Этнические и другие групповые различия
Те, кто читает эту книгу, возможно, принадлежит к совершенно разным культурам — это могут быть ирландцы, итальянцы, британцы, евреи, негры или русские. Кое-кто может считать себя космополитом и иметь знания и навыки более чем одной культуры. США и Канаду часто называют “одним котлом” культур. У нас действительно много общего, но разница во вкусах останется еще надолго. Этнические группы могут быть определены как “те, кто осознает свою похожесть благодаря общим особенностям, и кто рассматривается аналогично остальным”. Таким образом, этнос есть более широкое понятие, чем раса или религия. Мы разделяем себя на “мы” и “они” — это путь развития групп. Но этничность может сложиться в результате гонений и непонимания со стороны остальных. Данное выше определение этничности можно слегка изменить, и тогда под него попадут вообще все группы — женщины, лесбиянки, старики и любая иная группа, которая способна к самоидентификации. Цели клиентов, с которыми вы работаете, могут различаться в зависимости от этнических корней. Большинство психологических теорий направлено на то, чтобы помочь личности в самоактуализации. Но “самоактуализация” или “индивидуализм” — это все не подходит для представителей этнических групп, которые можно назвать “взаимозависимыми”. Для них характерно совместное решение проблем. Так, для традиционной азиатской семьи характерно стремление к поиску семейной гармонии, а не к тому, чтобы удовлетворять чьи-то индивидуальные потребности. Таким образом, цели эффективной терапии зависят от культурной принадлежности клиента. Семейная или групповая ориентации проявляются чаще всего у клиентов, корни которых уходят в негритянскую, индейскую или итальянскую культуры. Семья является хранителем культуры. Если вы выросли в итальянской семье, то скорее всего продолжаете жить в том же городе (или даже в том же квартале, что и ваши родители, и дети. Если вы англоамериканец из восточных штатов, то с большой долей вероятности можно сказать, что вы живете далеко от родителей, но на расстоянии одного дня езды. С другой стороны, западные американцы стремятся жить не меньше, чем за 500 км. от своего прежнего дома (Пиндерхас, 1982).
Стремление к эмпатии требует понимания как личной неповторимости, так и культурных особенностей. Исходя из всего этого, следует помнить, что техники, прекрасно работающие для одной культурной группы, могут показаться оскорбительными и неприемлемыми для другой. Набор методов наблюдения может не подойти, вопросы могут показаться навязчивыми, раппорт в некоторых случаях достигается с большим трудом, одна теория из этой книги окажется полезной, другая — нет. И цели терапии будут явно разными для инвалида, иммигранта-камбоджийца или для американца ирландского происхождения. Личная история также очень важна для развития личности. Если у вашего клиента было трудное детство, он испытал нищету, расовую дискриминацию, душевную травму от службы во Вьетнаме, то такой клиент будет отличаться от других. Развивать эмпатию по отношению к тем, чей жизненный опыт отличается от вашего — это задача на всю жизнь. В качестве первого шага очень полезно осознать свои личные культурные истоки. Кому-то покажется, что человек ирландского происхождения имеет те же корни, что и англоамериканец. Но сравнение этих двух культур показывает различия в системах ценностей и убеждениях. В табл. 4.2 представлена работа одного студента по исследованию собственных семейных ориентаций. Один член семьи — ирландского, другой — британского происхождения. В соответствии с культурными традиция- ми, родители внушали студенту разные взгляды на жизнь и разные системы ценностей. В частности обратите внимание на специфический ирландский фатализм по сравнению с британской верой в возможности личности. Из этого примера видно, что для разных культур интенциальность проявляется по-разному.
