданскими законами?

 

30. По характеру возникновения конкретных государств Т. Гоббс разделяет их на два типа: государства, основанные на установлении, и государства, основанные на приобретении. В чем состоит коренное отличие этих типов друг от друга? Для чего автору необходимо это различение? В чем состоит сходство этих типов государств? Определите критерии сравнения и составьте сравнительную таблицу сходств и различий этих типов государств по следующей форме:

 

Критерии сравнения Государства, основанные на установлении Государства, основанные на приобретении
     
     
     

 

31. Государство, основанное на установлении, Т. Гоббс определяет еще как политическое государство. В чем состоит смысловая нагрузка этого определения?

32. Кому, по мнению Т. Гоббса, может быть вручена верховная власть? Что является источником этой власти? Каковы возможные пути достижения этой власти? В чем состоит цель учреждения верховной власти?

33. В чем заключается разница между понятиями суверен и суверенитет? В каком соотношении между собой они находятся? Для чего автору необходимо это различение? В чем состоит смысл введения этих понятий?

34. Какими признаками в «Левиафане» характеризуется верховная власть? Почему эта власть не связана ни гражданским законом, ни кем-либо из граждан?

35. Какие права, по теории Т. Гоббса, образуют сущность верховной власти? Объясните, почему им выделяется именно этот комплекс прав. Почему эти права «непередаваемы и неделимы»? Свою позицию аргументируйте.

36. Каковы, по «Левиафану», обязанности тех, кто осуществляет верховную власть? Обоснуйте, почему именно эти позиции выделяются автором?

37. Установите, в каком соотношении между собой находятся понятия суверен и верховная власть. Почему в «Левиафане» параллельно используются оба эти понятия? Свое мнение аргументируйте.

38. Т. Гоббс отмечает двойственность природы суверена, одновременно являющегося лицом политическим – носителем лица народа и лицом естественным – носителем своего собственного естественного лица. Для чего делается это раз-деление? К каким возможным последствиям оно ведет? Почему и как это должно учитываться при рассмотрении структуры и функционирования государства?

39. Что, по мысли Т. Гоббса, делает верховную власть в государстве способной направлять волю всех людей к внутреннему миру и к взаимной помощи против внешних врагов? Почему она пользуется огромной, сосредоточенной в ней силой и властью? Из какого источника произошло это сосредоточение?

40. Т. Гоббс выделяет в структуре верховной власти следующие составляющие: законодательная власть, исполнительная власть, судебная власть. Установите и объясните по тексту «Левиафана» прерогативы и компетенцию каждой из них.

41. Т. Гоббс выступает против концепции разделения властей. Какими аргументами он это обосновывает? Какую роль это неприятие играет во всей политической теории автора?

42. Т. Гоббс неоднократно упоминает о необходимости управления в обществе и его структурах по воле большинства. В чем политический смысл этого тезиса? Свою позицию обоснуйте.

43. Какой критерий и почему используется Т. Гоббсом для различения форм государства? Какие формы государства им выделяются и чем они отличаются друг от друга по этому критерию?

44. Выделите критерии сравнения и в соответствии с ними определите по тексту документа достоинства и недостатки отдельных форм правления по следующей схеме:

 

Критерии сравнения Демократия Аристократия Монархия
       
       
       

 

45. В чем видит Т. Гоббс преимущества монархической формы правления в отличие от двух других? Почему особое предпочтение он отдает абсолютной монархии? Почему, по его мнению, подданные монарха не могут без его разрешения свергнуть монархию? Свою позицию аргументируйте.

46. В чем заключается разница между понятиями гражданское общество и государство? В каком соотношении между собой они находятся? Для чего автору необходимо это различение? В чем состоит смысл введения этих понятий?

