Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Крещение святого Владимира крещение киевлян.




Святой Владимир княжил с 980 года по 1015 год. Год рождения неизвестен. Предполагают, что он скончался 55 — 56 лет, но не позже 15 июля 1015 года. Княжил 35 лет. Голубинский называет Св. Владимира первым Петром Великим, который ввёл русский народ в семью народов призванных к исторической жизни. Вот что даёт христианство. Христианство вводит в орбиту цивилизации, в орбиту культуры, в орбиту истории!

Ярополк убил Олега, Владимир убил Ярополка. Ярополк и Олег были от одной жены Святослава, Владимир — от рабыни Малуши. Они не были полными родственниками. Поэтому некоторые не признают Владимира законным князем, объясняя это тем, что он рождён от рабыни. Святослав дал в удел Владимиру Новгород, где сильны были языческие традиции. Управлял Владимир с помощью дяди Добрыни. Когда Ярополк стал угрожать ему, Владимир убежал в Скандинавию, навербовал там воинов — варягов, завоевал Полоцк, убил князя и взял в свой гарем княгиню Рогнеду. В 978 или в 980 он стал князем киевским и вскоре завладел Киевом, убил Ярополка и взял в жёны его жену пленную монахиню — гречанку. Она христианка. Теперь и Владимира жена христианка. Она уже повлияла на Яропоплка. Летопись пишет: " Нача княжити Владимир в Киеве един. И постави кумиры на холму вне двора теремного: Перуна древяна, а главу его сребряну, а ус злат, Даждьбога, Хорса, Стрибога, Симаргла и Мокошь и жряху им наречуще я боги. И привожаху сыны своя и дщери ижряху бесом и оскверняху землю требами своими. И осквернися кровьми земля Русская и холм тот. "

После похода Владимира на ятвягов (литовское племя) он совершил человеческое жертвоприношение. Жребий пал на христианского юношу Иоанна и отца его Феодора. Они были убиты и сожжены в честь богов. Но как библейский Савл из гонителя стал Павлом, так Владимир — неистовый фанатик вдруг становится искателем веры.

Летопись рассказывает как к Владимиру, ещё язычнику приходили послы от болгар (Мусульманский народ, живший на Волге, послы от хазар, верхушка которых исповедывала иудейство. Католики от немцев и от греков. Это в какой — то степени заинтересовало Владимира, и он посылает своих послов. Были послы у болгар, но их богослужение показалось русским неблаголепным и унылым. Но особенно не понравилось то, что Коран и шариат запрещает мусульманам пить вино. А какой воин может жить без сала. А вот кагалов иудейских они не посещали. Видели они богослужение у католиков, но в нём было мало торжественности. Наконец посетили греков, храм Св. Софии. Красота, благолепие, благочиние привели послов в изумление: " и невемы на небесах есмы были или на земли. Несть на земли такого вида или красоты таковыя недоумеем бо сказати... У греков есть служба их паче всех стран. " Карташов называет это ненатуральной сказкой для детей. Это слишком наивное предание. Он согласен с Филаретом (Гумилевским). " Наш умный богослов Филарет Гумилевский не унижаясь до летописной сказки так объясняет логику духовного кризиса Владимира: " Что же привело к новому Богу — ужасное братоубийство, победы купленные кровью своих и чужих, сластолюбие грубое (его называли чувственным Соломоном; у него было до трёхсот жён, несколько сот наложниц) не могли не тяготить совести даже язычника. Владимир думал облегчить душу тем, что ставил новые кумиры на брегах Днепра и Волхова, украшая их сребром и златом, закалал тучные жертвы, мала того, пролил даже кровь христиан на жертвеннике идольском. Но всё это не доставляло покой душе. Она искала света и мира." К тому же Владимир был носителем широкой русской натуры, которой характерно бросание из крайности в крайность. Польский летописец называл Владимира " блудником безмерным и жестоким ". Это мучило Владимира. И сам Владимир говорил: " аки зверь бях, много зла творях в поганьстве, и живях яко скоти наго. " И вот эта крайность, может быть, и была спасительным толчком в обратную сторону. Сын Владимира Святополк был рождён им от пленной монахини — гречанки. Может и она повлияла на Владимира.

