Краткий акмеологический словарь
Проведение результативных акмеологических исследований, понимание их научно-практической значимости, а также эффективная подготовка специалистов-акмеологов возможны лишь при однозначном и непротиворечивом понимании и толковании основных акмеологических понятий и категорий. Нами были представлены и обоснованы некоторые базисные акмеологические категории, раскрыто их научное содержание. В то же время в последующих главах книги упоминались и другие важные акмеологические категории, понятия и определения. Кроме того, в работах других авторов по акмеологии можно встретить обоснованные ими понятия и определения, справедливо претендующие на статус акмеологических категорий. Поэтому с целью их лучшего понимания и усвоения они были объединены в «Краткий акмеологический словарь». Первый вариант «Краткого акмеологического словаря» был представлен в книге «Введение в акмеологию» (издание второе, переработанное и дополненное, Калуга: КГПУ, 2001). Представленные в нем акмеологические понятия и категории являлись не только базисными, но и операциональными. В раскрытии их содержания было отражено нынешнее, характерное для данного этапа развития акмеологии понимание их сущностных характеристик, в то же время в них была представлена и авторская позиция. С выходом в свет фундаментальных работ по акмеологии возникла необходимость уточнения содержания базовых акмеологических категорий, дополнения их новыми. В настоящем варианте «Краткого акмеологического словаря» представлен его дополненный и уточненный вариант. При создании данного варианта «Краткого акмеологического словаря» были использованы акмеологические понятия и определения, представленные в трудах автора и работах известных акмеологов К. А. Абульхановой, Е. Н. Богданова, А. А. Бодалева, А. С. Гусевой, П. А. Корчемного, Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, В Г. Михайловского, А. С. Огнева, А. А. Реана, И. Н. Семенова, Ю. В. Синягина, Е. А. Яблоковой и других авторов.
Акме — (от греч. acme — вершина, цветущая пора) — высшая точка, период расцвета личности, наивысших ее достижений, когда проявляется зрелость личности во всех сферах, максимальное развитие способностей и дарований; считается, что АКМЕ приходится на период взрослости, или зрелости человека. Акме коллективное — проявление высокого профессионализма в групповой деятельности, позитивно направленного ценностно-ориентационного единства, гуманистических отношений в группе и деятельности. Акмеограмма — основной метод акмеографического подхода; представляет собой систему требований, условий и факторов, способствующих прогрессивному развитию и прежде всего развитию профессионализма личности и деятельности конкретных субъектов труда. Акмеограмма всегда индивидуальна, формально она представляет собой индивидуальный «срез» потенциального субъекта деятельности, его возможностей и перспектив, компенсируемых и некомпенсируемых свойств. Акмеограмма является обобщающей категорией по отношению к профессиограмме и психограмме. Акмеолог — специалист в области акмеологии и прикладной психологии, умеющий решать широкий круг научных и практических психологических и акмеологических профессиональных задач, преимущественно специализирующийся в работе с перспективными кадрами, помогающий им в осуществлении их личностно-профессионального развития вплоть до высокого уровня профессионализма. Акмеология — наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин и изучающая закономерности и феномены прогрессивного развития человека до ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии (А. А. Бодалев, А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина). Акмеология изучает развивающегося человека как индивида, субъекта труда, личность и индивидуальность. У истоков формирования акмеологических идей в науке стояли выдающиеся русские ученые Б. Г. Ананьев, В. М. Бехтерев и Н. А. Рыбников, предложивший само понятие «акмеология». В настоящее время в силу гетерохронности развития акмеологического знания наибольший импульс получили исследования развития человека как субъекта труда, общих и частных закономерностей и феноменов развития профессионализма личности и деятельности, поэтому на данном этапе акмеология выступает прежде всего как наука о профессионализме. Расширение объектного и предметного полей акмеологин позволит ей обрести содержание, соответствующее заложенным при ее создании идеям.
