Основная литература. Дополнительная литература. Практическое занятие № 7. Для самостоятельного изучения. Агиография Древней Руси
Основная литература Аверинцев С. С. Григорий Турский и «Повесть временных лет», или О несходстве сходного / С. С. Аверинцев // Другие средние века: К 75-летию А. Я. Гуревича. – М.; СПб.: ЦГНИИ ИНИОН РАН, Университетская книга, 2000. – С. 6-12 Данилевский И. Н. Библия и «Повесть временных лет» // Отечественная история. – 1993. – №1. – С. 78-94. Еремин И. П. Повесть временных лет как памятник литературы // Еремин И. П. Литература Древней Руси (этюды и характеристики). – М.; Л., 1966. Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. – Л., 1971. Прокофьев Н. И. О мировоззрении русского средневековья и системе жанров русской литературы ХI-ХVI вв. // Литература Древней Руси. – Вып. 1. – М., 1975. – С. 5-39. Повесть временных лет. – Ч. 1-2. – М., Л., 1950.
Дополнительная литература Творогов О. В. Сюжетное повествование в летописях ХI––ХIII вв. // Истоки русской беллетристики. Возникновение жанров сюжетного повествования в древнерусской литературе. – Л., 1970. «Крещение Руси» в трудах русских и советских историков. М., 1988.
Практическое занятие № 7 Для самостоятельного изучения Агиография Древней Руси План занятия 1. Характеристика жанра жития: а) агиографический канон, отличие агиобиографии от биографии; б) разновидности жанра жития; в) нравственно-религиозные концепции в ранней отечественной агиографии, ее национальное своеобразие. 2. «Сказание о Борисе и Глебе» как древнейший образец мученического жития в отечественной агиографии: а) историческая основа памятника, летописная повесть «Об убиении Борисове»; б) религиозный и политический смысл страстотерпческого подвига братьев-князей; в) психологические характеристики героев и приемы их введения в текст, элементы литературного портрета.
3. «Житие Феодосия Печерского» преп. Нестора Летописца как первое в древнерусской литературе преподобническое житие: а) идеал монашеского бытия в памятнике, образ Феодосия – «небесного человека, по земле ходящего»; способы идеализации в изображении главного героя; б) черты раннего психологизма в памятнике; в) принципы литературного обобщения в изображении исторических лиц; г) своеобразие композиции и языка памятника. 4. Отражение событий монголо-татарского нашествия и борьбы с завоевателями в агиографической литературе XIII-XIV вв.: а) образ святого, героя-ратоборца, государственного деятеля в «Житии князя Александра Невского». Причина различия восточной и западной политики Александра Невского. Совмещение жанровых признаков агиографии, княжеской биографии и воинской повести в памятнике; б) новые черты в жанре мученических княжеских житий («Сказание об убиении в Орде Князя Михаила Черниговского и боярина его Феодора», «Повесть о преставлении тверского князя Михаила Ярославича»). 5. «Житие Стефана Пермского». Своеобразие сюжета и композиции произведения. Стилистические приёмы «плетения словес». 6. «Житие Сергия Радонежского». История текста. Своеобразие композиции. 7. Проследите черты жанра житий, проявляющиеся в «Повести о Юлиании Лазоревской». Какие нарушения жанрового канона позволяют считать это произведение биографической повестью?
Основная литература Адрианова-Перетц В. П. Задачи изучения «агиографического» стиля Древней Руси // ТОДРЛ. – Т. 20. – М.; Л., 1964. – С. 47 – 71. Грихин В. А. Проблемы стиля древнерусской агиографии ХIV-ХV вв. – М., 1973. Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. – Репр. изд. – М., 1988. Крушельницкая Е. В. Автобиография и житие в древнерусской литературе. – СПб., 1996.
