1. 3 подходы к исследованию индивидуальных ценностей
1. 3 ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ Ценность в широком понимании – это значимость определенных объектов, явлений, также это лично окрашенные отношения к миру. Если подходить к понятию более детально и в рамках определенного мнения или конкретного научного направления, то хотелось бы упомянуть трактовку термина в понимании А. М. Коршунова, которая звучит следующим образом: «Ценность – это не всякая значимость, а лишь та, которая играет положительную роль в развитии общества: она, в конечном счете, связана с социальным прогрессом». [34] Немого иное определение ценностям дал Лапин Н. И.: «Ценности – это обобщенные цели и средства их достижения, играющие роль фундаментальных норм. Они обеспечивают интеграцию общества, помогая индивидам осуществлять социально одобряемый выбор своего поведения в жизненно значимых ситуациях» [19]. Зотова О. М. и Бобнева М. И. в своей работе описывают ценность как нечто социальное «Проводником действия ценностей на поведение является межличностное общение, а групповая активность является «катализатором», усиливающим воздействие ценностей» [18 стр. 272–273] Однако А. С. Макаренко в исследованиях мотивационной сферы личности отнес ценности к сознательно-обоснованным мотивам, и ведущую роль отвел моральным потребностям: «Нравственно-оправданная потребность – это потребность коллективиста, то есть человека, связанного со своим коллективом единой целью движения, единством борьбы, живым и несомненным ощущением своего долга перед обществом» Современное состояние теории ценностей, как в зарубежной, так и отечественной литературе позволяет сделать вывод о том, что разноречивость попыток философов в определении содержания понятия «ценность» и границ ценностного отношения приводит не только к многообразию ценностных теорий, но и к многообразию способов классификации ценностей. Отсутствует единый критерий типологии видов ценностей. Это связано в зависимости с тем, в каком контексте будут упоминаться те, или иные ценности. По мнению Н. Гартмана, «классы ценностей, с которыми мы привыкли иметь дело, установлены без систематизирующего принципа, чисто эмпирически». [25]
При рассмотрении теорий классификаций ценностей, хотелось бы обратить внимание на концепцию Ш. Шварца, в которой существует 19 ценностей, 10 из которых являются базовыми, так как 10 ценностей Шварц выделил изначально, после проведения эмпирического исследования число ценностей увеличилось до 19-ти с потенциально различным мотивационным смыслом. 19 ценностей уточненной теории Ш. Шварца, каждая из которых определена в терминах своей мотивационной цели Ценность и концептуальное определение с точки зрения мотивационной цели: 1. Самостоятельность как мысль – это свобода развивать собственные идеи и способности 2. Самостоятельность как поступок – это свобода определять собственные действия 3. Стимуляция – это стремление к возбуждению, новизне и переменам 4. Гедонизм – это стремление к удовольствию и чувственному удовлетворению 5. Достижение – это достижение успеха в соответствии с социальными 6. Стандартами или нормами 7. Власть как доминирование – это влияние посредством осуществления контроля над людьми 8. Власть как ресурсы – это влияние посредством контролирования материальных и социальных ресурсов 9. Репутация – это защита и влияние посредством поддержания публичного имиджа и избегания унижения 10. Безопасность личная – это безопасность непосредственного окружения 11. Безопасность общественная – это безопасность и стабильность общества в целом
12. Традиция – это поддержание и сохранение культурных, семейных или религиозных традиций 13. Конформизм как правило – это соблюдение правил, законов и формальных обязательств 14. Конформизм межличностный – это избегание причинения вреда или огорчения другим людям скромность признание незначительности существования одного человека в круговороте жизни 15. Универсализм как забота о других – это стремление к равенству, справедливости и защите всех людей 16. Универсализм как забота о природе – это сохранение природной среды 17. Универсализм как толерантность – это принятие и понимание тех, кто отличается от тебя 18. Благожелательность как забота – это преданность группе и благополучие ее членов 19. Благожелательность как чувство долга – это стремление быть надежным и заслуживающим доверия членов группы [40] У Виктора Франкла, также имелся свой ранг ценностей, который, по его мнению, переживается