Акмеология прикладная — система прикладных направлений акмеологии на стыке с другими науками. Формирование прикладной акмеологии является проявлением естественной тенденции дифференциации науки, расширения ее исследовательского пространства. Объектом прикладных направлений акмеологических исследований является прогрессивно развивающаяся зрелая личность, самореализующаяся в конкретном виде профессиональной деятельности, который связан с научной дисциплиной, и достигающая вершин профессионализма. Предметом являются закономерности, механизмы, условия и факторы, содействующие высоким профессиональным достижениям в конкретной области деятельности, развитию профессионализма личности и деятельности. Задачи прикладных направлений акмеологии в целом также должны соответствовать общим акмеологическим, но при этом обязательно отражать профессиональную специфику. В настоящее время интенсивно развиваются следующие направления прикладной акмеологии: педагогическая, военная, медицинская, управленческая. Акметектоника (греч. akme — «вершина, расцвет, зрелость»; tektonike -«строительное искусство, мастерство») — акмеологическая система оценивания, коррекции, моделирования и развития профессионального образа АКМЕ субъекта деятельности. Акметектоника — это осознанное внутриличностное движение субъекта к эталону, которое позволяет ему на основе самопознания, саморазвития, самореализации определить свою «точку опоры» — источник, движущую силу развития. В акметектонике моделируемый эталон субъекта профессиональной деятельности определен как образ АКМЕ. Образ АКМЕ — совокупность наивысших качественных показателей ценностно-мировоззренческих, интеллектуальных, эмоционально-чувственных, мотивационных, волевых, коммуникативных характеристик и составляющих психического, физиологического и духовного здоровья субъекта деятельности как профессионала, полученных в процедурах оценивания, коррекции и развития.
Активность — многозначный термин, используемый в разных науках: физиологии (электрофизиологическая активность мозга), социологии (социальная активность личности), психологии (надситуационная активность) и философии в специфических конкретных значениях. В гегелевской философии активность рассматривалась как имманентная свободная форма и способ самовыражения субъекта. В акмеологическом понимании активность субъекта является главным условием его саморазвития и самосовершенствования. Принцип активности субъекта является в акмеологии основополагающим. Анализ акмеологический — метод научного исследования, состоящий в «разложении целого на составные части», то есть прежде всего в выявлении главных детерминант; в акмеологическом исследовании акмеологический анализ призван выявить и описать главные детерминанты прогрессивного развития, основные его условия и факторы, а также то, что способствует и препятствует такому развитию. Кроме того, в процессе и результате акмеологического анализа необходимо выявлять особенные акмеологические инварианты профессионализма. Воздействие акмеологическое — это интегрированное и целенаправленное влияние, осуществляемое на личность или группу, имеющее гуманистическое содержание и направленное прежде всего на прогрессивное развитие личности или группы. Акмеологическое воздействие в методическом отношении может рассматриваться как самостоятельное явление, имеющее сугубо акмеологическое содержание. От психологического акмеологическое воздействие отличается прежде всего своей направленностью — на благо развивающейся личности, так как немало видов психологического воздействия являются по сути своей манипулятивными. Акмеологическим является также воздействие, направленное на развитие общих и специфических акмеологических инвариантов профессионализма. В то же время акмеологическим может стать любое психологическое, педагогическое и иное воздействие, осуществляемое в интересах личности как объекта воздействия и имеющее гуманистическую направленность.
Гетеростаз — исходное положение о том, что многие люди мотивированы главным образом стремлением к личностному росту, поиску стимулов к саморазвитию и самореализации. Деятельность высокопродуктивная — характеризуется высокими показателями качества по основным параметрам, допускающим квантификацию (производительности, оптимальной интенсивности и напряженности, высокой точности и надежности, организованности, стабильности и опосредованности); преследует положительные личностные и социально-значимые цели, сохраняет здоровье субъекта труда и развивает как профессионала и личность. Диагностика акмеологическая — особый вид комплексного, междисциплинарного, интегративного познания, находящегося между подлинным знанием о сущности особенностей процесса личностно-профессионального развития человека и распознанием единичных явлений и проблемных ситуаций в этом процессе. Это диагностика всего того, что способствует прогрессивному личностно-профессиональному развитию на уровне общего, особенного и единичного. Акмеологическая диагностика должна прослеживать процесс позитивных изменений до желаемого результата. Объектами акмеологической диагностики являются значимые характеристики личностно-профессионального развития, предметом — механизмы и факторы, обусловливающие процессы изменений при развитии. Задачи акмеологические — отражают стратегические цели акмеологии, специфику ее предмета и объектов, ее состояние как науки на нынешнем этапе. В настоящее время в самом общем виде можно выделить несколько групп важнейших акмеологических задач: а) научное освещение феноменологии акме, разработка теоретико-методологических основ акмеологии, обоснование научного статуса акмеологии, ее места в системе наук, определение и описание количественно-качественных характеристик акме; б) определение общих и частных закономерностей движения к акме; определение того общего, что присуще всем достигшим выдающихся результатов как индивидов, субъектов труда и личностей; выявление особенного в достижении акме; в) выявление условий и факторов, способствующих или препятствующих движению к акме и достижению вершин в развитии; г) разработка собственно акмеологических методов исследования и решения практических задач; д) разработка акмеологических технологий прогрессивного развития личности и ее профессионализма; е) разработка акмеологических моделей (прежде всего профессионализма и профессионала), обоснование акмеологических эталонов развития; ж) разработка проблем различных направлений акмеологии. Важными акмеологическими задачами являются также разработка общих алгоритмов продуктивной деятельности, создание акмеологических служб, определение путей внедрения достижений акмеологии в социальную практику.
