Глава I. Развитие технической мысли в истории
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Оглавление Введение Глава I. Развитие технической мысли в истории 1.1 Античное представление о искусстве, науке и технике: "techne" и "episteme" 1.2 Понятие техники в Средние Века 1.3 Новое время. Механистическая картина мира 1.4 Формирование и становление философии техники в XIX-XX вв. Глава II. Проблема взаимодействия человека и техники 2.1 Феномен обезличивания человека техникой 2.2 Этико-технический аспект изменения социальной реальности Заключение Список использованной литературы Введение
Вся история человечества неотделима от прогресса техники. Каждая новая историческая эпоха имела под собой какой - либо технический базис, который, зачастую, накладывал отпечаток на само понимание общества и его жизни, наполняя новым содержанием старые понятия, а в некоторых случаях, изменял их до неузнаваемости или же просто отменял. Техника не является исключением. Понятие техники возникло ещё в античности. Термин берёт свое начало от древнегреческого слова "технэ", обозначавшего умение, какое - либо мастерство или деятельность. Техника в то время не относилась полностью к механическим машинам. Она принадлежала "пойесису", т.е. к созданию новых реальностей, куда входило и искусство. В настоящее же время техника всё больше ассоциируется у человека с различными машинами и их системами, которые находят своё место практически в любой сфере и области человеческой деятельности. Но будет неверно сказать, что лишь механистическое понимание термина "техника" является для современного человека обыденным. Говоря об искусстве действий художника, музыканта, актёра или спортсмена, люди также употребляют слово техника, для обозначения их мастерства. Человек как бы отсылается к античности, где техника была частью искусства.
Сейчас же техника предстаёт перед людьми совокупность приборов, машин, орудий или аппаратов, улучшающих, усиливающих или заменяющих стандартный набор органов человеческого тела, тем самым, казалось бы несказанно облегчающих человеческую жизнь. Отчасти это правда. С помощью достижений техники человек сильнейшим образом расширил свой кругозор, невероятно поднялся над окружающей природой и смог оглядеться. Технический прогресс, в прямом и переносном смысле дал человеку крылья, позволил ему летать. Он позволил разгадать и рационально использовать те секреты природы, о которых человек прошлого не мог даже догадываться. Он разрешил не только осмотреть природу вокруг, но и заглянуть внутрь её, узнать сокровенные тайны её существования. Но развитие техники имеет не только положительную сторону. Техника оказывается чужой к природе и к тому, кто её породил - человеку. Техника превращает аграрное общество в индустриальное, облегчая человеческий труд и заменяя человека машиной. Техническое производство, отменив человеческий труд, стёрло аспект искусства в нём. Теперь получение какого - либо изделия это не создание, а производство. Техника извлекает и заготовляет земные ресурсы, чтобы человеку было удобнее их использовать. Но в то же время заставляет его оборонять те самые ресурсы от других людей. Техника снимает моральный вопрос с убийцы - теперь, чтобы лишить кого - либо жизни не обязательно присутствовать в этот момент рядом с жертвой. Техника открыла пенициллин и изобрела атомную бомбу, запустила человека в космос и заставила его уйти в подземные бункеры, облегчила человеческий труд и приказала человеку использовать себя, оставляя его в случае отказа абсолютно беспомощным. В этом и заключается двойственность техники и технического прогресса.
