Сутта о дружественности («Сутта ‑ нипата», 142—131)
Сутта о дружественности («Сутта ‑ нипата», 142—131)
Что должно делать узревшему благо, Тому, кто ступил на стезю покоя? Он должен быть сильным, прямым и честным, Сдержанным в речи, негордым, кротким,
Всегда довольным и недерзким, Нетребовательным, несуетливым, Благоразумным и спокойным, Нежадным, довольствующимся немногим;
И он не должен делать такого, Что мудрецы осудить могли бы. Пусть будут в радости и покое, Пусть все существа счастливыми будут!
Какие ни есть существа живые ‑ Сильные, слабые ‑ все без остатка; Длинные, средние и короткие, Огромные, маленькие и большие,
Те, что видимы, и те, что незримы, Те, что живут далеко, и те, что близко, Те, что уже родились, и те, что родятся, ‑ Пусть все существа счастливыми будут!
И пусть один не унижает другого, Пусть никто никого нисколько не презирает! В гневе или чувствуя нерасположенье Да не возжелает один другому несчастья!
И, как мать, не жалея собственной жизни, Заботится о своем единственном сыне, Так ко всем живым существам должно Воспитывать в себе безмерное чувство.
Дружественность ко всему живому Должно в себе растить, чувство, Свободное от вражды, недоверия, злости, Вверх, вниз, вширь не знающее предела.
И когда ты стоишь, сидишь или ходишь, И когда ты лежишь без сна ‑ все время Сосредоточенно думай об этом, Ибо это ‑ высшее состояние в жизни.
А кто не поддался воззрениям ложным, Кто добродетелен и наделен знаньем, Кто подавил в себе стремленье к усладам, Тот освободился от новых рождений.
Сутта о Муни («Сутта ‑ нипата», 207—221)
От близости рождается страх, От дома рождается пыль. Быть бездомным, быть одиноким ‑ Вот чего хочет муни.
Если он родившееся вырвал с корнем, Нарождающемуся неоткуда взяться. Говорят о таком, одиноко живущем: «Сей великий мудрец узрел стезю покоя».
Любви ему ничто уж внушить не может. Ведь, постигнув вещи, он уничтожил ее семя. Он ‑ муни, конец рождений и смерти зрящий; Он отбросил сомненья; он не может быть назван[676].
Все обители и прибежища он знает, Но из них ни одного не желает. Он ‑ неалчущий, невожделеющий муни; Он уже на том берегу; он покоен.
Он все одолел, все знает, он премудрый. Что бы ни случилось, он незапятнан. Все ушло, жажда исчезла[677], он свободен, ‑ Вот таким мудрые знают муни.
Сосредоточенный, праведный, мудростью сильный, В созерцании находящий усладу, Он очищен от язв и скверны[678], он свободен, ‑ Вот таким мудрые знают муни.
Он живет один, молчалив и серьезен; Ни хула, ни хвала его не волнуют; Он ‑ как лев, не вздрагивающий от шума, Он ‑ как ветер, неуловимый сетями, Он ‑ как лотос, к которому не липнет влага; Он ведет других, сам никем не ведомый, ‑ Вот таким мудрые знают муни.
Он подобен столбу в местах омовений, При котором всяк говорит, что хочет. Вот таким ‑ бесстрастным, сдержанным в чувствах, ‑ Вот таким мудрые знают муни.
Неуклонный, словно челнок ткацкий, О праведном и неправедном размышляя, Отвращается он от дурных деяний, ‑ Вот таким мудрые знают муни.
Самообузданный, он не делает злого. Молод иль нет ‑ он всегда сдержан. Негневливый сам, никого не гневит он, ‑ Вот таким мудрые знают муни.
Ест он то, что подадут другие. Дадут ли из полного блюда или остатки, Он берет, не славя подателя и не ругая, ‑ Вот таким мудрые знают муни.
Целомудренный, он живет одиноко,
В расцвете юности ни к чему не влечется. Противны ему лень и беспечность, ‑ Вот таким мудрые знают муни.
Мир познав, он высшую истину зрит, Он переплыл поток, пересек океан безбрежный. Вот таким ‑ непривязанным, порвавшим путы, ‑ Вот таким мудрые знают муни.
Мирянин с женой и праведник бескорыстный ‑ Как сравнить их, столь непохоже живущих? Мирянин волен отнять жизнь у другого. Всегда защищает живых сдержанный муни.
Как синегорлому павлину в полете Никогда не достичь быстроты гуся, Так мирянину не сравниться с бхикшу[679], С одиноко в лесу размышляющим муни!
Сутта об отречении («Сутта ‑ нипата», 405—424)
Я поведаю об отреченье, О том, как отрекся Зрящий, О том, как, все обдумав, Он избрал отреченье от мира.
«О, как тесно жить в доме, В этом вместилище пыли! Отреченье ‑ жизнь на просторе», ‑ Так решив, он отрекся от мира.
Отрешившись, он отвратился От грехов, совершаемых телом, Уничтожил проступки в речи, Очистил свое пропитанье[680].
Отмеченный лучшими знаками, Пошел к Раджагахе Будда, И в главный город магадхов[681] Вошел он за подаяньем.
Тут увидел его Бимбисара[682], На террасе дворца стоявший, И, узрев богатого знаками, Сказал своим приближенным:
«Взгляните на него, почтенные! Он чист, высок и прекрасен, Добродетелей преисполнен И вперед глядит лишь на сажень;
Вниз глаза опустил, собран... Нет, он не низкого рода! Эй, слуги, бегом бегите И, где живет он, узнайте! »
И посланные царем слуги Побежали за ним следом, ‑ Куда направится бхикшу? Под каким укроется кровом?
Он же, собранный и разумный, Сдержанный, себя обуздавший, От двери к двери переходя, Быстро наполнил кружку.
А затем, собрав подаянья, Вышел из города муни И повернул к Пандаве[683], ‑ Так вот где он жить будет!
Когда он вошел в жилище, Послы подошли поближе, А один из них, возвратившись, Царю обо всем поведал:
«Этот бхикшу, великий царь, На восточном склоне Пандавы Сидит, как могучий тигр, Как лев в горной пещере».
Слово вестника услышав, Царь на колеснице прекрасной Отправился, поспешая,
Прямо к горе Пандаве.
Там, где кончалась дорога, Кшатрий сошел с колесницы[684] И, пешком добравшись до места, Вошел в хижину к бхикшу.
Усевшись, царь обменялся С ним приветственными речами. А затем, после приветствий, Сказал он такое слово;
«Ты, юноша, совсем молод, В нежном возрасте, почти мальчик, Как родовитый кшатрий, Красотой великой отмечен.
Я ‑ царь, украшение войска, Первейший из героев, ‑ Дарую тебе богатство. Скажи мне, откуда ты родом? »
«В Косале[685], царь, прямо У подножия Гималаев Есть земля, что славится всюду Могуществом и богатством.
Из славного племени сакьев, Прародитель которого ‑ Солнце, Я ушел, отрешившись от мира, Не стремясь ни к каким усладам.
В наслаждениях видя опасность, В отречении зря защиту, Я буду прилежно трудиться ‑ Для меня только в этом радость! »
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|