Закономерности акмеологические — характеристики устойчивых связей отношений и тенденций в движении к эталонам развития личности, в частности, к профессионализму личности и деятельности. Акмеологические закономерности имеют одновременно объективный и субъективный характер, отличаются устойчивой повторяемостью, «нежесткостью», так как относятся к классу «законов-тенденций», но менее вариативны по отношению к психологическим. Законы акмеологические — законы личностно-профессионального развития и умножения личностного потенциала; самовыражения личности в профессии (А. А. Деркач). В настоящее время имеют описательную форму. Закон личностно-профессионального развития и умножения личностного потенциала констатирует взаимосвязь между процессами становления профессионализма и формированием личностной целостности. Закон самовыражения личности в профессии описывает устойчивые связи и процессы профессионального самоопределения, самоутверждения, самореализации, профессионального образа «Я» и личностно-профессионального роста в контексте самовыражения личности в профессии. Знание акмеологическое — это специфическое комплексное знание, имеющее научно-методологическую ориентацию и трехкомпонентную структуру. Оно интегрирует социальные, гуманитарные и естественнонаучные (технологические) закономерности бытия человека. Знание акмеологическое является результатом познания действительности и ее отражением в сознании субъекта деятельности как профессионала. Социальный компонент акмеологического знания связан с проблемой смысла и стратегии жизнедеятельности субъекта. Это знания, включающие социокультурную направленность, гуманистическое мировосприятие, научную логику социального познания. Данные сведения гуманистичны, поскольку заключают в себе гуманизм, гуманность, человечность по отношению к людям и их деятельности. В совокупности с естественнонаучными социокультурные сведения представляют общественно-научное человекознание за счет привлечения другого знания из философии, истории, культуры, политологии, экономики, этики, юриспруденции, экологии, антропологии, медицины, генетики. Гуманитарный компонент акмеологического знания включает комплекс сведений о целостном человеке из психологии (общей, возрастной, педагогической, социальной, психологии личности, общения, познания, деятельности, творчества, развития), педагогики (возрастной, сотрудничества), социологии, управления и др. Интеграция знаний о человеке социокультурной направленности с физиологией, генетикой, андрагогикой, геронтологией, психосоматикой и др. дает приращенное гуманитарное знание об эволюционном развитии человека в его биологическом, историческом, индивидуальном становлении. Предметом гуманитарного познания становятся феноменология, закономерности, детерминанты, факторы, механизмы, условия, способы индивидуального и профессионального развития субъекта деятельности. Особенно важно, что восстанавливается феномен гуманитарии в первоначальном, широком смысле слова, поскольку гуманитарный компонент включает многообразные знания субъекта деятельности о самом себе, обществе за счет дифференциации, интеграции и технологизации фундаментальных отраслей человекознания технологический компонент акмеологического знания приравнивается к искусству, мастерству, т. е. к такому виду знания, который у древних мыслителей относился к «магическому». Технологическое оснащение деятельности заключается в объективировании знаний и практического опыта субъекта деятельности. Их функциональное назначение — упорядочить все «частности» деятельности, перевести на уровень эффективного достижения поставленных целей. К подобному типу знаний обычно относят так называемые «забытые (нераскрытые) ремесленные технологии», в которых важнее всего профессиональная тренировка специальных, особых навыков. Зрелость — длительный возрастной период, среднее звено жизни человека между юностью и старостью (примерно от 25 до 65 лет); характеристика высокого уровня отдельных сторон психического развития. Ранее считалось, что в период зрелости психическое развитие стабилизируется и образует ровное «плато», за которым после зрелости следуют его спад, остановка, регресс. В современных исследованиях (Б. Г. Ананьев, Е. И. Степанова, Л. И. Анцыферова и др.) показано, что в период зрелости психическое развитие не прекращается. Этот возраст характеризуется появлением новых качеств, психических новообразований, таких как активность человека по интеграции пройденных им этапов жизненного пути, анализ достижений и ошибок прошлого опыта, мудрость, способность к варьированию и экспериментированию социальных ролей, к выработке индивидуальных стратегий адаптации и компенсации, креативный тип отношения к жизни и Др. Эти позитивные тенденции на этапе зрелости могут сопровождаться переходными периодами, кризисами, потерями в развитии. Развитие в период зрелости