Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1. 4. Субъективное экономическое благополучие: определения и содержание понятия




Главным показателем степени цивилизованности государства является такое состояние общества, в котором каждый человек удовлетворяет свои основные духовные и материальные потребности и имеет равные возможности для реализации своего потенциала. Благополучность людей старшего возраста характеризуется активным участием людей преклонного возраста не только в сохранении и развитии личности и ее здоровья, но и в социально-экономических, политических, культурных процессах современного общества.

Субъективное экономическое благополучие является широким понятием, в котором выделяют такие составляющие экономического благополучия, как жизненный стандарт, семейный доход, сбережения, работа, жилье. Следует также разграничивать понятия «объективный экономический статус» и «субъективный экономический статус». Объективный экономический статус выражается доходом и собственностью и может слабо коррелировать с субъективным. При этом субъективная адекватность бюджета объясняет больше различий в удовлетворенности жизнью, чем объективная адекватность – отношение дохода семьи к среднему прожиточному уровню или средней зарплате. Можно выделить некоторые компоненты субъективного экономического благополучия такие как:

- удовлетворенность стандартом жизни, то есть степень, в которой доход воспринимается как обеспечивающий «комфортную» жизнь;

- справедливость денежных распределений в процессе труда;

- ожидания относительно изменения своего дохода.

Субъективное экономическое благополучие зависит от актуального статуса личности в сравнении с желаниями, потребностями и с тем, что человек, по его мнению, заслуживает. Оно влияет не только на экономическое поведение личности, но и на социальную интегрированность личности в обществе. [31]

Субъективное экономическое благополучие определяется как «результат социального сравнения фактического статуса человека с его притязаниями, потребностями и восприятием собственного положения». [34 с. 106–127]

В. Хащенко предлагает модель эмпирическую модель субъективного экономического благополучия, в которой выделяют группы социально-благополучных и социально-неблагополучных граждан пожилого возраста, проживающих в России. [34]

Первая группа – социально-благополучные пожилые люди. Эта группа неоднородна. Она может включать в себя подгруппы. К первой подгруппе можно отнести пожилые люди, которые живут относительно обеспеченно, кроме пенсии они еще получают помощь от своей семьи. Они живут со своими взрослыми детьми, они сумели сохранить с ними нормальные, теплые отношения, общаются с внуками. Они все еще работают и получают от этого не только прибавку к пенсии, но и моральное удовлетворение. Они относительно здоровы и бодры. [34]

Другая подгруппа – это пожилые люди супруги или одинокие, которые также достаточно обеспечены, живут отдельно от детей, но поддерживают с ними, а также с внуками дружеские отношения. Они все еще работают либо ради собственной материальной поддержки, либо ради морального удовлетворения. Следующая подгруппа – это одинокие супружеские пары или пенсионеры-одиночки, достаточно бодрые, чтобы обслуживать себя самостоятельно. Они обеспечены либо за счет пенсий и льгот, либо за счет того, что кто-то из супругов еще работает. Они деятельны, общаются с друзьями, соседями, ведут определенную светскую жизнь (периодически ходят в театры, консерватории, музеи). [34]

Третья группа включает в себя одинокие супружеские пары или пенсионеры-одиночки, которые относительно здоровы, чтобы обслуживать себя. Они не работают, живут на пенсию, но не нищенствуют. Они общаются с соседями, друзьями, но их ограниченные материальные средства не дают возможности посещать какие-либо интересные мероприятия, свое время они могут проводить за телевизором, книгами, могут посвятить себя религии. [36]

Социально-неблагополучные группы пенсионеров. Их тоже можно разделить на определенные подгруппы. Это пожилые люди (супруги или одинокие), получающие небольшую пенсию, они живут вместе с детьми, которые также нуждаются в материальных средствах и поэтому не могут помогать своим пожилым родителям. Но самое главное, что делает жизнь данной группы неблагополучной – это отсутствие моральных регуляторов, с помощью которых можно было бы наладить взаимоприемлемое совместное существование. Возможно, это происходит в силу недостатка культуры и морального воспитания. Пожилые люди в такой семье – обуза, дополнительный фактор раздражения. Естественно, это не прибавляет здоровья и благополучия ни пожилым людям, ни их взрослым детям. Другая подгруппа – это пожилые люди (супруги или одинокие), которые живут отдельно от взрослых детей, нуждаются материально, но помощи от детей не получают. Более того, их отношения с детьми носят эпизодический характер, они по существу заброшены. При этом здоровье может позволять им обслуживать себя, но перспектива их дальнейшего существования весьма проблематична.

 Следующая подгруппа – одинокие старики, не имеющие детей, не работающие, проживающие в неблагоприятных условиях. Они накопили множество болезней, считают каждую копейку, но все еще борются с тяжелыми обстоятельствами. Их участь наиболее незавидна.

«Социальное самочувствие – это интегральная характеристика удовлетворенности или неудовлетворенности человека своим социальным положением. Социальное самочувствие проявляется как целостная, относительно устойчивая эмоциональная реакция субъекта на воздействие социальной среды и условий его жизнедеятельности. Оно выступает результатом осознания и переживания человеком значимости различных сторон его жизни, вырастает из непосредственных условий бытия человека, определяющих степень удовлетворения его потребностей, самоутверждения и самореализации». [34]

На улучшение социального самочувствия успешного процесса экономической социализации граждан пожилого возраста на российский социум влияют такие объективные и субъективные факторы их существования, как материальное положение, здоровье, наличие возможности работать за материальное вознаграждение, хорошие отношения с детьми.

