Основная литература. Дополнительная литература. Практическое занятие № 5. Жанр хожений в Древней Руси. План занятия. Лихачев Д.С. «Слово о полку Игореве». Историко-литературный очерк. – М.
Основная литература Адрианова-Перетц В. П. Древнерусская литература и фольклор. – Л., 1974. – С. 99—119. Демкова Н. С. Проблемы изучения «Слова о полку Игореве» // Чтения по древнерусской литературе. – Ереван, 1980. – С. 58—107. Исследования «Слова о полку Игореве. – Л., 1986. Лихачев Д. С. «Слово о полку Игореве». Историко-литературный очерк. – М., 1976. – С. 41—49, 50—76, 119—146; 2) «Слово о полку Игореве» и культура его времени. – Л., 1985. – С. 234—254, 261—265, 270—288. Лихачёв Д. С. «Слово о полку Игореве» и культура его времени. – Л., 1978 Рыбников Б. А. «Слово о полку Игореве» и его современники. – М., 1971 «Слово о полку Игореве» – памятник XII века. – М.; Л., 1962. «Слово о полку Игореве». Комплексные исследования. – М., 1988. Сумароков Г. В. Кто есть кто в «Слове о полку Игореве». – М., 1983.
Дополнительная литература Адрианова-Перетц В. П. «Слово о полку Игореве» и памятники русской литературы XI–XIII вв. – Л.. 1968. Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. М., 1986. – С. 517—518. Гумилёв Л. Н. Древняя Русь и великая степь. – М., 1992 Гудзий Н. К. Еще раз о перестановке в начале текста «Слова о полку Игореве» // ТОДРЛ. – М.; Л., 1956. – Т 12. Демин А. С. Изображение животных в «Слове о полку Игореве» // ТОДРЛ. – СПб. 1993. – Т. 48. Дмитриев Л. А. История первого издания «Слова о полку Игореве»: Материалы и исследования. – М.; Л., 1960; Важнейшие проблемы исследования «Слова о полку Игореве» // ТОДРЛ. – М.; Л., 1964. – Т. 20. Косоруков А. А. «Слово о полку Игореве» // Древнерусская литература: Восприятие Запада в XI – XIV вв. – М., 1996. – С. 188—211. Кусков В. В. Связь поэтической образности «Слова о полку Игореве» с памятниками церковной и дидактической письменности XI – XIII веков // «Слово о полку Игореве». Памятники литературы и искусства XI – XVII вв. – М., 1978. – С. 69—86.
Николаева Т. М. «Слово о полку Игореве». Поэтика и лингвистика текста. «Слово о полку Игореве» и пушкинские тексты. – М., 1997. Плетнева С. А. Половцы. – М., 1990. – С. 157—168. Робинсон А. Н. Солнечная символика в «Слове о полку Игореве» // «Слово о полку Игореве». Памятники литературы и искусства XI – XVII веков. – М., 1978. – С. 7—58; 2)Литература Древней Руси в литературном процессе средневековья XI – XIII вв. – М., 1980. – С. 219—241, 314—335. Рыбаков Б. А. Киевская летописная повесть о походе Игоря в 1185 г. – ТОДРЛ. – М.; Л., 1969. – Т. 24; 2)«Слово о полку Игореве» и его современники. – М., 1971. – С. 35—102, 218—256; 3) Историзм «Слова о полку Игореве» // История СССР – 1985, № 6. – С. 28—36; 4) Петр Бориславич. Поиск автора «Слова о полку Игореве». – М., 1991. Рубцов С. С. «Слово о полку Игореве»: перевод, комментарии, иллюстрации. – М., 1997. Серегина Н. С. Пророки и песнотворцы: К вопросу о соотношении языческих и христианских воззрений в «Слове о полку Игореве» // Россия – Европа: Контакты музыкальных культур. – СПб., 1994. – С. 11—22. Словарь книжников и книжности Древней Руси. – Л., 1987. – Вып. 1. – С. 16—32, 435—437. «Слово о полку Игореве». Сб. исследований и статей. – М.; Л., 1950 «Слово о полку Игореве» и его время. – М.. 1985. Ясень В. Темные места «Слова о полку Игореве» // Тайны тысячелетий. – М., 1997. – С. 12—59.
Практическое занятие № 5 Жанр хожений в Древней Руси План занятия 1. Хожение: путешествие и литературный жанр. 2. «Хождение» Даниила, Игумена земли Русской: а) упоминание и пересказ значительных событий библейской и христианской истории; б) описание природы, экономики, памятников христианской культуры Ближнего Востока; в) личность Даниила и его литературная манера. 3. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина: а) композиция произведения; б) традиции и новаторство Афанасия Никитина;
в) образ автора в хожении; г) общерусские государственные тенденции памятника.
