Стадия 4. Выработка альтернативных решений.
Четвертая стадия интервью ориентирована на разрешение проблемы. Заметьте, что Джоан, возможно, занялась бы не той проблемой, если бы не потратила определенное время на сбор информации, поиск позитивных резервов личности клиента и на оценку желаемого результата. Цель данного этапа — выработка нескольких возможных вариантов решений. Как психолог, вы можете помочь клиенту выработать новые идеи, используя психологические теории и концепции, либо вы хотите оставить эту ^возможность целиком клиенту. Но даже если вы хотите, чтобы клиент самостоятельно принял решение, все равно полезно четко сформулировать ситуацию и основные расхождения между реальной и идеальной ситуацией. В данном случае, возможно такое решение: Д: Я вас выслушала. Похоже, вашей основной заботой является самому определять свой образ жизни. Вы сказали, что были бы счастливы остаться один и пойти на рыбалку, когда захотите, а также проводить большую Часть времени с близкими друзьями. А получается так, что те люди, которые менее значимы для вас, отнимают у вас все время и не дают заняться тем, чем вы хотите. В основном это получается из-за того, что вы хотели каждому угодить. Вы сильный человек... Такие люди всегда умеют добиваться своего в жизни, я восхищаюсь вашим мужеством. Опираясь на это, что бы вы могли предложить в качестве возможного решения? Такое описание реальной и желаемой ситуации только выигрывает от положительной оценки, которая говорит человеку: “У тебя есть возможность и силы сделать это”. Для многих клиентов подобное резюме в начале четвертого этапа совершенно необходимо для выработки решения. В последнем отрывке этого интервью Джоан выбирает более активный стиль ведения беседы. Наверное, вы заметили, что использование ею методик воздействия заметно возрастает. В первой части беседы довольно редко встречается техника воздействия. Частично Джоан использует терапию тренировки настойчивости (глава IX) и психодинамическую теорию (глава VIII). Именно последняя теория оказывается наиболее подходящей для м-ра С., и в результате у него появляется возможность хорошо выспаться впервые со дня смерти жены. (Здесь некоторые проблемы опущены.)
42. Д: Итак, вы хотите быть самим собой и отстаивать свои желания. Давайте представим, что ваши друзья Джо и Мэри позвонили и пригласили вас на аукцион, а именно этого вам не хочется. Представьте затем, что я — одна из ваших новых знакомых — я звоню вам и говорю: “Послушайте, скоро состоится встреча и обед в колледже для выпускников. Я заеду за вами в половине второго”. Вам подобные встречи не нравятся. Что вы собираетесь ответить? (пересказ, указание) 43. С: Я бы сказал вам: “Очень сожалею, но я хотел пойти с Джо и Мэри”. Но если мои новые друзья считали, что это интересно для меня (а это не так), то я бы чувствовал, что мне следует идти с ними. Я очень поддаюсь внушению. Я не хочу никого обижать. Анализ Джоан: Пожалуй, здесь может оказаться полезной тренировка настойчивости. Идет простая беседа, но она дает полезную информацию. 44. Д: Как вы считаете, чувства Джо и Мэри будут задеты? (закрытый вопрос) 45. С: Ну... Они ведь поймут... Они настоящие друзья. Мне легко ними, и они не подумают плохо, если я откажусь. Комментарий: В последующих репликах Джоан и м-р С. перебирают возможные пути выхода из трудностей. М-р С. по-прежнему хочет что-то сделать, но не может изменить своего поведения. Он явно зажат, у него не хватает интенциональности. В дальнейшем он понимает свою проблему глубже, но это еще не означает изменение поведения.