Лихачев Д. С. Человек в литературе Древней Руси // Лихачев Д. С. Избр. работы: В 3 т. – Т. 3. – Л., 1987. – С. 77—97, 104—108, 130—140. Словарь книжников и книжности Древней Руси. – Л., 1987. – Вып. 1. – С. 166—168, 308—313, 370—373, 392–396; Л., 1988. – Вып. 2. Ч. 1. – С. 211—220. Топоров В. П. Святость и святые в русской духовной жизни. – СПб., 1995. Федотов Г. П. Святые Древней Руси. – М., 1990. – С. 39—87.
Дополнительная литература Бегунов Ю. К. Памятник русской литературы XIII века «Слово о погибели Русской земли». – М.; Л., 1965. – С. 12—83, 159—180; 2) Древнерусские традиции в произведениях первой четверти XVIII в. об Александре Невском // ТОДРЛ. – Л., 1971. – Т. 26. – С. 71—84. Биленкин В. «Чтение» преп. Нестора как памятник «глебоборисовского» культа // ТОДРЛ. – Л., 1993. – Т. 43. – С. 54—65. Дмитриев Л. А. Житийные повести Русского Севера как памятники литературы XIII – XVII вв. – Л., 1973. – С. 3—12. Душечкина Е. В. Нестор в работе над Житием Феодосия Печерского: опыт прочтения текста // Уч. зап. Тартуского ун-та. – Тарту, 1971. – Вып. 266. – С. 4—15. Князь Александр Невский и его эпоха. – СПб., 1995. Пак Н. И. Книжные источники и их идейно-художественная мотивировка в сюжетосложении повестей о князьях-мучениках // Литература Древней Руси. М., 1983. – Вып. 4. – С. 74—81. Ранчин А. Житие Феодосия Печерского: традиционность и оригинальность поэтики // Русской Средневековье. – М., 1998. – Вып. 1. – С. 5—25. Руди Т. Р. О композиции и топике “Жития Юлиании Лазоревской” // ТОДРЛ. – СПб., 1997. – Т. 50. – С. 133—143. Склярчук В. Н. К биографии Феодосия Печерского // ТОДРЛ. – Л., 1988. – Т. 41. – С. 317—323. Шайкин А. А. Святополк, Борис и Глеб // Литература Древней Руси. – М., 1986. – С. 41—48. Практическое занятие № 8 Для самостоятельного изучения Развитие жанра воинской повести в литературе Древней Руси. План занятия 1. Характеристика жанра древнерусской повести: общие жанровые признаки древнерусской повести (динамичность и увлекательность сюжета, мотивировки сюжетных ходов, сюжетное подсказывание авторской концепции, связь поступков героев с их характеристикой, близость к фольклорному повествованию и т. д. ) и тематическое разнообразие (повесть воинская, историческая, эпическая, житийная, сказочная и т. д. ).
2. Формирование основных черт жанра воинской повести в «Повести временных лет» (летописные рассказы о взятии Олегом Цареграда, о сражении дружины Святослава с греческим войском, о битве Ярослава со Святополком и т. д. ). 3. Развитие жанра воинской повести в русской литературе XIII в.: а) развитие традиций воинских летописных повестей в «Повести о битве на реке Калке»; б) жанровая структура «Повести о разорении Рязани Батыем», взаимодействие фольклорного, летописного, агиографического, ораторского начал в поэтике произведения. 4. Развитие жанра воинской повести в памятниках Куликовского цикла: а) эпическое начало и эмоционально–экспрессивная публицистичность оценок исторических событий в повести «Побоище великого князя Дмитрия Ивановича на Дону с Мамаем», образ московского князя как идеального христианина и доблестного воина; в) использование в «Задонщине» поэтических традиций «Слова о полку Игореве», проблема жанра «Задонщины»; г) «Сказание о Мамаевом побоище» как новый этап развития жанра воинской повести (внимание к человеку как основа создания новых принципов построения сюжета, особенности композиции, своеобразие характеристики персонажей, функции пейзажа и т. д. )
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|