Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Устройство киево-печерского монастыря.




Когда Антоний удалился в затвор на соседнюю гору, игуменом оставил Варлаама. Монахи выпросили у князя всю землю (в средние века нет земли без господина), возвели здесь церковь, кельи, ограду. Так возник монастырь. В 1062 году игуменом стал Феодосий. При не число братии возросло до 100 человек. Он решил ввести общежитие. Бывший насельник скопец Ефрем прислал из Царьграда устав Студийского монастыря. Преподобный был очень беспокойным игуменом: он обходил кельи и изымал лишние вещи, пищу и сжигал на костре. Ночью он обходил кельи и слушал чем занимается каждый брат. И если слышал празднословие, то бил жезлом по двери и выговаривал утром тех, кто собирался посплетничать. Он внушал монахам не расслабляться, но крепко быть монахами. От подчиненных требовал безусловного подчинения. Всякое ослушание рассматривал как тяжкий грех. Он воспитывал личным примером. Если монах отказывался от работы, то делал её сам. Если кто-то провинился, то он плакал о нём. Легко прощал и случалось, что братия пользовалась его снисходительностью. Всё же при нём в монастыре был порядок. Приходилось терпеть неприязнь, насмешки. Даже выборы его приемника были игнорированы братией. До нас дошли его обличительные проповеди. Больше всего он выступал против национального порока (пьянства). Он так пишет:" Одни ползают на коленях будучи не в состоянии стоять на ногах, другие валяются в грязи и навозе, ежеминутно готовые испустить дух. Выгнать беса из бесноватого одному священнику легко, а выгнать беса из русского пьяницы — всех священников мира не хватит". Был нетерпим и суров к неверующим и иноверцам. Уча своих последователей жить в мире с врагами объясняет, что речь идёт о личных врагах, а не о врагах Христа. Кто хвалит свою веру и чужую — тот двоеверец. Он ходил в еврейский квартал, спорил с евреями или пострадать от них. Осуждал гусляров и скоморохов, которыми любил тешиться великий князь Святослав Ярославич. Однажды застав князя забавляющимся скоморохами, преп. Феодосий склонил голову и тихо спросил: " А что, на том свете так ли будет?" С тех пор прогонял скоморохов при появлении Преподобного. Он умел быть твердым и неотступным, когда дело шло по неправде. Он не ведал страха, укорял Святослава, отнявшего власть у своего брата. Отвергал все приглашения Святослава и не желал поминать во время Литургии узурпатора. Преподобный был духовником многих. Князь и бояре приходили к нему исповедывать свои грехи. Отсюда и пошёл обычай избирать своими покаяльными отцами преимущественно монахов. Надо подчеркнуть одну черту Феодосия — это полное доверие промыслу Божию; он не надеялся ни на какую земную помощь. Запрещал братии печься о завтрашнем дне, развивать начало хозяйственности, жаловаться на нужду. Напоминал слова Христа: " Ищите прежде всего Царства Божия и правды его, тогда всё приложится вам". Иногда братия не знала, что будет вкушать на следующий день. Она не обманывалась. Лавра жила милостыней, которую она получала в изобилии от князя, от мирян. Преподобный Феодосий построил недалеко от Лавры дом для нищих, слепых, больных. Каждую субботу посылал в город воз хлеба для заключённых. Даже разбойники, пытавшиеся ограбить монастырь находили в нем накрытый стол. Преподобный отсылал их с милостыней и не возбуждал против них процесса. В течение двух лет он ухаживал за больным монахом Исааком так ослабевшим телом и душой, что не мог ни встать ни сесть (ходил под себя). Преподобный ухаживал за ним с материнской нежностью, кормил его, одевал, учил снова ходить и есть как ребёнка. Скончался он 3 мая 1074 года. Он стал первым Святым, почитание которого было установлено всей Русской Церковью. Канонизован в 1091 году.

Прохор Лабодник (Лебёдник). Он никогда не ел хлеба, а питался лебедой. Вместо соли употреблял золу. Николай Святоша первый князь — инок (из черниговских князей). Три года нес послушание на поварне, ещё три года был привратником. Безмездный врач Агапит всю жизнь занимался тем, что безвозмездно ухаживал за больными.

