Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оценка межрегиональной экономической дифференциации регионов Севера




Проблемы пространственных диспропорций характерны для больших многорегиональных экономических систем с высоким уровнем начальной неоднородности экономического пространства, к которым, несомненно, относится и Россия. Особенно остро это проявилось в начале 1990-х годов и было связано с формированием нового экономического пространства и принципиально новой модели экономического развития. Российская экономика в период реформ характеризуется кардинальным изменением системы межрегиональных связей, роли и места отдельных регионов и территорий в национальном хозяйстве. Сложившаяся в условиях дореформенной системы хозяйствования неоднородность экономического пространства явилась фактором, определяющим различие стартовых условий для реформирования и адаптации к рыночным условиям. Обострение проблем регионального развития явилось следствием противоречивых тенденций в системе размещения элементов национального богатства и динамичных изменений экономических условий и факторов, формирующих рыночную среду. Возникшие по этой причине диспропорции между спросом и предложением товаров, услуг, труда и капитала на региональных и межрегиональных рынках определяли особенности трансформационных процессов отдельных регионов, территорий и экономических районов.

Северные территории представляют зону стратегических интересов РФ по целому ряду причин. Во-первых, в настоящее время они выступают важнейшим фактором стабилизации экономики, обеспечивая относительно дешевые поставки сырья и энергоносителей. Во-вторых, после распада Советского Союза резко возросло для отечественной экономики значение северных портов и транспортных магистралей. В-третьих, Север выступает как стратегический территориальный и экологический резерв, причем не только в национальном, но и в мировом масштабе. Наконец, в условиях нарастания процессов глобализации значительно возрастает роль северных регионов в международной деятельности. Север находится в сфере стратегических интересов России и играет ключевую роль в функционировании и развитии ее экономики. Это обстоятельство имеет не только экономическое, но и политическое значение для формирования российской модели рыночных отношений.

Регионы Севера существенно отличаются друг от друга по наличию различного рода ресурсов, по удаленности от центральных районов страны и границ с другими государствами, по развитию транспортной сети, по численности населения и по другим параметрам. Исторически наличие того или иного вида природных ресурсов являлось определяющим фактором формирования отраслевой специализации и пространственного размещения экономической деятельности в регионах Севера. Сегодня отраслевая специализация регионов является не только преимуществом, позволяющим использовать принцип разделения труда в национальной и глобальной экономике, но и причиной различий экономических показателей регионов.

Иными словами, наличие различных природных ресурсов, отличающиеся условия хозяйствования (в том числе разная транспортная доступность), исторически сложившиеся отраслевая специализация и пространственная организация экономики, а также специализации в сегодняшней глобальной экономике обусловливают неравномерность экономического развития регионов Севера - экономическую дифференциацию. Как и любая другая дифференциация, она заставляет экономически более слабые регионы подтягиваться к более сильным. На этот процесс существенно влияет реализуемая властями страны политика межбюджетного выравнивания. Ключевое значение имеет то, за счет чего происходит такое выравнивание: то ли за счет более интенсивного экономического развития более слабых регионов, то ли за счет их массированной бюджетной политики. Однако прежде чем совершенствовать механизмы снижения межрегиональной дифференциации, необходимо оценить ее уровень. Основным показателем, с помощью которого в мировой и отечественной практике обычно производится оценка уровня экономического развития страны, является валовой внутренний (региональный) продукт (ВВП или ВРП). Этот показатель является интеграцией множества других показателей и потому считается, что он наиболее объективно характеризует обобщающий результат экономической деятельности. Но абсолютная величина ВРП обычно не позволяет объективно сравнивать регионы по уровню экономического развития. Использование этого показателя было бы оправдано, если сравниваемые регионы изначально обладали одинаковыми ресурсами и вели бы свою хозяйственную деятельность в равных условиях. На практике же возможна ситуация, когда небольшой регион эффективно использует ресурсы и обеспечивает высокий уровень жизни своему населению, но при этом имеет ВРП в разы меньше, чем регион, занимающий большую территорию и обладающий большими ресурсами. Поэтому в дополнение к ВРП при оценке экономической дифференциации используются и другие показатели, позволяющие сравнить эффективность использования ресурсов и уровень жизни населения на рассматриваемой территории. Обычно такими показателями являются: ВВП (ВРП) на душу населения, среднемесячная номинальная заработная плата в расчете на одного работника, среднедушевые денежные доходы. Именно они наряду с ВРП использованы в данной работе при анализе межрегиональной экономической дифференциации на российском Севере.

