Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Религиозно-нравственное состояние общества в 16 столетии.




В качестве?сточников я предлагаю вам Стоглав и Домострой (протопопа Силвестра). Литература: Книга Н. И. Костомарова «Домашняя жизнь и нравы Великорусского народа» Москва 1993 г. Иван Забелин «Домашний быт русских царей». Еще книга Доброклонского

От прошлого периода сохранились остатки язычества. На мирских свадьбах (т.е. без священников), как пишут документы, играли органники, гусельники и смехотворцы, и пели бесовские песни. Кстати, слово «свадьба» происходит от слова «свара». Впереди свадебного поезда нередко ехал священник с крестом а пред ним скоморохи с бесовскими играми рыскали».

В ночь на день Рождества Иоанна Предтечи ворожеи и волхвы рассеивались по болотам лугам и лесам, отыскивали различные коренья и травы «на пагубу человекам и скотом, на потворение мужем (т.е. укрепления мужской силы)» и т.п. В тоже время по городам и селам народ собирался на улицах у рек и озер под звуки гуслей предавался скаканью, плясанью и другим забавам. Всюду безмерное пьянство, отроком осквернение, а девам растление. К утру с великим криком спешили к реке и купались. Тоже повторялось накануне Рождества Христова и Богоявления. А в некоторых местах еще в первый понедельник Петрова поста. В Великий Четверток «палили солому и мертвых кликали». В Троицкую субботу ходили на кладбище плакали и вопили на могилах; под игру скоморохов, гудников и перегудников скакали, плясали, били в ладоши и пели сатанинские песни. В пасхальную неделю совершались радуницы, нечто вроде старинных тризн с плачем о покойниках и с шумным гуляньем на могилах родственников. Народ думал видеть указания на будущее во сне, в ухозвоне, в вое собаки, в кряканье утки, гагатании гуся, мяуканий кошки. Обращались к волхвам чародеям, ворожеям. Иван IV на Стоглавом соборе говорил: «Они в кудесы били, в аристотелевы врата и в рафли смотрели, по звездам и по планитам глядали». Народ носил от этих ворожей камни, коренья и другие талисманы. Иногда нород, ожесточась, сжигал кудесников. Супруга Василия III Соломония обращалась к знахарям, чтобы избавиться от неплодия и приворожить мужа. Сам Василий, женившись на Елене Глинской, также прибегал к ведунам, чтобы они помогли ему произвести потомство (Ивана IV). / Между прочим Василий даже сбрил бороду, чтобы нравиться молодой жене, чем осквернил себя! Елена Глинская происходит от Мамая, так что в Иване IV гремучая кровь. Иван IV пользовался нашептываниями, гаданиями колдунов и кореньями знахарей /.

Борис Годунов собирал кудесников, чтобы привлечь внимание царя. Они предсказали ему семилетнее царствование, что и сбылось. При воцарении Бориса русские обязаны были присягать так: «Над государем царем и над царицею и над детьми в еде, питье и платье и в чем другом лиха никакого не учинить, зелья лихаго и коренья не давать, следу не вынимать, по ветру лиха не насылать». В 1600 г. род Романовых подвергся искоренению, за то что в доме Романовых было обнаружено некое зелье, будто бы собранное и приготовленное для порчи Бориса.

Даже такие просвещенные лица, — пишет Доброклонский,- как Иосиф Волоцкий и Андрей Курбский не чужды были волхования». Древние заговоры стали получать христианскую форму, изменяя в воззваниях имена мифических сил именами святых. В молитвенники вносились лживые молитвы о трясовицах и недузех, некоторые молитвы переделывались в заклинания и заговоры прибавлением к ним упоминаний об острове Буяне и камне Алатаре. Вот так происходила адаптация, приноравливание, переделывание. Просфирни нашептывали над просфорами, священник держали под святым Престолом соль от великого четверика до семика для врачевания людей и скота. В Новгороде существовала особая проскомидия в честь мучеников Гурия Самона и Авива с просфорой для отгадывания воров. Большинство людей 16 в. представляло себе православие ничем иным как собранием обрядов и внешних форм религиозной жизни. Так развивается в русском обществе внешняя набожность, т.е. обрядность. По случаю бедствий народ часто ставил обыденные (т.е. построенные в течение одного дня) церкви и отдавал монастырям и церквам все свое имущество. В 16 столетии было так много храмов, что было избыточно. К святым мощам прибегали, чтобы избавиться от бедствия или от нравственной порчи всего народа. Вот пример вам: при взятии Казани Иваном Грозным в 1552 г. в Москву пришла весть, что в Свияжске / Свияжск был поставлен Иваном Грозным в 1551 г. в устье р. Свияги при впадении ее в Волгу и находится в 25-30 верстах выше Казани по Волге. Так вот этот город был построен в течение 3-4 -х месяцев / свирепствует цинга, а в войске царил содомский грех. Митрополит Макарий послал туда для окропления города и жителей воду, освященную погружением в нее Животворящего Креста и омовением в ней святых мощей и пагуба прекратилась. Тоже митрополит Макарий сделал в 1557 г., когда в Новгороде открылся голод.