По подсчётам Голубинского в 13 веке было около 70 монастырей (68). В Киеве было 17. Среди них Св. Георгия и Св. Арины. Первый монастырь Св. Георгия строился долго и был закончен только после 1051 года. Эти два монастыря находились на полном обеспечении княжеского двора. Это были аристократические монастыри. По четыре монастыря имели Переяславль, Чернигов, Полоцк. В Смоленске было пять монастырей. Из смоленских святых особо известен Авраамий Смоленский. Он принял на себя добровольное нищенство, юродство. Затем он принял постриг. Он был книжен, не простец. Его любимыми авторами были Иоанн Златоуст и Ефрем Сирин. Был смелым проповедником. Проповеди Авраамия носили мрачный эсхатологический характер. Он жил в то время, когда можно было услышать такое изречение: " Не чти много книг, да не во многую ересь впадеши". Душеполезным считалось в простоте угождать Богу. Многие считали идеалом человека такого человека, который: " Астрономы не читал, ни с мудрыми философами в беседе не бывах, аз бо умом груб и словом невежа. Не учен диалектике, риторике и философии, а разум Христов в себе имам". И вот Авраамий был очень книжным. Его популярность навлекла на него подозрение в ереси даже в " Голубинной книге". Скорее всего это книга богомилов. Его судили и запретили служить Литургию. Два праведника предсказывают местному епископу, судившему Авраамия, что будет гнев Божий за гонения на Авраамия. Обещанная кара пришла — наступила страшная засуха. Молитвы народа и епископа были тщетными. Тогда епископ призывает Святого, снова расследует обвинение против него и "испытав, яко все лжа" прощает его и просит молиться за страждущий град. Последние годы прошли мирно; он был поставлен игуменом монастыря. Преставился от болезни после 50-ти лет подвижничества.

На юге были часты набеги половцев, поэтому подвижники искали убежище в лесах на севере, где находили мир и тишину. Великий Новгород превосходил Киев количеством монастырей. Их было 20, а во всей новгородской земле — около 30-ти. Главным монастырем значился Юрьев монастырь. О значимости этого монастыря говорит то, что игумен этого монастыря назывался архимандритом. Вторым по значимости считался Антониев монастырь, названый так в честь Антония Римлянина. Он был сооружён на средства Антония Римлянина. Он так назывался потому что был из немцев, из Рима. Ещё один крупным монастырём является Хутынский монастырь, заложенный в конце 12 века Св. Варлаамом Хутынским. В Ростово — Суздальской земле: 5 — во Владимире, 4 — в Суздали, 3- в Ростове, а в Переяславле, в Костроме, Нижнем Новгороде по одному. Во Владимире был наиболее известный Рождественский монастырь в котором находились очень долго останки мощей Александра Невского откуда бы ли перенесены Петром Великим в начале 18в. Рождественский Монастырь был основан братом Святого Андрея Боголюбского Всеволодом Большое Гнездо, Прозван так за многосемейность. Всеволод Большое Гнездо основал Рождественский Монастырь во Владимире в 1192 году. Игумен также назывался архимандритом. В Боголюбове Андрей Боголюбский основал также монастырь. Боголюбов в километрах 15 от Владимир на Клязьме, там находился эамок Андрея Боголюбского и он же, Андрей, заложил там Боголюбский монастырь в 1158 году. Боголюбский монастырь основан там, где остановилась икона Владимирской Божией Матери, там где явилась ему Божия Матерь, и велела нести свою икону во Владимир на Клязьме. Многие монастыри владеют вотчинами и работниками на этой земле холопами.

ПИСЬМЕННОСТЬ В ДРЕВНЕЙ РУСИ. ХАРАКТЕР КНИЖНОСТИ.

У нас книжность была переводная, и оригинальная — своя исконно русская оригинальная и переводная. Разумеется, переводной было гораздо больше. Она превосходила свою русскую книжность. Почему объяснить нет смысла. Идеалом человека был некнижный человек. "Не чти много книг". И понятно, что это установка оказывала влияние. Самыми распространенными книгами были богослужебные. И это понятно, потому что прежде всего письменность должна обслуживать, обеспечивать богослужебную практику. Поэтому громадное большинство богослужебных книг. Но были книги вероучительные, моралистические. Конечно, преобладала переводная, заимствованная литература, которую получали из Болгарии, где переводная деятельность, начатая Кириллом и Мефодием была весьма успешна. Св. Кирилл успел перевести богослужебные книги в тогдашнем составе. Св. Мефодий с учениками перевёл всю Библию кроме Макавейских книг, " Канон" Схоластика. Третий христианский болгарский царь Симеон продолжал делать переводы. На Руси вклад в переводческую деятельность был весьма небольшой. Как известно: " Ярослав собра писцы многи и прекладаше от грек на словеньское письмо исписаша книги многи". Есть мнение, что Ярослав сам занимался переводами. Мы получили богослужебную литературу с Балкан. Переводная литература делилась на " жанры": библейский — это Библия, кроме Макавейских книг, которые не были переведены.; распространялись также отдельные библейские книги, например Псалтирь, которую очень любила Древняя Русь, "Остромирово Евангелие", написанное дьяком Григорием для новгородского посадника Остромира в 1056-57 годах. Этот памятник сохранился и является достоянием русской культуры. Сейчас хранится в публичной библиотеке Салтыкова-Щедрина в Петербурге. Второй жанр- библейско — истолковательный: " Шестоднев" Иоанна, Болгарского экзарха, два толкования на Псалтирь Св. Афанасия Александрийского и толкования Феодорита Кирского, толкование на Апокалипсис Андрея Кессарийского. Догматический жанр представлен " Точным начертанием православной веры" Иоанна Дамаскина. Канонический жанр представлен"Номоканоном", "Лествицей", Патериками. Историческая литература представлена в виде житий святых (полными и прологами- сокращённым вариантом); Палея — содержит Св. Историю обоих Заветов с апокрифами; хронографы — летописи Иоанна Малалы Антиохийского от сотворения мира до первых римских императоров. Приложением этой книги является книга " Александрия" об Александре Великом и о троянской войне. Были книги по риторике и философии. Кроме того существовали сборники " Златые цепи". Он до наш не дошёл. " Изборник", " Златоструй" — это избранные слова Иоанна Златоуста. " Пчела".

ОРИГИНАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Первое место по времени отводится новгородскому епископу Луке Жидяте (1036-1060). Это нравоучительный автор. Ему принадлежит "Поучение к братии", в котором изложены элементарные правила веры и нравственности. Преподобный Феодосий Печерский (+ 1074) написал несколько поучений к братии и два поучения к народу. Рассмотрим поучения к братии. Здесь он: во-первых увещает их к добродетелям и подвигам, к деятельной любви к Богу, к презрению мира и к покаянию; во-вторых, он наставлял братию к хождению в церковь и о поведении в ней, обличал братию за ропот на действия игумена, за недостаток смирения и послушания, за леность к богослужению, за стяжание мирских благ, земных сокровищ. В народе обличал пьянство, язычество, грабежи, мздоимство, худом стоянии в храме, не соблюдении постов. Третьим исконно русским писателем был Иларион. Это догматический писатель. Ему принадлежит " Слово о законе и благодати" Оно показывает его как классически образованного человека. " Слово" написал когда был иереем. Произведение в трёх частях. Первая часть говорится о превосходстве благодати над законом- превосходстве Нового Завета. Вторая часть посвящена князю Владимиру. В третьей части испрашивает милосердие к новокрещённым. Второе произведение — " Исповедание веры". Это изложение православного вероучения. Сказал или написал он его по случаю своей хиротонии. К вероучительной литературе относят сочинения Кирилла Туровского. Жил и творил во второй половине 12 столетия, его слава гремела. Годы жизни неизвестны. Слава гремела на всю Русь. Произведений у него очень много. До нас дошли 12 слов, и три послания к инокам, 20 молитв и молебный канон. Его проповеди трудны, и требуют образованного слушателя. Проповеди изобилуют аллегориями. Написаны византийским изощренным стилем. Автор использует аллегории древнего мира; язык напыщенный. Сам признавал несамостоятельность своих проповедей, говорил, что пишет не от себя, но "от книг". Это считалось в то время добродетелью, потому что писалось из святых Отцов. Здесь у него и аскетическое сочинение, например " Сказание о черноризческом чине", " Послание к Печерскому игумену Василию", где он преподает правило монашеской жизни. Но называть его Златоустом несправедливо, потому что Иоанн прост и доступен каждому, а проповеди Кирилла Туровского непонятны слушателю. Например одно из посланий сплошь состоит из аллегорий.

Пятый анонимный автор. Особой жизненностью отличается " Слово некоего христолюбца и ревнителя по правой вере". Он обличал двоеверие современников, затем обличал попов и книжников, восставал против бесовских игр: плясаний, гудений.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Она состоит из житий святых, летописей, хожений (впечатления о паломничестве во святые места). Самым первым составителем житий был Иаков — мних. Он написал " Память и похвала князю русскому Владимиру... " Второе — " Сказание страстей и похвала об убиении Св. мученику Борису и Глебу". Третье — " Нравоучительное послание великому князю Изяславу".

Преподобный Нестор — автор полных житий (1056 — 1114). Кроме " Повести временных лет" он написал " Чтение о житии и о погублении Бориса и Глеба", " Житие Св. Феодосия", к которому Нестор пришёл в 16 лет. Ему приписывают " Повесть временных лет". Полное название — " Повесть временных лет, откуда есть пошла русская земля, кто нача в Киеве княжити и откуда русская земля стала есть". В ней кроме познавательного значения преобладает ещё и нравственное, потому что автором был мних.

