Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и подготовке к практическому занятию




Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и подготовке к практическому занятию

Из множества методов, используемых при анализе экономических явлений, следует обратить внимание, прежде всего на такие как, методы группировки хозяйственных объектов по определенным признакам, мето- ды экономических сопоставлений данных во времени и в региональном разрезе, методы статистического анализа, метод экспертной оценки, мето- ды экономико-математического моделирования, картографический метод, балансовый метод. Внимательно изучить индексный метод, являющийся важным инструментом исследования динамики временных рядов макро- экономических показателей.

При обосновании показателей оценки экономического потенциала страны следует четко уяснить смысл применяемых в мировой практике та- ких индикаторов как, валовой внутренний продукт, национальное богатст- во, общая стоимость страны в абсолютных и относительных величинах. В виду сложности структуры экономического потенциала страны денежная оценка всех его компонентов, представляет собою достаточно непростую задачу, для решения которой следует внимательно изучить опыт междуна- родных экономических сопоставлений и подходы к оценке, применяемые Федеральной службой государственной статистики России. Важнейшими показателями компонентов регионального строения экономического по-

 



тенциала Российской Федерации являются валовой региональный продукт, валовой региональный продукт на душу населения, валовой региональный продукт на одного занятого.

 

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Какие показатели используются для оценки экономического по- тенциала страны и ее отдельного региона?

2. Какие страны мира входят в тройку стран с наибольшим значени- ем валового внутреннего продукта и валового внутреннего продукта на душу населения?

3. Какое место занимает Россия по величине валового внутреннего продукта в международных экономических сопоставлениях?

4. Охарактеризуйте основные методы анализа экономического по- тенциала страны.

 

Тема 1. 3. Трудовой потенциал России

Состав трудовых ресурсов и показатели их оценки. Гистограмма распределения населения по возрасту и полу.

Источники формирования трудовых ресурсов. Естественный прирост населения и миграционное движение. Показатели рождаемости, смертно- сти, естественного прироста.

Миграция населения России. Потоки эмиграции и иммиграции. Сальдо миграционного движения. Регулирование миграционных потоков.

Показатели уровня образования, занятости и безработицы экономи- чески активного населения.

Методики прогнозирования численности населения страны, крупно- го региона. Демографические проблемы России и подходы к их решению.

 

Практическое занятие «Трудовой потенциал России»

(формы обучения очная и заочная) – кейс-задача

1. Состав трудовых ресурсов и показатели их оценки.

2. Источники формирования трудовых ресурсов. Естественный при- рост населения и миграционное движение.

3. Миграция населения России. Потоки эмиграции и иммиграции. Регулирование миграционных потоков. Показатели занятости и безработи- цы экономически активного населения.

4. Методики прогнозирования численности населения страны или крупного региона.

5. Демографические проблемы России и подходы к их решению.

6. Кейс-задача по теме «Прогнозная оценка численности населения, сбалансированность темпов естественного и миграционного прироста на-

 



селения в Российской Федерации» (включает оценку демографических по- казателей Российской Федерации и формирование прогноза численности населения)

 

Задания для самостоятельной работы

1. Изучить результаты переписи населения России за 2000-2014 гг.

2. Изучить состояние международного миграционного движения.

 

Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и подготовке к практическому занятию

Прежде всего, необходимо усвоить такие понятия как, трудовые ре- сурсы, трудоспособное население, экономически активное население, ра- бочая сила. Для чего рассмотреть структуру населения страны или региона по трем возрастным группам, обратив внимание на соотношение числен- ности населения в данных возрастных группах. Выяснив смысл показате- лей замены, пенсионной и демографической нагрузки, следует вниматель- но проанализировать динамику изменения этих показателей за последние 25 … 30 лет.

При подготовке к практическому занятию изучить особенности гис- тограмм распределения населения по возрасту и полу. Сопоставить гисто- граммы распределения населения, соответствующие последним переписям населения России (1989г, 2002г и 2010г). Проанализировать показатели рождаемости, смертности и естественного прироста населения. Обратить внимание на то, что с конца 80-х годов в России резко снижается показа- тель рождаемости, увеличивается показатель смертности, показатель есте- ственного прироста становится отрицательным. При этом численность на- селения России сокращается ежегодно на 900 – 200 тыс. человек.

В связи с обострившимся демографическим кризисом важным во- просом является изучение методов прогнозирования численности населе- ния страны или региона с акцентированием внимания на преимущества и недостатки каждого из них.

При подготовке к пятому вопросу необходимо прежде всего внима- тельно изучить разработанную федеральными органами государственной власти концепцию демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденную Указом Президента Российской Феде- рации от 6 октября 2007 г. № 1351 и последующими документами.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...