Иностранцы говорили: «Русские молились так часто, что нелегко было найти подобных, а крестным знамением осенялись почти непрестанно». Молились по молитвеннику и без него. Некоторые произносили только одну известную им молитву «Господи, помилуй!». Молитвы сопровождались земными или поясными поклонами, иногда биением себя в грудь.

К царю каждое утро, как только он совершал утренние молитвы в крестовой палате, являлся его духовник с чашей святой воды и окроплял ею образа святых и царя. Каждый день приносилась свежая вода. Ее присылали царю как священный подарок из разных сел и городов. Вместе с водой он получал в дар и просфоры.

В храмах стояли благоговейно, но в 16 столетии иссякает оно и настолько, что в церкви многие стояли в тафьях. Да, ребят, после пленения Ивана Васильевича татарами, когда он вернулся из татарского плена, то с ним понаехало много татар. И царский двор постепенно становиться татарским. Происходит татаризация, тюркизация. И в храмах стояли в тафьях, разговаривали, даже спорили и ругались бранными словами.

Заботились прихожане о большем количестве свечей и о доброшумном звоне колоколов. Домострой хочет общественное богослужение и в домашнюю жизнь. Он советует мужу с женой, детьми и домочадцами каждый вечер петь вечерню, повечерницу и полунощницу. Утром — заутреню и часы, а по праздникам еще и молебен и каждение. Особенно сильно ослабилось уважение к пастырям в 16 веке под влиянием ереси жидовствующих, которые, питая злобу к пастырям, выявляли недостатки пастырей.

Зато очень растет уважение к монашеству. В монашестве видели идеал религиозно-нравственной жизни. О монахах говорили: «Свет инокам — ангелы, свет же мирянам — иноки. Иван IV в своей Александровой слободе устроил нечто вроде монашеской общины. И там был распорядок монастыря. Многие из князей бояр и других, знатных и богатых перед смертью принимали схиму. / Сам Иван грозный принял постриг, постригли его, правда, без сознания. Сидел, играл в шахматы, повалился и, когда повалился, то прибежали и постригли/. Жители Тотьмы в 1554 г. просили у Ивана Грозного просили разрешения на основание монастыря, чтобы умирающие обыватели пред смертью могли принять простриг.

Развивалась строгость в соблюдении постов. Русские готовы были умереть, чем нарушить пост. Некоторые вкушали только по субботам и воскресеньям. Некоторые не вкушали горячего во весь пост. А иные — только по заходе солнца. Кроме общеобязательных постов постились некоторые по понедельникам. В 16 в. внешняя набожность доходит до крайней степени. В литературных сочинениях мы читаем подробные правила касательно часов для молитвы, количество поклонов и молитв при чтении кафизм. Подробные правила о качестве пищи и ее количестве. (послание Иосифа Волоцкого «Об эпитимьях»).

Также и Домострой дает подробные наставления о посте и другие правила для христианина: как стоять в церкви, как молиться, как руки держать, как креститься, как целовать иконы: «Удержа в себе дух и губ не разеваючи, губами не плюскуя». Как вкушать просфоры: «Зубами не кусая, но кладя в рот невеликие кусочки и едя губами / как бабушки /, а ртом не чавкая». Домострой указывает и время приема пищи.

Создаются правила, где дело спасения принимает странный арифметический характер. «За место Псалтирю молви семь тысяч молитв: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй, мя, грешнаго!», за кафизму — триста молитв, за славу — сто, за утреню — 1500 молитв, за великий нефимон — 500, за малый — 400 молитв». Действенность молитвы измеряли только часами, поэтому говорили, что придти в церковь после чтения Евангелия то же самое, что и совсем не ходить. Многие также смотрели и на посты. Не вкушая мясных и рыбных блюд, думали, что этого вполне достаточно. В 16 в. нарушение поста смотрели как на грех равный распятию Христа. Поэтому суровое наказание тому, кто нарушал пост. Митрополит Иона (1548-1561 гг.) с собором епископов лишил сана Ростовского Архиепископа Феодосия за то, что тот ради воскресного дня разрешил пост в Навечерие Крещения.

