Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика традиционных методов




Рыночная экономика связана с необходимостью повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе систематического анализа хозяйственной деятельности предприятия. Анализ деятельности дает возможность вырабатывать необходимую стратегию и тактику развития предприятия, на основе которых формируется производственная программа, выявляются резервы повышения эффективности производства.

В экономическом анализе первостепенное внимание уделяется эффективности использования технических, материальных и финансовых ресурсов, повышению производительности труда, ускорению оборачиваемости оборотных средств, увеличению рентабельности производства. Поэтому экономический анализ как научную дисциплину относят к важнейшему средству руководства и контроля производственно-хозяйственной деятельности предприятий (организаций). Следовательно, экономический анализ, как функция управления, занимает промежуточное положение между сбором информации об объекте и принятием решений и сводится к обоснованию этого решения (рисунок 1.1).

 

 


Рисунок 1.1 – Место экономического анализа в системе управления

 

Процесс экономического анализа основан на аналитико-синтетическом трех стадийном изучении производственно-хозяйственной деятельности предприятия:

– стадии наблюдения и фиксации системы значимых факторов, определяющих результативность производства;

– стадии абстрагированного моделирования изучаемых систем, позволяющего найти и описать взаимосвязи между значимыми факторами в виде математических, графических, матричных моделей и определить закономерности в их развитии;

– стадии выработки рациональных управленческих решений, позволяющих наиболее экономичным путем достичь намеченных целей.

Детальное расчленение, разложение изучаемого объекта на части, элементы, присущие данному объекту, с целью их изучения и выявления тенденций изменения под влиянием различных факторов, и последующее их соединение в единое целое, является диалектическим тандемом «анализ – синтез». При анализе экономической деятельности предприятия обойтись без анализа элементов с дальнейшим их синтезом невозможно.

Экономический анализ имеет свой предмет. Под предметом экономического анализа понимаются хозяйственные процессы предприятия и конечные финансовые результаты его деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов и отражающиеся в системе экономической информации.

Объектом экономического анализа является хозяйственная деятельность предприятия, которая выражается в различных хозяйственных операциях.

Всестороннее глубокое и полное изучение деятельности предприятия и его подразделений в процессе производства называется содержанием экономического анализа.

В ходе экономического анализа проводится:

– исследование экономических процессов в их взаимосвязи, складывающихся под воздействием объективных экономических законов и факторов субъективного порядка;

– научное обоснование бизнес-планов, объективная оценка их выполнения;

– выявление положительных и отрицательных факторов и количественное измерение их действия;

– раскрытие тенденций и пропорций хозяйственного развития, определением неиспользованных внутрихозяйственных резервов;

– обобщение передового опыта, принятие оптимальных управленческих решений.

Значением, содержанием и предметом экономического анализа определяются и стоящие перед ним задачи. К числу важнейших из них следует отнести:

– научное обеспечение планирования и разработки нормативов;

– определение экономической эффективности использования ресурсов;

– выявление и измерение резервов улучшения деятельности предприятия;

– обеспечение маркетинговых исследований;

– контроль производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Экономический анализ тесно связан с рядом экономических и неэкономических дисциплин: математикой, экономикой, менеджментом, маркетингом, аудитом, финансами, бухгалтерским учетом, статистикой, теорией организации производства и труда, планированием, экономической теорией, налогообложением. Эти связи с обособлением анализа не только сужаются, а, наоборот, становятся еще более многочисленными, что обусловлено в первую очередь местом анализа в системе экономических наук, его методологическим характером и еще той ролью, которую он выполняет в системе управления производством на предприятии.

В мировой практике в развитии теории экономического анализа можно проследить три основные этапа.

Первый этап связан с развитием идей детерминированного равновесия, наиболее полно сформулированных в работах К. Вальраса (70-90-е гг. XIX в). Роль Вальраса определяется тем, что, опираясь на теорию предельной полезности и механизм цен равновесия, он сформировал основные направления координации децентрализованной рыночной экономики. На основе принципа максимума полезности Вальрас впервые построил модель общего равновесия, которая предназначалась для анализа взаимосвязей капиталистического хозяйства.

