Дополнительная литература. Практическое занятие № 10. Для самостоятельного изучения. Демократическая сатира и смеховая литература XVII в.
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Дополнительная литература Алехина Л. И. Образ Горя-Злочастия (к вопросу о мировоззрении автора «Повести о Горе-Злочастии») // Герменевтика древнерусской литературы. – Сб. 7. – Ч. 2. – М., 1994. – С. 313—322. Бакланова Н. А. Эволюция русской оригинальной бытовой повести на рубеже XVII—XVIII вв. // Русская литература на рубеже двух эпох (XVII—XVIII в. ) – М., 1971. – С. 160—170. Буслаев Ф. И. О литературе: Исследования. Статьи. – М., 1990. – С. 164—260. Бычков В. В. Русская средневековая эстетика. XI – XVII века. – М., 1992. – С. 433—440, 455—483, 588—615. Демин А. С. Русская литература второй половины XVII начала XVIII века: Новые художественные представления о мире, природе, человеке. – М., 1977. – С. 73—94, 118—161. Званцева Е. П. Сказочная традиция в русской повести XVII века // Литература Древней Руси. - М., 1986. —С. 86—94. История русской литературы: В 4 т. – Л., 1980. – Т. 1. – С. 306—390 Кожинов В. В. Происхождение романа. – М., 1963. – С. 189—200. Меркелова Л. Г. Повесть о Горе-Злочастии в работах дореволюционных и советских литературоведов // Литература Древней Руси. – М., 1983. – С. 100—107. Назаревский А. А. К изучению «Повести о Горе-Злочастии» // ТОДРЛ. – Л., 1969. – Т. 24. – С. 198-204. Попков В. И. Демократические тенденции в русской литературе 1 трети XVII века. М., 1984. Силантьев И. В. Сюжет как фактор жанрообразования в средневековой русской литературе. – Новосибирск, 1996. – С. 46—76. Скрипль М. О. Повесть о Петре и Февронии Муромских в ее отношении к русской сказке // ТОДРЛ. – Т. 7. – М.; Л., 1949. – С. 131—167; 2) Повесть о Савве Грудцыне // Русская повесть XVII века. – М., 1954. – С. 385—399. Ужанков А. Н. Истоки русской художественной прозы // Русская бытовая повесть XV – XVI вв. – М., 1996. С. 5–18. Практическое занятие № 10
Для самостоятельного изучения Демократическая сатира и смеховая литература XVII в.
План занятия 1. Историко-литературные причины возникновения сатирических повестей, их связь с предшествующей книжной и фольклорной сатирическими традициями и европейской смеховой культурой. 2. Принципы повествования и основные формы сатирических повестей: а) соотношение отражаемой действительности, «смехового изнаночного мира» (Д. С. Лихачев) и мира идеального; б) своеобразие древнерусской пародии (индифферентность к пародируемой форме, общественная целевая устремленность, внимание авторов не к человеческому характеру, но к осуждаемому явлению и т. д. ) в) повести с фольклорным сюжетом; г) особенности стиля и языка сатирических повестей. 4. Обличение пороков судопроизводства XVII века в «Повести о Шемякином суде» и «Повести о Ерше Ершовиче». 5. Раскрытие темы социальной несправедливости и обездоленности в «Азбуке о голом и небогатом человеке». 6. Социальный смысл и сатирические приемы обличения «царева кабака» и «пьянства с неудержанием» в «Службе кабаку». 7. Идейно-художественное своеобразие антиклерикальной сатиры: а) осмеяние христианской святости, критика культа святых в «Повести о бражнике»; б) обличение быта и нравов черного духовенства в «Калязинской челобитной»; в) образ плутоватого попа в «Сказании о попе Савве», жанровое своеобразие памятника (элементы авантюрной новеллы, стилизация под народную песню, пародия на торжественный акафист, черты народной сатирической сказки о попах); г) выворачивание наизнанку благочестивой ситуации исповеди в «Сказании о Куре и Лисице», басенные и сказочные традиции в памятнике. 8. Идейно-художественное своеобразие памятников бытовой сатиры XVII века («Роспись о приданном», «Лечебник… как лечить иноземцев», «Послание дворительное недругу», «Слово о мужьях ревнивых», «Сказание о роскошном житии и веселии»).
9. Демократическая сатира XVII в. как русская версия смеховой культуры Ренессанса и начало «реально–обличительного направления» в русской литературе.
Основная литература Адрианова-Перетц В. П. У истоков русской сатиры // Русская демократическая сатира XVII в. – М., 1977. – С. 107—142. Лихачев Д. С., Панченко А. М. «Смеховой мир» Древней Руси. – Л., 1976. Лихачев Д. С., Панченко А. М., Понырко Н. Г. Смех в Древней Руси. – М.; Л., 1984. Лихачев Д. С. Историческая поэтика русской литературы: смех как мировоззрение. – СПб, 1997. Смирнов И. П. Древнерусский смех и логика комического // ТОДРЛ. – Л., 1977. – Т. 32. – С. 305—308. Дополнительная литература Бахтина В. А. Русская сказка о животных и аллегория // Современные проблемы фольклора. – Вологда, 1971. Власова З. И. Ерш Ершович. Возможные истоки образа и мотивов / ТОДРЛ. – Л., 1993. – С. 250—269. Калиновская В. Н. К изучению древнейших русских поучений и слов против пьянства // Древнерусская литература: Источниковедение. – Л., 1984. – С. 55—63. Пушкарев Л. Н. Общественно-политическая мысль России. Вторая половина XVII века: Очерки истории. – М., 1982. – С. 116—135. Романов Б. А. Люди и нравы Древней Руси. – М.; Л., 1966. – С. 150—182. Ученова В. В. От вековых корней. – М., 1985. – С. 132—144. Федорова В. П. «Калязинская челобитная» и народные песни // Литература Древней Руси. – М., 1975. – С. 90—96. Финченко О. С. К проблеме изучения литературной пародии XVII в. («Служба кабаку»)// Проблемы развития русской литературы XI – XX вв. – Л., 1990. – С. 15—16. Фокина О. Н. Бытование «Повести о бражнике» в демократических сборниках XVII – XIX веков // Русская книга в дореволюционной России. – Новосибирск, 1987. С. 75—97.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|