Современная европейская цивилизация, проблемами старения. На всемирной ассамблее по проблемам старения была задекларирована необходимость создания условий для полноправного и эффективного участия пожилых людей в экономической, политической и социальной жизни общества в долговременном программном документе, также были обеспечены возможности для развития индивидуальных способностей старшего поколения, и реализации их творческого потенциала, обеспечения благосостояния на протяжении всей жизни. Глобальный процесс старения в развитых странах вызвал необходимость пересмотреть традиционные подходы к системе образования в целом и выделить специфические направления социального образования в отношении старшего поколения в российском обществе. [38]

В нашей стране в условиях кризиса остро стоит вопрос экономической адаптации пожилых граждан к подобным реформам и различным поискам направлений и включения их в активную жизнедеятельность общества.

Высокая численность пожилых людей в составе российского населения означает усиление их роли в процессах жизнедеятельности общества и сопровождается повышением их ожиданий в части обеспечения государством социальных гарантий. Несмотря на это желание пенсионеров трудиться не всегда согласуется с условиями российской действительности, которая не может ответить адекватным предложением рабочих мест для незанятых пенсионеров. Содержание и приоритетность мер государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения находится в прямой связи со стратегией социально-экономического развития страны и определяются на основе научно обоснованной оценки остроты и значимости социальных проблем, исходя из финансовых и других ресурсных возможностей государства.

Теоретически можно выделить некоторые группы социально-благополучных и социально-неблагополучных граждан пожилого возраста, проживающих в России. [31]

В настоящее время в нашей стране сложилось несколько встречно направленных тенденций в изменении положения лиц старших возрастов. Например, тенденция увеличения их количества и доли в общей численности населения страны. Или имеющее место массовое ухудшение социально-экономического положения этой группы населения. Также существует выраженная дискриминация населения старших возрастов в различных сферах деятельности. В это проявляется частности, в сферах труда, доступа к образованию, получению ряда услуг, особенно это касается предложений на коммерческой основе. Нарастание и закрепление в обществе стереотипов в отношении населения старших возрастов, имеющий негативный характер по отношению к ним. Важную роль играет исключение населения старших возрастных групп из активной политической, культурной, гражданской и прочих сфер жизни российского общества. Проблемы пенсионеров нашей страны снижают уровень благополучия и вместе с ним связанный уровень экономического сознания, экономической социализации. Но кроме негативных аспектов общества есть также позитивные моменты, откуда имеется возможность черпать силы, на улучшение социального самочувствия. Различные тренинги, социальные дома отдыха, профилактории, в которых присутствуют разного рода занятия с пожилыми людьми, и создается благоприятная и спокойная атмосфера, в которой у любого человека появится желание отвлечься, переосмыслить текущее положение дел совей жизни, заняться собой.

Социально-благополучные пожилые люди имеют хорошее здоровье, хорошее настроение, относительное материальное благополучие, наличие семьи и детей, возможность заниматься трудовой деятельностью, которая приносит материальное и моральное удовлетворение, что несомненно благоприятно способствует развитию экономической социализации пожилых людей.

Понятие «экономическая социализация» сравнительно недавно вошло в научный оборот экономической психологии. По мнению А. П. Вяткина первый раз оно использовалось Б. Стаси. Экономическая социализация по Б. Стаси – не что иное, как усвоение и активное воспроизводство индивидуумом социального опыта в общественной сфере жизни. Однако Анкудинова Е. В. утверждает, что впервые термин «экономическая социализация» был введен в исследованиях С. Камингса, Д. Тибла в 1978 году. [9–стр. 6]. На сегодняшний день формулировок термину «экономическая социализация» приведено превеликое множество.

Субъективное экономическое благополучие находится в числе критериев экономической социализации, и это неоднократно упоминается в ряде литературных источников, например, в модели вторичной экономической социализации Честюниной Ю. В. и Забелиной Е. В., в роботах Дробышевой Т. В. и Вяткина А. П.

Социально-экономическое благополучие или неблагополучие, может повлиять на субъективное экономическое благополучие, так как эти два психологических показателя взаимосвязаны, способствуют или препятствуют процессу экономической социализации:

Социально-благополучные пожилые люди имеют хорошее здоровье, хорошее настроение, относительное материальное благополучие, наличие семьи и детей, возможность заниматься трудовой деятельностью, которая приносит материальное и моральное удовлетворение, что несомненно благоприятно способствует развитию экономической социализации пожилых людей.

Социально-неблагополучные пожилые люди. Объективные факторы социального благополучия и неблагополучия: Слабое здоровье, плохое материальное положение, невостребованность со стороны детей и внуков, либо отсутствие близких, грусть, депрессия, апатия, отсутствие взаимопонимания с окружающими людьми, отсутствие оплачиваемой работы все данные факторы негативно сказывается на развитии экономической социализации пожилых людей и проявляется у категории граждан, находящихся в социально-неблагополучном положении.

В заключении хотелось бы еще раз упомянуть, что субъективное экономическое является фактором экономической социализации, отталкиваясь от данного обстоятельства можно предположить, что если ценности, в свою очередь определяются фактором и критерием экономической социализации, то их наличие и отношение к ним связано с влиянием на субъективное экономическое благополучие.

 

оооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооояооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооо


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...