включает оптимумы, пики, спады (А. А. Бодалев, Н. В. Кузьмина). Оптимумы и спады развития в период зрелости определяются характером деятельности и активности человека: наиболее интенсивно развиваются психические функции, которые востребованы в ходе профессиональной деятельности и в процессе непрерывного образования. Наступление зрелости человека как субъекта познания, труда и общения не совпадает по времени (Б. Г. Ананьев), что вызывает неравномерность и гетерохронность развития. В контексте акмеологии зрелость трактуется как наиболее значительный период в жизни человека, знаменующийся достижением наиболее высоких результатов в профессиональном и личностном развитии человека. Акмеология исходит из возможности развиваемости, тренируемости, пластичности большинства психических качеств человека в период зрелости, из целесообразности опоры на накопленный человеком профессиональный и личностный опыт, на возрастающую в период зрелости активность человека как субъекта своего жизненного пути. Изменчивость — исходное положение о том, что личность претерпевает непрерывные изменения на протяжении всей жизни человека. Категория изменчивости приобретает акмеологическое содержание при рассмотрении личности как прогрессивно развивающейся. Инварианты профессионализма акмеологические — это основные свойства, качества и умения профессионала (в ряде случаев и необходимые условия), обеспечивающие высокую эффективность и стабильность деятельности независимо от ее содержания и специфики. Акмеологические инварианты профессионализма проявляются и во внутренних побудительных причинах, обеспечивающих активное и целенаправленное саморазвитие, реализацию творческого потенциала. Акмеологические инварианты профессионализма бывают: а) общими, то есть не зависящими от специфики деятельности и присущими всем профессионалам (развитая антиципация, высокий уровень саморегуляции, умение принимать эффективные решения, высокая креативность, сильная адекватная мотивация достижений); б) особенными, или специфическими, отражающими содержание и требования профессиональной деятельности (например, высокая коммуникабельность, проницательность, стрессоустойчивость и пр.). Выявление особенных акмеологических инвариантов профессионализма является одной из задач акмеологического анализа. Концепция акмеологических инвариант профессионализма позволяет существенно ускорить процессы личностно-профессионального развития. Исследование акмеологическое — научное исследование, связанное с решением акмеологических проблем и задач, базирующееся на ведущих методологических принципах акмеологии, осуществляемое с помощью научных и собственно акмеологических методов и направленное на получение акмеологического знания. Акмеологические исследования могут быть теоретическо-методологическими и прикладными. Отличительной особенностью акмеологического исследования является его интегративный междисциплинарный характер. Концепции акмеологические — системы структурированных единым замыслом акмеологических знаний о понимании сущности тех или иных акмеологических феноменов, ведущие мысли. В акмеологии разработано несколько концепций, которые составляют ее теоретические основания: концепция гуманитарно-технологического развития (А. С. Гусева), нравственного развития личности (Е. Н. Богданов), субъектогенеза (А. С. Огнев), акмеологического воздействия (А. В. Кириченко), профессионализма деятельности в особых условиях (В. Г. Зазыкин), профессионализма военных специалистов (П. А. Корчемный, Л. Г. Лаптев, В. М. Михайловский) и другие. Компетентность акмеологическая — категория, которая в общем виде представляет собой когнитивный компонент системы профессионализма акмеолога, сферу его профессионального ведения. Включает акмеологические знания о путях, принципах и закономерностях прогрессивного развития зрелой личности и ее профессионализма. Компетентность профессиональная — в акмеологическом понимании — это главный когнитивный компонент подсистем профессионализма личности и деятельности, сфера профессионального ведения, круг решаемых вопросов, постоянно расширяющаяся система знаний, позволяющие выполнять профессиональную деятельность с высокой продуктивностью. Структура и содержание профессиональной компетентности во многом определяется спецификой профессиональной деятельности, ее принадлежности к определенным видам. Компетентность психологическая — это одновременно разновидность и самостоятельный вид профессиональной компетентности. Психологическая компетентность в самом общем виде представляет собой структурированную систему знаний о человеке как индивиде, субъекте труда и личности, включенном в индивидуальную или совместную деятельность, осуществляющем профессиональные или иные взаимодействия. Высокий уровень психологической компетентности обеспечивает успешную деятельность и взаимодействия в системах «человек — человек», «человек — коллектив», «человек — большие социальные группы». По данным Н. В. Кузьминой, психологическая компетентность состоит из нескольких взаимосвязанных подструктур: социально-перцептивной компетентности; социально-психологической компетентности; аутопсихологической компетентности; психолого-педагогической и коммуникативной компетентности. Критерий акмеологический (в узком понимании) — мера профессионализма субъекта, продуктивности его деятельности, развитости личностно-профессиональных качеств и свойств. Бывают интегральными, конкретными и детальными. Мастерство — категория, принадлежащая психологии труда и акмеологии, характеризующая свойство личности, приобретенное с опытом, как высший уровень профессиональных умений в определенной области, достигнутый на основе гибких навыков и творческого подхода (К. К. Платонов). Психологическая категория «мастерство» по своему содержанию близка к акмеологической категории «профессионализм деятельности». Метод акмеологический — совокупность приемов, способов действия, позволяющих эффективно решать акмеологические проблемы и задачи. Ведущими акмеологическими методами в решении проблем личностно-профессионального развития являются сравнительный анализ высоко- и низкопродуктивной деятельности, свойств личности профессионала и «середняка» в профессии, акмеографические описания и разработка акмеограмм. Метод акмеографический — разновидность акмеологического метода; является инструментальной реализацией акмеографического подхода, включает акмеографические описания (на уровне общего и особенного) и разработку акмеограмм. Миссия личности — смысловая стратегическая цель личности, реализуемая через жизненный и профессиональный путь. Модель акмеологическая — система объектов и знаков, воспроизводящая существенные свойства объекта-оригинала — идеального образа профессионала или эталона личностно-профессионального развития и пр. Акмеологические модели могут быть представлены в виде вербальных или лингвистических, аналитических и геометрических описаний, структурно-функциональных схем и пр. Объект акмеологии — на данном этапе ее развития это прогрессивно развивающаяся зрелая личность, самореализующаяся главным образом в профессиональных достижениях. Описание акмеографическое — способ представления информации предваряющий акмеограмму и соответствующий уровню общего и особенного в структуре и содержании профессионализма. Главными формами акмеографического описания являются вербальная или лингвистическая. Подход акмеологический — базисная обобщающая акмеологическая категория, описывающая совокупность принципов, приемов и методов, позволяющих решать акмеологические проблемы и задачи. Подход акмеографический — система психолого-акмеологических принципов и методов, позволяющих решать проблемы и задачи развития профессионализма личности и деятельности является развитием профессиографического подхода. Ядром акмеографического подхода является разработка акмеографических описаний и акмеограмм. Подход акмеоцентрический — подход, ориентированный на принцип системности и предусматривающий согласованное использование в акмеологических исследованиях всех подходов, путей и методов, в том числе принадлежащих другим наукам, при приоритете акмеологических и акмеографических. Показатели акмеологические — характеристики степени продуктивности деятельности, развитости личностно-профессиональных качеств и свойств субъекта деятельности как профессионала. Потенциал личностный — в акмеологическом понимании включает в себя не только потенциальное личности (способности, природно-обусловленные профессионально важные качества, позитивные наследственные факторы и пр.), но и систему постоянно возобновляемых и умножаемых ресурсов — интеллектуальных, психологических, волевых и пр., что способствует прогрессивному личностному и профессиональному развитию. Предмет акмеологии — на данном этапе ее развития представляет собой закономерности, психологические и акмеологические механизмы, условия и факторы, содействующие прогрессивному развитию зрелой личности и ее высоким профессиональным достижениям. Предмет акмеологии весьма обширен, имеет разные уровни конкретности и соответственно разные исследовательские сферы и практики. В более узком понимании предметом является поиск закономерностей саморазвития и самосовершенствования зрелой личности, самореализации в разных сферах, самообразования, самокоррекции, самоорганизации. В широком понимании, предметом акмеологии являются процессы и механизмы совершенствования как индивида, индивидуальности субъекта труда и личности в жизнедеятельности, профессии, общении, приводящие к оптимальным путям самореализации. Профессионал — это субъект профессиональной деятельности, обладающий высокими показателями профессионализма личности и деятельности, самоэффективности, имеющий высокий профессиональный и