Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Краткий акмеологический словарь




 

Проведение результативных акмеологических исследований, пони­мание их научно-практической значимости, а также эффективная подготовка специалистов-акмеологов возможны лишь при однознач­ном и непротиворечивом понимании и толковании основных акмео­логических понятий и категорий. Нами были представлены и обосно­ваны некоторые базисные акмеологические категории, раскрыто их научное содержание. В то же время в последующих главах книги упо­минались и другие важные акмеологические категории, понятия и оп­ределения. Кроме того, в работах других авторов по акмеологии мож­но встретить обоснованные ими понятия и определения, справедливо претендующие на статус акмеологических категорий. Поэтому с целью их лучшего понимания и усвоения они были объединены в «Краткий акмеологический словарь». Первый вариант «Краткого акмеологического словаря» был представлен в книге «Введение в акмеологию» (издание второе, переработанное и дополненное, Калуга: КГПУ, 2001). Представленные в нем акмеологические понятия и категории явля­лись не только базисными, но и операциональными. В раскрытии их содержания было отражено нынешнее, характерное для данного этапа развития акмеологии понимание их сущностных характеристик, в то же время в них была представлена и авторская позиция.

С выходом в свет фундаментальных работ по акмеологии возникла необходимость уточнения содержания базовых акмеологических ка­тегорий, дополнения их новыми. В настоящем варианте «Краткого акмеологического словаря» представлен его дополненный и уточнен­ный вариант.

При создании данного варианта «Краткого акмеологического сло­варя» были использованы акмеологические понятия и определения, представленные в трудах автора и работах известных акмеологов К. А. Абульхановой, Е. Н. Богданова, А. А. Бодалева, А. С. Гусевой, П. А. Корчемного, Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, В Г. Михайлов­ского, А. С. Огнева, А. А. Реана, И. Н. Семенова, Ю. В. Синягина, Е. А. Яблоковой и других авторов.

Акме — (от греч. acme — вершина, цветущая пора) — высшая точка, период расцвета личности, наивысших ее достижений, когда проявля­ется зрелость личности во всех сферах, максимальное развитие спо­собностей и дарований; считается, что АКМЕ приходится на период взрослости, или зрелости человека.

Акме коллективное — проявление высокого профессионализма в груп­повой деятельности, позитивно направленного ценностно-ориентационного единства, гуманистических отношений в группе и деятельности.

Акмеограмма — основной метод акмеографического подхода; пред­ставляет собой систему требований, условий и факторов, способству­ющих прогрессивному развитию и прежде всего развитию профес­сионализма личности и деятельности конкретных субъектов труда. Акмеограмма всегда индивидуальна, формально она представляет со­бой индивидуальный «срез» потенциального субъекта деятельности, его возможностей и перспектив, компенсируемых и некомпенсируе­мых свойств. Акмеограмма является обобщающей категорией по от­ношению к профессиограмме и психограмме.

Акмеолог — специалист в области акмеологии и прикладной пси­хологии, умеющий решать широкий круг научных и практических психологических и акмеологических профессиональных задач, преиму­щественно специализирующийся в работе с перспективными кадра­ми, помогающий им в осуществлении их личностно-профессионального развития вплоть до высокого уровня профессионализма.

Акмеология — наука, возникшая на стыке естественных, обществен­ных и гуманитарных дисциплин и изучающая закономерности и фе­номены прогрессивного развития человека до ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом разви­тии (А. А. Бодалев, А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина). Акмеология изучает развивающегося человека как индивида, субъекта труда, личность и индивидуальность. У истоков формирования акмеологических идей в науке стояли выдающиеся русские ученые Б. Г. Ананьев, В. М. Бех­терев и Н. А. Рыбников, предложивший само понятие «акмеология». В настоящее время в силу гетерохронности развития акмеологическо­го знания наибольший импульс получили исследования развития че­ловека как субъекта труда, общих и частных закономерностей и фено­менов развития профессионализма личности и деятельности, поэтому на данном этапе акмеология выступает прежде всего как наука о про­фессионализме. Расширение объектного и предметного полей акмеологин позволит ей обрести содержание, соответствующее заложенным при ее создании идеям.

