Распрстранение христианства при Св. Князе Владимире святославиче.
О ПРЕОБРАЖЕНИИ САМОГО КРЕСТИВШЕГОСЯ КНЯЗЯ. Это очень знаменательно, как вера преображает души людей. Крестившись, князь Владимир совершенно переродился. Ревностно насаждая новую веру (как неофит), князь в жизни своей старался следовать заветам Христа. Следовал буквально, проявляя исключительное милосердие: " По вся недели (воскресение)устави на дворе в гриднице пир творити и приходити боляром, и гриде и сотским и десятским и нарочитиым мужем при князе и без князи. Бываше множество от мяс, от скота и от зверины. Бяше по изобилию от всего. " Особенно щедрыми пирами он отмечал дни личного крещения у себя на даче в Василёве, под Киевом в день Преображения и затем в праздник Успения, т.е.в день всеобщего успения киевлян. " Постави церковь в Василеве и сотвори праздник велик, варя триста провар мёду и созваша боляры своя и посадники, старейшины по всем градом и люди многи. Праздновав князь дний восемь. И возвращахся к Кыеву на Успение и ту паки створяше праздник велик, сзывая множество народу. " Он порывался буквально (как неофит) выполнить евангельский завет любви, милосердия и нищелюбия: " Блажени милостивии, яко тии помиловани будут. " "И повеле всякому нищему и убогому приходити на двор княж и взимати всяку потребу: питье и ядение и от скотниц кунами (это денежная единица)Устрои же се рек: яко немощнии и больнии не могут долезти двра моего повеле пристоити кола (телегу) и вскладаше хлебы, мяса, рыбы, овощ разноличный, меда, а в других телегах квас возити по городу опрошающи где больный и нищ, не могий ходити, тем раздаваху на потребу. " В Евангелии сказано: " Кто ударит тебя по щеке — подставь другую. Владимир решил буквально исполнять евангельский завет. Под 996 годом летопись сообщает: " Живяще же Володимир в страсе Божием и умножишася зело разбоеве. И реша епископи ему: се умножишася разбойницы, почто не казниши их. Он же рече им: боюсь греха. Они же реша ему: ты поставлен еси от Бога на казнь злыма добрым — на милование. Достоит ти казнити разбойники, но со испытом. Тогда Володимир отверг виры (штраф)И нача казнити разбойники. " "Вот так он тяготился мечом казнящего. Епископам приходилось успокаивать его чуткую совесть." — пишет Карташов.
Митрополит Илларион(11век) пишет: " Оттрясши в святой купели слепоту душевную, вкупе и телесную Св. Владимир возгорелся духом и возжелал сердцем быть христианином и обратить всю землю в христианство. " Вот таков восторг новообращённого! После крещения киевлян " нача ставить по градом церкви и попы и люди приводити на крещение по всем градом и селам." Епархии были открыты не только в близких от Киева городах: в Белгороде, во Владимире Волынском, Чернигове, Турове, Полоцке, но и на окраинах среди инородцев. В Новгороде, где было много финских племён: чудь, весь, в Ростове, среди мери и Тмутаракане (низовье Дона) Сам Владимир являлся лично для миссионерства. Несомненно, он был на Волыни. Действовал через своих сыновей (12 человек) в Тмутаракане, во Владимире Волынском, в земле древлянской (полесье), Турове, Пскове, Полоцке, Смоленске и в Муроме. За время княжения Владимира христианство было занесено во все концы русской земли. Митрополит Илларион в " Похвальном слове кн. Владимиру " пишет: " Труба апостольская и гром евангельский огласили все города и вся земля наша в одно время стала славить Христа." На юге и западе крещение принимали легко, потому что через этот край пролегал исторический путь из " варяг в греки". Это был транзитный путь из Скандинавии, Северной Европы в Византию. А вот новгородская Русь, окружённая инородцами оказалась очень неподатливой к христианству. Русский север кишел волхвами, которые старались поддерживать упрямство языческое. Остановимся на понятии волхвы. Что такое волхв, какова этимология слова. Голубинский пишет: " Волхвы — это прорицатели будущего и призванные творить чудесное (волшвенное или волшебное), ибо прорицание и волшебство сосотавляли необходимый элемент всякого язычества." Вот пример волшебства. Между 1074 и 1078 годом по летописи в Новгороде явился волхв. Он творил" аки бог", говорил, что провидит всё будущее, хулил веру христианскую и обещался пройти перед всеми по реке Волхву" аки по суху". Здесь проявил находчивость князь новгородский Глеб Святославович. Когда епископ вышел на площадь и сказал: кто верует волхву — пусть идёт за ним, а кто верует во Христа — пусть идёт ко кресту. На стороне епископа стал князь с дружиной (вот какие слои первыми принимают христианство), а весь народ пошёл к волхву, производя великий мятеж (с погромами). Тогда князь взял под полу платья топор, пошёл к волхву и спросил: " Знаешь ли ты, что будет завтра? " "Всё знаю. " " А знаешь ли что будет сейчас? А знаешь ли что будет сегодня?" " Сотворю великие чудеса." При этих словах князь выхватил топор и рассёк волхва на двое. Вот так поверг его прорицания, Народ тотчас же разошёлся.
