Развитие профессионализма личности управленческих кадров, осуществляющих деятельность в особых условиях
В деятельности современных руководителей и управленческих кадров заложено немало объективных и субъективных противоречий, которые существенным образом ее усложняют, снижают результативность. В первую очередь следует отметить противоречия между требованиями хозяйственной практики и уровнем профессионализма кадров управления, особенно когда эти требования находятся на границе возможностей субъектов управленческой деятельности или превышают их. Зафиксирован значительный рост нагрузки на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы современного руководителя, что приводит к возникновению негативных психических состояний, снижает работоспособность и эффективность деятельности. Следует отметить также следующее: • постоянное действие различных экстремальных факторов (экономических, организационных, техногенных, психологических, социальных, экологических и др.); • возникновение экстремальных управленческих ситуаций, которые, в свою очередь, значительно усложняют управленческую деятельность, предъявляют повышенные требования к субъекту управленческого труда, прежде всего — к его профессионализму. В результате существующих противоречий и действия экстремальных факторов современная управленческая деятельность в большинстве своем относится к классу профессиональной деятельности, осуществляемой в особых условиях. Она отличается следующими особенностями: • носит постоянно усложняющийся гетерохронный социотехнический характер; • включает разнообразие сложных видов конкретной деятельности, включенных в иерархические отношения; • имеет во многом творческий характер ввиду доминирования нестандартных ситуаций;
• сопровождается высокой психической напряженностью и другими негативными психическими состояниями; • имеет высокую психологическую «цену»; • отличается выраженной прогностической природой решаемых задач; • требует принятия ответственных решений в сложных ситуациях; • предъявляет весьма жесткие требования к личностно-профессиональным качествам субъекта деятельности и его профессионализму. В настоящее время в психологических и акмеологических исследованиях профессионализм руководителей, осуществляющих свою деятельность в особых условиях, и особенно его личностная составляющая (профессионализм личности) изучены недостаточно. Ранее основное внимание уделялось главным образом деятельностному аспекту. Проведенные акмеологические исследования позволили разработать модели профессионализма личности руководителей в особых условиях деятельности, определить условия его продуктивного развития*. * Семененко С. В. Акмеологический подход в изучении профессионализма кадров управления в особых условиях деятельности. — М.: МААН, 2001; Щербина А. В. Оптимизация деятельности руководителей в экстремальных управленческих ситуациях. — М.: МААН, 1997 и др.
Психолого-акмеологические модели была разработаны в русле системной методологии, поэтому профессионализм управленческих кадров, осуществляющих свою деятельность в затрудненных или особых условиях, представлялся в виде системы, имеющей ряд взаимосвязанных подсистем. Первая подсистема — подсистема особых условий. В ней фокусируется информация о характеристиках таких условий и действующих в них экстремальных факторов. Выявлено, что экстремальные факторы, определяющие условия деятельности как особые, имеют следующие характеристики: • объективный характер, мало зависящий от субъекта деятельности, его регулятивных возможностей;
• различную вероятность появления — от хорошо предсказуемого момента до случайного; • различную силу и интенсивность, обусловленные их природой (техногенные, организационные, экологические, психологические, социальные и пр.); • действие, вызывающее возникновение негативных умеренно выраженных функциональных состояний у субъекта; • действие, затрудняющее выполнение деятельности, профессиональные взаимодействия, общение. Проведенные исследования показали, что в управленческой деятельности чаще всего встречаются следующие конкретные виды экстремальных факторов: • информационные и иные перегрузки; • дефицит необходимой информации; • неопределенность субъективно и объективно значимой ситуации; • конфликты; • угрозы; • кризисы; • производственные и иные стрессы; • дефицит времени; • существенно завышенные требования к субъекту деятельности; • очень высокие психоэнергетические затраты; • психологическая несовместимость; • неадекватный стиль управления вышестоящего руководителя; • неадекватное поведение и отношение персонала; • дефицит или неопределенность; • информация об экстремальных факторах; • негативные экологические факторы. Многие из отмеченных экстремальных факторов действуют совместно и взаимосвязанно, например, стрессы и перегрузки приводят к сильному утомлению, высоким психоэнергетическим затратам, что повышает вероятность ошибок, промахов и срывов. Ряд факторов выступают как актуальные проблемы, требующие оперативного и точного решения, поэтому их рассматривают как экстремальные управленческие ситуации. Иными словами, в особых условиях организаторской деятельности действуют как сами экстремальные факторы, так и возникают экстремальные управленческие ситуации. Первые негативно влияют на функциональные состояния субъекта и регуляцию его деятельности. Вторые являются оперативными, сложными дополнительными задачами, требующими немедленного решения, поэтому делают работу сложно совмещенной. Сложно совмещенная деятельность характеризуется тем, что в процессе ее выполнения одновременно преследуются несколько целей, которые могут быть и не связанными между собой.