Второй этап связан с теорией сравнительной статистики, сформулированной в работах Ю.В. Янсона (1878-1880 гг.) которая позволяла уже количественно оказать влияние на изменение внешних воздействий.

Третий, современный этап развития теории экономического анализа (с 1947 до настоящего времени) характеризуется использованием теории сравнительной динамики, отличительной чертой которой является то, что время входит в качестве независимой переменной в каждый исследуемый экономический процесс.

В отечественной практике развития экономического анализа просматривается шесть этапов.

Первый этап. Обособление экономического анализа в самостоятельную научную дисциплину «Анализ баланса», путём дифференциации науки о бухгалтерском учёте, состоялось в первое десятилетие после установления советской власти. Первым отечественным трудом, посвященным проблемам анализа деятельности предприятий, является книга Аринушкина «Балансы акционерных предприятий». Но в это время наблюдается однобокое развитие науки, поскольку оценка деятельности хозяйствующих субъектов основывалась на степени выполнения ими планов, т.е. чем больше они перевыполнялись, тем успешнее считалась работа. Отсутствие заинтересованности у предприятий в объективной оценке степени использования своего экономического потенциала и выявления резервов его улучшения приводило к преимущественному развитию лишь одного из видов экономического анализа - финансового. Теоретическими центрами были Наркомфин СССР (под руководством профессора Э.Я. Локшина) и Московский кредитно-экономический институт (под руководством доктора экономических наук, профессора Н.А. Кипарисова).

Второй этап связан с выходом в 1937 г. книги профессора Н.Р. Вейцмана «Счётный анализ», позднее – ряд изданий под названием «Анализ хозяйственной деятельности промышленных предприятий», в которых высказывается позиция о том, что только на основе всестороннего комплексного экономического анализа можно давать оценку деятельности предприятия и выявлять возможности её улучшения. Однако несправедливые нападки на его работы вынудили Вейцмана Н.Р. изменить направление своих исследований.

Третий этап. В 1954 г. выходит книга С. Б. Барнгольц «Экономический анализ работы промышленных предприятий», новизна которой заключалась в том, что в ней впервые была обоснована необходимость определять в процессе анализа не только выполнение плана, но и качество самого планирования. Рассматривались способы выявления и измерения величины неиспользованных резервов, однако методика была ещё несовершенной. В это же время получает развитие внутризаводской (внутрифирменный анализ).

Четвёртый этап связан с проведением 26-28 марта 1963 г. первого Всесоюзного совещания по экономическому анализу. В 1971 г. А. Д. Шеремет в книге «Развитие теории экономического анализа в условиях хозяйственной реформы» доказал необходимость комплексного изучения деятельности анализируемого хозяйствующего субъекта, раскрыл возможности использования математических методов и ЭВМ, предложил распределение обязанностей по экономическому анализу между службами предприятия.

Пятый этап связан с 1980-ыми годами. Появляются новые виды анализа – межзаводской сравнительный, функционально-стоимостной анализ, анализ подготовки производства и т.д.

Шестой этап. Это 1990-ые годы и по настоящее время. Переход экономики на рыночные отношения ознаменовался изменением направлений исследований по экономическому анализу. Расширяется область применения анализа, начинает развиваться анализ деятельности коммерческих банков, страховых обществ, бирж и инвестиционных компаний. Всё большее значение приобретает изучение спроса на товары и услуги и степени его удовлетворения действующими на рынке субъектами, использование анализа в процессе планирования и предоставления аудиторских услуг.

Перспективы экономического анализа.

В Российской Федерации идёт реформирование бухгалтерского учёта. Основное направление реформирования состоит во внедрении в бухгалтерский учёт международных стандартов финансовой отчётности (МСФО). Поэтому перед экономическим анализом встаёт задача исследования правильности применения МСФО и финансовой отчётности любых экономических систем. Для повышения эффективности деятельности предприятия требуется изменение её систем оценки и управления. Успешное движение вперёд к компании высокотехнологичной, активной, способной выдержать конкуренцию на рынке, невозможно при условии контроля и анализа только финансовых показателей.