В качестве объекта данного исследования выступает процесс формирования философской технической мысли в её историческом развитии. Предметом выступают явление обезличивания человека техникой и нравственно - философские основания и условия для использования техники. Цель данной работы - осветить направление развития технической мысли и раскрыть универсальные предпосылки формирования проблем, связанных с взаимодействием человека и техники; дать определения основным этико-техническим направлениям современности. Актуальность проблемы взаимодействия человека и техники в философской мысли обусловлена рядом моментов: необходимость осмысления последствий научно-технического прогресса с точки зрения перспектив дальнейшего развития цивилизации; необходимость определения статуса техники в современном обществе; развитие концепций технического творчества. человек техника проблема взаимодействие Глава I. Развитие технической мысли в истории
Прежде всего, нужно определиться с самим понятием техники. Толковый словарь определяет технику как "совокупность средств человеческой деятельности, создаваемых для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества. Термин "техника" часто употребляется также для совокупной характеристики навыков и приемов, используемых в какой-либо сфере деятельности человека". Как мы видим толкования два - как средство или механизм и как некий алгоритм действия для достижения определённого результата. Если же обратиться к философскому словарю, то мы получим ещё более широкое понимание термина "техника". Здесь кроме способов и средств деятельности человека, выделяются также знание о средствах и способах деятельности, а также обусловленный культурно процесс волеизъявления. Как я уже отмечал, понимание техники, как способа или некоего приёма, восходит к античности, где техникой именовали всякого рода мастерство. Затем это слово начинает также означать умение создавать всякого рода стратегии и планы. Техника и техническая деятельность строясь на опыте, относятся к области становящегося и изменчивого. Сама по себе техническая деятельность относится скорее к направляющей деятельности природы, чем к случаю, т.е. техника и природа действуют в одной и той же сфере. Придавая форму материи, природа и техника реализуют некую цель. Но в отличие от природы, в которой возникновение и развитие по направлению к этой цели происходят сами по себе, результат технической деятельности конструируется в акте человеческого мышления. Тем не менее, процесс оформления через технику происходит аналогичным с природой образом, а именно через принципы рождения и становления.
Основываясь на этом, можно конкретизировать "механистическое" понимание техники и определить технику как общее название для различных видов приспособлений, устройств и механизмов, созданных человеком для осуществления процессов производства и обcлуживания непроизводственных потребностей общества. Под термином "техника" следует понимать совокупность технических устройств, от отдельных простейших орудий до сложнейших технических систем, разновидности технической деятельности по созданию этих устройств, а также весь объём технических знаний. Далее следует обозначить назначение техники. Итак, основная задача техники - избавление человека от выполнения физически тяжёлой или рутинной (однообразной) работы, чтобы предоставить ему больше времени для творческих занятий, облегчить его повседневную жизнь. Огромное количество различных технических устройств позволяет значительно повысить эффективность и производительность труда, более рационально использовать природные ресурсы, а также снизить вероятность ошибки человека при выполнении каких-либо сложных операций. В качестве задач техники, можно выделить создание материальных и культурных ценностей, производство, преобразование и передачу различных видов энергии, сбор, обработку и передачу информации, поддержание обороноспособности, создание и использование различных средств передвижения. Исходя из разных задач, неминуемо выделяются и различные виды техники. Техника классифицируется по областям применения и бывает промышленной, бытовой, транспортной и военной. Также технику различают по видам деятельности и она бывает пассивной (дорога, мост, канал) и активной (механизмы, машины и орудия труда). Основными показателями техники являются производительность, надёжность, долговечность и экономичность. Второстепенные показатели техники - экономичность, эргономичность и внешний вид, которым, впрочем, сегодня также уделяется немалое внимание.
1.1 Античное представление о искусстве, науке и технике: "techne" и "episteme"
Первые определения понятия техники встречаются уже в античности, в частности в философии Платона и Аристотеля. В то время не существовало отдельного современного нам понятия техники и термином "технэ" обозначалась любая человеческая деятельность, связанная с творческим и производственным процессом. Считалось, что техника имитирует природу и действует аналогично естественным процессам. Но при этом техника является продуктом человеческого мышления. Античная философия сделала предметом своего анализа достоверное знание (аристотелевское episteme). Античные "начала" и "причины" - это не столько модели действительности, сколько нормы и способы построения достоверного (научного) знания. Соответственно весь мир (и создание вещей в том числе) требовалось объяснить сквозь призму знания, познания и науки. Платон ясно говорит о том, что искусство (из контекста просматривается понятие "техника") возникает там, где мы нуждаемся, так как природа не удовлетворяет наши потребности. Сам факт неудовлетворенности он рассматривает как проявление человеческого духа. Понимая технику как искусство производства вещей, воплощающее в себе человеческое знание и подражающее природе, Платон считал ее обязательной для строительства оборонительных стен, корабельных верфей, храмов и других сооружений. Особое внимание при этом он уделял тому, что техника должна быть основана на знании. "Мы нуждаемся в таком знании, в котором сочеталось бы умение что-то делать и умение пользоваться сделанным. Ведь здесь искусство изготовления и искусство применения существуют порознь, хотя и относятся к одному и тому же предмету" [20, 236]. Он говорит, что существуют три скамьи: идея ("прообраз") скамьи, созданная Богом, копия этой идеи (скамья, сделанная ремесленником) и копия этой копии - скамья, нарисованная живописцем. Если для современного мировосприятия основная реальность - это скамья, созданная ремесленником, то для Платона - идея скамьи. И для остальных античных философов реальные вещи выступали не сами по себе, а в виде реализации "начал" и "причин". Поэтому ремесленник (художник) не создавал вещи (это была прерогатива Бога), а лишь выявлял в материале и своем искусстве то, что было заложено в природе. С точки зрения Платона, человек создает некоторую вещь, подражая ее идее, которая была создана Творцом.
