Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этико-технический аспект изменения социальной реальности




 

В специфике философского исследования техники основополагающим мотивом является многогранное отношение "человек и техника", которое может быть представлено через призму онтологических, гносеологических, аксиологических и других проблем. В данном случае это отношение мы попытаемся осмыслить в этическом измерении, поскольку в современном мире огромное количество этических проблем - это проблемы, связанные с техникой и ее развитием.

Постоянное изменение морально - этических норм современности есть результат напряженной ситуации между интенсивным развитием техники и нравственными ориентирами, которые постоянно оказываются из-за технических изменений устаревшими, натянутыми и искаженными, моральное сознание просто не успевает своевременно реагировать на то или иное техническое новшество.

Техническая деятельность, остающаяся до сих пор этически не истолкованной и не нормированной, не может быть оставлена в стороне от нравственных категорий: добра и зла, справедливости, свободы, моральной ответственности.

С расширением сферы влияния техники, неизбежно возникает вопрос о правомочности такого влияния и его границах. Здесь существует несколько аспектов, которые стоит обговорить отдельно. Это биоэтика. Это информационная этика. Это экологическая этика. И наконец, как бы это ни парадоксально звучало, этика ведения военных действий. Каждый из этих пунктов я рассмотрю в отдельности.

Биоэтика относится к исследованию социальных, экологических, медицинских и социально-правовых проблем, касающихся не только человека, но и любых живых организмов, включённых в экосистемы, окружающие человека. В этом смысле биоэтика имеет философскую направленность, оценивает результаты развития новых технологий и идей в медицине и биологии в целом.

Формирование биоэтики обусловлено, прежде всего, теми грандиозными изменениями, которые произошли в технологическом перевооружении современной медицины, кардинальными сдвигами в медицинской практике, которые нашли свое выражение в успехах генной инженерии, трансплантации органов, биотехнологии, поддержании жизни пациента. Все эти процессы обострили моральные проблемы, встающие перед врачом, перед родственниками больных, перед медицинским персоналом.

Биоэтика рассматривает следующие вопросы:

Эвтаназия;

Трансплантация органов (как от донора, так и от уже умершего человека, а также ксенотрансплантация, т.е. пересадка органов животных);

Аборты;

Клонирование (животных, людей, органов);

Суррогатное материнство;

Евгеника;

Проведение экспериментов над человеком.

Дискуссии по всем этим вопросам ведутся по сей день, т.е. они являются открытыми. Так, например, на сегодняшний день в России эвтаназия является под запретом, а в ряде стран, например в Швейцарии, она практикуется. Чаще всего запрещающее мнение в вопросах биоэтики носит религиозный характер и основывается на этических нормах той или иной конфессии. Некоторые же вопросы остаются обсуждаемыми, но невозможными для использования, из-за низкого уровня технического развития. Ксенотрансплантация, например, один из них. Также к биоэтике относится понятие "врачебной тайны", представляющее собой запрет медицинскому работнику сообщать третьим лицам информацию о состоянии здоровья пациента, диагнозе, результатах обследования, самом факте обращения за медицинской помощью и сведений о личной жизни, полученных при обследовании и лечении. Запрет распространяется также на всех лиц, которым эта информация стала известна в случаях, предусмотренных законодательством. Относительно этики техники, врачебная тайна может быть рассмотрена в сфере информационной этики.

Информационная этика исследует моральные проблемы, возникающие в связи с развитием и применением информационных технологий. Информационная этика рассматривает проблемы собственности, доступа, неприкосновенности частной жизни, безопасности и общности информации.

Экологическая этика изучает моральные отношения природы и человека, которые основаны на принятии природы как морального партнера, равноправии всего живого и ограничении потребностей и прав человека.

Экологическая этика призвана уничтожить потребительское отношение к природе, основанное на положении, что человек является хозяином природы. Она стремится к разработке принципиально нового мировоззрения, в котором природа мыслится как равноправное с человеком живое существо. Предметами экологической этики являются:

Рациональное использование природных ресурсов;

Ограничение загрязнения окружающей среды;

Выработка норм охоты и рыболовства;

Вопрос об утилизации токсичных отходов;

Принцип компенсации;

Выработка норм, ограничивающих загрязнение окружающей среды.

Экологическая этика гласит, что все живое имеет моральное право, поскольку имеет некоторую внутреннюю ценность, а так же поскольку оно существует. Права природы - это нормы справедливого отношения человека к природе, которые рассматривают человека и природу как моральных партнеров. Человек должен защищать и признавать права природы.

Этика ведения военных действий по сравнению с предыдущими развита не так сильно. Это не сложно понять, ведь в самом словосочетании "этика войны" есть некая лицемерность. Как бы то ни было, существует несколько принятых международных соглашений, регулирующих использование некоторых видов оружия. Это Петербургская декларация 1868 г., III декларация к Гаагским конвенциям 1899 г., Конвенция о химическом оружии 1993 г., Конвенция о биологическом оружии 1972 г., Женевский протокол 1925 г., II декларация к Гаагским конвенциям 1899 г., I протокол к Конвенции о некоторых видах обычных вооружений 1980 г., и т.д. В Петербургской декларации 1868 г. зафиксирована следующая идея: "поскольку целью войны является ослабление противника путем выведения из строя как можно большего числа людей, то применение оружия, причиняющего бессмысленные страдания человеку, выведенному из строя, или делающего его смерть неизбежной, противоречит принципам гуманизма". Это и послужило толчком к созданию всевозможных конвенций и соглашений о запрете или ограничении использования, какого - либо вида вооружения.

