2. 2 методики исследования. Шкала временного фокуса (автор Шипп). Шкала субъективного экономического благополучия Фенема А. (адаптация О. С. Дейнека, 1999)
2. 2 МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ Для исследования были взяты следующие методики: 1. Временной фокус (автор Шипп) 2. Шкала Субъективного экономического благополучия Фенема А. (адаптация О. С. Дейнека, 1999) 3. Опросник жизненных ценностей Шварца Ш.
Шкала временного фокуса (автор Шипп)
В методике предложены утверждения, касающиеся прошлого, настоящего и будущего, по пятибалльной шкале. Методика состоит из 12-ти утверждений, с которыми необходимо согласиться или не согласиться (1 – абсолютно не согласен, 5 – полностью согласен). Обработка результатов: Подчитывается среднее арифметическое значение по каждой шкале: Фокус на прошлом: 1, 2, 3, 4 Фокус на настоящем: 5, 6, 7, 8 Фокус на будущем: 9, 10, 11, 12 Данные для российской выборки (N= 428 ): Фокус на прошлом (M=3, 8 Ϭ =0, 99), Фокус на настоящем (M=3, 9 Ϭ =0, 75), Фокус на будущем (M=3, 6 Ϭ =0, 83)
Шкала Субъективного экономического благополучия Фенема А. (адаптация О. С. Дейнека, 1999) В исследовании использовалась шкала уровня субъективного дохода Фёнэма в адаптации О. С. Дейнека. Респондентам предлагалось оценить уровень своего дохода по 7-балльной шкале (1– свожу концы с концами, 7 – очень высокий). 1. Свожу концы с концами 2. Низкий 3. Ниже среднего 4. Средний 5. Выше среднего 6. Высокий 7. Очень высокий Математико-статистическая обработка данных проводилась с использованием статистического пакета SPSS 21. 0. С целью сравнения элементов экономического сознания в двух выборках использовался U-критерий Мана-Уитни.
Опросник жизненных ценностей Ш. Шварца Методика Шварца применяется для исследования динамики изменения ценностей как в группах в связи с изменениями в обществе, так и для личности в связи с ее жизненными проблемами. Под ценностями Шалом Шварц подразумевал " познанные" потребности, непосредственно зависящие от культуры, среды, менталитета конкретного общества. В основе опросника Шварца лежит теория, согласно которой все ценности делятся на социальные и индивидуальные. Опросник разработан Шаломом Шварцем в 1992 году. При разработке опросника автор использовал методику Рокича, качественно модифицировав, расширив и усовершенствовав ее концептуальную базу. Методика Ш. Шварца
Опросник Шварца состоит из двух частей. Первая часть опросника предназначена для изучения ценностей, идеалов и убеждений, оказывающих влияние на личность. Список ценностей состоит из двух частей: существительных и прилагательных, включающих 57 ценностей. Испытуемый оценивает каждую из предложенных ценностей по шкале от 7 до -1 баллов. Вторая часть опросника Шварца представляет собой профиль личности. Состоит из 40 описаний человека, характеризующих 10 типов ценностей. Для оценки описаний используется шкала от 4 до -1 баллов. В исследовании была использована вторая часть опросника, в которой были приведены описания некоторых людей. Испытуемому было необходимо согласиться или не согласиться с каждым из сорока утверждений, уточняя при этом обстоятельстве, насколько описываемый человек похож на испытуемого. Методика дает количественное выражение значимости каждого из десяти мотивационных типов ценностей на двух уровнях: на уровне нормативных идеалов и на уровне индивидуальных приоритетов. Обработка результатов проводится путем соотнесения ответов испытуемого с ключом. При первичной обработке данных по каждой части опросника высчитывается средний балл для выбранных испытуемым ответов в соответствии с ключом. Обработка проводится отдельно для каждого из 10 типов ценностных ориентации. Величина этого среднего балла по отношению к другим позволяет судить о степени значимости этого типа ценностей для испытуемого. Следует обратить внимание, что данные, полученные по первой и второй частям опросника, обычно не совпадают, так как ценностные ориентации личности на уровне нормативных идеалов не всегда могут реализоваться в поведении вследствие ограничения возможностей человека, группового давления, соблюдения определенных традиций, следования образцам поведения и другим причинам. В соответствии со средним баллом по каждому типу ценностей устанавливается их ранговое соотношение. Каждому типу ценностей присваивается ранг от 1 до 10. Первый ранг присваивается типу ценностей, имеющему наиболее высокий средний балл, десятый – имеющему самый низкий средний балл. Ранг от 1 до 3, полученный соответствующими типами ценностей, характеризует их высокую значимость для испытуемого. Ранг от 7 до 10 свидетельствует о низкой значимости соответствующих ценностей.
1. Власть. Ценности власти и достижения фокусируются на социальном уважении, однако ценности достижения подчеркивают активное проявление компетентности в непосредственном взаимодействии, в то время как ценности власти подчеркивают достижение или сохранение доминантной позиции в рамках целой социальной системы. 2. Достижение. Определяющая цель этого типа ценностей - личный успех через проявление компетентности в соответствии с социальными стандартами. 3. Гедонизм. Мотивационная цель данного типа определяется как наслаждение или чувственное удовольствие. 4. Стимуляция. Этот тип ценностей является производным от организменной потребности в разнообразии и глубоких переживаниях для поддержания оптимального уровня активности. 5. Самостоятельность. Самостоятельность как ценность производна от организменной потребности в самоконтроле и самоуправлении, а также от интеракционных потребностей в автономности и независимости. 6. Универсализм. Мотивационная цель данного типа ценностей – понимание, терпимость, защита благополучия всех людей и природы.
7. Доброта. Это более узкий «просоциальный» тип ценностей по сравнению с универсализмом. Лежащая в ее основе доброжелательность сфокусирована на благополучии в повседневном взаимодействии с близкими людьми. 8. Традиции. Любые социальные группы вырабатывают свои символы и ритуалы. Их роль и функционирование определяются опытом группы и закрепляются в традициях и обычаях. 9. Конформность. Определяющая мотивационная цель этого типа - сдерживание и предотвращение действий, а также склонностей и побуждений к действиям, которые могут причинить вред другим или не соответствуют социальным ожиданиям. 10. Безопасность. Мотивационная цель этого типа – безопасность для других людей и себя, гармония, стабильность общества и взаимоотношений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|