Дальнейшее развитие получит сбалансированная система показателей, которая дополняет систему финансовых параметров уже свершившегося про­шлого системой оценок перспектив.

Эта система раздвигает горизонт целей каждой компании далеко за рамки финансовых показателей. Сама система представляет собой сочетание объек­тивных, легко поддающихся количественному учёту результатов и субъективных, в некоторой степени, произвольных параметров будущего роста. Другая важная задача экономического анализа состоит в расширении области его применения. Анализ становится важным методом контроля использования государственных средств на макроуровне, методом поиска экономии, рационального использования государственных средств соответствующими контрольными органами.

Вступление России в ВТО потребует новых исследований в области торговли. Поэтому следующая важная задача экономического анализа состоит в использовании его в маркетинговых исследованиях на межрегиональном и межгосударственном уровнях.

Важным направлением развития экономического анализа является использование стандартных компьютерных программ в проводимых исследованиях. Компьютеризация позволяет совершенствовать процесс экономического анализа, повысить его точность, что в свою очередь ускорит принятие своевременных управленческих решений. Надо признать, что в России экономический анализ, в отличие от США и ряда других стран является не только тематическим, но и комплексным, и это создаёт новые возможности его применения для повышения эффективности деятельности хозяйствующих субъектов.

Таким образом, развитие рыночных отношений внутри Российской Федерации и расширение её рыночных связей с государствами мира будет ставить новые задачи перед экономическим анализом.

 

 

2 Характеристика и область применения традиционных и экономико-математических методов

 

Методом экономического анализа называется диалектический способ изучения хозяйственных процессов в их становлении и развитии.

Характерными чертами метода экономического анализа являются:

– использование системы показателей, всесторонне характеризующих хозяйственную деятельность предприятия;

– изучение причин изменения этих показателей;

– выявление и измерение взаимосвязи и взаимозависимости между показателями.

В процессе экономического анализа, аналитической обработки экономической информации применяется ряд специальных способов и приемов.

Способы и приемы экономического анализа можно подразделить на две группы: традиционные и математические.

Традиционные способы и приемы применяются в экономическом анализе с момента его возникновения, как науки. Эта группа методов делится на две подгруппы: традиционные методы – сравнение, группировка, ряды динамики, графический метод, балансовый метод, абсолютные, относительные и средние величины и методы детерминированного факторного анализа – индексный метод, метод цепных подстановок, интегральный метод, метод относительных и абсолютных разниц, метод пропорционального деления.

Математические методы используются в аналитической практике на основе применения ЭВМ. К ним относят: методы линейного программирования, корреляционно-регрессионные, теорию игр, теорию массового обслуживания и т.д.

Рассмотрим традиционные способы и приемы экономического анализа.

 

Характеристика традиционных методов

 

Абсолютные величины. Абсолютные величины показывают количественные размеры показателей, явлений, процессов, ситуаций в единицах меры, веса, объема, протяженности, площади, стоимости безотносительно к размеру других показателей, явлений, процессов, ситуаций (объем производства по стоимости или в натуральных измерителях, объем товарооборота, сумма производственных затрат и издержек обращения, сумма прибыли). В анализе абсолютные величины используются в качестве базы для исчисления средних и относительных величин.

Относительные величины. Относительные величины – это показатели, получаемые в результате сравнения абсолютных величин. Такое сравнение позволяет установить, во сколько раз одна абсолютная величина больше другой или какую часть одна абсолютная величина составляет от другой.

В экономическом анализе используются следующие виды относи-тельных величин: коэффициенты, процентные соотношения, индексы.

Коэффициент представляет собой частное от деления одного абсолютного числа на другое, взаимосвязанных между собой. Относительная величина выражается в виде коэффициентов, если сравнимая величина принимается за единицу (1,132 и 0,456).

Относительная величина выражается в виде процентных соотношений, если сравнимая величина принимается за 100 (113,2 % и 45,6 %).

Индексы применяются для исчисления динамики и темпов роста ряда показателей, характеризующих деятельность предприятия. Различают базисные и цепные индексы, которые широко применяются в экономическом анализе.

