Общие и особенные акмеологические факторы развития профессионализма
В разделе, посвященном теоретико-методологическим основаниям акмеологии, было показано, насколько сложными и многогранными с научной точки зрения являются базовые акмеологические категории, такие как «личностно-профессиональное развитие», «профессионализм личности и деятельности», «профессионал», «профессиональная компетентность». Эта сложность затрудняет их аналитические описания, адекватные содержанию. В то же время, как ни парадоксально это звучит, такая сложность открывает огромные исследовательские возможности, потому что факторов детерминации данных свойств личности и ее развития очень и очень много. Действительно, сколь многогранна и сложна сама личность, столь же велико количество факторов, влияющих на ее прогрессивное развитие и самореализацию в профессиональной деятельности. Поэтому в акмеологии широкое распространение получили исследования психологических, акмеологических и иных условий и факторов, способствующих (или препятствующих) прогрессивному личностно-профессиональному развитию. Эти исследования, как правило, ориентированы на концептуальные теоретические схемы или модели, но среди них немало носящих самостоятельный характер, что не снижает их научную ценность. Накопление и обобщение эмпирического материала таких исследований является важной задачей. В то же время значительная часть получаемой информации может непосредственно использоваться при решении практических задач. Остановимся на некоторых результатах таких исследований, иллюстрирующих их практическую значимость. В прикладной акмеологии видное место занимают исследования, направленные на поиск возможностей повышения уровня рефлексивной организации и рефлексивной культуры как факторов развития профессионализма личности*.
* Анисимов О. С. Принятие управленческих решений: методология и технологии. — М: 2002; Пинегина И. М. Развитие рефлексивной культуры практического психолога: Автореф. дис. — Калуга: КГПУ, 1999; Байер И. В. Развитие рефлексивно-инновационного потенциала государственных служащих: Автореф. дис. — М.: РАГС, 1997; Емельянов А. Л. Повышение профессионализма управленческой деятельности. — М.: МААН, 1997 и др.
Важная роль рефлексивных процессов в личностно-профессиональном развитии нами подчеркивалась при обсуждении проблемы становления профессионала и рефлексивной компетентности. Было показано, что уровень развития рефлексивной культуры непосредственно характеризует уровень профессионализма, потому что между ними существуют тесные функциональные связи. Это стало основанием для выявления акмеологических детерминант профессионализма рефлексивного содержания, каковыми являются: • понимание объективного содержания системы требований к профессионализму личности и деятельности; • переход от индивидного к субъектному характеру саморазвития; • трансформация индивидуально-смыслового понимания деятельности и отношений к общественно-культурному; • раскрытие содержания рефлексивных трансформаций в процессе личностно-профессионального развития. Развитие рефлексивной культуры приводит к следующему: • к активизации рефлексивно-инновационного потенциала развивающейся личности; • к переосмыслению ее профессионального опыта;» к повышению готовности к профессиональному творчеству;» к расширению актуального и потенциального полей рефлексии в профессиональной деятельности. Все это позитивно влияет на креативность личности, количество и качество творческих решений и как результат — повышает продуктивность деятельности. Инновационная деятельность рассматривается как необходимое условие профессионализма, потому что прогресс развития невозможен без новаторского поиска, созидания нового, более эффективного. В акмеологических исследованиях выявлены личностные корреляты новаторства, систематизированы и описаны акмеологические методы и технологии инновационной деятельности.
Основными методами развития рефлексивной культуры, как и многих других акмеологических свойств, являются: • рефлексивные групповые практикумы; • игромоделирование; • акмеологические тренинги профессионального роста. Весьма конструктивными и практически важными являются акмеологические исследования, направленные на выявление условий и факторов раскрытия и реализации творческого потенциала в процессе профессиональной деятельности и личностно-профессионального развития. У данных исследований широкое предметное и объектное поле, ведь творчество возможно и необходимо практически в любом виде профессиональной деятельности. Данные исследования базируются на акмеологическом понимании сущностных характеристик потенциала личности как системы возобновляемых ресурсов, которые способствуют не только повышению эффективности деятельности, направленной на получение положительных социально значимых результатов, но и прогрессивному развитию самой личности*. * Марков В. Н. Личностно-профессиональный потенциал управленца и его оценка. - М.: 2001.