Акмеология прикладная — система прикладных направлений акмеологии на стыке с другими науками. Формирование прикладной акмеологии является проявлением естественной тенденции дифференциации науки, расширения ее исследовательского пространства. Объектом прикладных направлений акмеологических исследований является прогрессивно развивающаяся зрелая личность, самореализующаяся в конкретном виде профессиональной деятельности, который связан с научной дисциплиной, и достигающая вершин профессионализма. Предметом являются закономерности, механизмы, условия и факто­ры, содействующие высоким профессиональным достижениям в кон­кретной области деятельности, развитию профессионализма лично­сти и деятельности. Задачи прикладных направлений акмеологии в целом также должны соответствовать общим акмеологическим, но при этом обязательно отражать профессиональную специфику. В нас­тоящее время интенсивно развиваются следующие направления при­кладной акмеологии: педагогическая, военная, медицинская, управ­ленческая.

Акметектоника (греч. akme — «вершина, расцвет, зрелость»; tektonike -«строительное искусство, мастерство») — акмеологическая система оценивания, коррекции, моделирования и развития профессиональ­ного образа АКМЕ субъекта деятельности. Акметектоника — это осоз­нанное внутриличностное движение субъекта к эталону, которое по­зволяет ему на основе самопознания, саморазвития, самореализации определить свою «точку опоры» — источник, движущую силу развития. В акметектонике моделируемый эталон субъекта профессиональной деятельности определен как образ АКМЕ. Образ АКМЕ — совокупность наивысших качественных показателей ценностно-мировоззренческих, интеллектуальных, эмоционально-чувственных, мотивационных, во­левых, коммуникативных характеристик и составляющих психиче­ского, физиологического и духовного здоровья субъекта деятельности как профессионала, полученных в процедурах оценивания, коррекции и развития.

Активность — многозначный термин, используемый в разных науках: физиологии (электрофизиологическая активность мозга), социологии (социальная активность личности), психологии (надситуационная активность) и философии в специфических конкретных значениях.

В гегелевской философии активность рассматривалась как имманент­ная свободная форма и способ самовыражения субъекта. В акмеологическом понимании активность субъекта является главным услови­ем его саморазвития и самосовершенствования. Принцип активности субъекта является в акмеологии основополагающим.

Анализ акмеологический — метод научного исследования, состоящий в «разложении целого на составные части», то есть прежде всего в вы­явлении главных детерминант; в акмеологическом исследовании ак­меологический анализ призван выявить и описать главные детерми­нанты прогрессивного развития, основные его условия и факторы, а также то, что способствует и препятствует такому развитию. Кроме того, в процессе и результате акмеологического анализа необходимо выявлять особенные акмеологические инварианты профессионализма.

Воздействие акмеологическое — это интегрированное и целенаправ­ленное влияние, осуществляемое на личность или группу, имеющее гуманистическое содержание и направленное прежде всего на про­грессивное развитие личности или группы. Акмеологическое воздей­ствие в методическом отношении может рассматриваться как само­стоятельное явление, имеющее сугубо акмеологическое содержание. От психологического акмеологическое воздействие отличается преж­де всего своей направленностью — на благо развивающейся личности, так как немало видов психологического воздействия являются по сути своей манипулятивными. Акмеологическим является также воздей­ствие, направленное на развитие общих и специфических акмеологи­ческих инвариантов профессионализма. В то же время акмеологическим может стать любое психологическое, педагогическое и иное воздей­ствие, осуществляемое в интересах личности как объекта воздействия и имеющее гуманистическую направленность.

Гетеростаз — исходное положение о том, что многие люди мотиви­рованы главным образом стремлением к личностному росту, поиску стимулов к саморазвитию и самореализации.

Деятельность высокопродуктивная — характеризуется высокими показателями качества по основным параметрам, допускающим квантификацию (производительности, оптимальной интенсивности и на­пряженности, высокой точности и надежности, организованности, стабильности и опосредованности); преследует положительные лич­ностные и социально-значимые цели, сохраняет здоровье субъекта труда и развивает как профессионала и личность.