В монашеской мантии видели спасительное средство. В иночестве такой подвиг видели, который совершенно избавляет человека от епитимьи. Многие смотрели на мир, как на условие при котором невозможно спастись, избегали брака, разводились с женами, считая брак неполезным и даже грехом. А женщину считали сосудом греха и покоищем змеиным. / Запомните, кто еще не женат!/ Формально-обрядовое направление выразилось со всей ясностью в постановлениях Стоглавого Собора, и именно: сугубая аллилуйя, двуперстие и небритие бороды и усов рассматриваются здесь как догматы и «тайны великия», которые ограждаются анафемой. Именно в 16 в. говорили: «Образ Божий в бороде, а подобие — в усах». И ограждалось это анафемой! Какие были исторические предпосылки для брадобрития? Первые брадобреи на Руси были голубоглазые. Первыми у которых «оскоблено рыло», как выражаются старообрядцы, были люди, по мнению других, страдающие содомским грехом. (Для того чтобы нравиться другим)

Крестились в 16 в. только двуперстием и это тоже ограждалось анафемой. Греки в 16 столетии крестились троеперстием, но греки к тому времени уже уклонились от истинного православия, и русские выставляли себя истовыми православными. Ребята, я призываю вас обратиться к Голубинскому, к Каптереву, которые документально доказали, что в первом тысячелетии крестились одним перстом. Есть предположение, что крестились указательным перстом, либо большим пальцем. Начиная с 9 по 12 в. крестились двумя перстами, и русские сохранили двуперстие, а греки перешли в 13 столетии к троеперстию.

Иностранцев изумляло продолжительность богослужения на Руси, ну ладно изумляло католиков, протестантов, но ведь изумляло еще и православных Востока: греков, сирийцев и др. Сейчас обращаюсь к воспоминаниям Павла Олепского: «Православный сириец не мог найти достаточно слов для описания утомления и изнурения от бесконечно долгих служб». Он пишет: «Каждое «Господи, помилуй» певчие тянули четверть часа. В ектеньи «Рцем вси...» они повторяли «Господи, помилуй» более ста раз. Но еще усерднее молились в Московии». «Да почиет мир Божий, — восклицает Павел, — на русском народе, над его мужьями, женами и детьми за их терпенье и постоянство. Надо удивляться крепости телесных сил этого народа. Нужны железные ноги, чтобы при это не чувствовать ни усталости ни утомленья». После строгого поста и бдений в течение Страстной седмицы сирийцы так обессилели, что по словам Павла сама Пасха не могла более казаться праздником ни им ни кому бы то ни было из иностранцев, хотя бы он обладал силами Александра Македонского. (книга Льва Лебедева «Москва Патриаршая», в ней приложение) Память митрополита Петра праздновалась более торжественно, чем Рождество Христово. Патриарх приглашал к себе царя, бояр, духовенство. Сирийцев позвали в церковь еще с полуночи, было это зимою. От железного пола в соборе было невыносимо холодно. Павел божиться, что он и его Патриарх (Антиохийский) чуть не расстались с жизнью. Он хотел даже убежать из алтаря, но это было невозможно, так как царь стоял у северных врат алтаря, а у южных — царица. Пришлось терпеть. Зато по возвращении домой он не мог стать на ноги. Он говорит, что их (т.е. ноги) можно было спокойно резать, сажать в кипяток, но к крайнему изумлению автора, дети, даже маленькие девочки знатных бояр стояли в церкви с обнаженными головками неподвижные как статуи. А в Рождество Христово был такой холод, что вода для теплоты и Святые Дары замерзли и стали как камень. Сирийцы заворачивали руки в меховые рукава, они должны были простоять в церкви до вечера, да и по выходе едва сели за обед как их позвали на вечерню! И вот его резюме: «Все русские без сомненья святы, они превосходят своей набожностью самих пустынников». Вот такое одностороннее, формальное отношение к религии не могло жизненно влиять на нравственность. Вспомните оргии и пытки Ивана Грозного. Разбойники целыми ватагами ходили по селам и грабили, жгли и убивали. Терялось уважение и к Церквам. В период Стоглавого собора по селам буйствовали скоморохи, «они у крестьян сильно ели и пили, а потом из клетей животы грабили, а по дорогам разбивали. Муж держал в неволи свою жену и «сокрушал ребра своих детей», уча их послушанию и благочестию. Отец выбирал невест сыновьям и женихов для дочерей. В суде применялись телесные наказания и пытки. Народные забавы: кулачные бои, поединки. Ослабли семейные связи, мужья изменяли женам. Последние прибегали к потворенным бабам (т.е. тем, кто потворствует блуду), чтобы размыкать скуку теремной жизни. Дочерей отцы боялись выпускать на улицу, чтобы не нажить позора. Юноши пользовались косметическими средствами, брили бороды. Простой народ чуждался церковного освящения брака. Было распространено содомство в высшем обществе и среди монахов. Об этом смотри обличения и правила у писателей 16 века.