Базисные индексы представляют собой сравнение отчетных данных за ряд периодов с одним показателем, принятым за базу. Базисные индексы применяются для характеристики изменений, происшедших за определенный (анализируемый) период, по сравнению с его началом или любым другим периодом.

Цепные индексы представляют собой поочередное сравнение данных отчетного периода с предыдущим, когда последовательно изменяется база. Цепные индексы применяются для установления темпов роста показателей за какой-либо отчетный период (месяц, квартал, год) по сравнению с предыдущим месяцем, кварталом или годом.

Средние величины. В экономическом анализе средние величины используются для обобщения соответствующей совокупности типичных, однородных показателей, явлений, процессов. Они позволяют переходить от единичного к общему, от случайного – к закономерному; без них невозможно сравнение изучаемого признака по разным совокупностям, невозможна характеристика изменения варьирующего показателя во времени; они позволяют абстрагироваться от случайности отдельных значений и колебаний.

С помощью средних величин определяются общие тенденции и закономерности в развитии экономических процессов.

В аналитических расчетах применяют, исходя из необходимости, различные формы средних – средняя арифметическая простая и взвешенная, средняя хронологическая моментного ряда, средняя геометрическая, мода, медиана.

Сравнение. Наиболее ранний и распространенный способ анализа. Позволяет сравнивать показатели, явления и процессы между собой, выявлять в них общее и различное; выявлять причинно-следственные связи между явлениями; проводить доказательства или опровержения; классифицировать и систематизировать явления.

Процедура сравнения в экономическом анализе включает несколько этапов: выбор сравниваемых объектов; выбор вида сравнения; выбор шкал сравнения и степени значимости различий; выбор числа признаков, по которым должно производиться сравнение; выбор вида признаков, определение критериев их существенности и несущественности; выбор базы сравнения.

При проведении сравнения необходимо выполнять определенные требования:

– явления должны быть качественно сравнимы между собой, т. е. иметь нечто общее, служащее основанием сравнения. Возможность сравнения дает однородность изучаемых объектов или явлений;

– необходимо соблюдать тождественность формирования сравниваемых показателей (одинаковость способов организации сбора исходной информации, ее обобщения, методов исчисления показателей);

– сравниваемые объекты должны принадлежать совокупностям явлений, находящимся на одной ступени развития;

– сравниваемые явления должны быть измерены в одинаковых единицах измерения;

– объекты или явления должны сравниваться по сопоставимому набору единиц;

– при пространственно-временных сопоставлениях сведения по сравниваемым объектам должны браться на одну и ту же дату или за один и тот же временной интервал.

При использовании сравнения необходимообеспечить сопоставимость данных, т.е. сравниваемые объекты должны быть однородными и по содержанию, и по структуре. Если сопоставимости нет, то предварительно выполняют пересчеты в сопоставимые условия.

Различают следующие виды сравнения:

– сравнение факта с планом;

– сравнение с эталоном;

– сравнение с лучшим показателем;

– сравнение со средними данными и т.д.

В экономическом анализе различают следующие виды сравнительного анализа: горизонтальный, вертикальный, трендовый, одномерный и многомерный.

Горизонтальный сравнительный анализ используется для определения абсолютных и относительных отклонений фактического уровня исследуемых показателей от базового (планового, прошлого периода, среднего уровня, достижений науки и передового опыта).

Вертикальный сравнительный анализ позволяет изучить структуру экономических явлений и процессов путем расчета удельного веса частей в общей их величине, соотношение частей целого между собой; выявить факторы на уровне обобщающих показателей путем сравнения их величины до и после изменения соответствующего фактора.

Трендовый анализ применяется при изучении относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базисного года, т.е. при исследовании рядов динамики.

Одномерный сравнительный анализ представляет собой сопоставление по одному или нескольким показателям одного объекта или нескольких объектов по одному показателю.

Многомерный сравнительный анализ представляет собой сопоставление результатов деятельности нескольких предприятий (подразделений) по широкому спектру показателей.