Вторая подсистема — личностная, включающая все, что характеризует кадра управленческой деятельности как индивида, субъекта деятельности и личность в профессиональной деятельности, отношениях, взаимодействиях и общении. Структурирование информации в этой подсистеме в психолого-акмеологических исследованиях показало, что с системных позиций это можно представить в виде совокупности структурных составляющих: 1) блок способностей к управленческой деятельности, включающий общие способности к управленческой деятельности, интеллектуальные, коммуникативные и организаторские способности, способности к саморегуляции; 2) блок личностной компетентности, включающий прежде всего аутопсихологическую компетентность (адекватный образ Я-профессионала, самоконтроль, самооценку пр.), социально-перцептивную, социально-психологическую и психолого-педагогическую компетентности; 3) блок личностно-профессиональных качеств. В проведенном обзоре были упомянуты следующие интегративные качества: хорошее внимание, память, сильная воля, работоспособность, проницательность. Особую группу составляют интеллектуальные качества: глубина ума, системность мышления, интуиция и их динамические характеристики; 4) блок личностно-деловых качеств: целеустремленность, решительность, организованность, дисциплинированность, требовательность, инициативность, объективность, внимательное и тактичное отношение к персоналу, критичность и самокритичность, способность заряжать других своей энергией (отдельную группу составляют предпринимательские качества); 5) мотивационно-целевой блок, в котором описываются цели и мотивы профессиональной деятельности и профессиональных достижений; в его состав входят и побудительные причины нацеленности на самореализацию и самосовершенствование в управленческой деятельности; 6) блок акмеологических инвариантов профессионализма. Общие инварианты профессионализма: высокий уровень антиципации, развитая саморегуляция, сила личности, креативность и качества, способствующие принятию эффективных решений; специальные акмеологические инварианты: направленность на общение и взаимодействие, организационный потенциал, устойчивость к стрессам;
7) блок управленческого опыта, включающий специальные качества, сформированные в процессе обучения и рефлексии своей профессиональной деятельности; они проявляются прежде всего в том, что субъект способен эффективно использовать имеющиеся профессиональные знания и умения; 8) блок морально-нравственных качеств включает в первую очередь такие качества, как порядочность, честность, верность своему слову, доброжелательность, справедливость; 9) блок управленческой позиции; сама управленческая позиция рассматривается как «узел» коммуникаций и отношений руководителя, находящихся под его контролем и обусловливающих направленность активности, свободу организационного маневра, который предполагает «взвешивание» диспозиций, гибкое маневрирование; управленческая позиция руководителя считается сильной, если она позволяет осуществлять точные и надежные прогнозы, расчетливо рисковать, формировать и использовать ресурсы, минимизировать расходы и затраты, гибко маневрировать имеющимися возможностями, формировать и полноценно использовать кадровый потенциал; 10) блок самоэффективности, характеризующей когнитивные и регуляторные возможности субъекта управленческой деятельности. Высокая самоэффективность проявляется в вере в возможность реализовать свой личностный и профессиональный потенциал, в широких функциональных возможностях, высокой ответственности, самостоятельности и независимости, эмоциональной стабильности, особенно в необычных условиях. При практическом использовании данной модели возможно применение акмеографического подхода, в частности акмеографических описаний на уровне особенного, и разработка акмеограмм на уровне индивидуального.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|