Голубинский замечает: " Женщинам выпала немаловажная роль в распространении христианства в Европе. Польский князь Мечислав, обратившийся в христианство незадолго до Владимира был убеждён к его принятию своей супругой христианкой Домбровкой, дочерью чешского государя. Обращение франкского короля Хлодвига приписывается его супруге Клотильде. Англо — сакский король Эдельберт обязан крещением супруге, франкской принцессе Берте. Современники Владимира венгерские короли Гейза и Стефан обращены супругами Адельгейдей и Гизлей.

КРЕЩЕНИЕ РУСИ.

Существуют различные мнения о том когда и где крестился князь Владимир. Дата крещения точно не установлена. Вообще в датах разброс от 987 до 991. Вот такая палитра красок! О месте крещения существуют также разные мнения: в Корсуни ли, в Киеве, в Василёве, который находился в 30 верстах от Киева; там находилась дача великого князя. Голубинский называет датой крещения 987 год, а киевского народа в 990. Карташов называет 987 и 991 годы. По летописям крещение было в 988 году. Крещение было в Корсуни (В Херсонесе) Это традиционная точка зрения. Летопись сообщает, что в 988 войско Владимира осадило Корсунь, т.к. греки не исполнили своего обещания — не прислали царевну Анну. Подобно другим языческим вождям князь дал обет креститься в случае победы. Взял город. Ещё не крестясь он послал в Царьград к царям — братьям (Василию и Константину), грозя идти на них походом и требуя замуж их сестру Анну. Цари отвечали, что не могут выдать замуж за поганого. Он отвечал, что готов креститься. Тогда цари прислали в Крсунь сестру свою, духовенство, которое крестило князя и венчало его с царевною. По преданию перед крещении Владимир ослеп, но в купели прозрел и воскликнул: " Теперь я только прозрел Бога истинного! " В крещении он получил имя Василий. Дружина тоже крестилась. В Корсуни он построил церковь, вернул его грекам, сам вернулся в Киев, в сопровождении корсунских попов, взял с собой мощи Св. Климента, папы Римского, ученика его Фила. Церковные сосуды, иконы. По преданию он крещён 6/19 августа. Это официальная версия.

Вернувшись в Киев он крестил своих сыновей (их у него было достаточно — аж 12 человек) и бояр. Крещение киевлян произошло на Успение, т. е. 15 августа.

Перуна привязали к конскому хвосту и потащили в Днепр, бия его по дороге палками. После, духовенство и князь ходили по городу и проповедывали новую веру. Многие крестились с радостью, другие колебались, третьи не желали. По городу ходил сам князь с духовенством, уговаривали, миссионерствовали. Тогда князь повелел, чтобы дело не затягивать, чтобы завтра же некрещённые явились к реке Почайне, а кто не явится, тот будет противник. Это и решило выбор колеблющихся: Если бы новая вера была не хороша, то князь и бояре не приняли бы её. Другие явились из страха. А кто упорствовал, тот бежал в леса и степи. На другой день произошло общее крещение народа. " Земля и небо ликовало, видя множество спасаемых! "

СНОШЕНИЯ РИМСКИХ ПАП СКНЯЗЕМ ВЛАДИМИРОМ.

Запад, латиняне не оставляли надежды обратить русских в свою веру. Никоновская летопись под 979 годом сообщает: " Того же лета приидоша послы к Ярополку из Рима от папы (при нём папа Бенедикт 7 прислал к Ярополку до его убийства послов. " Вероятно, слухи о христианском настроении Ярополка были очень определёнными. "

Таже Никоновская летопись, а потом и Степенная книга под 988 годом рассказывает: " Ко князю Владимиру с Корсуни приидоша послы из Рима и мощи святых принесоша. " Папа Иоанн 15 звал Владимира в дружбу и церковную зависимость от Рима. Римлянам, вероятно был известен конфликт Владимира с греками. Тогда раскола Церкви ещё не было. Но Владимир искал дружбу не с Римом, а с Византией. "Рим уже обветшал "- говорил Карташов. В средние века блистала Византия, она находилась в апогее славы. Владимир искал породниться с настоящей аристократией, с Порфирогенитами.

