Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальная педагогика как отрасль интегративного воспитания




 

   Социальная педагогика - отрасль педагогики, исследующая социальное воспитание в контексте социализации, т. е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях специально для этого созданных, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией (предприятия, воинские части).

   Предмет СП – исследование воспитательных сил общества и способов их актуализации, путей интеграции возможностей общественных, государственных и частных организаций в целях создания условий для развития, духовно-ценностной ориентации и позитивной самореализации человека.

   Социальная педагогика как отрасль знания включает ряд разделов:

   1. Философия социального воспитания разрабатывается на стыке философии, этики, социологии и педагогики. В ней рассматриваются фундаментальные методологические и мировоззренческие вопросы. В частности, даётся трактовка сущности социального воспитания и его задач; на основе определённого понимания образа человека разрабатываются общие подходы к соотношению развития, социализации и воспитания; определяются ценности и принципы социального воспитания и т. д.

   2. Социология социального воспитания исследует социализацию как контекст социального воспитания и социальное воспитание как составную часть социализации. Полученные знания создают возможность поиска путей и способов использования их воспитательных потенций, нивелирования отрицательных и усиления положительных влияний на развитие человека в процессе социализации. А, в целом, знания, полученные социологией социального воспитания, могут стать основой поиска путей интеграции воспитательных сил общества.

   3. Социально-педагогическая виктимология (См. у совр. психологов неоднозначные взгляды на устаревшее понятие «виктимология») исследует те категории людей, которые стали или могут стать жертвами неблагоприятных условий социализации, в ней определяются направления социальной и педагогической помощи им.

   Социальное воспитание понимается как планомерное создание условий для относительно целенаправленного развития и духовно-ценностной ориентации человека в процессе его социализации. Эти условия создаются в процессе взаимодействия социальных, групповых и индивидуальных субъектов в трех тесно взаимосвязанных и в то же время относительно автономных сферах: образовании, организации социального опыта человека, индивидуальной помощи ему.

   4. Теория социального воспитания описывает, объясняет и прогнозирует функционирование социального воспитания, учитывая данные социологии социального воспитания и социально- педагогической виктимологии

   5. Психология социального воспитания на основе социально-психологических характеристик групп и человека, их особенностей на разных возрастных этапах выявляет психологические условия эффективности взаимодействия субъектов социального воспитания.

   Процесс социального воспитания можно представить в виде схемы:

   a. включения человека в систему жизнедеятельности воспитательных организаций,

   b. приобретение и накопление знаний и других элементов социального опыта,

   c. превращение внешних знаний во внутреннее достояние человека, в результате чего происходит преобразование внутренних структур психики человека,

   d. преобразование внутренних структур психики человека в определенное внешнее поведение (действия, высказывания и т. п. ).

   Таким образом, объект социального воспитания — процесс относительно целенаправленного и планомерного развития человека в воспитательных организациях.

   6. Методика социального воспитания отбирает из практики и конструирует новые способы целесообразной организации социального воспитания.

   В ХХ столетии педагогика в целом объективно стала отраслью интегративного знания. Это связано с тем, что именно в ХХ в. получили значительное развитие такие отрасли знаний о человеке и обществе, как психология (в частности возрастная и социальная), этнология, социология и многие другие, данные которых существенно расширили представления об объективных процессах и закономерностях развития человека в социуме. Разрабатывая свой круг проблем, социальной педагогике необходимо широко опираться на историю педагогики, историю воспитания, сравнительную педагогику, дидаскологию.

   Социальная педагогика очень тесно связана с теми отраслями педагогического знания, сферой применения которых являются воспитательные организации различного типа.

   Использование в социальной педагогике идей и данных других наук имеет определенные трудности и издержки. Во-первых, заимствованные идеи и данные не всегда " переварены" для нужд социальной педагогики, не адаптированы к ее предмету, не синтезированы в новое социально-педагогическое знание.

   Во-вторых, некоторые идеи заимствуются в облегченном варианте, а порой фактически фальсифицируются в процессе их приспособления к социально- педагогическим нуждам. И наконец, в-третьих, нередко бывает, что социальная педагогика

оперирует конкретными данными или идеями других наук, которые на самом деле уже устарели. 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...