Группировка. Группировка позволяет изучить те или иные экономические явления в их взаимосвязи и взаимозависимости, выявить влияние наиболее существенных факторов, обнаружить те или иные закономерности и тенденции, свойственные этим явлениям и процессам.

Группировка заключается в расчленении исследуемого объекта по конкретным признакам на определенные группы для более детального их изучения.

В зависимости от задач используются типологические, структурные и аналитические группировки.

Типологические группировки осуществляются по однородным объектам, однотипным хозяйственным операциям (группы населения по роду деятельности, группы предприятий по формам собственности, т.д.).

Структурные группировки позволяют изучать внутреннее строение показателей, соотношения в нем отдельных частей. С их помощью изучают состав рабочих по профессиям, стажу работы, возрасту, выполнению норм выработки; состав предприятий по степени выполнения плана производства продукции, снижению ее себестоимости.

Аналитические (причинно-следственные) группировки используются для определения наличия, направления и формы связи между изучаемыми показателями.

По сложности построения различают два типа группировок: простые (изучение взаимосвязи между явлениями осуществляется по одному признаку) и комбинированные (изучение взаимосвязи между явлениями осуществляется по нескольким признакам).

При построении группировок нужно очень серьезно относиться к делению совокупности на группы, выбору количества групп и интервалов между ними, потому что в зависимости от этого могут существенно измениться результаты анализа.

Методика построения группировок может быть определена в виде следующего алгоритма:

1) определение цели анализа;

2) сбор необходимых данных по всей совокупности объектов;

3) ранжирование совокупности по выбранному для группировки признаку;

4) выбор интервала распределения совокупности и ее деление на группы;

5) определение среднегрупповых показателей по группировочным и факторным признакам;

6) анализ полученных средних величин;

7) определение взаимосвязи и направления воздействия факторных показателей на изучаемый результат.

Правильная группировка информации дает возможность изучить зависимость между показателями, более глубоко разобраться в сущности изучаемых явлений, систематизировать материалы анализа, определить главное, характерное и типичное.

Ряды динамики. Данный метод широко применяется в экономическом анализе. Для характеристики ряда динамики используют следующие показатели:

– абсолютный прирост или абсолютное отклонение (Δ). Определяется как разница между двумя значениями динамического ряда:

ΔУ = У отч – У баз, (2.1)

– темп роста (Тр). Определяется как отношение двух значений динамического ряда:

Тр = У отч: У баз, (2.2)

– темп прироста (Тпр). Определяется как отношение абсолютного прироста к базовому значению динамического ряда:

Тпр = ΔУ: У баз, (2.3)

Тпр = (У отч – У баз): У баз (2.4)

или Тпр = Тр – 100, (2.5)

– среднегодовой темп роста (Тр.ср). Определяется как корень n степени из произведений темпов роста за n лет:

(2.6)

Графический метод. В практике аналитической работы применяются графики, которые придают цифровым материалам большую наглядность. График дает обобщающий рисунок положения или развития изучаемого явления, позволяет зрительно заметить те закономерности, которая содержит числовая информация. На графике более выразительно проявляются тенденции и связи изучаемых показателей.

Основные формы графиков, которые используются в экономическом анализе, – диаграммы. По своей форме диаграммы бывают столбиковые, круговые, квадратные, полосовые, секторные, линейные.

Столбиковые диаграммы используют для сравнения количественных показателей.

Секторные диаграммы позволяют выразить состав изучаемых показателей, удельный вес отдельных частей в общей величине показателей.

Линейные графики используются при изучении связей между показателями. Линейные графики в наглядной и доходчивой форме отражают направление и форму связи.

При построении графиков соблюдаются следующие требования:

1) рисунок должен быть выразительным и контрастным (для этого используются разноцветные краски);

2) масштаб, который обеспечивает наглядность, не должен усложнять чтение рисунка;

3) график должен быть простым и красивым.

Балансовый метод. Данный метод применяется:

– при изучении соотношения двух групп взаимосвязанных показателей, итоги которых должны быть равны между собой;

– для проверки результатов расчетов влияния факторов на совокупный обобщающий показатель;

– для определения размера влияния отдельных факторов на изменение результативного показателя, если известно влияние остальных факторов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...