Относительно философского познания, ведущего от вещей к идеям, изготовление вещей, уводящее сознание человека от идей к вещам, является обратной операцией, а, следовательно, нестоящим настоящих усилий. Ценным, ведущим к Благу, по мнению Платона, является только достижение бессмертия, а это означает жизнь философией и наукой. Решение прямой задачи считалось занятием благородным, поскольку приближало человека к подлинному бытию, а решение обратной - занятием низким, так как удаляло человека от этого бытия. Но вместе с эти, ни сам Платон, ни другие философы античности, не отрицали важности научных знаний (например, арифметики или геометрии) для практики и техники. Примерно в том же, что и Платон ключе, высказывается Аристотель: "Всякий, кто творит, творит ради чего-то, и творчество,. это не безотносительная цель, но чья-то цель и относительная". Т.е. он выделяет конкретную цель творческой деятельности человека, отождествляя технику с ремеслом. Природа для Аристотеля - начало и причина движения и покоя. Природу он понимает как реальность, позволяющую объяснить изменения и движения, происходящие сами собой, а не в силу воздействия человека. А поскольку источником какого - либо движения, в конечном счёте, мог быть только Бог, природа осознавалась как живое, органическое и сакральное целое. Различая движущее и движимое и отрицая самодвижение, Аристотель приходит к идее неподвижного и вечного перводвигателя. Этот перводвигатель - абсолютный Разум, живое деятельное существо, бытие которого есть "мышление о мышлении", т.е. рефлексия. Занимаясь наукой, человек может выявить "начала" и "причины", а, следовательно, он может выявить в материале соответствующие вещи. Но лишь потому, что они были сотворены Богом и помещены в природу в виде "начал" и "причин". Для Аристотеля бытие и вещи не совпадают, а изменение есть "переход из возможного бытия в действительное". Пытаясь понять, что такое создание вещей, он отводил огромную роль познанию и знанию. Познание и мышление - это движение в знаниях, а также рассуждение, которое позволяет найти последнее звено. Практическое дело, наоборот, - движение от последнего звена, опирающееся на знания и отношения, полученные в предшествующем рассуждении. Это и будет, по Аристотелю, создание вещи. Переход от использования теоретического знания, к построению знания технического можно найти в античной арифметике и геометрии. К примеру, в "Началах" Евклида, применён метод сведения и преобразования, описанных в теории идеальных объектов с идеальными объектами, ещё не описанными. Благодаря этому, возникли понятия отношения (больше, меньше, равно и т.д.). Именно тогда были разработаны две схемы теоретического рассуждения: прямая - доказательство геометрических положений, и обратная - решение проблем. Их можно считать базисом и исходной точкой построения методов анализа и синтеза. Техническая наука античности формировалась следующим образом: формулировка аксиомы, на её основе при учёте предыдущих верных теорем, доказываются теоремы новые. В основе технологического мышления античности лежат рациональные формы. Впервые в античной философии и науке для развития технологии формируются адекватные виды осознания. В этот момент, под влиянием философии и науки, обостряется внимание к явлениям природы. Развитие наук о равномерном движении, небе, душе, музыке, государстве, плавающих телах и ряд других позволило учёным античности продвинуть вперед технику и технологию в соответствующих областях - строительстве военных машин и судов, создании астрономических приборов, музыкальных инструментов, моделировании движений небесных сфер и планет.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|