1.1. Содержание дисциплины и рекомендации по изучению тем
Стр 1 из 5Следующая ⇒
1. 1. Содержание дисциплины и рекомендации по изучению тем РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СТРОЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Тема 1. 1. Предмет, цели, структура учебной дисциплины «Экономический потенциал Российской Федерации» Содержание понятий экономический потенциал, район, таможенная территория, особые экономические зоны, таможенные границы. Предмет, цели, структура учебной дисциплины «Экономический потенциал Россий- ской Федерации». Экономический потенциал страны и его строение. Функциональное, отраслевое и региональное строение экономического потенциала. Экономический потенциал Российской Федерации и другие эконо- мические науки.
Практическое занятие «Предмет, цели, структура учебной дисциплины «Экономический потенциал Российской Федерации» (формы обучения очная и заочная) 1. Предмет, цели и задачи дисциплины. Понятийный аппарат. 2. Экономический потенциал страны - его функциональное, отрасле- вое, региональное строение.
Задания для самостоятельной работы 1. Изучить историю формирования, предмет и задачи дисциплины. 2. Изучить современное административно-территориальное райони- рование России. 3. Усвоить сущность и состав совокупного экономического потен- циала страны.
Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и подготовке к практическому занятию Рассмотрение первого вопроса целесообразно начать с уяснения предмета, целей и задач дисциплины, а также места данной дисциплины в системе экономических наук. Усвоить содержание ключевых терминов
«экономический потенциал», «экономический потенциал региона», «эко-
номический потенциал страны», «совокупный экономический потенциал национальной экономики», «особые экономические зоны». Обратить внимание на особенность изменения административно- политического устройства РФ, в частности, на факты укрупнения регионов РФ в последнее время. На политической карте России показать границы экономических районов РФ, федеральных округов, территорий субъектов РФ. При рассмотрении второго вопроса, являющегося центральным дан- ной темы, нужно прийти к пониманию, что экономический потенциал Рос- сии в рамках изучаемой дисциплины рассматривается через три гносеоло- гические призмы. В частности, анализируется: - функциональное строение экономического потенциала, включаю- щее компоненты: трудовой потенциал, производственный, природно- сырьевой, научно-технический и инновационный, финансовый, инвести- ционный и др.; - отраслевое строение экономического потенциала, в том числе: по- тенциал добывающих, обрабатывающих отраслей промышленности, по- тенциал сельского хозяйства, потенциал непроизводственной сферы; - региональное строение экономического потенциала, включающее потенциал западной макроэкономической зоны России (Северо-Западного, Центрального, Приволжского, Южного и Северо-Кавказского федераль- ных округов), потенциал восточной макроэкономической зоны (Уральско- го, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов).
Контрольные вопросы для самопроверки 1. Определите содержание категории «экономический потенциал страны». 2. Какие компоненты экономического потенциала страны определя- ют природно-сырьевые и трудовые ресурсы? 3. Какие компоненты составляют функциональное строение эконо- мического потенциала? 4. Какие компоненты составляют отраслевое строение экономиче- ского потенциала?
5. Объясните иерархическую структуру регионального строения эко- номического потенциала.
Тема 1. 2. Методология анализа экономического потенциала страны Методология анализа экономического потенциала страны. Характе- ристика методов, используемых при анализе экономического потенциала страны. Методы структурно-функционального анализа. Методы группи-
ровки и сопоставлений экономических явлений. Методы статистического анализа. Методы экономико-математического моделирования. Методы экспертной оценки. Балансовый метод. Картографический метод. Индекс- ный метод. Показатели оценки экономического потенциала страны, региона. Аб- солютные и относительные показатели экономического потенциала.
Практическое занятие «Методология анализа экономического потенциала страны» (формы обучения очная и заочная) 1. Методы анализа экономического потенциала страны. 2. Показатели оценки экономического потенциала страны и региона. Абсолютные и относительные показатели экономического потенциала. 3. Индексный метод исследования динамики показателей экономиче- ского потенциала.
Задания для самостоятельной работы 1. Изучить методы экономического анализа. 2. Изучить практику международных экономических сопоставлений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|