Диагностика акмеологическая — особый вид комплексного, меж­дисциплинарного, интегративного познания, находящегося между подлинным знанием о сущности особенностей процесса личностно-профессионального развития человека и распознанием единичных яв­лений и проблемных ситуаций в этом процессе. Это диагностика всего того, что способствует прогрессивному личностно-профессиональному развитию на уровне общего, особенного и единичного. Акмеологиче­ская диагностика должна прослеживать процесс позитивных изменений до желаемого результата. Объектами акмеологической диагностики являются значимые характеристики личностно-профессионального развития, предметом — механизмы и факторы, обусловливающие про­цессы изменений при развитии.

Задачи акмеологические — отражают стратегические цели акмеологии, специфику ее предмета и объектов, ее состояние как науки на нынешнем этапе. В настоящее время в самом общем виде можно выде­лить несколько групп важнейших акмеологических задач: а) научное освещение феноменологии акме, разработка теоретико-методологи­ческих основ акмеологии, обоснование научного статуса акмеологии, ее места в системе наук, определение и описание количественно-каче­ственных характеристик акме; б) определение общих и частных зако­номерностей движения к акме; определение того общего, что присуще всем достигшим выдающихся результатов как индивидов, субъектов труда и личностей; выявление особенного в достижении акме; в) вы­явление условий и факторов, способствующих или препятствующих движению к акме и достижению вершин в развитии; г) разработка собственно акмеологических методов исследования и решения прак­тических задач; д) разработка акмеологических технологий прогрес­сивного развития личности и ее профессионализма; е) разработка акмеологических моделей (прежде всего профессионализма и профес­сионала), обоснование акмеологических эталонов развития; ж) разра­ботка проблем различных направлений акмеологии. Важными акмеологическими задачами являются также разработка общих алгоритмов продуктивной деятельности, создание акмеологических служб, опре­деление путей внедрения достижений акмеологии в социальную прак­тику.

Закономерности акмеологические — характеристики устойчивых связей отношений и тенденций в движении к эталонам развития лич­ности, в частности, к профессионализму личности и деятельности. Ак­меологические закономерности имеют одновременно объективный и субъективный характер, отличаются устойчивой повторяемостью, «нежесткостью», так как относятся к классу «законов-тенденций», но менее вариативны по отношению к психологическим.

Законы акмеологические — законы личностно-профессионального развития и умножения личностного потенциала; самовыражения лич­ности в профессии (А. А. Деркач). В настоящее время имеют описа­тельную форму. Закон личностно-профессионального развития и ум­ножения личностного потенциала констатирует взаимосвязь между процессами становления профессионализма и формированием лично­стной целостности. Закон самовыражения личности в профессии опи­сывает устойчивые связи и процессы профессионального самоопределения, самоутверждения, самореализации, профессионального образа «Я» и личностно-профессионального роста в контексте самовыра­жения личности в профессии.

Знание акмеологическое — это специфическое комплексное знание, имеющее научно-методологическую ориентацию и трехкомпонентную структуру. Оно интегрирует социальные, гуманитарные и есте­ственнонаучные (технологические) закономерности бытия человека. Знание акмеологическое является результатом познания действи­тельности и ее отражением в сознании субъекта деятельности как профессионала.