47. В чем заключается разница между понятиями гражданин и подданный? В каком соотношении между собой они находятся? Для чего автору необходимо это различение? Объясните, почему автор на протяжении всего текста параллельно использует оба эти термина. Определите критерии сравнения и составьте сравнительную таблицу по следующей форме:

 

Критерии сравнения Гражданин Подданный
     
     
     

 

48. В «Левиафане» оговариваются права как суверена, так и подданных. Установите, что является источником этих прав. Выделите полный спектр этих прав. Определите критерии сравнения и составьте сравнительную таблицу по следующей форме:

Критерии сравнения Права суверена Права подданных
     
     
     

49. В «Левиафане» оговариваются обязанности как суверена, так и подданных. Установите, что является источником этих обязанностей. Выделите полный спектр этих обязанностей. Определите критерии сравнения и составьте сравнительную таблицу по следующей форме:

 

Критерии сравнения Обязанности суверена Обязанности подданных
     
     
     

 

50. Выделите по тексту «Левиафана» те места, в которых говорится об особенностях функционирования верховной власти в форме верховного собрания. Объясните, почему автор выделил именно эти особенности.

51. Установите, от чего зависит, по Т. Гоббсу, благоденствие народа в государстве независимо от формы правления. Какие следствия выводит автор из этого умозаключения?

52. Установите из теории Т. Гоббса те аргументы, которые приводят его к суждению: «Слаб тот суверен, который имеет слабых подданных, слаб тот народ, суверен которого не имеет власти, чтобы управлять им по своей воле».

53. Что необходимо, по Т. Гоббсу, для благосостояния граждан? Какова в этом роль государства и его правителей?

54 Установите комплекс факторов, необходимых, по Т. Гоббсу, для обеспечения безопасности народа. Какова в этом роль государства и его правителей?

55. Установите, без каких существенных прав подданных, по «Левиафану», государство вообще не может существовать. Какими аргументами это обосновывается? Какова роль этих прав в общей теории Т. Гоббса?

56. Дайте максимально полное описание представлений Т. Гоббса о государстве по следующим пунктам: происхождение, сущность, разновидности, свобода, права и обязанности.

57. Дайте максимально полное описание представлений Т. Гоббса о суверене по следующим пунктам: происхождение, сущность, разновидности, свобода, права и обязанности.

58. Дайте максимально полное описание представлений Т. Гоббса о подданных по следующим пунктам: происхождение, сущность, свобода, права и обязанности.

59. Сделайте сравнительную таблицу представлений Т. Гоббса о государстве, суверене, подданном по следующей форме:

 

Критерии сравнения Государство Суверен Подданный
Происхождение      
Сущность      
Разновидности      
Свободы      
Права      
Обязанности      

 

60. Найдите в тексте все высказывания Т. Гоббса о сущности свободы человека в естественном и гражданском состоянии. Какими характеристиками отличается свобода человека в гражданском состоянии от его свободы в естественном состоянии? Выделите критерии сравнения и составьте сравнительную таблицу по следующей форме:

 

Критерии сравнения Свобода человека в естественном состоянии Свобода человека в гражданском состоянии
     
     
     

 

61. Какие условия выдвигаются Т. Гоббсом для сохранения мира между людьми? Почему им выделяются именно эти условия? Свое мнение обоснуйте.

62. Т. Гоббс выделяет ряд факторов, опасных с его точки зрения для сохранения гражданского общества. Почему им выделены именно эти тезисы? В чем их политический смысл?

63. Т. Гоббс выделяет ряд, факторов ведущих с его точки зрения к мятежу и разрушению государства. Почему им выделены именно эти позиции? В чем их политический смысл?

64. Одни из этих тезисов и позиций касаются верховной власти, другие – отдельных граждан. Распределите соответствующие суждения по этим двум группам и установите их взаимозависимость внутри каждой группы.

65. Почему, по «Левиафану, необходимы меры к созданию искусственной вечности жизни? В чем состоит сущность этого? Каким образом это применимо к государству?

66. Каким образом осуществляется наследование верховной власти в различных формах государств? Почему право наследования всегда принадлежит царствующему суверену?