В табл. 1 показан уровень ВРП регионов Севера. Из приведенных данных видно, какие регионы лидируют по величине этого показателя, а какие отстают. В 2009 году у нескольких регионов наблюдался явный спад ВРП в связи с экономическим кризисом, но в целом в 2001-2010 годы наблюдалась стабильная динамика роста.


Таблица 1 - ВРП регионов Севера, млн руб

субъекта РФ 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Ханты-Мансийский АО 497 981 552 483 717 219 956 196 1 399 335 1 594 097 1 728 340 1 937 159 1 778 637 1 976 223
Ямало-Ненецкий АО 184 315 262 447 283 181 355 718 441 721 546 365 594 678 719 397 649 640 771 769
Сахалинская обл. 47 140 47 139 63 139 91 729 121 014 166 105 286 273 333 581 392 380 492 730
Республика Саха 100 922 115 117 132 964 153 496 183 027 206 845 242 656 309 518 328 201 384 725
Архангельская обл. 67 274 83 158 103 951 142 564 166 433 215 932 268 672 289 755 323 606 355 884
Республика Коми 78 276 86 019 107 149 131 588 171 307 218 490 241 150 291 812 302 629 352 334
Мурманская обл. 57 569 68 445 80 604 124 972 132 870 158 127 191 584 213 733 202 235 234 649
Ненецкий АО 11 883 16 480 25 040 39 586 44 718 67 248 97 838 91 476 130 177 145 750
РК 33 721 41 362 46 588 53 964 77 124 84 228 104 603 115 208 105 924 127 733
Камчатский край 23 031 25 881 29 747 35 139 43 974 56 119 66 076 77 854 94 643 101 677
Магаданская обл. 17 151 22 374 24 325 24 612 27 167 31 203 35 314 42 053 47 895 58 174
Чукотский АО 6 944 10 155 13 501 12 357 12 355 15 538 20 984 30 558 45 067 41 974
РФ (для справки) 7 170 968 8 741 219 10 742 423 13 964 305 18 034 385 22 492 119 27 963 955 33 908 756 32 007 228 37 398 520

Как уже было показано выше, анализа ВРП недостаточно для оценки межрегиональной экономической дифференциации. Важную роль играют и другие показатели. Среди перечня базовых индикаторов для первичной оценки уровня развития регионов наиболее часто выделяют: ВРП на душу населения, среднедушевые доходы населения субъекта и среднемесячную номинальную заработную плату в расчете на одного работника.

ВРП на душу населения - один из основных показателей, характеризующих масштаб и эффективность региональных экономик. Численное значение ВРП на душу населения позволяет обосновывать государственную политику по стимулированию регионального экономического развития и поддержке проблемных регионов (депрессивных, отсталых и др.).

В табл. 2 представлена величина ВРП на душу населения в регионах Севера. Видно, что территориальная дифференциация уровня жизни населения в северных регионах РФ высока. По величине этого показателя среди регионов Севера лидируют Ненецкий автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ и Ханты- Мансийский автономный округ. Хуже всего дела обстоят у Республики Карелия (РК) и Мурманской области. Это подтверждает и подсчитанный нами «коэффициент размаха» показателя ВРП на душу населения субъекта с максимальным значением данного показателя относительно субъекта с самым минимальным значением показателя. К тому же, стоит заметить, что разница показателя с каждым годом увеличивается. Помимо вышеупомянутого уже макроэкономического фактора, к причинам, повлиявшим на изменение данного показателя, стоит отнести изменения структурно-отраслевого характера. Стоит взглянуть на изменение показателей валовых добавленных стоимостей (ВДС) основных видов экономической деятельности регионов. В Мурманской области в 2009 году снижение обусловлено в значительной степени уменьшением объемов в добывающих и обрабатывающих производствах, потребительском секторе. Индекс промышленного производства за 2012 год составил 90,6 %, в том числе по видам деятельности: добыча полезных ископаемых - 78%, обрабатывающие производства - 89,9 %. Снижение обусловлено сокращением производства в развитых экономиках мира и экспортно ориентированных отраслях России, потребляющих сырьевую продукцию, производимую в Мурманской области3. Что касается снижения показателя добычи полезных ископаемых, отдельно стоит отметить то, что в феврале - мае 2009 года отгрузка нефелинового концентрата на предприятии-флагмане горно-добывающей промышленности ОАО «Апатит», входящем в холдинг «ФосАгро», была приостановлена в связи с известными событиями, связанными с остановкой Пикалевского глиноземного завода. Данные факторы отрицательным образом сказались на производственных показателях предприятия - поставщика сырья (выпуск концентрата снизился на 14,9 %).