В данном понимании потенциал рассматривается не только как природно-обусловленные, а прежде всего как восполняемые ресурсы, но восполняемые или возобновляемые не «автоматически», а произвольно, то есть направляемые самой личностью в соответствии с поставленными целями, в том числе ориентированными на прогрессивное личностное развитие. Иными словами, такое понимание соответствует реализации принципов субъекта, актуального и потенциального развития в акмеологии*. * Ходаева Е. П. Психолого-акмеологические модели лидерского потенциала политика. - М.: Альба-ТП, 2002.
В психолого-акмеологических исследованиях выявлены главные детерминанты раскрытия потенциала личности. Следует отметить, что понятие «раскрытие» соответствует другим родственным понятиям — «высвобождение», «активное включение» и в соответствии с имеющимся смысловым содержанием может с полным правом рассматриваться как непременное условие и начальный этап развития. Таким образом, «раскрытие потенциала личности» есть не что иное, как важное условие или начальный этап процесса развития личности. Такая психолого-акмеологическая трактовка сущности данного понятия определяет направления его реализации, то есть выявление путей, методов, условий и технологий раскрытия потенциала личности.
По нашему мнению, раскрытие потенциала личности в первую очередь связано с развитием способностей личности, особенно тех, которые имеют отношение к деятельности или соответствуют направленности личности. Развитие сложных частных способностей у зрелой личности обычно осуществляется в процессе самообучения и профессиональной деятельности, когда субъектом ставятся задачи личностно-профессионального роста и достижений. Приоритет в развитии следует отдавать развитию интеллектуальных способностей. В процессе интеллектуального развития пополняются знания, расширяется кругозор, формируются интеллектуальные умения, что реализует возобновляемую составляющую потенциала. Это, в свою очередь, способствует формированию новых интеллектуальных потребностей, целей и мотивов, то есть процесс развития интенсифицируется. Субъект приобретает качества, которые становятся значимыми личностными преимуществами, что очень важно в свете обсуждения проблемы реализации лидерского потенциала политика. Развитие способностей должно сопровождаться также становлением личностно-профессиональных или профессионально важных качеств, которые способствуют повышению эффективности деятельности и профессиональным достижениям. Наконец, регуляторный аспект проблемы — формирование и развитие соответствующих умений и навыков. Именно в развитии данной системы «способности — качества — умения — мотивы — смысло-образования» и заложены основные механизмы раскрытия потенциала личности. Естественно, этот процесс должен осуществляться на фоне продуктивной рефлексии и «Я-концепции», адекватной мотивации достижений.
Потенциал личности обладает свойствами системного качества, что позволяет осуществлять его описание с опорой на системный подход. Это дало основание гипотетически утверждать о наличии иерархии системы потенциалов человека. Идея иерархии потенциалов человека базируется на системном рассмотрении структур личности как включающей различные уровни структурной организации или подструктуры*. * Платонов К. К. Система психологии и теория отражения. — М.: Наука, 1982.
С опорой на данное гипотетическое представление констатируется, что каждая подструктура личности, вообще говоря, обладает собственным ресурсным потенциалом. Как и между структурными уровнями личности, между разноуровневыми потенциалами существуют тесные функциональные связи, обусловливающие целостность личности и ее потенциала. Такой подход позволяет изучать потенциал личности на уровне общего и особенного, что важно для решения акмеологических задач. Рассматривая проблему с этих позиций, можно утверждать, что в соответствии с принятым системным описанием личности базисным считается биологический потенциал человека, оказывающий большое влияние на физическую и психическую активность, работоспособность и устойчивость. Из дифференциальной психофизиологии известно, сколь велико влияние биологических факторов на характеристики психических процессов и свойства личности. Ресурсность данного потенциала играет большую роль в деятельности и развитии личности. Данная ресурсность может быть увеличена за счет целенаправленного саморазвития. Психический потенциал отражает ресурсность психических процессов — объем и характеристики памяти, внимания, мышления, воображения, особенности эмоционально-волевой сферы. Данный потенциал тесно связан со специальными способностями личности, следовательно, его раскрытие определяется развитием соответствующих способностей. Индуктивно можно предположить наличие характерологического потенциала. Такие черты характера, как активность, целеустремленность, твердость, решительность, могут развиваться и являются важными коррелятами личностных и профессиональных достижений. Данный потенциал обладает значительной восполняемой ресурсностью, так как определенные черты характера могут формироваться произвольно. Потенциал опыта личности обладает свойством практически неограниченной на уровне возможного ресурсной восполняемости. Опыт, новые знания и умения приобретаются на протяжении всей жизни, причем этот процесс может динамически интенсифицироваться. Наконец, потенциал направленности личности связан с личностными стандартами и эталонами, целями и личностными смыслами и обладает акмеологическим содержанием.