Как жизнеописатель известен ещё Симон Владимирский — епископ (1215-1226). Он написал обличительное послание Поликарпу печерскому, который не уживался ни в одном из монастырей. Чтобы заставить его остаться в Киево-Печерском монастыре Симон приложил к посланию ещё ряд сказаний.(9 штук) о печерских чудотворцах и чудесах, надеясь этим показать как свято то место, которое он оставлял. В подражание Симону и Поликарп написал 11 сказаний о подвижниках того же монастыря в послании игумену Акиндину. Произведение Симона и Поликарпа составили ядро Печерского патерика, сохранившимся до наших дней.

ЖАНР «ХОЖЕНИЙ»

Сохранилось два таких памятника, два «Хожения».Игумен Даниил — первый путешественник во Святую Землю. Жил в 11 — 12 вв. В Иерусалиме он прожил полтора года. Он составил описание святых палестинских мест. Слово паломник происходит от слова пальма. Паломники возвращались со Святой Земли с ветвью пальмы. Это символ мира. Тогда Иерусалим принадлежал крестоносцам первого похода (1096-1099). Они достигли своей цели в 1099 году. Они основали Иерусалимское королевство. Его возглавлял король Болдуин (Балдвин). Даниил был принят иерусалимским королём и прошёл с ним путь от Иерусалима до Тивериады, когда Болдуин предпринял поход на Дамаск. Даниил испросил разрешения на то, чтобы в Великую Субботу поставить на Гроб Господень великое кандило за землю Русскую. По воспоминаниям паломника «кандило возжглось само егда сниде свет святый». На третий день Даниил взял кандило, чтобы нести его домой. Отрывок из его сочинения: «В Великую Пятницу в час дни и аз худый идох к князю Болдвину и поклонишася ему до земли. Он же видев мя поклонившася и призва мя к себе с любовью и рече ми: что хочеши, игумене русский. Аз же реку ему: господине княже, молюся теберади Бога и князей русских, хотел бых и аз поставити кандило свое на Гробе Господнем за князи наша и русскую землю, за вся христиане русския земли. Тогда князь повеле ми поставити свое кандило и с радостью посла со мною мужа своего лучшего ко эконому Святаго Воскресения и к тому иже держит гроб Господень. Повелех ми поставити кандило на Гроб Господень и поставих своима рукама грешныма и кандило возжглось само, егда сниде свет святый. Через сто лет совершено паломничество в Константинополь Добрыней Ядрейковичем (будущий архиепископ Новгородский Антоний). Он совершил паломничество как раз перед взятием Константинополя крестоносцами четвертого крестового похода. Голубинский очень низко оценивает качество этого документа. Он пишет: «Ничего не описывая он указывает только мощи, чудотворные иконы, церкви. Это только указатель. Он не оставил описание даже Софии Константинопольской». Другой автор пишет: «Он оставил такое ценное описание города, что привлекло внимание учёных — археологов. Сочинение было переведено на латинский и французский языки».

МОНГОЛЬСКИЙ ПЕРИОД.

(1237 — 1458)

В этот период митрополитами были:

Кирилл 1239 — 1281;

Кирилл 2 (по Голубинскому 3);

Максим 1283 — 1305;

Пётр 1305 — 1326;

Феогност 1328 — 1353;

Алексий 1353 — 1378;

Киприан 1378 — 1406;

Фотий 1408 — 1431;

Исидор 1436 — 1441;

Иона 1441 — 1461.

ПОЛОЖЕНИЕ РУССКОЙ ЦЕРКВИ ПРИ МОНГОЛО — ТАТАРАХ.

РЕЛИГИОЗНЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ ТАТАР.

Чингисхан не придерживался никакого определенного мировоззрения. Однако признавая бытие единого верховного существа вместе с тем боялся и всех остальных божеств: буддийских, мусульманских, христианских, всех божеств и желал их всех задобрить одинаковым покровительством духовенству всех вер. Его преемники также относились к этому. Например хан Менке так ответил миссионеру Рубруку: «Все люди обожают одного и того же Бога и всякому свобода обожать его как угодно». В Монголии было два племени христиан — несториан: уйгуры и кераиты. Поэтому при дворе хана были и христианские священники. Марко Поло рассказывает: «В день Пасхи хан Хубилай, зная, что это один из главных христианских праздников велел всем христианам явиться к нему со Св. Писанием. Окурив книгу ладаном он благоговейно поцеловал её, то же должны были сделать по его приказанию и все вельможи. Это всегдашний обычай при всяком большом празднике христиан на Рождество и пасху. То же он соблюдал и в праздники сарацин и иудеев, язычников. На вопрос зачем он это делает отвечал: «есть четыре пророка, почитаемых и обожаемых четырьмя племенами мира: христиане почитают Христа, сарацины Мухаммеда, иудеи Моисея, язычники имеют самого высшего бога Согомона — Бар — кан. (хан), а я почитаю всех четырёх и молю о помощи себе того, кто в самом деле выше всех из них». Христиане получили при монголах не только терпимость, а прямое покровительство ханов, потому что уйгуры были дельцами и чиновниками. Кераиты дали Чингизхану жён для сыновей (это до нашествия на Русь). У дверей шатра хана была христианская часовня, где совершалось богослужение и слышался колокольный звон. Когда татары пришли на Русь в 1246 году ими была произведена перепись населения (податная). А духовенство было исключено из податной переписи и оставлено в покое. Это было в 1246 году. Изменилось ли отношение татар к христианам, когда татары приняли ислам в 1313 году. Ханы по-прежнему держались законов Чингизхана «Яз-наме?».