Представьте себе, что вы консультируете подобного студента по поводу развода. Вполне вероятно, что его позиция по данному вопросу будет складываться из смешанных, противоречивых наставлений разных культур. Если ему ближе британские корни, то решение будет не таким мучительным, но если он ближе к ирландским корням, то он вообще вряд ли поднимет на консультации этот вопрос. Так как большинство людей в Америке имеют бикультурные истоки, то конфликты двух систем ценностей часто проявляются на консультации. Часто этот внутренний конфликт не осознается психологом и клиентом. Ваша задача в данном случае — облегчить клиенту понимание связи между индивидуальным и культурным самосознанием. Кроме всего прочего не следует забывать, что студент-американец, подверженный влиянию материализма, телевидения и духу свободного выбора нашей культуры. В этом смысле студент принадлежит трем культурам. Многие, если не все ваши клиенты, являются бикультурным по своей сути... И если к этому добавить проблему возраста, пола, религии и т. д., как дополнительное групповое деление, то сложность проблем, с которыми вам придется столкнуться как психологу, станет очевидной. Конечно же, в Северной Америке у нас далеко не монолитная культура. Изобилие отличий: разные люди из разных семей с разными ожиданиями. Поразмышляйте о своей семье. Каковы представления вашей семьи о том, как дети должны устраиваться после женитьбы? Каковы размеры финансовой и моральной поддержки семьи? Как относится семья к интеллектуальным достижениям? Каковы ролевые ожидания мужчин и женщин? Отношение к спиртному? Отношение и страдания? Потом по- смотрите на себя и на свою жизнь. Насколько ваши представления отличаются или схожи с семейными представлениями? Таблица 4.2 ВЗГЛЯД СТУДЕНТА НА СМЕШАННУЮ
СЕМЕЙНУЮ НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ Следующая запись принадлежит Марку Дарлингу, студенту, специализирующемуся на межкультурной психологической консультации. Марк происходит из семьи, которую принято считать “типично американской”. Один из родителей — ирландского происхождения. Другой — британского. Марк — американец в третьем поколении. До изучения спецкурса по межкультурной психологии он считал себя “чистым американцем”. Изучив предмет, он пришел к выводу, что многие его убеждения и ценности не являются чисто американскими, а представляют собой некую смесь британских и ирландских. Он также обнаружил, что некоторые его внутренние конфликты нельзя отнести к разряду “чисто личностных”, а что это результат противоречивых культурных наставлений, полученных от родителей. Приведенный анализ — результат его личных наблюдений, помноженный на чтение книг по межкультурной и семейной терапии (Мак Годфин, Пирс и Джиодано, 1982). Должно быть ясно, что КО-терапия требует эмпатии к культурным истокам клиента, а достичь такой эмпатии можно только благодаря упорному изучению духа культуры. Но и изучив культуру, вы сталкиваетесь с индивидуальностью, которая неповторимым образом систематизировала в себе культурные истоки. Исходя из этого, можете ли вы сказать, кем является Марк — англичанином или американцем?
Жизненные ожидания | ||||||||||||||
Добро и зло зависят от личного выбора. Вы отвечаете за свою судьбу. Живи по закону и трудись — в этом залог успеха. | Люди изначально греховны, жизнь задается судьбой. Либо вы любимчик фортуны, либо нет — ничего изменить вы не в силах. | |||||||||||||
Эти две системы отношений лежат в основе убеждений англо-ирландской личности. Одна из них может доминировать, но присутствуют обязательно обе. Комбинированное наставление может выглядеть так: “Проиграть или выиграть — зависит от тебя, но ты ответственен за свои неудачи”. В таком случае человек будет приписывать успех судьбе, а провал — отсутствию у себя личных качеств и инициативы. Таким образом, человек неизбежно начинает ожидать неудач и уже не надеется на успех.