Рассмотрение целостного потенциала личности с системных позиций как состоящего из отдельных взаимосвязанных подструктур позволяет решать научно-прикладные задачи, в частности, изучать творческий потенциал, условия и факторы его раскрытия и реализации в деятельности. Проблеме раскрытия творческого потенциала субъектов управленческой деятельности с целью профессионального развития и самосовершенствования был посвящен ряд прикладных акмеологических исследований*. * Васина Н. В. К вопросу об индивидуально-психологических особенностях возрастной динамики творческой продуктивности профессиональной деятельности. — М. МААН, 1996; Толмачев В Н. Творчество в профессиональном управленческом труде // Социальная психология и психоанализ. — 1998.-№3.
Творческий потенциал кадров управления рассматривается как системное качество личности руководителя — быть субъектом творчества в управленческой деятельности, общении и самопознании. Множество креативных характеристик опосредуются понятием стилеобразующей направленности личности и выражаются целемотивирующими установками, творческими устремлениями и диспозициями, партнерскими взаимодействиями. Это, в свою очередь, программирует творческо-исполнительный ресурс личности. Большой творческий потенциал, проявляющийся в прогрессивной инновационной деятельности, творческом поиске, умении принимать эффективные и нестандартные решения, прямо связан с уровнем профессионализма личности и деятельности. Характеристиками творческого потенциала являются: • созидательная направленность профессиональных интересов; • потребность в новаторской деятельности; • склонность к инновациям; •высокий уровень общего и некоторых специальных видов интеллекта; • склонность к формированию ассоциативных связей; • развитое воображение; • сильная волевая регуляция поведения и деятельности;» самостоятельность; • умение управлять своим состояниям, в том числе стимулировать свою творческую активность. В результате эмпирических исследований была выявлена периодизация высокой творческой активности, приходящаяся на промежутки между критическими возрастными периодами, которыми по некоторым данным, являются в 16-19 лет, 29-32 года, 39-42 года, 49-51 год. Основными путями повышения креативности деятельности, как показали исследования, являются активизация мотивов самосовершенствования и профессиональных достижений и освоение так называемых «креативных технологий», позволяющих интенсифицировать творческий поиск. Специально изучалась креативность в деятельности руководителей. Выявлено, что руководителей с высоким уровнем творческого потенциала примерно десять процентов*. * Хелмицкий Б. Н. Продуктивность управленческой деятельности: психолого-акмеологические условия и факторы. — М.: РАГС, 1997.
Для них характерны: • диалогический в общении и демократический в руководстве стили управления; • рефлексивный тип самооценки; • вовлекающие и развивающие формы воздействия; • тип систематизированности способностей и знаний; • высокая общая и профессиональная компетентность; • уравновешенный способ решения профессиональных управленческих задач; • склонность к сотрудничеству; • высокая моральная авторитетность. Если рассматривать творческий потенциал с акмеологических позиций, как потенциал возобновляемой ресурсности, то особое внимание следует уделять технологической стороне, то есть умению управлять своей творческой активностью. В этом смысле особую ценность представляют исследования, направленные на поиск условий и факторов, стимулирующих творческую активность. Со времен создания метода «мозговых атак» эта проблема находится в центре внимания психологов и акмеологов. Осуществляется поиск новых методов, психологических и акмеологических технологий стимулирования творческой активности. На основе анализа мемуаров выдающихся творческих личностей, воспоминаний о них современников было выявлено около двадцати таких факторов или стимулов. Их действие обычно вызывает возникновение устойчивого состояния вдохновения, которое является необходимым условием продуктивной творческой деятельности. Ознакомление с ними, психологическими механизмами их действия, а также самонаблюдение и самоанализ позволяют выбрать те из них, которые ближе всего к индивидуальным особенностям субъекта труда. Эта активная «самостимуляция» позволяет, по образному.выражению К. С. Станиславского, «обретать вдохновение по произволу», что оказывает благотворное влияние не только на эффективность деятельности, но и на интеллектуальное развитие. Данный акмеологический подход является весьма перспективным для решения задач личностно-профессионального развития. Роли самооценки в формировании мотивации достижения и саморазвития посвящен ряд акмеологических исследований**. ** Козиевская Е. В. Профессиональная самооценка в развитии мотивации достижения государственных служащих. — М.: МААН, 1998.