Я забыл вам сказать, почему от одноперстия перешли на двоеперстие? Причина очень проста. Она связана с ересью монофизитов. Жедание выражать наглядным образом исповедание двух естеств в Иисусе Христе в противоположность монофизитам, для которых один перст сделался символом одного естества.

Митрополит Даниил (1521-1539 гг.) жаловался: «Богатые и знатные всуе дни своя иждивали. У них всегда наслаждения и упитания, пиры и позорища, всегда бани и лежания, всегда празднества и безумныя таскания по двору и знакомым». Женщины иногда по целым дням лежали в постели или сидели у оконца и посматривали из терема на проходящих. Пьянство было пороком всех слоев населения. Иван IV жаловался на Стоглавом Соборе: «Священники и причетники напиваются до пьяна и в таком виде являются в приходе бранятся и дерутся».

О воровстве. Характерно высказывание Ивана Грозного: «Русские мои — все воры». «Аз есмь зверь, ну и над зверьми царствую».

Вот так среди русских уживались внешняя набожность и распущенность. Русские считали грехом вкусить кусок мяса постом, но признавали нужным напиваться в праздничный день среди поста.

А вот как оправдывала свой разврат с иноверным: «ведь родится от него православный...». Иные, готовясь к нарушению целомудрия, успокаивали свою совесть тем, что снимали с себя нательный крест и завешивали иконы. Иные не каялись в грехах, надеясь перед смертью принять схиму.

Конечно, среди русских было немало таких, которые правильно понимали требования христианской жизни. В своих сочинениях высказывали они сравнительно широкое понимание христианства. Это сочинения прп. Максима Грека, Старца Артемия (бывшего архимандрита ТСЛ), митрополита Даниила (что интересно в жизни Даниил был одним, а в сочинениях правильным) и, особенно, сочинения Нила Сорского.

(?)1461-64 — годы его правления при Феодосии.

1464-73 — Филиппе I

1473-89 — Геронтии

В 1461 г. скончался престарелый митрополит Иона, именовавшийся митрополитом Киевским и всея Руси. Во избежание смуты он завещал митрополичий стол Ростовскому Феодосию. Почему же церковная власть передавалась по завещанию, что является формально антиканоническим делом. Потому что время для Церкви было критическое. Во-первых, не оставлял своих притязаний на верховенство Константинополь, во-вторых, на Московскую митрополию посягал униатский Киевский митрополит Григорий Болгарин.

В завещании Ионы о передаче власти Феодосию, согласованное с великим князем Василием Темным (1425-1462 гг. правления). Это завещание лежало на престоле Успенского собора. На сороковой день по кончине Ионы 3 мая 1461 г. собором русских епископов в сан митрополита возведен Феодосий Бывальцев, в течение 10 лет бывший настоятелем Чудова монастыря, а с 1454 г. — архиепископом Ростовским. Феодосий, как и прежние первосвятители помогал Ивану III Васильевичу (1462-1505 гг.) в собирании русских земель. Он дважды посылал Новгородскому архиепископу св. Ионе письма с требованием подчиниться Москве.

При поставлении Феодосия все архиепископы должны были повторить обет, данный еще его предшественнику, не вступать ни в какие отношения с Киевским митрополитом Григорием Болгарином. А отсутствовавшие на соборе епископы Тверской и Новгородский обязаны были в письменном виде прислать такие обязательства.

Правление Феодосия продолжалось недолго, всего три года. В 1464 г. он ушел на покой в Чудов монастырь, где уже был когда-то настоятелем. Почему? Карамзин так объясняет: «Причина достопамятна. Набожность, питаемая мыслию о скором преставлении света (в 1492 г.). Эта набожность способствовала неумеренному размножению храмов и священнослужителей. Всякий богатый человек хотел иметь свою церковь. Празднолюбцы шли в дьяконы и попы, соблазняя народ не только грубым невежеством, но и развратной жизнью. Митрополит задумал пресечь зло. Еженедельно собирал их, учил, вдовых постригал в монахи, распутных лишал сана и наказывал без милосердия. Следствием было то, что многие церкви опустели. Сделался ропот на Феодосия. И сей пастырь строгий, но не весьма твердый с горести отказался от правления. Ушел в Чудов, взял в келью прокаженного (!), ходил за ним до конца жизни (1475 г.), сам омывая его струпы».

Карташев (с.380 т.1) называет местом его упокоения Троице-Сергиев монастырь. Причиной озабоченности морального состояния клира называет критику сектантов-стригольников русской иерархии, усугубленную отлучением «наложенным на Московскую Церковь греками». Теперь, дескать, запрещенное русское священство безблагодатно. Понятно теперь почему так поступил Феодосий, да потому, чтобы не было критики.

