Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1. Культура как пространство и технология взаимодействия




Культуру как особую сферу человеческой жизнедеятельности нельзя увидеть, услышать, почувствовать или попробовать. Реально мы можем наблюдать разнообразные ее проявления в виде различий в человеческом поведении и тех или иных типах деятельности, ритуалах, традициях. Мы наблюдаем лишь отдельные проявления культуры, но никогда не видим всю ее саму в целом. Культурная антропология рассматривает культуру как продукт совместной жизнедеятельности людей, систему согласованных способов их коллективного существования, упорядоченных норм и правил удовлетворения групповых и индивидуальных потребностей ит.п. В итоге этой деятельности формируется самостоятельная культурная система, которую принято называть этнической культурой данного народа. Ее ядро составляет набор «правил игры», принятых в процессе коллективного существования. В отличие от биологических свойств человека они не наследуются генетически, а усваиваются только методом обучения.

Ни одна культура не существует изолированно. В процессе своей жизнедеятельности она вынуждена постоянно обращаться или к своему прошлому, или к опыту других культур. Это обращение к другим культурам получило на звание «взаимодействие культур». Вольно или невольно на протяжении всей жизни люди входят в состав тех или иных социокультурных групп.

Каждая такая группа обладает своей микрокультурой (субкультурой) в составе материнской культуры и имеет с ней сходства и различия. Различия могут быть вызваны социальными настроениями, образованием, традициями и другими причинами.

Культурное разнообразие оказывает влияние на отбор информации в процессе общения, выбор мотивационных стратегий, стили урегулирования конфликтов, личность, социальные отношения и навыки взаимодействия. Особое значение в этом ряду имеют ценности культуры.

Категория ценности в человеческом сознании образуется путем сравнения разных явлений. Если рассматривать ценности как значимость чего- либо для человека и общества, то это понятие наполняется субъективным содержанием, поскольку в мире нет явлений, в равной степени значимых для всех людей без исключения. По этой причине в науке принято все культурные ценности систематизировать на две основные группы:1 Совокупность выдающихся произведений интеллектуального, художественного или религиозного творчества; 2)оправдавшие себя и доказавшие на практике свою эффективность принципы совместного существования людей (нравы, обычаи, стереотипы поведения и сознания, оценки, мнения, интерпретации и пр.), которые ведут к интеграции общества, к росту взаимопонимания между людьми, их солидарности, взаимопомощи.

Можно выделить группу таких ценностей, которые совпадают и по характеру оценок и по содержанию. Они получили название универсальных. Жизнь человека в обществе себе подобных всегда подчинена определенным правилам, которые составляют существенную часть его образа жизни. Различные способы человеческого общения диктуются культурными нормами, которые предписывают, как должны общаться и обращаться друг к другу мужчины и женщины, младшие и старшие по возрасту, законопослушные граждане и преступившие закон и т.д. В зависимости от способа, характера, цели, сферы применения, границ распространения, строгости исполнения и наказания за несоблюдение все многообразие норм было разделено на следующие виды: традиции, обычаи, обряды, законы, нравы, табу.

Из всех культурных норм нравы являются наиболее подвижными и динамичными, поскольку призваны регулировать текущие события и поступки. Нравы - это моральные оценки допустимости тех или иных форм как собственного поведения, так и поведения других людей.

Среди других видов культурных норм наиболее распространенными и влиятельными являются обычаи - общепринятые образцы действий, предписывающие правила поведения для представителей одной культуры.

Влияние обычаев, главным образом, распространяется на область частной жизни людей. По мере накопления культурного и социального опыта стали возникать устойчивые формы поведения, которые предписывали наиболее рациональные действия при взаимоотношениях различных групп людей в соответствующих ситуациях. Имеющие рациональный характер и многократно проверенные на практике, они стали передаваться от поколения к поколению, что породило новый вид культурных норм — традицию. Особенностью традиций является повторяемость и акцент на использование таких образцов и моделей поведения, следование которым служит необходимым условием общественной жизни каждого человека. Разновидностью традиции является обряд. Его главной отличительной чертой является не избирательность, а всеохватность, поэтому влияние обрядов не ограничивается какой-то социальной группой, оно относится ко всем носителям данной культуры. Наряду с традициями и обычаями неотъемлемой частью культуры любого народа является право, которое представляет собой систему обязательных правил поведения, санкционированных государством и выраженных в определенных нормах. Право представляет собой совместный договор людей о правилах поведения. Наиболее важным и значимым регулятором поведения отдельного человека и отношений между людьми является мораль, которая призвана регулировать обыденные отношения людей, их ценностные ориентации, интерпретации различных явлений культуры, правила человеческого поведения и т. д.

Культурные правила можно определить как предписания, говорящие, как должно вести себя в данной ситуации. В отличие от норм, в большей степени культурно определенных, культурные правила общения более индивидуализированы и зависят от ситуации и личностных особенностей в включенных в общение людей. Выявлены четыре основные характеристики правил: правилам нужно следовать, но их можно нарушать; правила не имеют ценности истины; правила условны, но долее универсальны, чем те условия, для которых они предназначены; правила нельзя определить, но о них можно договориться.

Культурные роли. Роль — это система ожиданий определенного поведения от субъекта, связанная с его позицией в группе. Существует четыре типа измерений ролевых отношений, которые подвержены влиянию культуры: степень личностной значимости отношений; степень ожидаемой формальности поведения; степень иерархичности отношений; степень разрешаемого отклонения от «идеальной» роли.

Нормы, правила, роли — это факторы ситуации межкультурного взаимодействия, оказывающие влияние на эффективность общения. Они в значительной степени обусловлены культурой, которой принадлежат участники взаимодействия. Такие факторы влияют, в первую очередь, на то, как мы кодируем вербальные и невербальные послания, от чего зависит степень понимания собеседниками друг друга, а значит, и успешность самого общения.

Таким образом, различные виды культурных норм пронизывают практически все сферы человеческой жизнедеятельности. В процессе развития культуры некоторые из них сами приобрели статус культурных ценностей, а обязательность их исполнения в общественном сознании современного общества воспринимается не только как некая повинность, но и как осознанная необходимость, внутреннее убеждение человека.

Изменения, происходящие в культуре того или иного народа, получили определение - культурной динамики. Культурная динамика подразумевает все виды изменений происходящих в культуре и человеке под воздействием внутренних и внешних факторов.

В культурной антропологии принято выделять следующие источники культурной динамики:

1. Инновации - изобретение новых образов, символов, норм и правил поведения, новых форм деятельности, направленных на изменение условий жизни людей и формирование нового типа мышления или восприятия мира

2. Обращение к культурному наследию - переоценка и использование в новых условиях всей совокупности культурных достижений данного общества и его исторического опыта

3. Культурные заимствования - использование предметов, норм поведения, ценностей созданных и апробированных в других культурах. Данный вид культурной динамики развивается в тех случаях, когда одна культура поддается влиянию другой более развитой. Культурные заимствования имеют место, как при прямом контакте, так и при косвенном (СМИ, потребляемые товары, образовательные учреждения). Однако, в процессе заимствования народ реципиент заимствует не все подряд, а лишь то, что является близким его культуре, может принести явную или скрытую выгоду и даст в результате преимущество перед другими народами. Характер, степень и эффективность культурных заимствований определяются следующими факторами:

а) интенсивность контактов;

б) условия межкультурных контактов (сделано ли это добровольно или путем насилия);

в) степень дифференциации общества, то есть наличие социокультурных групп, готовых принять нововведение;

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...