Социальный компонент акмеологического знания связан с проблемой смысла и стратегии жизнедеятельности субъекта. Это знания, вклю­чающие социокультурную направленность, гуманистическое мировос­приятие, научную логику социального познания. Данные сведения гуманистичны, поскольку заключают в себе гуманизм, гуманность, че­ловечность по отношению к людям и их деятельности. В совокупнос­ти с естественнонаучными социокультурные сведения представляют общественно-научное человекознание за счет привлечения другого знания из философии, истории, культуры, политологии, экономики, этики, юриспруденции, экологии, антропологии, медицины, генетики. Гуманитарный компонент акмеологического знания включает комп­лекс сведений о целостном человеке из психологии (общей, возраст­ной, педагогической, социальной, психологии личности, общения, по­знания, деятельности, творчества, развития), педагогики (возрастной, сотрудничества), социологии, управления и др. Интеграция знаний о человеке социокультурной направленности с физиологией, генети­кой, андрагогикой, геронтологией, психосоматикой и др. дает прира­щенное гуманитарное знание об эволюционном развитии человека в его биологическом, историческом, индивидуальном становлении. Пред­метом гуманитарного познания становятся феноменология, законо­мерности, детерминанты, факторы, механизмы, условия, способы индивидуального и профессионального развития субъекта деятель­ности. Особенно важно, что восстанавливается феномен гуманитарии в первоначальном, широком смысле слова, поскольку гуманитарный компонент включает многообразные знания субъекта деятельности о самом себе, обществе за счет дифференциации, интеграции и технологизации фундаментальных отраслей человекознания технологический компонент акмеологического знания приравнивается к искусству, мастерству, т. е. к такому виду знания, который у древних мыслителей относился к «магическому». Технологическое оснащение деятельности заключается в объективировании знаний и практического опыта субъекта деятельности. Их функциональное назначение — упо­рядочить все «частности» деятельности, перевести на уровень эффек­тивного достижения поставленных целей. К подобному типу знаний обычно относят так называемые «забытые (нераскрытые) ремеслен­ные технологии», в которых важнее всего профессиональная трени­ровка специальных, особых навыков.

Зрелость — длительный возрастной период, среднее звено жизни че­ловека между юностью и старостью (примерно от 25 до 65 лет); харак­теристика высокого уровня отдельных сторон психического развития. Ранее считалось, что в период зрелости психическое развитие стаби­лизируется и образует ровное «плато», за которым после зрелости следуют его спад, остановка, регресс. В современных исследованиях (Б. Г. Ананьев, Е. И. Степанова, Л. И. Анцыферова и др.) показано, что в период зрелости психическое развитие не прекращается. Этот воз­раст характеризуется появлением новых качеств, психических ново­образований, таких как активность человека по интеграции прой­денных им этапов жизненного пути, анализ достижений и ошибок прошлого опыта, мудрость, способность к варьированию и экспери­ментированию социальных ролей, к выработке индивидуальных стра­тегий адаптации и компенсации, креативный тип отношения к жизни и Др. Эти позитивные тенденции на этапе зрелости могут сопровож­даться переходными периодами, кризисами, потерями в развитии. Раз­витие в период зрелости включает оптимумы, пики, спады (А. А. Бодалев, Н. В. Кузьмина). Оптимумы и спады развития в период зрелости определяются характером деятельности и активности человека: наи­более интенсивно развиваются психические функции, которые вос­требованы в ходе профессиональной деятельности и в процессе непрерывного образования. Наступление зрелости человека как субъекта познания, труда и общения не совпадает по времени (Б. Г. Ананьев), что вызывает неравномерность и гетерохронность развития. В контексте акмеологии зрелость трактуется как наиболее значитель­ный период в жизни человека, знаменующийся достижением наибо­лее высоких результатов в профессиональном и личностном развитии человека. Акмеология исходит из возможности развиваемости, тренируемости, пластичности большинства психических качеств человека в период зрелости, из целесообразности опоры на накопленный чело­веком профессиональный и личностный опыт, на возрастающую в пе­риод зрелости активность человека как субъекта своего жизненного пути.

Изменчивость — исходное положение о том, что личность претерпе­вает непрерывные изменения на протяжении всей жизни человека. Категория изменчивости приобретает акмеологическое содержание при рассмотрении личности как прогрессивно развивающейся.