Однако изменение абсолютных показателей еще мало о чем говорит. Для рассмотрения изменения размеров дифференциации регионов Севера по показателю ВРП на душу населения был произведен расчет квинтильного коэффициента, показывающего во сколько раз 20 % наиболее развитых субъектов превышает 20 % наименее состоятельных субъектов. Из расчетов видно следующее: во-первых, значение квинтильного коэффициента снижается из года в год; во-вторых, его значение до сих пор высоко - по состоянию на 2009 год разница между 20 % наиболее развитых субъектов и 20 % наименее состоятельных достигает 3,2 раза (рис. 1).

Следующим показателем, характеризующим межрегиональную экономическую дифференциацию, является среднемесячная номинальная заработная плата в расчете на одного работника - один из важнейших индикаторов уровня жизни населения, определяющий социальную эффективность общественного производства. Данный показатель является синтетическим, поскольку, с одной стороны, отражает результат экономической деятельности в отдельном регионе, а с другой - характеризует социальную ситуацию в конкретных условиях места и времени.

Величина среднемесячной номинальной заработной платы в расчете на одного работника в регионах Севера приведена в табл. 3. Лидерами по данному показателю являются ЯмалоНенецкий АО, Ханты-Мансийский АО, а также Чукотский АО.

Межрегиональная дифференциация населения по среднемесячной начисленной заработной плате в 2001-2009 годах также была значительной, однако постепенно сокращалась. Если в 2001 году зарплата в 20 % самых высокооплачиваемых регионах превышала зарплату в 20 % самых низкооплачиваемых регионах в 2 раза, то в 2009 году этот показатель уменьшился несущественно - до 1,8 раза. Произошло уменьшение и «коэффициента размаха» с 3,7 раза в 2001 году до 2,5 раза в 2009 году (рис. 2). Возможными причинами могли стать как снижение темпов роста зарплат в наиболее высокооплачиваемых регионах, так и результат ускоренного роста доходов в субъектах РФ с наименьшим уровнем зарплат. Причем в первую очередь вследствие политики межбюджетного выравнивания, дотаций регионам и повышения зарплат работникам бюджетной сферы.

 

Таблица 2 - Среднемесячная номинальная заработная плата в расчете на одного работника в регионах Севера, тыс. руб.

Регион

Год

  2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Ямало-Ненецкий АО 12,6 15,9 20,0 23,9 27,5 32,3 37,4 44,4 46,5
Ненецкий АО 9,2 12,6 15,9 19,0 23,0 28,6 34,4 41,2 44,0
Чукотский АО 8,2 13,5 17,3 18,6 23,3 25,7 30,9 38,3 42,5
Ханты-Мансийский АО 12,6 14,6 17,2 19,7 22,8 26,8 32,2 37,4 38,4
Камчатский край 6,2 8,7 10,3 12,3 15,5 18,5 21,8 27,3 37,6
Магаданская обл. 5,6 7,4 9,4 11,2 14,7 17,7 22,1 28,0 32,7
Сахалинская обл. 5,0 7,0 9,3 11,7 15,2 18,8 23,3 30,1 32,6
Мурманская обл. 5,4 7,2 8,6 10,2 12,5 15,2 18,6 23,8 26,6
Республика Саха 6,1 8,2 9,7 11,3 13,4 16,2 19,4 23,8 26,5
Республика Коми 5,2 6,5 7,9 9,5 11,6 14,1 17,1 20,8 23,7
Архангельская обл. 3,7 5,0 6,2 7,9 9,9 11,7 14,4 18,2 20,2
РК 3,4 4,7 5,7 6,9 8,7 10,7 13,3 16,9 18,4
РФ (для справки) 3,2 4,4 5,5 6,7 8,6 10,6 13,6 17,3 18,6