Никоновская летопись сообщает под 994 годом: " В 994 году вернулось какое — то посольство Владимира из Рима. " В 1000 году послы папы Сильвестра 2 посещают Киев. В 1001 году Владимир опять посылает послов в Рим. На почве такой активизации дипломатических отношений с Римом униатские и католические историки хотят сказать, что первоначально Русская Церковь находилась в юрисдикции Рима. Карташов пишет: " Напрасны усилия старых униатских историков и новейшего учёнейшего отца Жюжи создать иллюзию будто бы изначальной канонической зависимости русских от Рима. "

ЗАПАДНЫЙ МИФ О КРЕЩЕНИИ РУСИ.

На Западе распространён миф о крещении Руси от латинян. Голубинский пишет: " Для кого из русских не будет в высшей степени неожиданным узнать оригинальную истину будто предки наши обращены были из язычества в христианство латинскими миссионерами, будто некоторое время мы принадлежали к Римской половине Церкви, и будто бы мы очутились потом на стороне греческой только вследствие непохвальной измене святому отцу. " Однако есть католические писатели, которые утверждали это до сих пор. Голубинский приводит два свидетельства, которые опровергает католическими же свидетельствами. " Всё делается ради практической цели Рима — желание послужить осуществлению мечты привлечь нас русских под свой кров и под свою власть. Если мы, русские обращены католическими миссионерами, то история налагает на нас обязанности вернуться к последним." Католические и униатские историки ссылаются на сообщение кардинала Петра Дамиани, еп. Остийского (ум в 1072 году) в житии Св. Рамуальда, скончавшегося в 1027 году. Вот там рассказывается о русской миссии немецкого миссионера Бруно-Банифация. Пламенея жаждой мученичества, он пришёл в славянские страны, в частности: Ad Regen russorum, к русскому князю. Бонифаций предложил ему свою веру. Владимир же предложил ему испытание чудом — пройти между двух огней, костров. И тот, рассказывает житие, прошёл. Кода он прошёл и поразил всех зрителей народ бросился к нему толпами! Ещё бы, что жаждет душа — чуда, особенно пасынки природы. Народ просил креститься. Происходит обращение и короля руссов и народа. Неверующий брат короля (хорошо нашёлся такой брат) убивает миссионера, но народ его канонизует. И в заключении говорится, что Церковь русская хвалится, что имеет его " блаженнейшим мужем " Это один исторический документ.

Другой западный источник интерполятор 12 века "Хроники монаха Адемара." " Бруно смиренно отходит в провинцию Венгрию. Он обратил в веру эту провинцию и другую, которая называлась Русья... Когда он простёрся до печенегов и начал проповедывать им Христа, то пострадал от них. Тело его народ русский выкупил за дорогую цену. И начал он сиять великими чудесами.

Теперь, что сделали греки. Спустя немного времени пришёл в Русью какой-то греческий епископ и обратил низший класс (вера простаков, вера смердов- это явная насмешка), и заставил их принять обычай греческий относительно рощения бороды и прочего. Здесь явная латинская ирония и насмешка. Голубинский нашёл документы, опровергающие эти свидетельства. Карташов в своей истории приводит их: Голубинский и Карташов приводят свидетельства латинского хрониста Типнера Мерзебургского, который знал Бруно, потому что учился с ним в школе. По Типнеру князь Владимир принял христианство от греков. Он ничего не сообщает о русской миссии Бруно, и вообще он проповедывал после смерти императора Оттона 3, умершего в 1002 году, когда русские уже были крещены. Голубинский продолжает поиски и находит ещё письмо Бруно к императору Генриху 2, который умер примерно в 1007 году. Он рассказывает, что для проповеди среди печенегов он приезжал в Киев, был у князя Владимира, уже христианина и просил у него помощи. Ласковый князь Владимир не советовал ему рисковать головою. Но ввиду его настойчивого желания сам проводил Бруно на юг, в половецкие степи. Бруно, после некоторых попыток вернулся в Киев к Владимиру и гостил у него целый месяц. Вот свидетельство Бруно. Известно, что потом этот Бруно был убит по дороге домой, где — то в Пруссии язычниками.