Митрополит Филипп I (1464-73 гг.)

Годы правления надо знать! Феодосий, уходя на покой, указал приемника. Кандидатура его была согласована с Иваном III. Им оказался Суздальский еп. Филипп. И собор епископов утвердил Филиппа. При нем осложнились отношения с Константинополем. Наступил и формальный разрыв с греческой Церковью. (Когда избирали Филиппа, то русские долго извинялись, что, дескать, мы и не думаем отделяться.) Поводом к тому послужило возвращение в православие Киевского митрополита Григория Болгарина в 1470 г. Константинопольский патриарх Дионисий (несомненно православный) Григория Болгарина объявляет всероссийским главой митрополии. Московские власти встревожились. Они хотят утвердиться в церковной самостоятельности. Иван III распорядился не пускать в Москву ни послов Григория, ни его самого, объявив, что греки отступили от православия и отрекаются от патриарха «чужа и отреченна».

Еще Москву волнует наметившийся церковный и политический сепаратизм Новгорода. Когда преставился верный Москве св. Иона, на выборах победил также москвофил Феофил. Провалившийся на выборах оппонент, бывший ключник покойного Ионы, Пимен, высказывал намерение отдаться латинам. Толпа его растерзала. Низы были за Москву, а верхи за Польшу. Но партия Марфы Борецкой, Марфы Посадницы, заключила договор с королем Казимиром (1447-92 гг.), согласно которому гарантировалось самостоятельность Православной Церкви в Новгороде.

В 1471 г. Иван III выступил против Новгорода. Митрополит Филипп просит быть князя великодушным. Битва на Шелони 14 июля 1471 г. решила участь Новгорода. В результате поражения новгородцы отказались от всякого отношения с Литвой. А Марфа была сослана в Нижний Новгород и пострижена в Девичьем монастыре. Сын Дмитрий казнен, а Феодор сослан в Муром, недалеко от Нижнего.

Папа не отставлял потуг подчинения Русской Церкви. В 1473 г. Иван вступил во второй брак с Софьей Палеолог, воспитанницы папы. У Ивана взыграло честолюбие. Брак с племянницей последнего византийского императора Константина XII давал шанс объявить себя наследником византийских императоров. Константин XII погиб. У него было два брата, одного звали Фомой, Софья — дочь Фомы. Вот эти два брата имели феодальные владения в Греции. Но убежали они не в Грецию, а в Италию. Среди них была и Софья.

Так на что же рассчитывал папа? Навязать России унию, и ввязать ее в войну с турками Папский легат Антоний, спутник Софьи, хотел войти в Москву с преднесением крыжа (латинского креста). Протест митрополита Филиппа (обещал другими воротами покинуть Москву), сорвал латинскую демонстрацию победы над православными. Кардинал понес еще один моральный урон. Он отказался от богословского диспута с православными. Иван закрепляет свои успехи. А именно, Москву посетил брат Софьи Андрей и отказался от прав на императорский престол в пользу великого князя (есть мнение, что он отказался в пользу Карла VIII).

В 1498 г. Иван III венчал своего внука Димитрия на царство. Димитрий — сын Ивана молодого, который умер рано. Мария, первая жена Ивана III умерла от водянки. Софья привезла с собой библиотеку и трон императорский. На нем короновались все русские царицы вплоть до Александры. Папа дал в приданное всю Морею, Пелопоннес и «всю ту землю, которую завоевали турки, с тем, чтобы русский король отвоевал ее». / Очень щедрый дар!/

Митрополит Филипп решил построить храм, собор, достойный наследника византийского престола. Старый Успенский Сбор обветшал (заложен в 1326 г.), его стены были подперты бревнами, с контрфорсами в русском духе.

За образец нового храм был взят Владимирский Успенский собор, но с прибавкой в полтора сажен во всех трех измерениях. Постройка храма была поручена московским мастерам. А вы знаете, у нас из камня строить не умели. Начато весной 1472 г. Кладку фундамента и стен повели вокруг старого собора и только когда они были сложены, старый собор был разобран до основания, а гробы митрополитов перенесены на новые места за исключением раки святителя Петра. Филипп скончался 5 апреля 1473 г. когда собор был складен до половины. Окончание строительства совершилось при его преемнике Геронтии.

Геронтий (1473-79 гг.) поставлен в Петров день, а спустя 10 месяцев, 20 мая, строящийся московский храм рухнул. Великий князь пришел в гнев, в гневе уволил всех строителей, даже простых рабочих. Иван Грозный бы замуровал! Москвичи объяснялись, что, дескать, трус, а еще плохой скрепляющий материал. Тогда решили пригласить псковичей, которые живут на границе с Западом и имеют много крепких каменных храмов. А зодчим пригласили итальянца Аристотеля Фиораванти. Он был, прежде всего, инженером и прославился переносом храмов на новые места. А во-вторых, он был фальшивомонетчиком и сидел в ту пору в тюрьме. Так вот он с радостью принял предложение.

