Дополнительная литература. Практическое занятие № 3. Киево-Печерский патерик. Основная литература. Дополнительная литература
Дополнительная литература Матьесен Р. Текстологические замечания о произведениях Владимира Мономаха // ТОРДЛ. – Л., 1971. – Т. ХХVI. Преподобный Иоанн Лествичник. Лествица. –– СПб., 1996. – С. 26––31. Путешествия в Святую Землю: Записки русских паломников и путешественников ХII––ХХ вв. – М., 1995. – С. 10––50.
Практическое занятие № 3
Киево-Печерский патерик 1. Типы житийных сборников, известных Древней Руси. Сюжетно-тематические разновидности патериковых рассказов. 2. История создания, редакции, внутрижанровый состав Киево–Печерского патерика. 3. Идейная направленность памятника, связанная с основанием и политической ролью Киево-Печерского монастыря. 4. Содержание Патерика: а) картина монастырской и мирской жизни в рассказах патерика; б) отражение взаимоотношений монастыря с князьями; особенности изображения и трактовки гибели князя Ростислава в «Повести временных лет» (погодная запись 1093 г. ), «Слове о полку Игореве», Киево-Печерском патерике; в) новое и традиционное в разработке мотива бесоборчества; г) композиционные и языковые особенности памятника; д) библейский идеал человека и воплощение его в рассказах Патерика. Основная литература Адрианова-Перетц В. П. Задачи изучения «агиографического» стиля Древней Руси // ТОДРЛ. – Т. 20. – М.; Л., 1964. – С. 47 – 71. Верещагин Е. М. Христианская книжность Древней Руси. – М., 1996. Волкова Т. Ф. Художественная структура и функции образа бесов в Киево-Печерском патерике// ТОДРЛ. – Т. 33. – Л., 1979. – С. 228—237. Душечкина Е. В. Нестор в работе над Житием Феодосия Печерского: опыт прочтения текста // Уч. зап. Тартуского ун-та. – Тарту, 1971. – Вып. 266. – С. 4—15.
Ольшевская Л. А. Об авторах «Киево-Печерского патерика» // Литература Древней Руси. – М., 1978. – Вып. 2. – С. 13—27; 2) Своеобразие жанра житий в Киево-Печерском патерике // Литература Древней Руси. – М., 1981. – Вып. 3. – С. 18—34. Склярчук В. Н. К биографии Феодосия Печерского // ТОДРЛ. – Л., 1988. – Т. 41. – С. 317—323. Дополнительная литература Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. – Репр. изд. – М., 1988. Крушельницкая Е. В. Автобиография и житие в древнерусской литературе. – СПб., 1996. Лихачев Д. С. Человек в литературе Древней Руси // Лихачев Д. С. Избр. работы: В 3 т. – Т. 3. – Л., 1987. – С. 77—97, 104—108, 130—140. Словарь книжников и книжности Древней Руси. – Л., 1987. – Вып. 1. – С. 166—168, 308—313, 370—373, 392–396; Л., 1988. – Вып. 2. Ч. 1. – С. 211—220. Топоров В. П. Святость и святые в русской духовной жизни. – СПб., 1995. Федотов Г. П. Святые Древней Руси. – М., 1990. – С. 39—87.
Практическое занятие № 4 Для самостоятельного изучения Слово о полку Игореве
План занятия 1. История открытия и опубликования «Слова о полку Игореве». Проблема подлинности «Слова…» и основные пути ее решения. 2. Историческая обстановка времени написания «Слова…». Летописные повести о походе Игоря Святославича в 1185 г.; различия в изложении хода событий, их трактовки, оценке действующих лиц в летописи и в «Слове…». Действительность и образ действительности, соотношение конкретно-исторического и вечного в «Слове…». 3. Общественно-политические идеи «Слова…»; «золотое слово» Святослава Киевского в историческом контексте эпохи. 4. Композиция «Слова…»: а) порядок изложения событий; б) приемы изложения (монолог, диалог, лирические отступления, экскурсы в прошлое, батальные картины и т. д. ) и их значение в идейной концепции и в художественной структуре памятника;
в) стилевые средства, связывающие элементы композиционной структуры в единое художественное целое; структура антитез и повторов; 5. Анализ отдельных фрагментов и «темных мест» «Слова о полку Игореве»: а) проблема изучения «темных мест» в «Слове…»; б) идейно-художественная роль пролога, характер отношения автора к поэтической традиции Бояна. в) сборы в поход и описание битвы: образы князей и русских воинов, понимание ими воинского долга и чести. Принципы изображения героев; г) «солнечная» символика в «Слове…»; д) значение метафор, символов и символических выражений в «вещем сне» и «золотом слове» Святослава; соотношение исторической достоверности и поэтического вымысла в обрисовке образа киевского князя. Вопрос о том, где заканчивается «золотое слово»; ж) место и роль плача Ярославны в сюжетно–композиционной структуре «Слова…», его связь с устнопоэтической традицией и жанровая природа (плач(? ), заклинание(? ), причитание(? )). Образ Ярославны как первый в истории русской литературы высокопоэтический и лирический образ русской женщины, тоскующей по своему мужу, переживающей за судьбу родины; з) идейное и стилевое значение образа Русской земли, ее «география» и специфика поэтического измерения пространства. Дунай географический (обращение к Ярославу Галицкому) и мифологический (плач Ярославны). Символичность оппозиции «Дунай – Каяла»; и) образ русской природы в «Слове…»; ландшафтные детали, точность подбора образов зверей и птиц в сравнениях и метафорах. Объяснение «темных мест» в сцене побега князя Игоря авторским отождествлением тотемов (названий половецких орд) с названиями соответствующих животных. 6. Образ автора «Слова…», его исторический кругозор, политические идеалы; отношение автора к князю Игорю. Основные направления решения проблемы авторства «Слова…». 7. Проблема жанровой природы «Слова…»; сочетание в памятнике фольклорного и книжного, лирического и эпического начал, признаки ораторского «слова». 8. «Слово о полку Игореве» как величайший памятник русской и мировой средневековой литературы. «Слово…» в русской литературе и искусстве нового времени.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|