67. Найдите в разных местах текста все различия между естественным состоянием и гражданским. Свое мнение аргументируйте. Выделите критерии сравнения и составьте сравнительную таблицу по следующей форме:

 

Критерии сравнения Естественное состояние Гражданское состояние
     
     
     

 

68. Т. Гоббс вводит понятие о частях государства, подразделяя их на сходные и органические. Установите, в чем состоит содержание каждой из этих частей государства и чем они отличаются друг от друга. Какую функцию несет в теории автора это различение?

69. В чем заключается разница между используемыми в «Левифане» понятиями упорядоченная группа людей и неупорядоченная группа людей? В каком соотношении между собой они находятся? Для чего автору необходимо это различение? В чем состоит смысл введения этих понятий?

70. В чем заключается разница между используемыми в «Левифане» понятиями подвластная политическая группа людей и подвластная частная группа людей? В каком соотношении между собой они находятся? Для чего автору необходимо это различение? В чем состоит смысл введения этих понятий?

71. В чем заключается разница между используемыми в «Левифане» понятиями законная группа людей и противозаконная группа людей? В каком соотношении между собой они находятся? Для чего автору необходимо это различение? В чем состоит смысл введения этих понятий?

72. В чем заключается разница между используемыми в «Левифане» понятиями народ, толпа, скопление людей? В каком соотношении между собой они находятся? Для чего автору необходимо это различение? В чем состоит смысл введения этих понятий?

73.Т. Гоббс утверждает, что из упорядоченных групп абсолютными и независимыми являются лишь государства. Подтвердите этот тезис соответствующими местами «Левиафана».

74. Объясните, почему, по Т. Гоббсу, государственные служители являются органической частью государства. Какие отрасли государственной деятельности, по мысли автора, могут быть поручены государственным служителям?

75. Объясните, почему государственные служители по их кругу дел полномочны представлять лицо государства.
В каких субординационных отношениях находятся между собой суверен и государственные служители?

76. Объясните, почему по Т. Гоббсу верховная власть государства нуждается в советах и соответственно в особой категории людей – советниках. Какими качествами должны отличаться «хорошие советы»?

77. Объясните, почему автор рекомендует суверену пользоваться услугами разных советчиков, а еще лучше – исключительно своим собственным умом.

78. В чем, по «Левиафану, заключаются функции советников? Какими качествами должны обладать хорошие советники? Объясните, почему выделены именно эти качества.

79. В чем заключается разница между используемыми в «Левифане» понятиями приказание и совет? В каком соотношении между собой они находятся? Для чего автору необходимо это различение? В чем состоит смысл введения этих понятий?

80. Найдите в тексте все высказывания Т. Гоббса о сущности законов. В чем состоит природа законов? В каком случае все они нуждаются в толковании? В чем состоит задача законов? Какими качествами должен обладать хороший закон?

81. В чем заключается разница между используемыми в «Левифане» понятиями приказание, совет, закон? В каком соотношении между собой они находятся? Для чего автору необходимо это различение? В чем состоит смысл введения этих понятий? Почему они отличаются разной ориентированностью?

82. В чем заключается разница между используемыми в «Левифане» понятиями законы естественные и законы положительные? В каком соотношении между собой они находятся? Для чего автору необходимо это различение? В чем состоит смысл введения этих понятий?

83. В чем заключается разница между используемыми в «Левифане» понятиями законы божественные и законы человеческие? В каком соотношении между собой они находятся? Для чего автору необходимо это различение? В чем состоит смысл введения этих понятий?

84. В чем заключается разница между используемыми в «Левифане» понятиями законы распределительные и законы карательные? В каком соотношении между собой они находятся? Для чего автору необходимо это различение? В чем состоит смысл введения этих понятий?

85. В чем заключается разница между используемыми в «Левифане» понятиями законы основные и законы неосновные? В каком соотношении между собой они находятся? Для чего автору необходимо это различение? В чем состоит смысл введения этих понятий?