Вот два свидетельства, два "за" и два " против".

Украинский историк Пархоменко, преподаватель Полтавской Семинарии (она была очень крупным учебным центром в начале20 века) в своей книге " Начало христианства на Руси" он пишет: " Мы не можем совершенно отрицательно отнестись к рассказам Петра Дамиани и интерполятора хроники Адемаровой, говорящих о первоначальном крещении Руси латинскими миссионерами. Но находим возможным связать их именно с эпохой Ярополка. (до 980 года). Если даже допустить это. То оно было без последствий, ввиду гибели Ярополка."

Ещё один вариант западной версии крещения. По ней Владимир был крещён Св. Олофом Норвежским королём. Голубинский пишет: " Олоф — жертва междоусобиц при дворе норвежском (бежал из Норвегии) был принят князем Владимиром. Из Киева, повинуясь небесному гласу он направился в Грецию, где принял крещение. Вернувшись в Гардарикию (так восточные путешественники называли Киевскую Русь — страна городов) он убеждал князя Вальдемара креститься. Из Греции прибыл вызванный Олофом епископ Павел и крестил князя и народ.

Соловьёв сообщает: " По скандинавским сагам известно, что изгнанник Олоф был у киевского князя начальником войска. Посылаемого для защиты границ." Этот источник, приводимый этими историками называется " Сага об Олофе." Она напечатана впервые в 1840 году.

ВРЕМЯ ПРОСЛАВЛЕНИЯ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА.

Когда был прославлен князь Владимир — это темна вода. Это неизвестно. Голубинский дважды обращается к этому вопросу: когда и при каких обстоятельствах был крещён Св. Владимир. В первый раз об этом пишет в своей " Истории Русской Церкви." Второй раз в своей специальной монографии " История канонизации святых Русской Церкви". У него два разных мнения. Он пишет: " Прославлен весьма нескоро. Предполагаю, что она (причина)заключалась в тех его изобильных пирах, которые смущали и затрудняли совесть народную признать его Святым, ибо пиры и святость должны были представляться вещами трудно совместимыми... Он мог быть признан Святым, когда живая память о пированиях, наконец, совсем исчезла, оставшись только в былинах народных, и когда он остался в представлениях народных только крестителем Руси. Мних Иаков защищает покойного Владимира от нарекания, что он не творит чудес, он говорит: " Не дивимся, возлбленные. Аще чудес не творит по смерти: мнози бо святии прведники не сотворили чудес, но святи суть, рече бо негде о том Святый Златоуст: Отчего познаем разумеем святость человека: от чудес ли или от дел? И рече: от дел познати, а не от чудес. "

Второй вариант. В своей специальной вышеуказанной монографии он пишет: " Он очень не скоро прославлен к лику святых формальным образом (препятствие — отсутствие чудес). Установлено было празднование его более или мене вскоре после 1240 года и не в Киеве, а в Великом Новгороде. 15 июля 1240 года в день его преставления, новгородцы под предводительством Александра Невского одержали победу над шведами. В Новгороде в память этому событию установлено празднование кн. Владимиру. Но не позже 1263 года, когда умер князь Александр Невский. В его житии, написанном вскоре после преставления упоминается этот праздник. Так как в Новгороде не могло быть и речи о чудесах при гробе Владимира, который в Киеве в нашествии Батыя был погребён под развалинами Десятинной церкви 6 декабря 1240 года, то необходимо думать, что празднование ему было установлено не как чудотворцу, а как равноапостольному крестителю Руси, как Константину Великому."

Позже, мощи Св. Владимира были обретены митрополитом Петром Могилой в 1635 году в развалинах Десятинной церкви. Голубинский рассказывает где в его время находятся мощи Св. Владимира: " Глава — в большой церкви Киево- Печерской Лавры, ручная кость — в Софийском соборе, а одна челюсть — в Московском Успенском Соборе." Сюда она была принесена Петром Могилой в 1640 году московскому царю Михаилу Романову. Митрополит просил царя, чтобы тот сделал раку для мощей Св. Владимира в Софии Киевской.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...