Самооценка рассматривается как важная детерминанта профессионального самосознания. Часто основным содержанием профессиональной самооценки является самоотношение к своим профессионально важным качествам и продуктивности деятельности по сравнению с имеющимися профессиональными эталонами и стандартами. Отмечено, что на профессиональную самооценку сильно влияют не только результативность деятельности, но и социальные факторы, оценочные суждения других, отношения. Особо указывается на значение индивидуально-личностных факторов оценивания. Лица с заниженной профессиональной самооценкой отличаются неуверенностью, склонностью к импульсивным действиям, у них, как правило, отчетливо проявляются психопатические черты личности. В то же время они ориентируются прежде всего на эмоционально теплые, эмпатичные отношения, эмоциональный комфорт во взаимодействиях. У лиц с высокой профессиональной самооценкой проявляется склонность к радикальным действиям, авторитарному стилю в деятельности и во взаимодействиях. Выявлены ценностные отличия у лиц с высокой и низкой профессиональной самооценкой. У профессионалов отмечен рост внутренней неудовлетворенности по мере повышения квалификации, даже достижение результатов категории АКМЕ рассматривается ими как этапное событие. У лиц с низкой профессиональной самооценкой каждое достижение рассматривается как значительный успех. Уровень профессиональной самооценки сказывается на мотивации достижения субъектов труда. Динамика этого процесса содержит несколько этапов: • проблематизация прежней системы мотивации под влиянием разницы между реальным и идеальным образами «Я-профессионал»; • планирование новой системы достижений; • реализация запланированного на основе идеального образа «Я-профессионал»; • коррекция в ходе реализации; • закрепление нового образа «Я-профессионал». Далее цикл повторяется. Существует связь между определенными возрастными периодами государственных служащих и уровнем их притязаний и активизации мотивации достижений. В частности: • наивысший уровень притязаний характерен для возрастного периода 30-35 лет; • у субъектов деятельности старше 50 лет отмечен самый высокий уровень самооценки при снижающейся мотивации достижений. При этом мотивация достижений имеет двойственную направленность: на себя как субъекта профессиональной деятельности (повысить свою квалификацию, статус, реализовать свой потенциал и пр.) и на саму деятельность (повысить эффективность, научиться решать новые задачи, сформировать новые умения и пр.)*. Адекватность самооценки, как нами было отмечено при обсуждении концепции профессионала, во многом зависит от профессионального образа «Я». Образ профессионального «Я» должен быть не только реалистичным, но и динамичным, учитывающим индивидуальные тенденции личностно-профессионального развития. «Застывший» образ профессионального «Я» является тормозом для развития, фантастический — делает его неэффективным. С ростом профессионализма повышается адекватность профессиональных самооценок, при этом существенно возрастает роль самооценки морально-нравственных качеств, хотя критерии и требования значительно ужесточаются**. * Садкова А. В. Формирование оптимальной профессиональной самооценки -М.:МААН, 1998 и др. ** Мурашка С. Ф. Развитие профессионального «Я» государственных служащих. - М.: МААН, 1999.
Существует связь между их уровнем и личностно-профессиональными качествами, входящими в комплекс общих и специфических акмеологнческих инвариантов профессионализма. Значимыми факторами, способствующими развитию профессионального «Я», являются: • профессиональные эталоны; • потенциал личности; • направленность на самопознание и саморазвитие; • адекватность личностных оценок. Разработана система мониторинга развития профессионального «Я» госслужащих и акмеологической помощи. Велика роль ценностных ориентации личности как фактора формирования мотивации достижения. Ценностные ориентации в профессиональной деятельности государственных служащих выполняют несколько функций: • адаптивную; • эго-защитную; • ценностного изъявления; • системообразующую; • смыслообразующую. Ценностные ориентации тесно связаны с профессиональным менталитетом и мотивационно-смысловой сферой личности. Главными детерминантами являются те, которые направляют мотивационную активность*. * Гусева Г. А. Объективные и субъективные факторы изменения ценностных ориентации государственных служащих // Экономика и управление: проблемы и пути выхода из кризиса. — М.: РАГС, 1999.