 

Так, среднегодовой темп роста зарплат в РК до кризиса составлял в среднем от 21 до 27 % ежегодно, а в Ямало-Ненецком АО, где самые высокие зарплаты, в последние годы наблюдался рост показателя в 16-18 % ежегодно. Вместе с тем тенденция сокращения межрегиональной дифференциации по среднемесячной заработной плате объясняется пока в большей степени не новыми возможностями отстающих регионов вследствие их ускоренного экономического развития, а дотационностью регионов. Если в 2001 году сумма финансовой помощи, выделенной федеральным бюджетом бюджету РК на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, равнялась 500 822 тыс. руб., или 1/4 от суммы всех доходных поступлений бюджета, то в 2009 году сумма подобных дотаций выросла до 1 132 478 тыс. руб., или до 25 %5. При сохранении нынешней тенденции межрегиональный разрыв в уровне зарплат будет только сокращаться.

 

Таблица 3 - Среднедушевые денежные доходы, тыс. руб.

 

Год

Регион 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Ненецкий АО 5,9 8,6 14,2 20,1 21,5 27,2 37,9 48,8 48,8
Ямало-Ненецкий АО 10,7 13,3 16,0 18,9 21,8 27,1 31,5 38,1 38,9
Чукотский АО 8,0 11,3 13,7 15,0 20,3 24,3 27,9 32,1 35,1
Ханты-Мансийский АО 9,6 10,8 12,9 15,0 18,0 22,4 27,1 32,9 32,3
Сахалинская обл. 3,9 5,5 7,7 9,5 12,5 16,2 20,2 24,6 27,6
Магаданская обл. 5,1 6,7 8,2 9,5 11,1 13,7 16,5 19,7 24,2
Камчатский край 4,6 5,9 7,1 8,3 10,8 13,2 16,0 19,1 22,6
Республика Саха 5,0 6,3 8,2 9,6 11,4 13,6 15,7 18,7 21,3
Мурманская обл. 4,6 5,9 7,1 8,4 10,4 12,6 15,2 18,8 21,2
Республика Коми 4,9 6,2 7,5 9,3 11,2 13,4 16,3 18,6 20,1
Архангельская обл. 3,0 4,0 4,8 6,1 7,9 9,5 11,6 14,8 17,2
РК 2,9 4,1 4,9 5,8 7,1 8,8 10,1 12,2 13,5
РФ (для справки) 3,1 3,9 5,2 6,4 8,1 10,2 12,6 14,9 16,9
Квинтильный коэффициент 1,97 2,15 2,13 1,91 1,87 2 2,08 2,31 1,93
«Коэффициент размаха» 3,7 3,32 3,33 3,46 3,07 3,09 3,75 4 3,61

Тенденция снижения межрегиональной дифференциации по показателю среднедушевых денежных доходов тесно коррелирует с отмеченным выше снижением разницы в среднемесячной заработной плате в расчете на одного работника. Лидером по этому показателю является Ненецкий АО, за ним следуют Ямало-Ненецкий АО и Чукотский АО. Стоит отметить, что за период с 2001 по 2009 год «коэффициент размаха» уменьшился до 3,6 раза. Показатель квинтиль- ного коэффициента снизился к 2009 году до 1,93 раза (табл. 4).

Таким образом, можно констатировать, что межрегиональная экономическая дифференциация регионов Севера остается до сих пор на достаточно высоком уровне. Поэтому необходимо принятие мер, направленных на ее сглаживание. Перед государством стоит серьезная задача по определению курса дальнейшего развития политики в отношении регионов Севера. Можно с уверенностью утверждать, что в вопросе относительно способов выравнивания социальноэкономического уровня регионов появилась дилемма: поддерживать развитие регионов за счет более интенсивного экономического развития регионов-аутсайдеров либо за счет их массированной бюджетной подпитки

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...