Специфичность правил, фиксируемых подобными этическими кодексами, заключается в том, что эти правила, будучи нормами, соблюдение которых самостоятельно контролируется данным профессиональным сообществом, являются в значительной своей части связанными с юридическими нормами, а также с экономическими и иными (например, соображения престижа) интересами. Данное обстоятельство дает повод сторонникам взгляда на этические нормы и мотивы как на свободные от каких-либо корыстных побуждений, отвергать вообще этический характер подобного рода кодексов.

В условиях современного мира техническая этика несёт характер ответственности. Она обращается к плюралистическому субъекту, в качестве которого могут выступать как отдельная личность, так и различные социальные группы, коллективы, народы, государства и, наконец, человечество в целом как совокупный субъект деятельности и ответственности. В связи с этим неизбежно возникает вопрос о том, должен ли человек нести ответственность за случившееся, если он не мог этого предвидеть и контролировать? Человек благодаря своему техническому могуществу становится ответственным за большее, чем он в состоянии предвидеть, и за что он не может собственно отвечать. И эта идея делает этику техники предметом серьёзных исследований.


Заключение

 

В процессе своего развития человек сталкивается с различными проблемами; он чувствовал холод, и это заставляло его строить жилище, он был голоден, и это заставляло его идти на охоту или возделывать поля. Все эти действия обладают общей структурой. Эта структура заставляет человека вычленять что - либо новое из природы, используя это с пользой для себя. В результате человек получает орудие, с помощью которого добивается желаемого результата.

Действия такого рода изменяют обстоятельства и природу, в результате возникает не существовавшее до того момента образование. Это и есть технические действия, свойственные исключительно человеку. А совокупность таких актов и средств, есть не что иное, как техника, которую можно определить, как преобразование природы человеком.

Технические действия вовсе не предполагают целью непосредственное удовлетворение потребностей, которые природа или обстоятельства заставляют испытывать человека. Цель технических действий - преобразование обстоятельств, ведущих к значительному сокращению роли случая, снижение усилий, с которыми связано их удовлетворение. Человек творит новые, благоприятные обстоятельства, создавая технические средства и приспосабливая природу к собственным нуждам. Техника является неким продолжением эволюции, которую завершила природа, дав человеку возможность дальнейшего развития в свои руки. Неизменно, что человеческое присутствие всегда будет ознаменовано присутствием технического. В природе техники всегда будет присутствовать двоякое отношение к окружающему миру. С одной стороны техника является способом приспособления человека к природе, с другой - приспособления и изменения природы в угоду человеку.

В данной работе первая глава посвящена анализу и описанию развития представления о технике и технической мысли философии, начиная с античности и заканчивая XX веком. Основные положения первой главы:

В античности, а именно в философии Аристотеля и Платона, техника имела творческий характер и была неотделима от искусства, как одна из форм опредмечивания природы. Именно в этот период был заложен принцип формулирования аксиом на основе предыдущих верных теорем. Техническое изготовление вещей считалось занятием низким и удаляющим человека от философии, хотя и признавал важность.

В Средневековье господствовало христианское миропонимание, изменившее парадигму античности. Природа понимается троично, как сотворённая. творящая и "природа для человека". Человек, как наследник Божиего разумения, способен познать созданную Им природу. Наука в Средневековье предписывающе-нормативная - лишь действия, сотворённые в унисон с Божественной волей, являются правильными. Процесс творения неотделим от духовного поиска.

В эпоху Нового Времени человек мыслится не как подчинённое Богу существо, а как творец, способный самостоятельно изменить мир. То, что в Средневековье представлялось божественной силой, в Новом Времени трактуется как природный закон. Новое Время знаменуется появлением таких мыслителей как Фрэнсис Бэкон, Галилео Галлилей, Рене Декарт, Исаак Ньютон и Жюльена Офре де Ламетри. В этот период вводится понятие идеального объекта, формируется восприятие природы, как резервуара материалов и сил, которые может использовать человек, поняв её законы. Космос рассматривается не как упорядочивающее начало, его видят как развивающуюся во времени систему. Формируется и развивается механистическая картина мира и механика, как самостоятельное физическое направление.