А ещё раньше епископ Новгородский Иоаким " требища раззори, идолы сокруши и Перуна посече." Это вызвало бунт в Новгороде и тогда тысяцкий Путята с дружиной стал подавлять мятеж, а дядя князя Владимира Добрыня пожёг дома мятежников. Отсюда родилась пословица: " Путята крести их мечем, а Добрыня огнём. Вот так был крещён великий Новгород, это второй после Киева город! Волхвы вели постоянную тайную проповедь и они, конечно не мало содействовали тому, что в народе долго оставалось двоеверие, т. е. Христианство в соединении с язычеством. "После крещения Руси язычество стало religio prohibita (запрещённой религией)" (Голубинский) РАСПРОСТРАНЕНИЕ ВЕРЫ В 11 — 12 ВЕКАХ ПРИ ПРЕЕМНИКАХ СВ. ВЛАДИМИРА. Обратимся к междуречью Оки и Волги, к Ростовской земле. Первым епископом здесь был грек Феодор. Построивший великолепный деревянный храм. Но на этом его успехи кончились. Он сбежал от туземцев. Летопись пишет:" Не терпяше неверия людей и досаждения избегоша." Вторым был также грек Илларион. Он тоже сбежал со своей кафедры. Третьим был Св. Леонтий, по одним данным грек, по другим — русский, постриженник Киевской Лавры (+ до 1077 года). Его житие, писанное через сто лет после смерти говорит, что он " оставив закоренелых в язычестве взрослых, он старался поучить детей." Старики были раздражены и решили убить его. Святой вышел к убийцам в св. ризах с иерейским и диаконским собором. Они были поражены смелости, отваге. Были поражены чудесным видением лица его — лица ангела. Это подействовало на зверей и за этим последовало общее желание креститься. Знаменский на основе жития пишет: " Подвиги его увенчались мученической смертью." Он умер в 70-х годах. Это опирается на данные епископа Симона владимирского: " Язычники, те, кто остались некрещенными после многих истязаний предали его смерти. Историк Голубинский не допускает его насильственной смерти.
В нескольких словах об Исайе, епископе Ростовском. Рядом с Ростовской областью находится Суздальский край. Вот что пишет документ: " и обходит убо Исайя прочия грады и места Ростовстей и Суздальстей области и неверных увещает веровати в Троицу Святую и просвещает Св. Крещением." Немного об иноке Авраамии (11 век). Он отшельник. Проживал на берегу озера Неро. На месте идола основал монастырь Св. ап. Иоанна Богослова. Был здесь первым игуменом. Голубинский отвергает: " Авраамий жил не в 11 веке, а в 14 веке. Обратимся к другому району — Муромо — Рязанской области. Это мещёра. Вот как традиция передает о просвещении этого когда -то глухого края. В эту область, населённую инородцами христианство проникало из Черниговской земли. По реке Оке, по торговому пути проникало из Черниговской земли. В 1086 году по одним данным (у Карташова), в 1096 году — по другим, мы встречаем в Муроме Спасский монастырь. Но для миссионера здесь оставалось широкое поле деятельности. Крестителем Мурома является Ярослав (в крещении Константин)Святославич, сын черниговского князя, внук Ярослава Мудрого, правнук Св. Владимира. Житие говорит: " Бог вдохнул в сердце ему желание стать просветителем вот этого языческого края. И он начал простиься у отца, чтобы тот отпустил его в Муром, чтобы править там. Константин (Ярослав) отправил впереди себя увещевать муромцев сына Михаила. Муромцы убили Михаила. Ярослав подступил к городу, чтобы взять его силой. После небольшого штурма горожане сдались, но не хотели креститься. Далее житие рассказывает умильно, что Бог услышав продолжительные горячие молитвы князя смягчил сердца упорных и они изъявили желание креститься. Это всё, понятно, преукрашено. Голубинский пишет: " Весь этот рассказ есть ничто иное как вымысел. " Просвещение давалось не так легко.
