Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Контрольные вопросы для самопроверки




Контрольные вопросы для самопроверки

1. Рассмотрите возрастно-половые гистограммы населения России по данным 3-х последних переписей и выявите основные отличия.

 



2. Что такое трудовые ресурсы? Какова их структура? Что такое эко- номически активное население?

3. Каковы тенденции изменения основных демографических показа- телей в России.

4. Каковы тенденции изменения миграционных потоков в России?

5. Какие факторы влияют на численность населения?

6. Какие меры призваны способствовать снижению смертности, по- вышению рождаемости?

 

Тема 1. 4. Природно-сырьевой потенциал России

Классификация природных ресурсов. Состав минерально-сырьевого потенциала. Топливно-энергетические, металлорудные и неметаллические ресурсы. Количественная, технологическая и экономическая оценка от- дельных видов ресурсов. Категории запасов по степени достоверности их учета.

Особенность размещения минеральных ресурсов. Оценка разведан- ных и прогнозных запасов минеральных ресурсов.

Динамика объемов добычи минеральных ресурсов. Показатели обес- печенности России основными видами минеральных ресурсов. Показатели прироста разведанных запасов ресурсов.

Анализ эффективности использования природно-ресурсного потенциала. Совершенствование экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды. Проблемы природно- ресурсной основы экономического потенциала России.

 

Практическое занятие «Природно-сырьевой потенциал России» (форма обучения очная) – научная дискуссия

1. Классификация природных ресурсов. Состав минерально- сырьевого потенциала.

2. Количественная, технологическая и экономическая оценка отдель- ных ресурсов.

3. Анализ эффективности использования природно-ресурсного по- тенциала.

4. Научная дискуссия по теме: «Эффективность природопользования и перспективы развития добывающих отраслей в Российской Федерации»

Задания для самостоятельной работы

1. По данным литературных источников изучить распределение при- родных ресурсов по регионам России.

2. Изучить общие геологические закономерности размещения минеральных ресурсов различных видов по территории земного шара.

 



Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и подготовке к практическому занятию

При изучении данной темы, прежде всего, необходимо усвоить на- учную классификацию природных ресурсов. К основным критериям вклю- чения тех или иных элементов природы в состав ресурсов относятся тех- ническая возможность и экономическая целесообразность их использова- ния, а также определенный уровень изученности. При этом следует выде- лить три подхода к научной классификации: экономическую классифика- цию (использование ресурсов в основных сферах хозяйства), классифика- цию по принципу исчерпаемости ресурсов и природную классификацию с объединением их в пять групп (минеральные, земельные, водные, биоло- гические и агроклиматические).

Основное внимание при изучении природных ресурсов следует со- средоточить на минеральные ресурсы и, прежде всего, на их классифика- цию и показатели оценки. Экономико-географическая оценка минеральных ресурсов включает три аспекта: количественную оценку отдельных мине- ральных ресурсов, технологическую и экономическую оценки. Наиболее распространенным показателем оценки минеральных ресурсов являются запасы полезных ископаемых в недрах земли, на ее поверхности, на дне водоемов и в поверхностных и подземных водах. Обратить внимание на то, что запасы минеральных ресурсов по своему хозяйственному значению делятся на две группы (балансовые и забалансовые), а по степени досто- верности их учета - разведанные и общие геологические (прогнозные). Среди абсолютных и относительных показателей запасов минеральных ре- сурсов следует выделить показатель обеспеченности России конкретным видом минеральных ресурсов и показатель прироста запасов.

В процессе анализа минерально-сырьевого потенциала необходимо выделить основные проблемные вопросы (истощение многих эксплуати- руемых месторождений полезных ископаемых, высокая степень износа оборудования, использование в добыче старых технологий, сокращение объемов геолого-разведывательных работ и др. ). Особо обратить внимание на существенные потери минеральных ресурсов в процессе их добычи и переработки, а также на эффективность их использования с применением относительных показателей энерго- и электроемкость валового внутренне- го продукта.

 

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Каковы особенности размещения по территории страны топливно- энергетических ресурсов?

2. Каково влияние природных условий на заселение территории, размещения населения и хозяйства России?

 



3. Охарактеризуйте состав и размещение природных ресурсов по территории России. Соответствует ли оно размещению населения и хозяй- ства?

4. Каковы разведанные запасы в России нефти, природного газа, уг- ля, железной руды, бокситов?

5. Оцените обеспеченность России основными видами топливно- энергетических ресурсов.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...