Они связаны с терминальными ценностями — материальным достатком, социальной защищенностью, здоровьем, жилищными условиями. Сквозь эти условия и формируется направленность мотивации достижения. В прикладных акмеологических исследованиях ценностных ориентации выявлены основные психологические детерминанты, ориентирующие на реализованность и относительную гарантию стабильности и «размытость», но привлекательность перспектив*. * БитуеваА. В. Исследование структуры ценностных ориентации государственных служащих // Развитие психологической и профессиональной культуры госслужащих. — М.: РАГС, 2000.
Динамическая сторона ценностно-мотивационных установок в виде возможности или невозможности достижения, легкости или трудности оказывает на них большое влияние. Определяющей является сила личности и направленность на прогрессивное развитие в выборе ценностных ориентации, описаны соответствующие типы. В изучении жизненные ценности руководителей ключевыми факторами, определяющими стиль управленческой деятельности, является выбор стратегий и тактик в руководстве*. * Кобелева О. В. Ценностный контекст управленческой деятельности руководителя // Психологические и акмеологические проблемы управленческой деятельности. — Ульяновск: УлГУ, 1997.
При этом жизненные ценности зависят не только от социально-экономических условий, но и от личностных особенностей руководителей — возраста, опыта, характера. Наиболее значимыми ценностями являются некоторые терминальные: • развитие личности; • профессиональное творчество; • альтруистические установки, семья и дети. При этом ценность альтруизма увеличивается с возрастом. Ориентация руководителей на терминальные ценности коррелирует с более высокой эффективностью деятельности, нежели у руководителей, ориентированных на ценности инструментальные. Поэтому формирование этих жизненных ценностей стимулирует личностно-профессиональное развитие. Важной задачей акмеологии является помощь в выборе соответствующих эталонов личностно-профессионального развития и ценностных ориентации. Этот процесс должен быть сугубо индивидуальным и динамическим, учитывающим этапы и стадии развития, тогда они будут сильным стимулом, а не тормозом. Данное направление, связанное с выявлением соответствующих условий и факторов, необходимо развивать. Важным фактором личностно-профессионального развития и повышения уровня профессионализма личности является рациональное использование и приумножение индивидуальной ресурсности субъектов труда. Данное направление отличается широтой научной проблематики и ярко выраженной практической ориентацией. Отметим лишь некоторые из них. Известно, что высокая работоспособность как значимая характеристика профессионализма во многом определяется состоянием здоровья, а данное состояние, в свою очередь, во многом зависит от отношения к нему. В процессе исследований было установлено, что существенной характеристикой Я-концепции профессионала является ценностное мотивационное отношение к своему здоровью, включающее: • самооценку здоровья; • стереотипы образа жизни; • стиль профессиональной деятельности; • способы восстановления здоровья; • наличие вредных привычек; • профессиональные или групповые эталоны поведения*. * Мурзабеков Г. И. Исследование психологических механизмов отношения госслужащих к своему здоровью // Сборник аспирантских работ. — М.: РАГС, 1998; Романова С. А. Психологический аспект отношения к здоровью персонала госслужбы. — М.: МААН, 1998 и др.