Епископ города Угрожска (Угрож) Иоасаф объявил себя митрополитом киевским. Князь Даниил Галицкий, вернувшись домой снял с него даже сан епископа, а киевским митрополитом нарек архимандрита Кирилла (только нарёк). Кирилл отправился в Византию, в Никею, к патриархи, и хиротонисанный патриархом вернулся домой не позже 1249 (точно дата не известна) года (то есть он был санкционирован патриархом). Кирилл в Киеве не задержался, он ушел на северо-восток, во Владимир-на-Клязьме, так как Киев стал захудалым поселком (после татарского нашествия). Но и во Владимере он не остался окончательно — он странствовал, как пишет летопись "странством прохождаше грады всея Руси, учаше, наказуюше, исправляше" Но больше всего он задерживаля на севере. Вы помните, владимирский Серапион был убит в феврале 38 года, вместе с княжеской семьёй. Последний епископ владимирский Серапион убит в 38 году. Митрополит не спешил назначить туда нового владыку, будто хотел оставить столицу Владимир для себя, для своей резиденции. Почему же, спрашивает Карташов, он склонялся к Владимиру? В чем дело? Почему он не остановился у Даниила в Галичине? Может быть потому, что Даниил тесно сносился с папой, с западом, получил королевский титул от папы и был коронован и миропомазан папским легатом. Правда потом он отказался от короны. А почему? Есть мнение, что отказался под влиянием татар, ведь латинский запад был противником татар. (Татары явились и потребовали от него прекратить якшаться с западом). А северо-восточный князь Александр Невский помните как ответил латинянам? Они ему тоже предлагали корону. Александр Невский защищал православие от латинян. Кирилл ненавидел латинство. Возможно его так воспитали в Никее — после 204 года в Никее. Кирилл делал ставку на татар — Русь оказалась между молотом и наковальней, между латинским западом и татарами, также как и Александр Невский делал ставку на татар. Либо — либо, третьего не дано. Либо призывать на помощь татар, либо призывать на помощь латинян. Оба деятеля сделали ставку на Орду в борьбе за выживание. Пусть вас это не смущает, некоторые, я вижу, скептически улыбаются, что у Руси был выбор. Нет Александр Невский всегда с татарами жил в дружбе, зная, что если он будет бороться на два фронта, то будет раздавлен, и он использовал силу татар против латинян. Кирилл определил отношение русской церкви с татарами, сделав ставку на татар. И хан Менгу-Темир (Темир — значит железный) дал ему ярлык с привилегиями для духовных. Митропо-лит учредил православную епархию в Сарае — столице Золотой Орды. В этом контексте понятно, почему Кирилл учредил епархию — потому что сношения с татарами. Александр Невский сколько раз ходил к татарам? (Об этом будет ниже).

Кирилл в 274 году созвал собор во Владимире-на-Клязьме (Запомните этот собор, он имеет очень большое значение). Собор принял следующие постановления: против симонии (святокупства) и сребролюбия епископов; во-вторых против литургических нарушений; в-третьих против духовных лиц, впадавших в зазорную жизнь, в-четвертых против бесчинных игр.

Вернемся к симонии. "Со священников при поставлении брать не более семи гривен для клира кафедрального, чтобы возместить неизбежные расходы. Рукополагать во священники только со испытом.

Против литургических нарушений. Что здесь имеется в виду? В ряде епархий (например новгородской) дьяконы изымали Божественный Агнец и до священников служили проскомидию.

Третий пункт — духовных лиц, впадавших в зазорную жизнь лишать сана, категорически. Не щадить, не снисходить. Это показывает нам, что Кирилл был крупным администратором.