Инварианты профессионализма акмеологические — это основные свойства, качества и умения профессионала (в ряде случаев и необхо­димые условия), обеспечивающие высокую эффективность и ста­бильность деятельности независимо от ее содержания и специфики. Акмеологические инварианты профессионализма проявляются и во внутренних побудительных причинах, обеспечивающих активное и целенаправленное саморазвитие, реализацию творческого потенциа­ла. Акмеологические инварианты профессионализма бывают: а) об­щими, то есть не зависящими от специфики деятельности и присущими всем профессионалам (развитая антиципация, высокий уровень само­регуляции, умение принимать эффективные решения, высокая креа­тивность, сильная адекватная мотивация достижений); б) особенны­ми, или специфическими, отражающими содержание и требования профессиональной деятельности (например, высокая коммуника­бельность, проницательность, стрессоустойчивость и пр.). Выявление особенных акмеологических инвариантов профессионализма являет­ся одной из задач акмеологического анализа. Концепция акмеологи­ческих инвариант профессионализма позволяет существенно уско­рить процессы личностно-профессионального развития.

Исследование акмеологическое — научное исследование, связанное с решением акмеологических проблем и задач, базирующееся на веду­щих методологических принципах акмеологии, осуществляемое с помощью научных и собственно акмеологических методов и направленное на получение акмеологического знания. Акмеологические исследо­вания могут быть теоретическо-методологическими и прикладными. Отличительной особенностью акмеологического исследования явля­ется его интегративный междисциплинарный характер.

Концепции акмеологические — системы структурированных единым замыслом акмеологических знаний о понимании сущности тех или иных акмеологических феноменов, ведущие мысли. В акмеологии разработано несколько концепций, которые составляют ее теоретиче­ские основания: концепция гуманитарно-технологического развития (А. С. Гусева), нравственного развития личности (Е. Н. Богданов), субъектогенеза (А. С. Огнев), акмеологического воздействия (А. В. Ки­риченко), профессионализма деятельности в особых условиях (В. Г. Зазыкин), профессионализма военных специалистов (П. А. Корчемный, Л. Г. Лаптев, В. М. Михайловский) и другие.

Компетентность акмеологическая — категория, которая в общем виде представляет собой когнитивный компонент системы профессиона­лизма акмеолога, сферу его профессионального ведения. Включает акмеологические знания о путях, принципах и закономерностях про­грессивного развития зрелой личности и ее профессионализма.

Компетентность профессиональная — в акмеологическом понима­нии — это главный когнитивный компонент подсистем профессио­нализма личности и деятельности, сфера профессионального ведения, круг решаемых вопросов, постоянно расширяющаяся система знаний, позволяющие выполнять профессиональную деятельность с высокой продуктивностью. Структура и содержание профессиональной ком­петентности во многом определяется спецификой профессиональной деятельности, ее принадлежности к определенным видам.

Компетентность психологическая — это одновременно разновид­ность и самостоятельный вид профессиональной компетентности. Психологическая компетентность в самом общем виде представляет собой структурированную систему знаний о человеке как индиви­де, субъекте труда и личности, включенном в индивидуальную или совместную деятельность, осуществляющем профессиональные или иные взаимодействия. Высокий уровень психологической компетент­ности обеспечивает успешную деятельность и взаимодействия в си­стемах «человек — человек», «человек — коллектив», «человек — боль­шие социальные группы». По данным Н. В. Кузьминой, психологическая компетентность состоит из нескольких взаимосвязанных под­структур: социально-перцептивной компетентности; социально-пси­хологической компетентности; аутопсихологической компетентности; психолого-педагогической и коммуникативной компетентности.

Критерий акмеологический (в узком понимании) — мера профессио­нализма субъекта, продуктивности его деятельности, развитости личностно-профессиональных качеств и свойств. Бывают интегральны­ми, конкретными и детальными.

Мастерство — категория, принадлежащая психологии труда и акмео­логии, характеризующая свойство личности, приобретенное с опытом, как высший уровень профессиональных умений в определенной об­ласти, достигнутый на основе гибких навыков и творческого подхода (К. К. Платонов). Психологическая категория «мастерство» по свое­му содержанию близка к акмеологической категории «профессиона­лизм деятельности».