Трудно просвещались два племени польского происхождения6 вятичи и родимичи, которые обитали в районе Калужской, Орловской, Северной части Черниговской, и южной части Смоленской областей. Они были стойкими язычниками, противниками великого князя. Два похода Владимира Мономаха (1113 — 1125) едва сломили их сопротивление. В 12 веке Киево — Печерский монастырь воспитал для них апостола, который, вероятно, был соплеменником вятичей. Судя по имени был их соплеменником, знал их наречие. Кукша был убит ими вместе с учеником Никоном. Эти сепаратисты не хотели знать киевской веры. Причина их упорства — нежелание подчиняться киевскому князю. Есть сказания о крещении вятичей только к середине 15 века. Вятичи обитали в верховьях Оки. Вот так сообщается об обывателях города Мценска в летописи: " мнози были неверующе во Христа Бога нашего." РАСПРОСТРАНЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА У ИНОРОДЦЕВ. Этот термин ныне не употребляется. Это термин прошлого века, термин летописный. Сейчас он не имеет права гражданства, потому что представители инородцев чувствуют себя оскорблёнными в этом названии. Мы употребляем этот термин, но не оскорбляем ни татар, ни мордву — никого. Это дань прошлому. Инородцы это пасынки истории! ПОЛОВЦЫ. Этот термин происходит от топонима (обозначение места) дикое поле. Оно простиралось на юге России, это ковыльные степи. Половцы были кочевниками, кочевавшими в этой степи. Ныне половцев нет, они ассимилировались. Они назывались также куманами. Учёные говорят, что в крови татар течёт кровь половцев. В 11 веке половцы кочевали между Днепром и Волгой, в степной зоне. Они степняки. Совершали нападения на русские селения, Для русских они были злейшими врагами. Христианство проникает к ним в результате военных действий. Пленные половцы иногда принимали христианскую веру. Русские пленники также иногда невольно выступали миссионерами. Киево-Печерский инок преп. Никон Сухой был уведён в плен. В плену томился три года. Хозяин-половчанин для предупреждения побега подрезал ему жилы на ногах (отсюда прозвище). Предание гласит: согласно его предсказанию, он был чудесным образом перенесён в Печерскую обитель и хозяин потрясённый случившимся крестился со всей семьёй. Это один путь передачи христианства. Другой путь: русские вступали в бра, в родство с половцами. Например, князья Святополк 2 (1094год), Юрий, сын Владимира Мономаха (1107 год), Святослав Олегович (1074 год), которые по положению принимали христианство, и невольно распространяли его.
Третий путь: русские заключали военные союзы с половчанами и вместе с ними бились против общего врага. Например, битва на Калке (1223 год). Когда татары в этом году напали на половцев им на помощь пришли русские по договору. Татары разбили этот союз. После поражения половцы целыми племенами бежали к русским и стали креститься. Уже с середины 12 века есть половецкие князья — христиане: Мурат (1132 год) и Батый (1224 год). ЕВРЕИ (КАРАИМЫ). Они жили в Крыму. В конце 11 века половцы продали одному корсунскому еврею захваченного в плен преп. Евстратия с 35 печерскими монахами. Иноки были уморены голодом, а Евстратия распяли на кресте, подвергли осмеянию и пронзили копьём. По преданию смерть мученика сопровождалась чудесами и предсказанием грозы Божией над евреями. Предсказание будто бы сбылось и некоторые евреи обратились ко Христу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|