Период с XIX века и по сей день, ознаменован появлением самой "философией техники". Немецкий мыслитель Эрнст Капп, введя термин "философия техники" развивает мысль "органопроэкции" - перенесения функций и принципов действия человеческих органов машине. Вслед за ним Альфред Эспинас вводит и описывает понятие "технология", наделяя её в области действий, той же значимостью, что и логику в области знания. Наш соотечественник Пётр Клементьевич Энгельмейер определяет развитие техники, согласно задачам, перед ней поставленным, формулирует задачи философии техники и выдвигает "Трёхактную теорию творчества". Также русский философ Николай Александрович Бердяев мыслит появление техники, как один из поворотных моментов человеческой истории. Он также развивает мысль о возможном порабощении человека техникой, избежать которого возможно лишь став человеком высокодуховным. Немецкий философ Карл Теодор Ясперс высказывает мысль о господствующем характере техники над природой, выводит предпосылки развития техники, пишет о подавляющем человеческую суть "демонизме" техники. Тоже немецкий мыслитель Мартин Хайдеггер развивает идею "преодоления" техники, для чего нужно понять её суть. Техника в его учении выступает родственной искусству и представляет собой метод раскрытия потаённости.

Вторая глава затрагивает две проблемы, возникающие при непосредственном взаимодействии человека и техники, и возникающие в современности наиболее остро. Это вопросы обезличивания человека техникой и этика использования техники.

В ходе рассмотрения первой из них, стало ясно, что огородившись техникой, человек перестал видеть природное. Техника забрала у него возможность творить, не превращая своё творение в продукт. Будучи вовлечённым в процесс производства, человек перестал быть личностью, став функцией, шестернёй или датчиком, регулирующим процесс бесконечного производства. Обезличив техникой природу, человек, впоследствии, обезличил и самого себя, полностью стандартизировав свою жизнь. Но пришедшая на смену технической машине, техническая электроника, в очередной раз перевернула человеческую жизнь, создав виртуальную реальность, угрожающую отобрать у человека не только его личность, но и подменить область чувств и ощущений. Основная опасность виртуальной реальности заключается в её действии на все органы чувств, воображение, интуицию и творческие способности, разделяя бытие надвое. На сегодняшний момент виртуальная реальность развита не очень сильно, благодаря чему у человека существует возможность осмыслить и предотвратить вероятные негативные её стороны.

Второй вопрос, рассматриваемый мною в это главе, касается этики использования техники. Благодаря развитию техники и науки, открылись новые горизонты использования техники. Вместе с этим, возник вопрос о границах и морально - этических нормах её использования. Возникли новые разделы этики, связанные с научно - технической деятельностью, например, биоэтика задает вопросы об эвтаназии, абортах, и трансплантации органов. Информационная этика рассматривает аспекты авторского права и вторжения в чужое информационное пространство. Экологическая этика изучает проблемы отношения между человеком и биосферой, рациональном использовании ресурсов, защите животных. Существуют также этические проблемы, связанные с ведением боевых и военных действий, ставящая вопросы об использовании оружия массового поражения, оружия или боеприпасов, причиняющих человеку страдания до наступления смерти.

Современное взаимодействие человека и техники, нередко ставит познающего индивида не только под вопросом, но и перед опасностью. Постоянно развиваясь и изменяя окружающую её действительность, техника вынуждает человека меняться вслед за собой. И это делает этику техники предметом серьёзных исследований. Развитие самой системы "человек-техника" изменяет не только характер труда, но и характер межличностных, межгрупповых и даже международных отношений. Будучи одной из самых быстроразвивающихся разделов философии, философия техники, несомненно, поставит человека перед ещё большим количеством вопросов.


Список использованной литературы

 

1. Апресян Р.Г. "Этика и экология". Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2010.

2. Аристотель "Метафизика", М., Эксмо, 2006

.   Ахундов М.Д., Илларионов С.В. "Ньютон и философские проблемы физики XX века", М., Наука, 1991.

.   Бердяев Н.А. "Смысл истории", М., Мысль, 1990.

.   Бердяев Н.А. "Человек и машина. (Проблема социологии и метафизики техники)", Путь. - Май 1933. - №38.

.   Бэда Достопочтенный "Церковная история народа англов". СПб., Алетейя. 2001

.   Горохов В.Г., Розин В.М. "Введение в философию техники", М., ИНФРА-М, 1998

.   Декарт Р. "Избранные произведения", М., 1950.

.   Декарт Р. "Сочинения", Т.2.М., Мысль, 1989.

.   Евклид "Начала" т.3, Л., 1948-1950

.   Зеленкова И.Л. Прикладная этика. Минск., ТетраСистемс, 2002.

.   Иванов А.Е. "Виртуальная реальность" // История философии.

.   Энциклопедия. Минск, 2002.

.   Ламетри Ж.О. "Сочинения", М., Мысль, 1976.

.   Матузова В.И. "Английские средневековые источники IX-XIII вв.", М., Наука, 1979

.   Михайлов Е.П., Бартко А.Н. "Биомедицинская этика: теория, принципы и проблемы", М., ММСИ, 1995

.   Негодаев И.А. "Философия техники", Ростов, н/Д ДГТУ, 1997

.   Носов Н.А. "Манифест виртуалистики". - М., Путь, 2001

.   Петербургская декларация 1868г

.   Платон "Диалоги" т.2, М., Академический проект, 2011

.   Хайдеггер М. "Время и бытие", М., 1993.

.   Ясперс К.Т. "Смысл и назначение истории", М., Республика, 1994

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...