Метод акмеологический — совокупность приемов, способов дей­ствия, позволяющих эффективно решать акмеологические проблемы и задачи. Ведущими акмеологическими методами в решении проблем личностно-профессионального развития являются сравнительный анализ высоко- и низкопродуктивной деятельности, свойств личнос­ти профессионала и «середняка» в профессии, акмеографические опи­сания и разработка акмеограмм.

Метод акмеографический — разновидность акмеологического мето­да; является инструментальной реализацией акмеографического под­хода, включает акмеографические описания (на уровне общего и осо­бенного) и разработку акмеограмм.

Миссия личности — смысловая стратегическая цель личности, реали­зуемая через жизненный и профессиональный путь.

Модель акмеологическая — система объектов и знаков, воспроизво­дящая существенные свойства объекта-оригинала — идеального обра­за профессионала или эталона личностно-профессионального раз­вития и пр. Акмеологические модели могут быть представлены в виде вербальных или лингвистических, аналитических и геометрических описаний, структурно-функциональных схем и пр.

Объект акмеологии — на данном этапе ее развития это прогрессивно развивающаяся зрелая личность, самореализующаяся главным обра­зом в профессиональных достижениях.

Описание акмеографическое — способ представления информации предваряющий акмеограмму и соответствующий уровню общего и особенного в структуре и содержании профессионализма. Главными формами акмеографического описания являются вербальная или линг­вистическая.

Подход акмеологический — базисная обобщающая акмеологическая категория, описывающая совокупность принципов, приемов и мето­дов, позволяющих решать акмеологические проблемы и задачи.

Подход акмеографический — система психолого-акмеологических принципов и методов, позволяющих решать проблемы и задачи раз­вития профессионализма личности и деятельности является разви­тием профессиографического подхода. Ядром акмеографического подхода является разработка акмеографических описаний и акмеограмм.

Подход акмеоцентрический — подход, ориентированный на принцип системности и предусматривающий согласованное использование в акмеологических исследованиях всех подходов, путей и методов, в том числе принадлежащих другим наукам, при приоритете акмеоло­гических и акмеографических.

Показатели акмеологические — характеристики степени продуктив­ности деятельности, развитости личностно-профессиональных ка­честв и свойств субъекта деятельности как профессионала.

Потенциал личностный — в акмеологическом понимании включает в себя не только потенциальное личности (способности, природно-обусловленные профессионально важные качества, позитивные на­следственные факторы и пр.), но и систему постоянно возобновляе­мых и умножаемых ресурсов — интеллектуальных, психологических, волевых и пр., что способствует прогрессивному личностному и про­фессиональному развитию.

Предмет акмеологии — на данном этапе ее развития представляет со­бой закономерности, психологические и акмеологические механизмы, условия и факторы, содействующие прогрессивному развитию зрелой личности и ее высоким профессиональным достижениям. Предмет акмеологии весьма обширен, имеет разные уровни конкретности и соответственно разные исследовательские сферы и практики. В более узком понимании предметом является поиск закономерностей само­развития и самосовершенствования зрелой личности, самореализации в разных сферах, самообразования, самокоррекции, самооргани­зации.

В широком понимании, предметом акмеологии являются процессы и механизмы совершенствования как индивида, индивидуальности субъекта труда и личности в жизнедеятельности, профессии, обще­нии, приводящие к оптимальным путям самореализации.

Профессионал — это субъект профессиональной деятельности, об­ладающий высокими показателями профессионализма личности и дея­тельности, самоэффективности, имеющий высокий профессиональный и социальный статус, динамически развивающуюся систему личност­ной и деятельностной нормативной регуляции, постоянно нацелен­ный на саморазвитие и самосовершенствование, на личностные и профессиональные достижения, имеющие социально-позитивное значение.

Профессионализм деятельности — качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокую профессиональную квалифика­цию и компетентность, разнообразие эффективных профессиональ­ных навыков и умений, в том числе основанных на творческих ре­шениях, владение современными алгоритмами и способами решения профессиональных задач, что позволяет осуществлять деятельность с высокой и стабильной продуктивностью; характеристика, подлежа­щая дальнейшему развитию.