Он отправился изучать русское храмостроительство во Владимир на Клязьме. Отправился посмотреть на Успенский собор. Кто построил Успенский собор во Владимире? Итальянцы, фрязи или великие мастера каменных дел. Так что Фиораванти изучал опыт своих предшественников. Раки святых были унесены в церковь Иоанна Лествичника. Новый собор был закончен к августу 1479 г., освящение состоялось 12 августа 1479 г.

После торжества освящения Ростовский архиепископ Вассиан Рыло (очень любил рыть пруды) и Чудовский архимандрит Геннадий наговорили князю Ивану III, что будто митрополит нарушил предание Русской Церкви и, совершил крестный ход против солнца. Князь так разгневался, что митрополит удалился в Симонов монастырь и обещал покинуть святительство, если князь не «побьет ему челом». Князь уступил и послал сына бить челом. Он просил Геронтия вернуться на престол, но Геронтий отказал. Тогда пришлось самому князю отправиться просить прощения. Митрополит решил отмстить Вассиану и Геннадию. Он придрался к тому, что вышеназванные лица после обеда испили воду, тем самым, нарушив пост. Митрополит заглючил Геннадия в «ледник» (погреб). Иван постарался защитить своего угодника и выпечаловав архим. Геннадия, указав на пример чудотворца митрополита Фотия, который простил такой грех.

В другом деле проиграл в тяжбе митрополит Геронтий. В 1478 г. митрополит передал Кирилло-Белозерский монастырь из ведения Ростовского архриеп. Вассиана князю Верейскому Михаилу Андреевичу. Вассиан пожаловался князю Ивану. Великий князь собрал епископов, архимандритов, которые, конечно поддержали князя. Князь истоптал митрополичью грамоту, и монастырь остался во владениях архиеп. Вассиана.

Несмотря ни на что, Геронтий остался усердным советником князя в политических делах. Наступил 1480 г. Хан Ахмат решил наказать Ивана III. До слуха хана дошла дерзость Ивана, что он посмел басму ханскую изорвать, изодрать, потоптать и изрубить послов ханских. Не только отказался поднести послам кумыс, но даже изодрал хартию. Когда баскаки взялись за сабли, то был изрублены в куски. Когда услышал о том хан, то направил большое войско к Москве. Это войско стояло на реке Угре, готовое переправиться через нее. Иван III поспешил к Угре, чтобы преградить дорогу Врагу, но Иван III был несмел. Вы, помните, как писал Ключевский? — «В жилы вошел страх перед татарами» — и Иван III колебался. Об этом стало известно Вассиану и Геронтию и, не смотря на то, что отношения между этими владыками были натянутыми, они оба осудили нерешительность Великого князя. Иван III уже прибежал в Москву, это встревожило Вассиана и Геронтия. Владыки направили князю два специальных послания, чтобы воодушевить его как некогда прп. Сергий князя Димитрия. Блестящим считается послание Вассина Рыло. Запомните, ребята это.

В конце 1483 г. Геронтий снова оставил кафедру и удалился в Симонов монастырь, назвавшись больным. Некоторые источники утверждают, что эта болоезнь была дипломатической. Снова между князем и митрополитом пробежала кошка. И вот Геронтий решил снова продемонстрировать свой характер. Но и великий князь не торопился его звать. И все же Геронтий через год вернулся. Иван не посмел ему помешать возглавить Московскую митрополию.

Митрополита заставил поволноваться патриарх. В 1472 г. скончался митрополит Григорий Болгарин. Патриарх поставил Киевским (или Литовским, т. к. жил он возле Вильно, в Новогрудке) митрополитом тверича, но подданного литовского князя монаха Спиридона, прозванного за резвость и ловкость Сатаной. Тверь вы помните соперница Москвы и так тверичи досаждали Москве.

В 1476 г. Спиридон прибыл в Литву, но посажен в темницу, потому что уехал в Царьград без полномочий королевской власти. Хитрый и находчивый Сатана, находясь в темнице, сумел отправить письмо в Москву. Он пишет великому князю Ивану: «Я много мощей вез тебе от патриарха, но король все забрал себе». Иван III добился освобождения Спиридона, который сразу же направился в Москву. Там он был схвачен и отправлен на Соловки на Белое море, где и скончался в 1503 г. Карташев пишет: «Если бы был митрополитом, то был бы самым образованным митрополитом». Его литературные труды использовали многие духовные лица.