| ||||||||||||||
Отношение к семье | ||||||||||||||
Вы личность, сильная и самодостаточная. Оставь свой дом, чтобы устроить свою судьбу, создай свою новую семью. Ваша жизнь — в ваших руках. | Семья — ваши истоки и ваша сила. Семья — ваша индивидуальность и ваш долг. Без семьи вы одиноки и беспомощны. | |||||||||||||
Конфликт между двумя этими системами очень важен. Возможен такой синтез: “Ты достаточно взрослый, чтобы создать свою собственную семью”. Индивид в этом случае будет испытывать желание жить отдельно, но не будет иметь возможности уйти из дома. | ||||||||||||||
Роли полов | ||||||||||||||
Женщины — хрупкие создания и нуждаются в защите. Отец — глава семьи. | Женщины морально превосходят мужчин. Мужчины подвержены всевозможным слабостям. Мать основа семьи. | |||||||||||||
Конфликт здесь возможен по поводу разделения обязанностей в семье. Возможен такой синтез: “От тебя ожидают, что ты будешь сильным и добродетельным, но ты по своей природе к этому не способен”. Таким образом, личность может катастрофически ощущать свою неадекватность. | ||||||||||||||
Отношение к женитьбе | ||||||||||||||
Женитьба — социальный контракт. Обе стороны ответственны за согласие в семье. Если одна из сторон ведет себя недопустимо, возможен развод. | Женитьба необходима и ты связан ею на всю жизнь. Если у тебя в семье есть проблемы — это твой крест и надо нести его. | |||||||||||||
Эти два наставления уживаются с большим трудом. “У тебя получился плохой семейный контракт, ты имеешь право на развод, но разводиться — это позор”. Практический результат будет состоять в том, что личность разведется, но у нее останется чувство, что совершено нечто незаконное, неправильное. | ||||||||||||||
Язык | ||||||||||||||
Язык — это закон, структура реальности. Слова специфичны и взаимоувязаны. Язык — средство управления жизнью. Словами вы создаете внешнюю реальность. | Слова — поэзия, выражение эмоций. В словах есть красота, но нет реальности, их всегда можно поменять на более красивые. Слова — мечты, с их помощью создается внутренняя реальность. | |||||||||||||
В этом пункте проявляется главный источник непонимания между английской и ирландской культурой. Английская функционирует благодаря контракту, а контракт требует, чтобы слова были точны и нерушимы. С другой стороны, по ирландской традиции, слова определяются контекстом, в котором они используются. Подобные наставления могут синтезироваться индивидом следующим образом: “Твои фантазии — трата времени. Ты никогда не делаешь то, о чем говоришь. Можно планировать будущее, новсе это мечтания”. В результате вырастает человек, неспособный придерживаться соглашений, на него нельзя положиться.
| ||||||||||||||
Сейчас общей тенденцией является стереотип “белый мужчина”, особенно для тех, кто имеет англо-кельтские истоки. Но как показывает приведенный пример, британские и ирландские истоки довольно различны. Не следует накладывать на личность какой-либо стереотип, связанный с его цветом кожи и национальностью. Марк Дарлинг — неповторимая личность, причем бикультурная. Он избирает свой путь среди нагромождения культурных предписаний. Будучи молодым белым человеком, он не страдает от проблем сексизма, расизма и т. д. Должно быть ясно, что каждый клиент по-своему причастен к тем культурным корням, из которых он вышел. Понимание различий, свойственных разным национальностям, религиям, расам и полам очень обогащает понимание самого процесса психологического консультирования. | ||||||||||||||
|
УПРАЖНЕНИЯ НА ОСОЗНАНИЕ
КУЛЬТУРНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ
Здесь представлен вопросник, который поможет вам изучить собственную этническую наследственность. Трудно понять других, если сам не понял своей культурной принадлежности. Необходимо осознать, насколько ваша культурная наследственность может повлиять на вашу работу в области психологии.
1. Этническая наследственность. С какими этническими истоками вы себя связываете? Каким словом вы описываете свою национальность: гражданин США, канадец, мексиканец и т. д.? Кроме первого ответа можно добавить: “белый”, “черный”, “красный”, “польский”, “мормон”, “еврейский” и т. д. Запишите эти слова.
Откуда произошли ваши дедушки и бабушки? А прадеды? Можете ли вы проследить историю семьи, ее этнические, религиозные, расовые корни?
2. Вы личность монокультурная или бикультурная? Составьте список основных культурных, этнических, религиозных и иных групп, повлиявших на ваше развитие.
3. Какие предписания вы получили от перечисленных вами культурных групп? Не пожалейте времени и опишите ценности, манеры поведения и ожидания, характерные для этих групп. Таблица 4.2 поможет вам в этом. Как лично вы интегрировали эти предписания? Велика вероятность, что в своей жизни вы значительно отклонились от семейных, этических и религиозных ценностей. Если же вы не осознаете их существования, значит они сидят в вас очень глубоко, и вы являетесь “культуроносителем”, сами того не подозревая. В таком случае осознание этих несомненных, но неосознанных предписаний превращается в трудную задачу.