Профессионализм личности — качественная характеристика субъек­та труда, отражающая высокий уровень профессионально важных или личностно-деловых качеств, акмеологических инвариантов профессио­нализма, креативности, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленная на прогрессивное развитие.

Путь жизненный — необратимое время и пространство в жизни чело­века от рождения до смерти, в котором осуществляется становление, изменение, развитие личности, ее самореализация, организация жиз­ни своим индивидуальным способом и осуществление соответствую­щей стратегии.

Развитие личностно-профессиональное — это процесс развития лич­ности (в широко понимании), преимущественно ориентированной на высокий уровень профессионализма и профессиональные достиже­ния, осуществляемый с помощью обучения и саморазвития, профес­сиональной деятельности и профессиональных взаимодействий.

Развитие гуманитарно-технологическое — процесс социокультур­ных, личностных и профессиональных изменений субъекта деятель­ности, которые согласуются с определяющими эти изменения зако­номерностями развития общества, личности и деятельности. Гума­нитарно-технологическое развитие — это формирующая субъекта деятельности гуманитарная технология, в которой «гуманитарное» обеспечивает содержание развития, а «технологическое» — процеду­ры, средства, способы развития, переводя убеждения, ценности и мо­тивы субъекта в устойчивые нормы поведения.

Самоэффективность — свойство личности, концептуально описанное А. Бандурой, подразумевающее убежденность человека в том, что он самостоятельно может управлять своим поведением и развитием так, чтобы они были продуктивными.

Служба психолого-акмеологическая в самом общем виде рассматри­вается как структурная система, обеспечивающая с помощью психо­логических и акмеологических средств продуктивное использование кадрового потенциала организации, успешность профессиональной деятельности и прогрессивное личностно-профессиональное разви­тие кадров, развитие и повышение эффективности работы самой орга­низации.

Технология акмеологическая — категория, родственная понятию «психологическая технология», но отличается более узкой направлен­ностью, имеет гуманистическое содержание — на прогрессивное лич­ностно-профессиональное развитие, раскрытие личностного потенциала. Главным методом в акмеологических технологиях является акмеологическое воздействие.

Технология гуманитарная — способы и механизмы реализации гума­нитарных знаний, образованности и культуры личности в обучении, развитии и деятельности.

Уровень акмеологический — характеристика достижения субъектом труда высокого уровня профессионализма личности и деятельности. Характеристиками акмеологического уровня являются: наличие си­стемных качеств субъекта деятельности; социальная ответственность, гражданская позиция; высокие личностные и профессиональные стан­дарты; индивидуальная ресурсность (внутренний потенциал); динамич­ность, склонность к саморазвитию.

Условия акмеологические — значимые обстоятельства, от которых зависит достижение высокого уровня прогрессивного развития зре­лой личности и особенно профессионализма личности и деятельности.

Факторы акмеологические — основные причины, носящие характер движущих сил, главные детерминанты прогрессивного развития зре­лой личности и профессионализма.

Холизм — исходное положение о том, что поведение и развитие лич­ности можно правильно объяснить только путем рассмотрения их как целостных систем. Является следствием реализации системного под­хода в психологии и акмеологии.

Эксперимент акмеологический — метод исследования, в рамках ко­торого варьируются условия развития субъекта и характер возникающих качественных позитивных изменений в его личностном и профессио­нальном развитии. Акмеологический эксперимент призван выявлять и проверять устойчивые отношения, зависимости и акмеологические закономерности, призван способствовать прогрессивному личностно-профессиональному развитию. Бывает естественным и формиру­ющим.

Экспертиза акмеологическая — это комплексная оценка субъектов труда, направленная на выявление уровня их профессионализма и ре­зервов его повышения, а также резервов личностного совершенствования.

 

Литература

 

1. Абульханова-Славская К. А. Стратегии жизни. — М.: Мысль, 1991.

2. Абульханова К.А. С.Л. Рубинштейн — ретроспектива и перспек­тива / Проблема субъекта в психологической науке / Под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой, В. Н. Дружинина. — М.:
Академический проект, 2000.