Движение или ересь жидовствующих.

Основной источник — это труд Иосифа Волоцкого «Просветитель»

Как известно, новгородцы, пытавшиеся сохранить самостоятельность, вступили в сговор с великим князем литовским и польским королем Казимиром (1447-1492). По этому сговору в 1470 г. при митрополите Филиппе I, новгородцы пригласили на кормление, т.е. князем, православного киевского князя Михаила Олельковича (Александровича). В свите князя были: летмедик, лечащий врач — еврей Схария, чиновники Моисей Хануш и Иосиф Шмойло Скаробей. Всего год они пробыли в Новгороде (с 70 по71). Вы помните, почему сократилась их командировка. В 1471 г. Иван III выступил против Новгорода и в битве на реке Шелони разбил новгородцев. Новгородцы обещались быть неотступными. Евреи с князем Михаилом Александровичем бежали. Но за год иудейская пропаганда сделала свое дело. Схария обратил в свою веру протопопа Дионисия, попа Алексия, а затем и протопопа Софийского собора Гавриила. Каждый из них распространил учение среди своих ближних и домочадцев. Иосиф Волоцкий в своем просветителе перечисляет имена новообращенных: Ивашко Максимов — зять попа Алексия, его отец — поп Максим, Гридя Клоч, Григорий Тучин — «егоже отец бяше в нове граде велику власть имея, поп Григорий, сын его Самсонка (тоже поп), Гридя — дьяк борисоглебский, Лавреш, Мешук Собака, зять попа Дениса — Васюк Сухой, попы — Феодор и Василий Покровские, поп Яков Апостольский, Юрка Семенов, Авдей да Степан крылошане (это крупные чиновники при архиереях), поп Иван Воскресенский, дьякон Макар, дьяк Самуха, поп Наум. Это почти все семьи духовных да светских чиновников архиерейских. Схария действовал, вероятно, на маловеров попов, а чаще добивался рукоположения своих сообщников, действуя внутри духовенства.

Иосиф Волоцкий свидетельствует: «Вся прелесть от попов (т.е. от белого духовенства); которой еретики становились попы. Того ради и в попы ся ставят, чтобы кого как мощно в свою ересь привести». Схария сбивал малограмотных попов цитатами из Священного Писания. Цитировал завет Бога с Авраамом, Моисеевы законы. «Это завет вечный в роды родов». Припоминали и Новый Завет: «Я пришел не нарушить закон, а исполнить!» Алексий и Дионисий хотели даже обрезаться, но Схария запретил, чтобы не было зримых улик. Самому пылкому Алексею было присвоено имя Авраама, жене его — Сарра. Внешне они оставались православными. Хотя отрицали Церковь. Пасху отмечали по иудейскию Десять лет удаваось им сохранять свою тайну. И эта ересь растекалась по городам и весям русской земли. Проникла в Москву, где просуществовала в тайне еще семь лет. Карташев пишет: «Такое искусство в духе конспирации не в духе экспансивного славяно-русского темпераметра». По Карташеву секретный характер нового еретического сообщества составлял новую черту его конституции. Это заговор.

В 1480 г. в Новгород прибыл Иван III и был очарован талантами и обходительностью этих протопопов. Еще они поддерживали его антицерковную политику: конфискацию церковных земель, арест архиепископа Новгородского, изъятие колокола и др. И Иван решил перевести их в столицу Алексий стал протопопом Успенского собора, а Дионисий стал протопопом Архангельского собора. Карташев предполагает, что эти назначения подсказаны тайным союзом жидовствующих, в котором видную роль играл посольский дьяк (министр иностранных дел) Феодор Курицин (человек весьма образованный) недавно вернувшийся из Венгрии, где, вероятно, и заразился вольнодумством, где, вероятно, и был посвящен в модное тайное общество. За министром последовали статс-секретари, дьяки великого князя, Истома и Сверчок, купец Семен Кленов, книжный переписчик Ивашка Черный.

А в 1487 г. секта была обнаружена по «пьяному делу». Геннадий архиеп. Новгородский пишет: «От жидовина распростерлась ересь в Новгородской земли, а держали ее тайно, да потом почали урекатись во пьяне. И аз послышав то». Геннадий начал следствие. Он обратился к великому князю и митрополиту Геронтию, с последним у него были враждебные отношения. Князь ему ответил: «Того беречи чтоб толихо в земли не распростерлося». Геннадий узнал немногое. Раскаялся поп Наум и сообщил нечто об учении, о культе, принес книги, по которым молились еретики. Он назвал четверых сообщников: 2-х священников и 2-х дьячков. Геннадий их арестовал, а потом выдал на поруки «надежных» лиц. Обвиняемые бежали в Москву к своим покровителям. Но в Москве, как пишет разочарованный Геннадий, обыск чинился не крепко.

