Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Феномен обезличивания человека техникой




 

Первоочерёдно я рассматриваю проблему потери человеческого в техническом. Может показаться, что бурное развитие техники в нашем столетии представляет собой торжество разума и может стать основой счастья и осуществления многовековых мечтаний человечества. К сожалению, это далеко не так. Технический прогресс, даруя человеку материальные блага, отнимает у него его человеческое начало, превращая человека сначала в придаток машины, затем - в обслуживающий элемент машинного производства. Человек, мечтавший об освобождении от изнурительного труда, получив желаемое, в очередной раз испытал разочарование: он стал рабом стандарта, отнимающего у человека даже его святая святых - неповторимость чувств. Люди, вовлечённые в производственный процесс, потеряли своё лицо, став необходимой, но отнюдь не незаменимой частью машинного производства. Достижения научно-технического прогресса, во многом определившие стандартизацию общественной и личной жизни человека, ограничили его свободы, превратили личность в бездушный автомат, человек утратил одно из важнейших своих качеств - духовность.

Вхождение техники в человеческую жизнь сравнимо с революцией. Эта революция не видна сразу и на первый взгляд, никто в ходе этой революции ничего не потерял. Но при детальном рассмотрении, очевидно, что человек теряет одну очень важную часть себя - прямую связь с природой. Теперь взаимосвязь "природа-человек" опосредована и детерминирована техникой и предстаёт в виде "природа-техника-человек". Человек, нарушая кантовский категорический императив "… поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству", с тем различием, что вместо "человечества" выступает природа, обезличил себя в пользу техники.

Если мыслить в ключе философии Хайдеггера, то человек, обезличив природу, сделал её средством поставляющего производства, но никак не её объектом. Стоит оговориться, что природа вряд ли вообще может стать объектом поставления, это противоречит самой её сути, как имеющей творческое начало.

Новая форма массовой организации жизни, её технизация, разрушает красоту старой культуры, старого быта. Массовая техническая организация жизни уничтожает всякую индивидуальность, всякое своеобразие и оригинальность, все делается безлично-массовым, лишенным образа. Производство в эту эпоху массовое и анонимное.

Техника перестает быть нейтральной, она делает человека творцом действительности. По сравнению с орудиями, которые современная техника дает в руки человека, прежние его орудия кажутся всего лишь игрушками.

Рост информационных потребностей общества, осуществившего индустриализацию, с одной стороны, и создание обществом объективных возможностей для удовлетворения этих потребностей - с другой, сформировали необходимые предпосылки для перераспределения общественного труда в пользу сферы производства информации.

Хайдеггер писал об обезличивании в сфере производства, где человек мыслится лишь как средство технического обслуживания. Человек отгородился техникой от природы. Действия его философии происходили в индустриальном типе общества. Но в настоящее время, в обществе постиндустриальном, существует, на мой взгляд, ещё более серьёзная проблема - погружение человека в виртуальное пространство.

Для начала следует определиться с термином виртуальной реальности. Виртуальная реальность представляет собой созданный техническими средствами мир (объекты и субъекты), передаваемый человеку через его ощущения: зрение, слух, обоняние, осязание и другие. Виртуальная реальность имитирует как воздействие, так и реакции на воздействие.

На первый взгляд совершенно ясно, что источником изобретения виртуальной реальности явилась потребность в развитии системы "человек-техника". Сфера, из которой обретается эта новация, двойственна: это и техника, и человек, но не сами по себе, а в их взаимодействии. Главное в этом взаимодействии - не элементы, а среда или пространство этого взаимодействия, получившее название киберспейс (от английского слова cyberspace - кибернетическое пространство). Человек, находящийся, к примеру, в самолете, уже погружен в техническое пространство и изолирован от внешней среды. Следующий шаг - моделирование или симуляция внешней среды, что и привело к изобретению виртуальной реальности.

Изобретение виртуальной реальности стало необходимым благодаря росту, как самих антропотехнических систем, так и их стоимости. В тот момент, когда адаптация операторов подобных систем стала слишком затратной, появилась необходимость создания виртуальной реальности.

Виртуальная реальность не является частью духовной, природной или социальной реальности. Она часть четвёртой реальности, созданной человеком, и эта реальность техническая. Во-первых, по своему генезису она антропогенна, создана человеком, как и вся техническая реальность. Во-вторых, она искусственна, как и техника в целом.

Однозначная интерпретация виртуальной реальности затруднена. Невозможно трактовать её как иллюзию, т.к. она вполне себе фиксируема. Причем, для человека, погруженного в виртуальную реальность - это объективная реальность. Для наблюдателя, подсматривающего со стороны, извне - это субъективная реальность, так как он не погружен в виртуальную реальность и не изолирован в своих ощущениях от внешней, ординарной реальности. Виртуальная реальность, как минимум, амбивалентна, т.к. невозможна без взаимодействия человека и техники.

Виртуальная реальность пока не претендует на господствующее положение. Современный человек действует также и в духовной, и в социальной, и в природной реальностях. Виртуальная реальность при глубоком погружении воздействует на все органы чувств индивида, а также на его интуицию, воображение и творческие способности. Кроме того, его сознание приобретает черты полиментализма, а бытие становится двойственным из-за постоянных переходов от ординарной к виртуальной реальности и обратно. Вот такого индивида можно назвать человеком виртуальности.

Прорыв человека в виртуальную реальность можно интерпретировать как мятеж против существующей природной, социальной и технической реальности. Этот феномен будет иметь и уже имеет не только положительные, но и отрицательные последствия. И, сейчас невозможно с уверенностью сказать, чего будет больше. В ближайшем будущем, вероятно, техника виртуальной реальности войдет в каждый дом, как это случилось с телевизором в ХХ веке. Превратившись в обыденное явление, виртуальная реальность будет деформировать духовный мир и культуру человека, его образ мысли и образ жизни. Поэтому уже на ранних стадиях развития техники виртуальной реальности крайне важно поставить под социальный и нравственный контроль ее прогресс, а также сценарии, для которых она будет создаваться, предотвратив тем самым хотя бы частично ее негативные последствия.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...