Понятие и сущность региональной дифференциация экономического пространства
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Введение
Россия является государством, обладающим уникальной пространственной протяженностью и территориальной неоднородностью как в чисто физико-географическом, так и в экономико-географическом и экономическом аспектах. Причинами такого территориального контраста регионов России являются природные, климатические, исторические, культурные факторы, а также история процесса освоения территории страны. В соответствие с определенными признаками классификации в литературе принято выделять определенную группу регионов, которые принято квалифицировать как депрессивные. Обоснование данного термина, введенного еще в прошлом веке в Европе и активно используемого в нашей отечественной литературе с 1990-х гг., предложено в литературе. Между тем в странах с рыночной экономикой достаточно успешно проводится политика поддержания регионального равенства. Для примера можно привести США, где разница между штатами по объему произведенного национального дохода не превышает 1,3, аналогичный показатель между землями Германии составляет 1,5. Главными механизмами коррекции регионального развития выступает налогово-бюджетная и структурно-инвестиционная политика. Целью курсовой работы является региональная дифференциация экономического пространства России: динамика развитий. Задачи курсовой работы: раскрыть понятие и сущность региональной дифференциация экономического пространства выявить критерии оценки региональной дифференциации развития Динамика региональной дифференциации экономического пространства России определить условия и факторы региональной дифференциации России провести оценку межрегиональной экономической дифференциации регионов Севера рассмотреть государственное регулирование региональной дифференциации в области доходов населения
В странах с развитой рыночной экономикой региональная налогово-бюджетная политика представляет собой инструмент для реализации «территориальной справедливости». Для поддержания территориальной однородности в различных странах применяются собственные принципы государственной бюджетной политики поддержки однородности в уровне социально-экономического развития регионов. Данный механизм, как правило, закреплен в Конституции.
Глава 1. Региональная дифференциация экономического пространства России Понятие и сущность региональной дифференциация экономического пространства
Экономическое пространство - это сложная, динамичная, полиструктурная система реально существующих экономических отношений, которые постоянно развиваются, обеспечивая экономическую целесообразность совокупности хозяйственных структур, и очерченных в территориальном измерении, потоков всех имеющихся ресурсов развития (производственных трудовых, финансовых, информационных) каналов их движения и локальных центров управления этими потоками. Единство экономического пространства может рассматриваться с нескольких позиций: институциональной однородности по формированию среды жизнедеятельности; интегрированности внутреннего рынка, благодаря чему внутри страны происходит свободное перемещение товаров и капиталов между территориями; пространственного равновесия относительно распределения центров и интенсивности экономических потоков; общности социокультурной среды. Как отмечает С.Л.Шульц, рынок является местом концентрации совокупности экономических отношений и разнокачественных экономических взаимодействий, поэтому его можно рассматривать как одну из форм существования экономического пространства. Пространственная интеграция региональных рынков является одним из важных процессов трансформации экономического пространства страны. Учитывая это, ученый предлагает оценивать единство экономического пространства путем определения интегрированности рынка на основе анализа пространственного поведения цен.