3. Агапов В. С. Я-концепция в структуре управленческой деятель­ности. - М.: ГУУ, 1999.

4. Агапов В. С. Становление Я-концепции личности: теория и прак­тика. — М.: Институт молодежи, 1999.

5. Акмеология: методология, методы и технологии (материалы науч­ной сессии, посвященной 75-летию члена-корреспондента РАО, президента МААН Нины Васильевны Кузьминой). — М.: РАГС,
1998.

6. Акмеология / Под ред. А. А. Деркача. — М.: РАГС, 2002.

7. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. — М.: Наука, 1977.

8. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды в двух томах. — М.: Педагогика, 1980.

9. Андреева Г. М. Социальная психология. — М.: МГУ, 1993.

10. Анисимов С. А., Деркач А. А., Конюхов Н. И, Павлов Б. С. Методы акмеологических исследований. — М.: РАГС, 2000.

11. Анисимов О. С., Деркач А. А. Основы общей и управленческой акмеологии. - М.: РАГС, 1995.

12. Анисимов О. С. Принятие управленческих решений: методология и технологии. - М.: РАГС, 2002.

13. Анциферова Л. И. Психология формирования и развития лично­сти // Человек в системе наук. — М.: Наука, 1989.

14. Анциферова Л. И. Условия деформаций развития личности и кон­структивные силы человека / Психология личности: новые ис­следования / Под ред. К. А. Абульхановой, А. В. Брушлинского
и М. И. Воловиковой. - М.: ИП РАН, 1998.

15. Асеев В. Г. Личность и значимость побуждений. — М.: ИПРАН, 1993.

16. Бехтерев В. М. Личность и условия ее развития и здоровья. — СПб., 1905.

17. Бехтерев В. М. Объективная психология. — СПб., 1907. — В. 1-3.

18. Битуева А. В. Исследование структуры ценностных ориентации госслужащих // Развитие психологической и профессиональной культуры госслужащих. — М.: РАГС, 2000.

19. Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения. — М.: Наука, 1978.

20. Богданов Е. Н. Формирование профессионально-нравственной культуры будущего учителя. — М.: РАГС, 1995.

21. Богданов Е. Н., Зазикин В. Г. Введение в акмеологию. — Калуга: КГПУ, 2000; 2001.

22. Богданов Е. Н., Зазикин В. Г. Акмеология как наука, разрабатыва­ющая проблемы развития зрелой личности и профессионализ­ма / Ежегодник психологической службы департамента образо­вания Калужской области. — Калуга, 2001.

23. Богданов Е. Н., Зазыкин В. Г. Психология личности в конфлик­те. - Калуга: КГПУ, 2002.

24. Богданов Е. Н., Зазыкин В. Г. Прикладная психодиагностика для ру­ководителей и специалистов кадровых служб. — Калуга: КГПУ, 2003.

25. Бодалев А. А. О предмете акмеологии // Психологический жур­нал. - Т. 14. - 1993. - № 5.

26. Бодалев А. А. О феномене акме и некоторых закономерностях его формирования и развития / Мир психологии. — 1995. — № 3.

27. Бодалев А. А. Изучение взрослого человека — важная задача акмеологической науки. — М.: РАГС, 1996.

28. Бодалев А. А., Рудкевич Л. А. Как становятся великими и выдаю­щимися? - М.: РАГС, 1997.

29. Бодалев А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характе­ристики и условия достижения. — М.: Флинта-Наука, 1998.

30. Бодалев А. А., Сталин В. В. Общая психодиагностика. — СПб.: Речь, 2000.

31. Бодалев А. А., Ганжин В. Т., Деркач А. А. Предмет акмеологии се­годня // Акмеология. — 2001. — № 1.

32. Бодалев А. А., Рудкевич Л. А. Как становятся великими и выдаю­щимися. — М.: Ин-т психотерапии, 2003.

33. Братусъ Б. С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. — 1980. — № 2.

34. Брушлинский А. В. Проблема психологии субъекта. — М.: ИПРАН, 1994.

35. Бурменская Г. В., Обу

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...