Выявлены две стратегии отношения к своему здоровью: • активного противостояния негативным факторам; • пассивной адаптации, «привыкания» к ним. Выявлены также доминирующие факторы, влияющие на состояние здоровья государственных служащих: • режим профессиональной деятельности; • уровень стрессогенных воздействий; • типичные функциональные состояния; • режим питания; • отношение к нестабильности и переменам; • периодичность и качество отдыха; • особенности самооценки здоровья. Доказано, что ведущим психологическим механизмом осуществления мотивационных установок в отношении охраны и укрепления здоровья является осознаваемое и неосознаваемое сопоставление значимых ожидаемых положительных или отрицательных последствий осуществления соответствующих действий и необходимых затрат (временных, функциональных или материальных). Существует несколько основных причин неправильного отношения к своему здоровью. Это в первую очередь: • негативные когнитивные конструкты; • неверные представления о себе; • отсутствие понимания ценности здоровья и целей его сохранения; • незнание закономерностей функционирования организма и возможностей волевой регуляции; • незнание правил здорового образа жизни; • страхи перед диагнозом; • недооценка негативных последствий неадекватного отношения к своему здоровью; • отсутствие поиска и активного выхода из негативных и болезненных состояний; • переоценка резервов организма; • недостаточная выраженность психологических установок на здоровый образ жизни. Одним из важных акмеологических принципов улучшения отношения к своему здоровью и его укреплению является оптимизация соотношения рутинных, автоматизированных и мало осознаваемых компонентов (характеристики образа жизни, привычки, эталоны и пр.) и инициативных, творческих, хорошо осознаваемых компонентов, характерных для необычных ситуаций. Коррекция отношения к здоровью должна строиться с учетом содержания самого отношения к здоровью и действующих психологических факторов неадекватного отношения. Близким к данному направлению является исследование методов саморегуляции психических состояний как фактора повышения работоспособности и эффективности деятельности. Высокий уровень саморегуляции является одним из важнейших общих акмеологических инвариантов профессионализма. Умение осуществлять саморегуляцию — важная составляющая профессионализма деятельности. Акмеологическое понимание психологической саморегуляции состоит в ее рассмотрении как: • сознательного управления внешней и внутренней активностью; • деятельности по развитию личностного потенциала; • владения системой знаний и систематизации индивидуального опыта аутопсихологических технологий*. *Общая и прикладная акмеология / Под ред. А. А. Деркача. Ч. 1, 2. — М.: РАГС, 2001.
К примеру, у субъектов управленческой деятельности часто преобладают негативные психические состояния, возникающие вследствие общей нестабильности и неопределенности условий выполнения деятельности, низкого статуса, недостаточного материального обеспечения, действия экстремальных факторов, политизации управления и пр. В акмеологических исследованиях апробированы различные способы саморегуляции психических состояний, повышающих психическую защищенность и работоспособность. Повышение индивидуальной ресурсности может осуществляться за счет развития конкретных психологических профессионально важных качеств. В частности, эффективность профессиональной деятельности, связанной с анализом информации и принятием ответственных решений, во многом зависит от уровня развития различных видов памяти: • способности к быстрому запоминанию; • прочному хранению и точному воспроизведению профессионально важной информации; • возможности произвольного управления процессами памяти; • защищенности хранящейся в памяти информации*. * Полунин Ю. Д. Стратегия совершенствования профессиональной памяти государственного служащего. — М.: МААН, 1997.
Психологическими свойствами эффективной профессиональной памяти являются: • осмысленность запоминания; • рациональность; • направленная избирательность; • готовность к запоминанию и воспроизведению; • постоянная психологическая установка на восприятие и запоминание профессионально значимой информации. Выявлены и получили экспериментальное подтверждение обобщенные приемы запоминания профессионально значимой информации: • соотнесение запоминаемого материала с уже известной информацией; • соотнесение запоминаемого материала между собой; • выделение смысловых опорных пунктов запоминания; • смысловая группировка материала; • использование наглядных представлений; • составление плана запоминаемого материала; • выделение основного принципа построения материала; • установление структурных связей. Данные приемы способствуют существенному развитию данного профессионально важного качества и связанных с ним профессиональных умений. Развитию профессионализма способствует умение оптимизировать свой личностный временной ресурс*. * Сергеев В. А. Оптимизация временного ресурса государственных служащих с учетом их личностно-профессиональных особенностей. — М.: МААН, 1999