Против бесчинных игр. Вы знаете, что много было бесчинных игр. В частности, поединки. Запрещались в праздничные дни (в остальные дни, по-видимому не запрещались). В поединках в празднчные дни не совершать (средневековых поединков), — имеется в виду судебных поединков. Убитых на них не отпевать, а священников, которые бы осмелились на отпевание, лишать сана. Кирилл был строгим и, можно сказать, смелым реформатором.

Затем Карташов обращает внимание (никто до него не отмечал) на одновременность этого собора с Лионским униатским собором, на синхронность владимирского собора 1274 года с униатским собором. "В связи с циничным поворотом на унию византийского императора Михаила Палеолога наш митрополит был озабочен улучшением и исправлением Русской Церкви. По видимому этими пастырскими заботами можно оценить приобретение нового перевода Номоканона Св. Саввы Сербского". Кирилл был другом и единомышленником Александра Невского в выборе союзников. Он был во Владимире когда скончался Александр Невский в 1263 году во время возвращения из Сарая. Скончался в городецком монастыре близ Нижнего Новгорода. По преданию когда Кирилл совершал Литургию и молился о благополучном возвращении владимирского князя Кирилл поднял взор и увидел перед собой как живого князя, который озарённый небесным сиянием буд-то на крыльях вознёсся и скрылся из глаз митрополита. Владыка понял, что Александра не стало. "Дети мои милые, знайте, что зашло солнце земли русской". Проговорил он сквозь слёзы. А когда народ недоумевал, объявил о кончине Александра. Отпевали его во Владимире. Сам Кирилл скончался в 1281 году в Переяславле Залесском, но погребён был в Софийском соборе Киева как киевский митрополит. Его преемником стал Св. митрополит Максим.

СВЯТОЙ МИТРОПОЛИТ МАКСИМ.

Он правил с 1283 года по 1305 год. Кирилл был русским, но греки не могли смириться с этим и прислали грека. По прибытии он сразу отправился в Орду за ярлыком. В 1286 году собрал в Киеве собор по неизвестному вопросу. Карташов предполагает, что русских иерархов надо было успокоить по поводу Лионской унии 1274 года. Он как Кирилл странствует по всей Руси. Летопись повторяет: "Он хожаше по всей земле учаше, наказуяше, управляше". Наконец он остановился во Владимире, потому что в 1299 году весь Киев разбежался из-за второго нашествия татар. Митрополит "не терпя татарского насилия отсави митрополию сбежа из Киева". Он ушёл из Киева со "всем житием и с крылосом". Заняв Владимир он вытеснил местного епископа в Ростов, а сам стал епархиальным владыкой Владимира. Сразу издал грамоту с предписанием в среду и пятницу и с увещанием вступления в брак только через венчание. Скончался в 1395 году и погребён в Успенском соборе Владимира. Там была икона Божией Матери подающей Максиму омофор с надписью: "Явилась Божия Матерь и подала ему омофор сказав: Паси в граде моем словесныя овцы". Южнорусские князья были встревожены переселением митрополита на север. Галицкий князь Юрий Львович добился у патриарха возведения Галицкой епископии на степень митрополии. Сюда из Греции прибыл митрополит Нифонт. Тогда в митрополию входило шесть епархий: сама Галицкая, Перемышльская, Владимиро-Волынская, Луцкая, Холмская, Туровская. По смерит Нифонта в 1305 году киевский князь Юрий Львович посылает в Царьград для поставления в митрополиты волынского уроженца игумена Петра с Рати. Но патриарх в 1308 году поставил его митрополитом всея Руси.

СВЯТОЙ МИТРОПОЛИТ ПЁТР (1305 — 1326).

С семи лет был отдан в школу. Учился по преданию трудно, нудно, но затем превзошёл всех своих однокашников. В 12 лет ушёл в монастырь. Хотя этот вопрос спорный. Он отличался кротостью и послушанием. Писал иконы. Ради уединения удалился на реку Рать, где основал монастырь. Своими подвигами стал известным на всю Волынь. После него в Царьграде был посланец Михаила Тверского, когда Михаил был великим князем владимирским. Это Геронтий, который искал первосвятительства, но он был отвергнут патриархом. Попытка северо-востока не удалась. Митрополит также обходил всю Русь, и в споре Киева и Владимира встал на сторону Владимира. А в споре Москвы и Твери за великое княжение решительно встал на сторону Москвы. Поэтому против него восстал тверской епископ Андрей и возвёл на него какую-то напраслину, обвинил его в симонии. Созвался собор в Переяславле Залесском, который оправдал Петра. Митрополит простил Андрея: "Мир тебе, чадо! Не ты сотворил это, а диавол". (Вот если бы инспектор всегда так говорил семинаристу!) В 1313 году ханом стал Узбек, объявивший ислам государственной религией. Митрополит отправился в Сарай, где был с честью принят и отпущен, а через два года получил ярлык с новыми льготами: все церковные люди подчинены суду митрополита по всем делам, включая уголовные. Пётр всё чаще бывает в Москве и рукополагает здесь новгородского владыку Моисея и похоронил здесь убитого князя Юрия Даниловича, убитого в Орде. Он помог Москве избрав местом последнего своего прибежища пригород Владимира. Он хотел быть погребённым в храме и уговорил московского князя Ивана Калиту построить кафедральный собор во имя Успения Божией Матери. Он произнёс пророчество: "Если ты послушаешь меня, сын мой, то и сам прославишься более иных князей с родом твоим и град твой будет славен между всеми городами русскими".