Основная литература Андрианова-Перетц В. П. Афанасий Никитин – путешественник-писатель // Хождение за три моря Афанасия Никитина. – М.; Л., 1958. – С. 107—130. Вигасин А. А. Представления об Индии в Древней Руси // Индия. 1981 – 1982. Ежегодник. – М., 1983. – С. 274—288. Ленхофф Г. Д. Мартин Дж. Б. Торгово-хозяйственный, культурный контекст «Хождения за три моря» Афанасия Никитина // ТОДРЛ. – Л., 1993. Т. 47. – С. 95—120 Прокофьев Н. И. Хожение: путешествие и литературный жанр // Книга хожений. Записки русских путешественников XI-XV в. – М., 1984. Семенов Л. С. Путешествие Афанасия Никитина. – М., 1980. «Хожение за три моря Афанасия Никитина». – Л., 1986. Шохин В. К. Древняя Индия в культуре Руси (XI – середина XV в. ). – М., 1988.
Практическое занятие № 6 Для самостоятельного изучения «Повесть временных лет» как памятник литературы. План занятия 1. Характеристика летописного жанра: а) особенности летописей как произведений, излагающих историю Древней Руси в синтезе религиозного ее понимания и конкретного земного воплощения в судьбе древнерусского государства; б) отличие древнерусских летописей от византийских хроник; в) соотношение всемирной и древнерусской истории в летописях; история Руси как проявление созидательной силы христианства в общем течении и продолжении всемирной истории; г) человек в системе летописных принципов изображения действительности. Событие как следствие нравственного состояния человека, борьбы в нем добра и зла; панорамное изображения событий и символичность отдельных фактов в летописи; д) летопись как «объединяющий жанр»: житие, историческая повесть, патериковый рассказ, поучение в художественном единстве летописного повествования. Почему летописи называются сводами? Компилятивный и «восстановительный» принципы труда летописца: временное и вечное, прошлое и будущее в летописи. 2. «Повесть временных лет» как самый ранний из дошедших до нас летописных сводов. Летописные своды, в составе которых дошла до нас «Повесть», и ее редакции. 3. Определение летописцем главных тем своего произведения. Объяснение полного названия памятника с точки зрения основных идей произведения.
4. Структура и композиция «Повести»: а) принципы изложения исторических событий в летописи, причины различия принципов изложения материала во вводной и основной частях произведения; б) типы погодных записей, характеристика их с точки зрения происхождения, содержания, жанровой природы. 5. Рассказы о возникновении древнерусского государства и о первых его князьях. а) источники сюжетных мотивов, которые лежат в основе рассказов; б) традиции книжности и устного народного эпоса в летописи; в) своеобразие подхода летописца к личности князя. Типы изображения князей в «Повести временных лет», их связь с идейным содержанием произведения;
г) какие общие черты характеризуют изображение событий и героев в «Сказании о белгородском киселе» и в «Повести об осаде Киева печенегами»? Чем различается подход летописца к людям в «Сказании о Кожемяке» и в повествовании «О единоборстве Мстислава с Редедею»? Сделайте вывод об изображении летописцем героев из народа. 6. Образы княгини Ольги и князя Владимира: элементы эпического и агиографического стиля; чем обусловлено преобладание тех или иных элементов в образах княгини Ольги и князя Владимира? 7. Тема братолюбия как основной лейтмотив «Повести». Ее выражение в рассказе о Борисе и Глебе, «завещании Ярослава» и в «Повести об ослеплении Василька Теребовльского». 8. Тема единства Русской Земли в борьбе со степными кочевниками и проблема княжеских междоусобиц. Размышления автора в контексте описания братоубийственных войн в «Повести» (ст. 1073 г. ) о «бесовских играх» с человеком. 9. Историческая повесть и сказание в летописи (ст. 1015 г. об убиении Бориса и Глеба; ст. 1097 г. об ослеплении князя Василька Теребовльского): а) приемы изображения исторических событий, их участников; внутренний монолог как средство передачи трагичности положения героев «Повести об ослеплении... »; в) соотношение исторической концепции единства Русской Земли и духовно-религиозных представлений о грехе в восприятии летописцем междоусобных братоубийственных войн. 10. Отражение языческих верований Древней Руси в «Повести временных лет»: а) отношение автора к языческим представлениям и верованиям. Какие мотивы в поведении людей – носителей этих представлений и верований – он выделяет? б) влияние традиций апокрифической литературы на данные сюжеты. Почему в сознании летописца языческие верования трансформируются в апокрифические предания? Апокрифическая версия сотворения человека в ст. 1071 г. Ее источники.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|