В частности, отмечалось, что не менее 50 % руководителей и менеджеров при выполнении своих профессиональных обязанностей используют нерабочее время. Причем это происходит не только вследствие перегрузок, но и из-за недостаточных умений рационально его использовать. Использование своего временного ресурса зависит прежде всего от целеполагания, то есть следующих умений: • четко ставить цели, определять их значимость; • выявлять главные системообразующие факторы; • выстроить очередность выполнения профессиональных задач. К этому можно добавить зависимость временного ресурса от следующего: • от познавательных способностей; • от профессионального опыта; • от характеристик образной сферы личности, проявляющихся в умении хорошо представлять исходы тех или иных ситуаций, строить точные мысленные сценарии. Существует несколько основных стратегий использования временного ресурса: • хронологическая стратегия; • стратегия позитивного отбора; • стратегия негативного отбора. Последние касаются планирования порядка выполнения дел и строятся по критериям срочности, значимости и перспективы. Между высокой эффективностью использования личного временного ресурса и некоторыми личностно-профессиональными качествами, такими как креативность, гибкость, толерантность, способность переносить большие нагрузки, существуют тесные связи. Тесная связь отмечена между пониманием физиологических закономерностей изменения работоспособности и оптимизацией личностных временных ресурсов. Низкая эффективность деятельности и нерациональное использование временных ресурсов коррелирует с такими качествами личности, как тревожность, неуравновешенность, депрессивность, повышенная чувствительность к чужому мнению. Разработаны специальные акмеологические тренинги, а также система рекомендаций по рациональному использованию своего временного ресурса. Проблема моральной нормативности поведения и отношений в контексте особенностей развития профессионализма стала объектом специальных акмеологических исследований совсем недавно. На этом мы останавливались в первом разделе при обсуждении концепции развития профессионала. Моральная нормативность обычно представляется как результат действия социально-экономических и исторических условий и факторов, но при этом недооценивается роль субъективных факторов. В акмеологических исследованиях были определены ее личностные корреляты и детерминанты, которые влияют на продуктивное личностно-профессиональное развитие. В соответствии с концепцией кумулятивно-факторных причин моральная нормативность формируется под влиянием преломления в субъективном пространстве жизненного пути человека, его окружения, условий и обстоятельств развития, но особенно велика ее роль в детские годы. На моральную нормативность влияют также социальные нормы, эмоциональные переживания, рациональное осмысление ситуаций и событий. Связь моральной нормативности и интеллекта неоднозначна: высокой моральной нормативностью обладают настоящие профессионалы с высоким уровнем интеллекта (проявление личностных принципов) и лица с инертностью и ригидностью мыслительных процессов (в силу этих обстоятельств они сильно зависимы от группы и поэтому последовательно придерживаются групповых моральных норм). Данный тип нормативности выше тогда, когда он является действенным фактором успешной адаптации и социализации. Установлено, что лица с высокими показателями моральной нормативности отличаются «силой личности» (высокие показатели Эго), эмоциональной устойчивости. У таких людей нервная система более инертна, они менее чувствительны, но более опосредованы в своих эмоциональных проявлениях. Также известно, что конфликтность личности негативно сказывается на уровне ее моральной нормативности. Все это позволяет определить новые пути повышения моральной нормативности, прежде всего за счет психологической коррекции личности. Повышение моральной нормативности в профессиональной деятельности, безусловно, позитивно скажется на ее результативности, характере межличностного взаимодействия и морально-психологическом климате. Весьма ценными для прикладной акмеологии являются исследования роли волевой регуляции в процессе личностно профессионального развития. Роль волевого фактора, несомненно, очень велика, однако конструктивных работ в этой области акмеологии мало. В исследованиях, посвященных развитию волевой сферы государственных служащих*, было показано, что волю следует рассматривать как интегральную характеристику, влияющую на эффективность самоконтроля и саморегуляции. * Копченова Т. Н. Развитие волевой сферы кадров государственной службы. - М.. МААН, 2000
Волевые качества способствуют развитию таких личностно-профессиональных качеств, как инициативность, целеустремленность, способность к риску, автономность и самостоятельность определяют субъективные волевые возможности личности. Волевая регуляция поведения и деятельности тесно связана с уровнем развития аутопсихологической компетентности, что положительно сказывается на эффективности профессиональной деятельности. На разных этапах развития профессионализма роль волевой регуляции неоднозначна: если вначале она очень велика, то по мере развития личностно-профессиональных качеств, навыков, умений и эффективных алгоритмов деятельности, повышения нормативности поведения и отношений ее роль уменьшается. Важным компонентом волевой регуляции и психологической характеристикой деятельности является самоконтроль. Самоконтроль в деятельности и поведении рассматривается как рефлексивно-регуляторная система обратных связей, влияющая на процессы личностного оценивания, сравнения, выбора эталонов, принятия решений о корре
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|