4. Как ваши культурные предписания могут повлиять на вашу профессию? Этот вопрос самый важный из всех. Если вы верите в высшую ценность индивидуальности, то вы рискуете упустить из виду семейную ориентацию азиатов, негров или итальянцев. Если для вас в первую очередь значимо семейное влияние, вам будет трудно понять БАСПов (Белые Англо-Саксонские Протестанты) и они вам покажутся холодными и расчетливыми. Так как мы происходим из разных культурных групп, нам трудно отказаться от мысли, что наше поведение в жизни — единственно правильное, что “только так и должно быть”.
Развитие эмпатии требует более глубокого понимания собственной культурной наследственности, т. к. мы невольно приписываем свои убеждения другим.
Как правило, ваша личность имеет что-то общее со своей семьей, но существуют и различия. Вот простой пример, показывающий, как опасно переносить указанные выше групповые характеристики на конкретную личность: вам может встретиться еврей, который не ценит образования (образование — общепринятая ценность в еврейской культуре).
Однако понимание групповых характеристик поможет вам уяснить, что клиент-гомосексуалист (или лесбиянка) обычно страдает от дискриминации на работе и отвергается своей семь- ей. Конечно, это не относится ко всем таким клиентам, но помнить об этом надо. Многие пожилые люди сталкиваются с проблемой одиночества, но далеко не все. Вам может показаться странным, что молодая итальянская семья живет со своими родителями, если у вас иные культурные истоки. Аналогично, терапевту-итальянцу может показаться странным отсутствием близости в ирландских и англо-американских семьях. А сейчас обратимся к некоторым аспектам индивидуальной эмпатии.
КЛЮЧЕВЫЕ УСЛОВИЯ ЭМПАТИИ
Эмпатия требует, чтобы вы смотрели на мир с точки зрения, отличной от собственной. Очень важны для этого навыки выслушивания, такие, как пересказ, отражение чувств. Однако крайне важно дать понять собеседнику, что вы присоединились к его миру. Понимание клиента еще недостаточное условие, надо суметь передать ему чувство эмпатии, которое вы ощущаете.
Перечислим важные понятия, которые помогают сделать это во время сеанса консультирования: положительное отношение, уважение и теплота, конкретизация, непосредственность,конгруэнтность, искренность и аутентичность. Сюда же можно добавить конфронтацию, которая рассматривалась в предыдущей главе. Все эти понятия, взятые в комплексе, составляют основные условия эмпатии.
ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ
Этот термин очень близок к понятию поиска резервов личности из главы II (более широко — в главе VII). Короче говоря, это отношение эмпатии, для которого характерна положительная реакция на любого клиента и подчеркивание его сильных сторон. С точки зрения культуры, это означает, что вы, как терапевт, способны признать ценности и черты характера клиента, сильно отличающиеся от ваших.
Если вы хотите помочь клиенту измениться, то вам необходимо верить, что он на это способен, что он имеет какие-то положительные стороны. В наиболее простой форме положительное отношение можно определить как селективное внимание к позитивным чертам характера клиента и его вербализация. Интенциональный терапевт исходит из предположения, что клиенту всегда можно помочь. Если вы не верите в это, то клиент это непременно почувствует и никакие приемы тут не помогут. Качественные условия интенциональной терапии приведены в табл. 4.3.
Карл Роджерс не только говорит о своей убежденности, он демонстрирует это на консультации:
“С первого взгляда может показаться, что у клиента нет ни надежд, ни опоры. Но и в трясине неверия Роджерс всегда находит что-то положительное в личности и усиливает это, используя отражение чувств или (реже) личную обратную связь”.