вместе с самой ценностью. Иными словами, переживание определенной ценности включает переживание того, что она выше какой-то другой. Противоречия ценностей отражаются в душе человека в форме ценностных конфликтов, тем самым вызывая невроз. Более того – бытуют мнения о том, что ценности представлены в виде иерархии и на вершине находятся следующие ценности: служение обществу, интересы города, страны и т. д. то есть ценности, связанные с взаимодействием с другими людьми. В основании пирамиды: управляемость, качество, развитие и т. д. то есть в основании те ценности, которые касаются выживания и не связаны с взаимодействием с другими людьми. Данная концепция возвращается снова к Зотовой О. М. и Бобневой М. И. теории ценностей социально обусловленных. [18] Но при взгляде на жизненные ценности не с теоретической, а практической стороны, тогда ценности выступают более стабильными факторами для человека, нежели его цели или мечты. Также ценности считаются так называемыми усилителями поведения. Ценности личности образуют систему её ценностных ориентаций, или элементов внутренней структуры личности, которые являются наиболее важными. Ценностные ориентации составляют основу сознания и деятельности субъекта, образуют высший уровень иерархии предрасположенностей к определенному восприятию условий жизни и деятельности.
Проблема ценностных ориентаций появилась в социально-психологической и социологической литературе и стала предметом эмпирических исследований на стыке социально-философской концепции ценностей и психологической теории установок. Термин «ценностные ориентации» впервые применил Т. Парсонс. Ценности на каждом возрастном этапе меняются в зависимости от мотивационной сферы личности человека. Что касается ценностей пожилых людей, то в отличие от более ранних возрастных категорий, ценностные ориентации уже сформированы и достаточно устойчивы. Дробышева Т. В. с позиции ценностного подхода отмечает тенденцию снижения динамики и повышения стабильности в структуре ценностных ориентаций личности в зависимости от взросления. [13] В деятельности человека ценностные ориентации тесно связаны с познавательными и волевыми сторонами личности. Система ценностных ориентаций образует содержательную сторону направленности личности и выражает внутреннюю основу ее отношений к действительности и адекватных этим отношениям оценок. В процессе совместной деятельности, определяющей отношения людей в группах, складываются групповые ценностные ориентации. Ценностные ориентации могут быть идеологические, политические, моральные, эстетические, а также другие установки субъекта и способ дифференциации им объектов по их значимости. Ценностные ориентации формируются в процессе образования и познания субъекта при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях личности. Как интегральный психосоциальный феномен ценностные ориентации являются компонентом системы отношений личности, определяющим общий подход человека к миру, себе и придающим смысл личностным позициям и поведению. В ценностных ориентациях отражается направленность и содержание активности личности. [13] Проанализировав ряд исследований, Дробышева Т. В. пришла к мнению, что система ценностных ориентаций человека влияет на экономические представления, экономические мотивы и интересы, отношение к экономическим объектам, и в том числе на экономическую социализацию личности.
Ценностные ориентации влияют как на экономические аспекты сознания, так и на субъективное экономическое благополучие. В целом, изучение влияния ценностей на субъективное благополучие является еще одной большой группой работ, исследующих связь культуры и уровня счастья. [34] Кроме того система и динамика ценностных ориентаций личности также в числе критериев экономической социализации, воспроизводство усвоенного экономического знания и опыта может быть реализовано в экономическом поведении, экономических отношений. В российском обществе экономических отношений людей позднего возраста, которые, обусловлены общественной системой ценностей. [9] Проанализировав и подытожив все вышеупомянутое, можно предположить, что наличие жизненных ценностей у людей пожилого возраста, их принятие в качестве фактора экономической социализации, способствует влиянию на уровень субъективного благополучия, что в свою очередь способно повлиять на направление отношение к временному фокусу.
оооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооо
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|