Значительная ценовая дифференциация между регионами в нашем государстве не только тормозит развитие внутреннего рынка и экономики в целом, но и мешает вступлению в международные экономические организации. Это обусловливает актуальность исследования вопроса региональной ценовой дифференциации и требует активизации прежде всего теоретических поисков причин и путей решения проблемы. Понятие ценовой дифференциации необходимо рассматривать в двух аспектах: в микроэкономике, как маркетинговую стратегию предприятия, на макроуровне, как установление цен с учетом индивидуальной стоимости товара, а также как составляющую государственной экономической политики. Стратегия ценовой дифференциации - это продажа того же продукта разным покупателям, или в разное время, или на различных территориях по разным ценам. Эта стратегия занимает важное место в ряду ценовых стратегий предприятия. Ведь в маркетинговой деятельности фирмы расчет цен тем или иным методом - это только первый шаг к решению одной из важнейших проблем: определение такого уровня цен, который бы делал товары доступными для потребителей, коммерчески выгодными для предприятий и конкурентоспособными. В дальнейшем цену товаров регулируют на основании изменений, которые происходят в окружающей бизнес-среде. Целью такой стратегии являются, во-первых, приспособление деятельности предприятия к различным рынкам (сегментам), где существуют разные условия конкуренции, интенсивность спроса, доходы потребителей, восприятие ими того или иного уровня цен; во-вторых, достижение производственно-экономических, сбытовых или логистических преимуществ с точки зрения влияния на поведение потребителей. Однако, при несоответствующем уровне развития рыночных отношений, эта стратегия на макроуровне вызывает значительные диспропорции развития регионов. Таким образом, ценовая политика предприятия выступает одним из важных факторов дифференциации цен в регионах.
На макроуровне дифференциация цен - это установление цен на товары с учетом объективных условий производства. В основе такой дифференциации цен - дифференциация индивидуальной стоимости товара, т.е. той стоимости, что отражает затраты труда в конкретных условиях производства - экономических, природных, территориальных и других. Наличие неодинаковых условий производства, разная сила воздействия указанных факторов приводит к установлению различными производителями разных цен в регионах. Современная институциональная экономика, отказавшись от узкого предметного подхода к анализу экономического поведения, заимствуя методы социологии, социальной философии активно продвигается в решении важных вопросов, касающихся современного доминирующего хозяйственного устройства. Эти вопросы уже вышли за рамки простой калькуляции потребностей, полезностей и затрат ресурсов, требуемых для их удовлетворения. Современный экономический механизм все чаще увязан не с экономическими показателями, а с некоторыми измеряемыми ощущениями, что не препятствует достоверно исследовать экономическое поведение человека. Существует трудно проверяемая и не менее трудно опровергаемая гипотеза: справедливость важна для эффективного функционирования экономических институтов. Сам факт несправедливого распределения ресурсов вряд ли автоматически может быть основанием для признания этого распределения неэффективным. Тем более, параметры эффективности, так или иначе, могут носить объективный характер и признаваться большинством, участвующим в распределении. Источники несправедливости. Несправедливость возникает в результате распределения результатов совместного труда. Общественное разделение труда, приводящее к росту производительности, изначально подразумевает договоренность и взаимную заинтересованность в кооперации, которая приносит дополнительный продукт, подлежащий распределению. Близость распределения к справедливому определяется степенью обоюдной честности кооперантов при установлении процедуры распределения. Будем считать честной и справедливой ту процедуру принятия решения, которая была установлена свободными субъектами в условиях «занавеса неведения», подразумевающего, что при установлении соглашения никто не знает, какие качества будут характеризовать конкретного участника в момент распределения. Неравенство при данном условии будет изначально справедливым. Определим требования к процедуре, при соблюдении которой с большой вероятностью будет осуществляться справедливое распределение:
. Простота процедуры, минимум операций. Чем сложнее процедура, тем больше вероятность ошибок. Репликация ошибок может привести к трансформации сложной процедуры в более простую и менее справедливую. Сложные же процедуры могут породить неоднозначные толкования и привести к несправедливости в случае оппортунизма толкователей. . Эффективность процедуры. Затраты на ее осуществление должны либо отсутствовать, либо носить символический характер. Чем больше затраты на осуществление процедур, тем больше вероятность того, что механизм принятия решения или институт, присвоивший себе такое право, будет со временем претендовать на рост собственного благосостояния и стремиться поглотить процедуру, отождествляя ее с собой. . Психологическая комфортность. Процедура должна легко восприниматься всеми участниками вне зависимости от того, на каком этапе они подключились к процессу кооперации. Процедуры должны быть близки к универсальным психическим структурам, иначе они могут вызывать отторжение у представителей различных культур, вероисповеданий и пр. В результате реализации процедур должны возникнуть следующие экономические последствия, которые мы воспринимаем как не противоречащие принципу справедливости: . Эффективность. Растущая эффективность может свидетельствовать, что были избраны верные критерии распределения; . Дифференциация вознаграждения в зависимости от значимых, институционально закрепленных и одинаково трактуемых различий, влияющих на вклад. В СССР дифференциация цен широко применялась почти во всех отраслях. Дифференцировались как оптовые промышленные цены, так и розничные цены на товары народного потребления в форме так называемых поясных розничных цен. В основу поясной дифференциации цен было положено различия в издержках производства и транспортных расходах. Самые низкие цены устанавливались для 1-го пояса (районы массового ввоза этого товара), самые высокие - для 3-го пояса - районы Крайнего севера и Дальнего Востока. В странах, где есть прямые товарные связи между товаропроизводителями и цены устанавливаются не централизованно, а на основе стоимости товаров, формируются на рынке стихийно под влиянием соотношения спроса и предложения, заранее спланированной дифференциации цен не существует. Товары, произведенные в различных условиях производства, реализуются по цене, которая приближается к общественной стоимости товара. Сведение индивидуальных стоимостей товаров к общественной происходит под влиянием жесткой конкурентной борьбы между товаропроизводителями через механизм ценообразования. В странах со слаборазвитой рыночной экономикой к регулированию ценообразования должно приобщаться государство, создавая условия для развития честной конкуренции, предотвращая образование монополий, возникновение локальных товарных рынков и т.д.
Стержнем единства экономического пространства является интегрированность рынка товаров, основой для оценки которого является закон единой цены. Согласно этому закону, на конкурентных рынках, при отсутствии транспортных расходов и других барьеров, одинаковые товары должны продаваться по одним и тем же ценам независимо от того, где они продаются. В интегрированной экономике, что и предполагается единым экономическим пространством, не должно быть межрегиональной ценовой дифференциации. Однако исследования ученых свидетельствуют о наличии значительной межрегиональной ценовой дифференциации в Украине. Результаты исследования интегрированности рынка товаров на основе расчета эластичности по доходам на душу населения, совершенные С.Л.Шульц, свидетельствуют о значительной вариации этого показателя по регионам. Межрегиональная ценовая дифференциация, с одной стороны, выступает фактором возникновения локальных ценовых сегментов, а с другой - следствием неравномерного распределения финансовых и хозяйственных ресурсов. Л. Мазник отмечает, что каждый рынок имеет специфические атрибуты обмена: определенный состав поставщиков и потребителей, структуру товарооборота, уровень рыночных цен и покупательной способности денежной единицы. Экономические границы между территориальными рынками одного уровня устанавливаются исходя из так называемого «барьера окупаемости», что означает границы распространения рынка, в которых можно продать товар, прибыльно возмещая понесенные затраты на его производство и транспортировку. На основе этого ученый выделяет следующие уровни пространственного потребительского рынка: локальный, региональный, национальный, транснациональный, глобальный. Конечно, экономическое пространство не может быть полностью однородным, и определенный (приемлемый) уровень дифференциации регионального социально-экономического пространства является естественным и даже полезным, поскольку предоставляет динамичности в развитии экономики. Однако для государства, главной качественной характеристикой которого является целостность, существование сильных процессов децентрализации и дифференциации представляет угрозу его безопасности, поскольку ведет к возникновению локальных рынков. Для государств, которые характеризуются слабой внутренней объединенностью и взаимосвязанностью, глобализационные процессы грозят распадом на отдельные составляющие с последующей переориентацией воспроизводственных процессов на удовлетворение внешних интересов. Поэтому, рассматривая внутренний рынок государства как единое экономическое пространство, нужно, чтобы межрегиональная дифференциация цен не приобретала такого значения, при котором экономика страны будет действовать не как система, а как набор разнородных элементов, ибо это грозит развалом системы на части.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|