(Айви и Глукстерн, 1976)
Другие теории функционируют в тех же рамках. Так, приверженцы транзактного анализа говорят о “поглаживаниях” и о “приятной суете”, бихевиоризм настаивает, что клиент может научиться справляться со своими трудностями, если помочь его индивидуальному развитию. Слова и методы могут различаться. Но квалифицированный терапевт всегда верит, что он может произвести позитивные перемены в жизни клиента. Следующий отрывок характеризует важную роль положительного отношения:
Донна: Я так устала, все валится из рук. Если бы только это. Но с родителями все разладилось. Мать плачет при виде меня, а отец вообще не хочет разговаривать, только молча глядит на меня. Пусть лучше бы они лишили меня наследства, или я бы умерла.
Психолог: Итак, что же происходит? Похоже, вы довольно точно описали свои проблемы. Вы беременны, вы не знаете, делать ли вам аборт, у вас амбивалентные чувства по отношению к Ронни, ваши родители никак вас не поддерживают. При всем этом вы стремитесь сохранить себя, хотя вы чувствуете себя слабой и хотите поддержки.
Таблица 4.3
КАЧЕСТВЕННЫЕ УСЛОВИЯ ИНТЕНЦИОНАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ
Эмпатия | Видение мира клиента с его точки зрения. |
Первичная эмпатия | Использование навыков присоединения при рефлективном выслушивании, чтобы точно понять клиента. Если ваши комментарии по стилю совпадают с репликами клиента. |
Усиленная точная эмпатия | Использование навыков воздействия наряду с навыками присоединения, стремление поделиться своим опытом с клиентом, но всегда передача того, что клиент может воспринять. |
Положительное отношение | Избирательное внимание к положительным аспектам поведения клиента и его вербализация. Выявление достоинств клиента. |
Уважение | Исключительно положительные отклики о клиенте и поощрение его движения вперед. Если существуют большие различия с вами, необходимо открытое и честное признание в этом, терпимость к ним. |
Теплота | Используя в основном невербальные средства (тон голоса, поза, выражение лица) — выразить свою заботу о клиенте. Улыбка особенно важна для создания теплой атмосферы. |
Конкретность | Быть точным, выяснять детали, чувства, факты. |
Непосредственность | Использование всех трех времен — прошлого, настоящего и будущего. Клиент, идущий в правильном направлении, часто спонтанно начинает использовать все три времени по мере необходимости. |
Конфронтация | Вести беседу открыто, выявлять смешанные сообщения, инконгруэтности, противоречия в вербальном и невербальном поведении, подробнее — в главе III. |
Искренность по отношению к себе (по отношению к другим) | Быть самим собой в обращении с клиентом. Быть аутентичным и спонтанным в выражении чувств. Быть чутким к нуждам клиентов и их возможностям. Завязывать отношения, оставаясь самим собой. |
Культурная эмпатия | Понимание того, что ваши культурные стили отличаются от стиля клиента. Научиться понимать групповые различия и их схожесть, не умаляя, и не ущемляя при этом личной неповторимости. |
В этом примере подчеркнуты предложения, несущие положительное отношение. Донна описала обескураживающую кар- тину. Начинающий психолог, подавленный таким зрелищем, иногда старается уйти от разрешения реальных задач. Или он теряется или усиливает негативные чувства клиента. Слишком оптимистический ответ, который не имеет окраски положительного отношения, может выглядеть так: “Донна, у вас много достоинств, все переменится и все будет хорошо”. Такой ответ сам по себе приемлем, но если его повторять в течение интервью, то таким образом будет принижена проблема клиента. Другая крайность: “Донна, ситуация довольно серьезная. Вы опускаетесь все ниже и ниже”. Хотя это и верно по существу, но если повторяется несколько раз, то клиентка будет полностью деморализована. Как необоснованно положительный, так и слишком отрицательный подход может сказаться потенциально деструктивным.
Если говорить коротко, положительный подход требует, что-бы вы все время искали положительные резервы личности клиента, но, в то же время, в дружелюбном ключе работали над реальной жизненной ситуацией. Психологическое консультирование существует не для того, чтобы нивелировать и заглаживать проблемы, а для того, чтобы клиент мог справиться с ними. В этом деле не обойтись без таких составляющих, как уважение и теплота.
|
|