Церковь эта Успенская быстро строилась, святитель успел устроить для себя гроб собственными руками близ жертвенника, но не дожил до окончания его и предал дух свой Богу 20 (или 21?) декабря 1326 г. Большую часть своих средств он завещал на завершение собора, остальные же раздал нищим и духовным. «Гроб его в Успенском Соборе Москвы стал краеугольным камнем величия Москвы», — сказал Петр Васильевич Знаменский. Новое место для кафедры митрополита теперь было найдено (т.е. Москва). Хотя митрополит продолжал именоваться Киевским, Киев же превратился в захолустье и был завоеван Литвой. После 1299 г., после 2-го разорения татарами Киев превратился в захолустье. Литовские князья, владея Киевом и считая себя преемниками Киевской Руси, желали сохранить Киевского митрополита. В дальнейшем они будут стремиться к расколу Русской Церкви. А Москва желала закрепить свои успехи. Будто свт. Петр при жизни избрал себе преемника в лице архим. Феодора. Его судьба не ясна, будто ему отказали в Царьграде.

МИТРОПОЛИТ ФЕОГНОСТ

(1328-1353гг.)

В 1328 г. в Россию прислан от Патриарха митрополит Феогност. Сначала он посетил Киев, где находилась официальная его первосвятительская кафедра, потом Владимир, где был его кафедра как епархиального архиерея, и, наконец, Москву. В 1328 г. Московский кн. Иван Данилович по прозвищу Калита (денежный мешок) получил от хана ярлык на великое княжение, т.е. Москва стала центром. Каким же образом Иван Калита добился такого почетного титула? Как вы думаете? Очень нечистым путем! Не деньгами, нет. Запишите, москвичи, знайте! А не москвичи — тем паче! В 1327 г. тверичи убили щелкана (ханского посла) с баскаками (сборщиками дани). Хан поручил наказать смутьянов, мятежников, бунтовщиков. Иван избил тверичей, поселился в Тверь с войском, подавил мятеж, а затем направился в Псков, куда бежал этот бунтовщик, Александром звали этого смутьяна. Иван явился в Псков, чтобы схватить Александра и почетно доставить его в Сарай. Псков не хотел выдавать беглеца. Вот тут и сослужил верную службу Москве грек, митрополит Феогност. Он по просьбе Ивана отлучил псковичей, а вы понимаете какая это страшная кара в те времена. Сейчас отлучай, не отлучай! И псковичи отказались от беглеца. Александр убежал в Литву, ведь Литва — враг Москвы. И вот хан Узбек за эту службу дал Москве великое княжение. Иван Калита стал великим князем Московским, великим князем Русским. Вот так Москва получила первенство, запомните, ценой усмирения русского бунта против татар! Между прочим, Феогност отказал Пскову в самостоятельной кафедре, боясь, что Псков может отделиться от Москвы. Великий Новгород также стал показывать свой норов независимости, проявилось это и в церковных отношениях. Обратимся к Новгородской летописи. Новгородская летопись под 1341 годом сообщает: «Приеха митрополит Феогност гречин в Новгород со многими людьми, тяжко же бысть Владыце и монастырем кормом и дары» Какому Владыке стало тяжко? Новгородскому, конечно же, а не Феогносту, который получил богатый корм и богатые дары. Вот так летопись выражает настроение новгородцев. Новгородцам не нравилось, что средства новгородские пойдут на московские храмы. Пожаловались хану на митрополита, что он обирает города в пользу Москвы. Во время его второй поездке в Сарай ему отказали в ярлыке. Митрополит приложил немало усилий и раздарил до 600 рублей (!) влиятельным людям в Сарае. (Я вам скажу: в начале 15 в. один хан подошел к Москве, москвичи откупились 3000 рублями. Ха-ха-ха. А тут 600 рублей!) Так вот, раздарил 600 рублей, чтобы хан сохранил льготы духовным, сохранил благоволение к духовному сословию. Правы были новгородцы, когда обвиняли митрополита в приязни к Москве, в том, что новгородские денежки идут на строительство московских храмов. Феогност построил 4 каменных храма, каменных храмов было мало и это большая роскошь. Камень был очень дорогим материалом. Четыре каменных храма:

1.Иоанна Лествичника, ныне это колокольня Ивана Великого.