социальный статус, динамически развивающуюся систему личностной и деятельностной нормативной регуляции, постоянно нацеленный на саморазвитие и самосовершенствование, на личностные и профессиональные достижения, имеющие социально-позитивное значение. Профессионализм деятельности — качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокую профессиональную квалификацию и компетентность, разнообразие эффективных профессиональных навыков и умений, в том числе основанных на творческих решениях, владение современными алгоритмами и способами решения профессиональных задач, что позволяет осуществлять деятельность с высокой и стабильной продуктивностью; характеристика, подлежащая дальнейшему развитию. Профессионализм личности — качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокий уровень профессионально важных или личностно-деловых качеств, акмеологических инвариантов профессионализма, креативности, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленная на прогрессивное развитие. Путь жизненный — необратимое время и пространство в жизни человека от рождения до смерти, в котором осуществляется становление, изменение, развитие личности, ее самореализация, организация жизни своим индивидуальным способом и осуществление соответствующей стратегии. Развитие личностно-профессиональное — это процесс развития личности (в широко понимании), преимущественно ориентированной на высокий уровень профессионализма и профессиональные достижения, осуществляемый с помощью обучения и саморазвития, профессиональной деятельности и профессиональных взаимодействий. Развитие гуманитарно-технологическое — процесс социокультурных, личностных и профессиональных изменений субъекта деятельности, которые согласуются с определяющими эти изменения закономерностями развития общества, личности и деятельности. Гуманитарно-технологическое развитие — это формирующая субъекта деятельности гуманитарная технология, в которой «гуманитарное» обеспечивает содержание развития, а «технологическое» — процедуры, средства, способы развития, переводя убеждения, ценности и мотивы субъекта в устойчивые нормы поведения. Самоэффективность — свойство личности, концептуально описанное А. Бандурой, подразумевающее убежденность человека в том, что он самостоятельно может управлять своим поведением и развитием так, чтобы они были продуктивными. Служба психолого-акмеологическая в самом общем виде рассматривается как структурная система, обеспечивающая с помощью психологических и акмеологических средств продуктивное использование кадрового потенциала организации, успешность профессиональной деятельности и прогрессивное личностно-профессиональное развитие кадров, развитие и повышение эффективности работы самой организации. Технология акмеологическая — категория, родственная понятию «психологическая технология», но отличается более узкой направленностью, имеет гуманистическое содержание — на прогрессивное личностно-профессиональное развитие, раскрытие личностного потенциала. Главным методом в акмеологических технологиях является акмеологическое воздействие. Технология гуманитарная — способы и механизмы реализации гуманитарных знаний, образованности и культуры личности в обучении, развитии и деятельности. Уровень акмеологический — характеристика достижения субъектом труда высокого уровня профессионализма личности и деятельности. Характеристиками акмеологического уровня являются: наличие системных качеств субъекта деятельности; социальная ответственность, гражданская позиция; высокие личностные и профессиональные стандарты; индивидуальная ресурсность (внутренний потенциал); динамичность, склонность к саморазвитию. Условия акмеологические — значимые обстоятельства, от которых зависит достижение высокого уровня прогрессивного развития зрелой личности и особенно профессионализма личности и деятельности. Факторы акмеологические — основные причины, носящие характер движущих сил, главные детерминанты прогрессивного развития зрелой личности и профессионализма. Холизм — исходное положение о том, что поведение и развитие личности можно правильно объяснить только путем рассмотрения их как целостных систем. Является следствием реализации системного подхода в психологии и акмеологии. Эксперимент акмеологический — метод исследования, в рамках которого варьируются условия развития субъекта и характер возникающих качественных позитивных изменений в его личностном и профессиональном развитии. Акмеологический эксперимент призван выявлять и проверять устойчивые отношения, зависимости и акмеологические закономерности, призван способствовать прогрессивному личностно-профессиональному развитию. Бывает естественным и формирующим. Экспертиза акмеологическая — это комплексная оценка субъектов труда, направленная на выявление уровня их профессионализма и резервов его повышения, а также резервов личностного совершенствования.