86. Какими характеристиками отличаются гражданские законы от естественных? Выделите критерии сравнения и составьте сравнительную таблицу по следующей форме:

 

Критерии сравнения Естественные законы Гражданские законы
     
     
     
     

 

87. В чем заключается разница между используемыми в «Левифане» понятиями государство, законодатель, суверен? В каком соотношении между собой они находятся? Для чего автору необходимо это различение? В чем состоит смысл введения этих понятий?

88. Почему Т. Гоббс полагает, что «хороший закон – это тот, который необходим для блага народа»?Что понимается им под благом народа? В чем состоит политический смысл этого тезиса? Свою позицию аргументируйте.

89. Установите по всему тексту документа, какое содержание вкладывает Т. Гоббс в понятие собственность. Как обстоит дело с собственностью в естественном и гражданском состояниях? Когда и кем создается собственность? При каких условиях, кем и как она гарантируется? Свое мнение аргументируйте.

90. В чем заключается разница между используемыми в «Левифане» понятиями право естественное и право гражданское? В каком соотношении между собой они находятся? Для чего автору необходимо это различение? В чем состоит смысл введения этих понятий?

91. В чем заключается разница между используемыми в «Левифане» понятиями грех и преступлание? В каком соотношении между собой они находятся? Для чего автору необходимо это различение? В чем состоит смысл введения этих понятий?

92. В чем заключается разница между используемыми в «Левифане» понятиями наказание и вознаграждение? В каком соотношении между собой они находятся? Для чего автору необходимо это различение? В чем состоит смысл введения этих понятий?

93. В чем заключается разница между используемыми в «Левифане» понятиями преступление, наказание, зло? В каком соотношении между собой они находятся? Для чего автору необходимо это различение? В чем состоит смысл введения этих понятий?

94. В каком соотношении между собой находятся используемые в «Левифане» понятия гражданский закон и преступление? В каких случаях и почему перестают существовать преступления?

95. Установите, в чем заключаются по теории Т. Гоббса социальные функции наказания и вознаграждения. В чем состоит общность и различие этих функций?

96. Выделите те рассуждения в «Левиафане», которые касаются судебной власти и судопроизводства. Какими аргументами обосновывает автор необходимость независимого арбитра в спорах между людьми? Какие особенности судебного процесса и почему специально оговаривются автором?

97. Установите, от кого судья получает свои полномочия. Объясните почему он в своем лице представляет лицо суверена. Какими качествами, по Т. Гоббсу, должен обладать хороший судья? В каких ситуациях и почему судья выступает
в качестве толкователя любых законов?

98. Установите, какова роль просвещения народа в политической теории Т. Гоббса. Почему им придается этому такое большое значение? В чьи функции входит основная забота о просвещении народа? По каким направлениям, прежде всего, это просвещение должно осуществляться? Свою позицию аргументируйте.

99. В чем заключается разница между используемыми в «Левифане» понятиями равенство и неравенство? В каком соотношении между собой они находятся? Для чего автору необходимо это различение? В чем состоит смысл введения этих понятий?

100. В каком отношении по теории Т. Гоббса природа создала людей равными? Какие следствия и почему из этого вытекают? Объясните, почему автор формулирует специальный естественный закон, гласящий: «каждый человек должен признать других равными себе от природы».

101. Почему по теории Т. Гоббса безопасность народа требует равной справедливости? На какие ситуации это равенство распространяется?

102. В чем заключается разница между используемыми в «Левифане» понятиями свобода, обязательство, необходимость? В каком соотношении между собой они находятся? Для чего автору необходимо это различение? В чем состоит смысл введения этих понятий?

103. Подтвердите или опровергните следующее суждение К. Маркса: «У Гоббса труд тоже – единственный источник всякого богатства, если не считать тех даров природы, которые существуют в годной для немедленного потребления форме» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 26. Ч. 1. С. 368).

104. Докажите или опровергните суждение о том, что в своей политической теории Т. Гоббс исходит из концепции эгоистической природы человека.

105. В своих рассуждениях Т. Гоббс неоднократно использует понятие общество. Выделите по тексту «Левиафана» все места, где употреблен э

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...