2. Храм в честь ап. Петра, как придел к Успенскому Собору.

3. Церковь Святого Спаса на Бору.

4. Храм Архангела Михаила (впоследствии Архангельский собор будет на этом месте сооружен)

Все 4 храма — Кремлевские храмы.

Феогност согласился на прославление митр. Петра. Это очень удивительно. Греки неблагосклонны были к прославлению русских святых. Митрополит сносился по этому вопросу с Константинополем и получил благословение в 1339 г. прославить митр. Петра. Карташев подчеркивает: «Феогност замечателен в истории Москвы тем, что, будучи чужим (по происхождению) для Москвы он всю жизнь содействовал ее успехам как русский патриот». /Вот вы ребята находите в тексте, в лекциях специфику и легче будет запоминаться. Например: Феогност — гречин, но в то же время «добрый русский патриот» и вспоминайте чем он прославился./ После продолжительной болезни он скончался 11 марта 1353 г. от моровой язвы (от эпидемии), вероятно чумы, которую называли «черною смертью», почти одновременно с царем, Великим Князем Симеоном Гордым. /Я вспоминаю строки поэта Алексея Константиновича Толстого:

Рука могучего слаба,

Ничтожны царские веленья,

Прими усопшего раба

О, Господи, в твои селенья.

Итак, Симеон Гордый скончался от чумы. Погребен он в Москве, в Успенском Соборе, недалеко от свт. Петра, как истовый москвич.

СВЯТИТЕЛЬ МИТРОПОЛИТ АЛЕКСИЙ (1353 — 1378 гг.)

– тоже четверть века правил. В том же году вступил на престол Иван Иванович Красный. Почему он так прозван? Говорят, что из-за красоты, благолепия, но не только. Говорят, он родился на Красную Горку. Его наметил в наследники престола еще Феогност. Родился в конце 13 в.» в 1300 г. Сын боярина Черниговского выходца из Малороссии, переселившегося в Москву к Даниилу Московскому. Московский князь был крестным отцом /представляете, что ждет человека, если его крестным отцом является великий князь Московский? Все уже предрешено./ Будущий святитель носил в миру 2 имени: Симеон и Елевферий. Одно давалось при рождении, а другое при крещении на 8-й день. Одаренный Елевферий еще в детстве, как говорит документ «изучися всей грамоте» и в ранней юности «всем книгам извыче». В 20 лет подстригся в Богоявленском монастыре. Феогност взял его на святительский двор и поручил ему заведовать сразу судебными делами, творить митрополичий суд. 12 лет он был верховным судьей. Здесь он изучил при дворе греческий язык. В 1352 г. митрополит посвятил его в епископа Владимирского на Клязьме. А в 1353 г. Алексий отправился в Константинополь за поставлением в митрополиты. Но там его продержали целый год. Давая понять, что русский не желанен для поставления в первосвятители. Наконец, рукоположили, уважая его добродетельную жизнь, его образованность. Но вот несчастье! Прямо при Алексие митрополитом литовским был поставлен некий Роман, родственник литовского князя Ольгерда. Резиденцией литовского митрополита был Новогрудок или Новгород, это от Вильны» километров 100. / Кстати, из Новогрудка происшел великий востоковед, профессор Петербургского Университета. Он был старостой университетского храма, участник 2 Московского Собора 1917-18 гг. Умер в 1920 г. от голода. Ему принадлежит два огромных тома История древнего Востока. Кстати, на Соборе 1918 г. он настаивал на переводе богослужебных книг на русский язык. Сам великолепный знаток славянского языка, он еще, будучи семинаристом, сочинял службы святым на церковнославянском языке./ Роман сел на кафедру в Новогрудке. Началась борьба между Алексием и Романом за Киев. Официально митрополиты носили титул «Киевский». Это была борьба кошельков. Киев был утвержден за Алексием, но Роман раньше уехал и попытался утвердиться в Киеве, но как пишет документ: «не прияша его кияне». Роман, конечно, был недоволен. Он присвоил Брянск, отнятый Ольгердом у Москвы, претендовал на Тверь. Алексий, прибывший в Киев, был захвачен Ольгердом, но Алексию каким-то образом удалось бежать. Борьба их окончилась смертью Романа. Патриарх Филофей и Константинопольский Собор определил, чтобы Литва не отделялась от всероссийского престола. Но это не выполнялось. Алексий, как и прежний митрополит, боролся за первенство Москвы,

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...