В1488 г. состоялось соборное суждение о еретиках. Князь приказал их бить на торгу кнутом (это самое легкое наказание). И велел выслать и в Новгород. Если не покаются велел продолжать розыск. В 1489 г. скончался митрополит Геронтий. Лишь через полгода был поставлен ему преемник. Им стал Зосима (1490-94 гг.), бывший архимандрит Симонова монастыря, бывший чиновник Великого князя из рода Бородатых. Предполагают многие, что он был совращен в иудейство протопопом Алексием. По иронии судьбы, именно Зосима, вынужден был соборно осудить еретиков. Между прочим, на этом соборе были и Нил Сорский и его учитель Паисий, которые были... конец кассеты

Это объяснялось влиянием на князя дьяка Феодора Курицына. В сети ересиарха попала невеста князя Елена Стефановна Волошанка, вдова рано умершего старшего сына Ивана (Ивана Молодого). Еретики прикрывали свое свободомыслие идеалистической проповедью свободы совести заволжских старцев Нила Сорского и его учителя Паисия. Заволжские старцы были против смертной казни, в отличие от Иосифа Волоцкого, они были более веротерпимы, были за убеждение, а не за суровое наказание еретиков. Геннадий призывал к беспощадному истреблению еретиков на соборе 1490 г., ссылаясь на опыт испанской инквизиции. Вспомните, Геннадий составил первый полный славянский библейский свод, под руководством доминиканца Вениамина. Так что связи у Геннадия с Западом были прямые. Поэтому обращался с еретиками по-испански. / Я был однажды в Музее, который находился в Казанском соборе Петербурга. Этот собор был превращен в музей атеизма. Там были выставлены орудия испанских судов. Например, испанский сапог, он был железный и, для того чтобы не спадал сапог его закручивали колодкой. Особенно запомнилась мне воронка, в которую вливали расплавленный свинец, олово./ После нового розыска было выявлено только девять человек. Из Москвы их отправили в Новгород. За сорок верст до Новгорода арестованных встретили. Посадили их на коней лицом к хвосту (чисто латинская традиция), ха который всадники должны были держаться. На головы надели берестяные колпаки с мочальными кистями и надписью: «Се есть сатаниново воинство». Когда прибыли на городскую площадь, то их колпаки были зажжены на головах еретиков, а некоторые были публично биты и заключены в темницу. Новгородская летопись сообщает: «Геннадий одних еретиков велел жечи на Духовском поле, иных торговой казни предах (били на торговой площади), а иных в заточение посла, а иные в Литву сбежали, а иные в немцы.

Так было в Новгороде, а в Москве при княжеском дворе царил Курицын. Церковью управлял Зосима, единомышленник, якобы, еретиков. Ересь пышно расцвела в Москве. Курицын и Алексий обольстили княжеское сердце. Эти еретики «звездозаконию (астрологии) бо прилежаху и многим баснотворениям и астрологи и чародейству и чернокнижию». Распространению ереси способствовал 1492 г., когда распространялось мнение о кончине мира, когда старые книжники ожидали конца света, наступления Страшного Суда. Один из книжников писал: «Зде страх, зде скорбь в сие лето на конце явися о немже чаем и всемирное Твое пришествие». Когда год миновал, иудеи злорадствовали: «Вера ваша глупа!»

И вот тогда на борьбу с ересиархами выступил Иосиф Волоцкий. Он собрал обильный материал в книге «Просветитель». Слабовольный, нетрезвый и распущенный митрополит Зосима подал в отставку и ушел в Троице-Сергиев монастырь. Как пишут, он был поклонник Вакха и очень распространенного тогда в Руси содомского греха. Голубинский: «Митрополита обвиняют в жидовстве только Иосиф Волоцкий в двух документах: в Послании к Нифонту Суздальскому и в «Просветителе». В Послании Нофонту со ссылкой на своего брата Вассиана Рыло, про которого говорили, что он «легкий бо умом и легчайший же разумом». Летописцы, — продолжает Голубинский, — ничего не говорят о ереси митрополита. По этому некоторые исследователи отрицают его еретичество, но не отрицают его распущенности и склонности к винопитию. Но они могли не знать или они не хотели заносить на страницы русской истории те сведения, что кафедру русской митрополии занимал и осквернял еретик. Великий князь, которого, может быть, и не успели убедить в еретичестве митрополита, за пороки, пьянство и содомство удалил его». Во втором грехе, т.е. содомизме его обвиняет Иосиф Волоцкий. Но у Голубинского к Иосифу Волоцкому отношение осторожное. Иосиф был ожесточеннейшим противником ереси и мог впадать в крайность.

Ка

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...