В следующем отрывке Джоан использует директивную технику свободных ассоциаций из психодинамической теории. 50. Д: Какие чувства вы испытываете, когда вновь и вновь уступаете? (закрытый вопрос) 51. С: Страдание. Это угнетает меня, но если я при этом помогаю людям, то чувствую себя не так плохо. Я действительно люблю помогать другим. 52. Д: Давайте попробуем вот что. Расслабьтесь и закройте глаза. Думайте о прошлом — о тех печальных чувствах, что возникают когда вы остаетесь одни. Вы прекрасно понимаете, что вы собираетесь делать то, чего не хотите... Вы чувствуете отчаяние... Теперь вспомните те ситуации, когда вы испытывали сходное ощущение. (пауза) Похоже, у вас есть, чем поделиться со мной. (директива) 53. С: Я кое-что вспомнил из своего прошлого. Я взял какую-то вещь своего брата, не предупредив его об этом. Когда он обнаружил это, он ужасно рассердился, стал кричать на меня. Желать мне смерти. Мне было шесть лет... Я вернулся к себе в комнату и заплакал. Я был так несчастен. (глаза его увлажняются, голос дрожит) 54. Д: Я бы тоже не выдержала. Я понимаю, как вы были несчастны. (самораскрытие, рефлексия чувств) 55. С: Сейчас это кажется смешным, но я был так несчастен. Он очень обидел меня. Он заставил меня чувствовать себя виноватым. Я тогда не сделал ему ничего плохого. 56. Д: Что вы ему сказали? (открытый вопрос) 57. С: Как всегда, я сказал, что очень сожалею, что я не хотел... Но это не помогло, он еще больше поносил меня... У него был ужасный характер. Я выплакался. И похоже именно с этого дня я не смею причинять людям зло, огорчать их чем-либо. 58. Д: Настолько я понимаю, м-р С., вы боитесь ранить чувства людей из-за того, что когда-то брат сильно ранил ваши чувства? 59. С: (мягко) Частично из-за этого. Анализ Джоан: Я сама удивилась, когда попробовала применить упражнение на свободные ассоциации. Я впервые использовала его и удивилась его эффективности. Обычно я не оперирую психодинамическими терминами, но ясно, что у м-ра С. сложился определенный жизненный стереотип. Наше прежнее обсуждение, похоже, зашло в тупик. Интересно, однако, если бы я попыталась использовать упражнение на тренировку настойчивости, добилась бы я такого же хорошего результата?
60. Д: Вы задумывались, что таким образом вы причиняете себе ущерб? 61. С: Ну... (жалобно) подсознательно, ведь я не слишком задумываюсь о себе. Я не вспоминал об этом случае с братом уже очень давно. 62. Д: Вы не слишком задумываетесь о себе... Вы беспокоитесь о других. Даже в ситуации с братом вы пытались понять его. И тогда, и сейчас вы вели себя как мужественный человек. (подталкивание, интерпретация, обратная связь) Комментарий: Это наглядный пример позитивной переориентации. Практически в любой ситуации можно найти положительные стороны. Нахождение позитивного на фоне негативных событий часто способствует тому, что клиент успешнее является со своими трудностями. 63. С: Спасибо... (печально). Нет, похоже, моя жизнь всегда проходила только для других, это следует изменить, но сделать это трудно... Хочется заниматься приятными для себя вещами, но всегда появляется некто, требующий, требующий.... 64. Д: Вы просто чувствуете давление. У меня тоже так бывает. Я чувствую давление обстоятельства перед своей семьей и иногда мне кажется, что у меня не остается времени на себя и на удовольствия. Кто или что помогает вам снять напряжение? (пересказ, самораскрытие, открытый вопрос, конфронтация) 65. С: С детьми я чувствую себя уютно... Они часто мне звонят... Комментарий: В следующих фразах Джоан и м-р С. обсуждают его внутренние резервы, помогающие справиться с проблемами. В качестве резервов личности они называют семью, хобби, умение быть наедине с собой и преданность старым друзьям. Это основные предпосылки для разрешения проблемы. Затем разговор возвращается к смерти его жены. Следует отметить, что никогда не поздно возвратиться на стадию выделения проблемы, даже если это происходит в конце беседы. 71. С: Я ощущаю себя виноватым, даже не знаю, почему. Я начинаю понимать, что я недостаточно беспокоюсь о собственном благе. Я понимаю, что буду лучше спать и избавлюсь от депрессии, если дам себе волю и буду делать то, что я люблю... Но я не делаю этого.