Литература
1. Абульханова-Славская К. А. Стратегии жизни. — М.: Мысль, 1991. 2. Абульханова К.А. С.Л. Рубинштейн — ретроспектива и перспектива / Проблема субъекта в психологической науке / Под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой, В. Н. Дружинина. — М.: 3. Агапов В. С. Я-концепция в структуре управленческой деятельности. - М.: ГУУ, 1999. 4. Агапов В. С. Становление Я-концепции личности: теория и практика. — М.: Институт молодежи, 1999. 5. Акмеология: методология, методы и технологии (материалы научной сессии, посвященной 75-летию члена-корреспондента РАО, президента МААН Нины Васильевны Кузьминой). — М.: РАГС, 6. Акмеология / Под ред. А. А. Деркача. — М.: РАГС, 2002. 7. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. — М.: Наука, 1977. 8. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды в двух томах. — М.: Педагогика, 1980. 9. Андреева Г. М. Социальная психология. — М.: МГУ, 1993. 10. Анисимов С. А., Деркач А. А., Конюхов Н. И, Павлов Б. С. Методы акмеологических исследований. — М.: РАГС, 2000. 11. Анисимов О. С., Деркач А. А. Основы общей и управленческой акмеологии. - М.: РАГС, 1995. 12. Анисимов О. С. Принятие управленческих решений: методология и технологии. - М.: РАГС, 2002. 13. Анциферова Л. И. Психология формирования и развития личности // Человек в системе наук. — М.: Наука, 1989. 14. Анциферова Л. И. Условия деформаций развития личности и конструктивные силы человека / Психология личности: новые исследования / Под ред. К. А. Абульхановой, А. В. Брушлинского 15. Асеев В. Г. Личность и значимость побуждений. — М.: ИПРАН, 1993. 16. Бехтерев В. М. Личность и условия ее развития и здоровья. — СПб., 1905. 17. Бехтерев В. М. Объективная психология. — СПб., 1907. — В. 1-3. 18. Битуева А. В. Исследование структуры ценностных ориентации госслужащих // Развитие психологической и профессиональной культуры госслужащих. — М.: РАГС, 2000. 19. Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения. — М.: Наука, 1978. 20. Богданов Е. Н. Формирование профессионально-нравственной культуры будущего учителя. — М.: РАГС, 1995. 21. Богданов Е. Н., Зазикин В. Г. Введение в акмеологию. — Калуга: КГПУ, 2000; 2001. 22. Богданов Е. Н., Зазикин В. Г. Акмеология как наука, разрабатывающая проблемы развития зрелой личности и профессионализма / Ежегодник психологической службы департамента образования Калужской области. — Калуга, 2001. 23. Богданов Е. Н., Зазыкин В. Г. Психология личности в конфликте. - Калуга: КГПУ, 2002. 24. Богданов Е. Н., Зазыкин В. Г. Прикладная психодиагностика для руководителей и специалистов кадровых служб. — Калуга: КГПУ, 2003. 25. Бодалев А. А. О предмете акмеологии // Психологический журнал. - Т. 14. - 1993. - № 5. 26. Бодалев А. А. О феномене акме и некоторых закономерностях его формирования и развития / Мир психологии. — 1995. — № 3. 27. Бодалев А. А. Изучение взрослого человека — важная задача акмеологической науки. — М.: РАГС, 1996. 28. Бодалев А. А., Рудкевич Л. А. Как становятся великими и выдающимися? - М.: РАГС, 1997. 29. Бодалев А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. — М.: Флинта-Наука, 1998. 30. Бодалев А. А., Сталин В. В. Общая психодиагностика. — СПб.: Речь, 2000. 31. Бодалев А. А., Ганжин В. Т., Деркач А. А. Предмет акмеологии сегодня // Акмеология. — 2001. — № 1. 32. Бодалев А. А., Рудкевич Л. А. Как становятся великими и выдающимися. — М.: Ин-т психотерапии, 2003. 33. Братусъ Б. С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. — 1980. — № 2. 34. Брушлинский А. В. Проблема психологии субъекта. — М.: ИПРАН, 1994. 35. Бурменская Г. В., Обу Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|