72. Д: В течение своей жизни вы заботились о других более, чем о себе. После смерти вашей жены вы хотели избежать одиночества с помощью постоянной деятельности, но это не помогло. У вас есть друзья и семья. Я вижу, вас начинает утомлять то, что вы не отстаиваете свои права в некоторых ситуациях. Есть ли в этом смысл? (резюме с последующей проверкой, конфронтация) 73. С: Да, это так. Похоже, вы ничего не пропустили. 74. Д: После этого вы избавились от этого, имели бы все радости какие вы хотите, оставались бы дома, ехали бы на рыбалку тогда когда захотите. Вы этого хотите? (селективный пересказ, самораскрытие, проверка) 75. С: Мне нравится все это, но после стольких лет... 76. Д; Я считаю, что это не так уж трудно. Мне нравится ваш смех. Давайте продолжим. Давайте напишем список приятных вещей, которые вы можете получить. (обратная связь, указание) Анализ Джоан: Я вижу, что здесь становлюсь агрессивной Позволю ли я м-ру С. быть самим собой или я навязываю ему свой собственный путь? Допустимо ли это? 77. С: Для меня это как-то необычно (смеется). Я люблю ходить со старшеклассниками на ледовое шоу. После этого я себя хорошо чувствую. 78. Д: Вы можете описать свои ощущения, когда вы получаете удовольствие? (открытый вопрос) 79. С: Мне очень легко и ясно на душе, особенно, если впереди у меня поездка, скажем, в Нью-Йорк или на ледовое шоу. Когда у меня легко на душе, я делаю, что хочу. Но как только я кому-то нужен, то сразу же бросаю все свои дела и иду с ним. В противном случае человек будет несчастен — так мне кажется. А мой долг делать все, чтобы люди были счастливыми. Анализ Джоан: В течение всех этих лет он все еще пытается задобрить своего брата. До сих пор я этого не понимала. Отношение к брату переносится на других людей. Он нуждается в “особом разрешении” на удовольствие. Стадия пятая. Обобщение. В последней фазе интервью Джоан переходит к указаниям и использует технику репетиции из гештальт-психологии (глава X). Ее усилия направлены на то, чтобы понимание ситуации, возникшее на четвертой стадии, перенести в область повседневной жизни. Плохо, когда ничего не происходит во время диалога. Обратите внимание на возросшее количество директив. 80. Д: Говорили ли вы когда-нибудь себе: “Я буду делать все, чтобы стать счастливым”? (закрытый вопрос) 81. С: Нет. 82. Д: Повторяйте за мной: “Я, Джон С., буду делать все, чтобы сделать себя счастливым. (указание) 83. С: Я, Джон С., буду делать все, чтобы стать счастливым. (слабым голосом) 84. Д: Попытайтесь снова. (указание) 85. С: Я, Джон С., буду делать все, чтобы быть счастливым. (тверже)
86. Д: Попытайтесь на этот раз сказать так: “Я, Джон, С., сделаю все возможное, чтобы чувствовать себя счастливим”. (указание) 87. С: Я, Джон С., сделаю все возможное, чтобы чувствовать себя счастливым. (твердо) 88. Д: Похоже, это вас печалит. (отражение чувств) 89. С: Смогу ли я? Будет ли это легко для меня? Смогу ли я найти силы после стольких лет? 90. Д: В вас есть силы. У вас очень много сил. Вы полны сил. Можете ли рассказать о своих возможностях? Расскажите мне о них. (обратная связь, открытый вопрос, указание) 91. С: Я всегда находил в себе силы заботиться о других, поэтому я, возможно, найду резервы и для себя... Может в этом и есть решение? Так? 92. Д: Аллилуйя! Вы на правильном пути, вы перестраиваете приоритеты и говорите себе: “Я, Джон С., важная персона, я должен заботиться о себе в первую очередь”. 93. С: Ну, а остальное приложатся. (без указания, твердо) Я, Джон С., имею силы и возможности заботиться о себе впервые за эти годы. Анализ психолога: Его ответ удивил меня. Я не ожидала этого так быстро. Меня впечатлило его желание “покончить с этим”, что очень близко к моим собственным намерениям! Я верю в гуманистическую школу самосовершенствования и в важность внимательного выслушивания (глава X), но у меня все получилось не хуже, чем у Фрица Перлса. Может мы относимся к этому гуманистическому типу людей, которому не следует бояться действия? 94. Д: Мне нравится, как вы говорите. На этот раз вы сказали гораздо лучше. Итак, что же вы сделаете на следующей неделе, чтобы поступить в соответствии со своими желаниями? 95. С: До сих пор жизнь не давала мне покоя. Я сам себе не давал покоя. Семьдесят лет я делал то, что хотят другие, но на днях я, пожалуй, не поеду на аукцион, а пойду рыбачить 96. Д: В первую очередь позаботьтесь о себе. Наше время кончилось. Что вы мне скажете? (рефлексия смысла, проверка) 97. С: Я надеюсь, у меня теперь все получится. Благодарю... 98. Д: О рыбалке поговорим на следующей неделе. (заключение)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|