Преподобный Нил сорский. Его жизнь и учение. (1433 — 1508)
Смиренный инок Нил изо всех сил старался не удостоиться никакой чести и славы при жизни и по смерти. По примеру киевского митрополита Константина он завещал: "Повержите тело мое в пустыни, пусть съедят его звери и птицы, понеже согрешило есть к Богу много и недостойно погребения, аще же сице несотворите и вы ископавша ров на месте идеже живем со всяким бесчестием погребите мя". Сравнить надо с египетскими пирамидами, саркофагами. В Грузии на кладбище удивительные саркофаги. Это было в 70 — х годах. Древнерусская агиография исполнила его завет — не составила ни жития его ни церковной службы, хотя причислила к лику преподобных. Предание говорит, что житие его сгорело во время татарских грабежей. Почему лишь в синодальное время имя преподобного Нила было вынуто из небытия и внесено в святцы, когда идеология была секуляризована. По традиции его выводят из борского рода Макровых, хотя сам Нил называет себя поселянином. Есть известие, что он был в миру скорописцем, списателем книг. Юношей стал постриженником Кирилло — Белозерского монастыря. В поисках более строгой жизни и аскетического опыта он отправляется на Афон, был также в Палестине. Его сопровождает ученик, св. Иннокентий Вохлябининых. По словам последнего Нил как пчела перелетал с одного доброго цветка на лучший чтобы изучить вертоград христианской истины и жития и оживить свою зачерствевшую душу и подготовить её ко спасению. Здесь он усвоил учение и практику исихазма, прожив на Афоне. Он вернулся на родной Север. В Кириллов монастырь не пошёл, а избрал в пятнадцати верстах глухое, болотистое урочище. Это очень мрачное место. Похоже на то место, где живут вурдалаки. Поставил келью на реке Сорке. Вот как описывает события Шывырёв, русский историк: "Дико пустынно и мрачно то место, где Нилом был основан скит. Почва ровная, но болотистая. Лес более хвойный чем лиственный. Здесь трудно отыскать место более уединённое чем эта пустыня". К нему пришли ищущие молитвы и уединения. Возле деревянного храма были поставлены хижины. Так образовался первый в России скит!. В кельях жили по одному. Лес рубить на территории скита запрещалось. Из одной кельи можно было видеть не более одной кельи, но не должно было быть слышно что там происходит. В келье ничего не разрешалось иметь кроме книг и икон. И самого необходимого. Слуг не держали, скота не было. Питаться должны были от праведных трудов своего рукоделия такого, который возможно делать под крышей кельи — перепиской книг. Это были грамотные отшельники. Пользоваться стяжанием воспрещалось. Против склонности русских к культовому благолепию: к золотым иконам, парче, он запретил строить каменный храм, употреблять драгоценные сосуды, дорогие парчовые облачения. Нил освободил иноков от уставного богослужения. Они сходились в церковь на Литургию по воскресным и праздничным дням. По уставу Нила подвижничество это не физическая борьба с плотью, не изнурение её всякими лишениями и бесчисленными молитвами и поклонами, сверхсильным трудом. Он говорил, что кто молится только устами, а об уме не брежит, тот молится воздухом. Он отдаёт дань уму. Умным деланием достигается высшее духовное состояние. Та неизреченная духовная радость, та радость, когда " умолкает язык, даже молитва отлетает от уст и ум — кормчий чувств теряет власть над собой, направляемый силой иной как пленник. Ум забывает и себя и всех". Исаак Сирин говорит: "Выжигается воистину в тебе радость и умолкает язык, кипит из сердца присно радость некая и впадает во все тело пища пьяная и радование". Это состояние духовного опьянения. К человеку Преподобный питал братскую любовь, несмотря на национальность и вероисповедание. Он писал: "Не терплю, любимче мой, сохранити таинство в молчании, но бываю безумен и юрод за братню пользу". Характерно его выражения старцу Герману. К нему он обращается как к присному, своему любимому. В другом месте обращается как к "братьям моим присным". К неизвестному — "о любимый мой во Христе брате" это не дежурное выражение "и вожделенный Богу паче всех". Любовь Преподобного исключает всякое осуждение. Иноку Вассиану, которого называли Патрикеевым, Ругательному князю Нил обращается так: "Сохрани же ся неукорити, не осудити никого не в чем, аще и неблаго что зрится", поэтому он не мог сочувствовать казням иудействующих, хотя их ересь им порицалась. За истину он был готов стоять до мученичества. Он говорил, что нельзя угодить всем людям, он вообще был против человекоугодничества. "Надо выбирать, либо об истине ревновать и умереть за неё, тогда жив будешь во веки, либо человекам угождать и быть им любимым, а Богом ненавидимым". Вот такая готовность стоять за истину обрекала Нила и его учеников встать на скорбный и мученический путь. И как показал 16 век многие или некоторые были осуждены на соборах. После смерти своей Нил стоял на страже опрощения строгого аскетического образа жизни (протест против дороговизны в облачениях, постройке). В 1569 году Иван Четвёртый посетив Нилово — Сорский скит велел вместо деревянного храма построить каменную церковь. Но преп. Нил в сонном видении запретил каменное строительство. Он был против внешнего. Это нестяжатель.
ВАССИАН КОСОЙ (1470 -ум, до 1545).
Почему он носит такую кличку. Его отец был косым. Вассиан очень близкое по произношению к Василию. Его также называют князем — иноком или ругательным князем. Он ругал преп. Иосифа, иосифлян, монахов за стяжательство. Он ругал монастыри за стяжательство. Вассиан был сторонником, самым верным адептом Нила Сорского. Он принадлежал к знатной боярской семье. Его отец Иван Юрьевич Патрикеев был двоюродным братом Ивана Третьего по матери. Его род происходил из Литвы от великого князя Гедемина. Патрикеевы были сторонниками царевича Димитрия, внука Ивана Третьего, первоначально объявленного наследником Ивана Третьего, однако умершего в темнице. Внук Димитрий, который даже был венчан на царство умер в темнице. Иван Третий сменил гнев на милость в отношении Димитрия. Он был внуком по линии первой жены. Потом он стал благоволить Василию, своему сыну от Софьи Палеолог. Партия Димитрия пала и была удалена. Среди неё был отец и сын Патрикеевы. Отца постригли в Лавре, а Василия постригли в монахи в Кирилло — Белозерском монастыре. Так избавлялись от политических противников. Вассиан пребывал недолго в монастыре. Игорь Смолич пишет: "Недолго он оставался в монастыре. Монастырский устав не очень подходил ему. Он построил собственный скит и познакомился с Нилом Сорским, который спасался в тех местах. Вассиан стал ревностным сторонником Нила и его аскетических воззрений, но Василий Иванович, против которого был якобы Вассиан простил его и в 1505 году вызвал в Москву и приблизил к себе. Почему? Мотив известен — государственный расчёт использовать Вассиана в борьбе со стяжателями (есть ещё две версии почему были изгнаны Патрикеевы: возможно дипломатическое предательство в пользу Литвы; и вражда с царём из-за новгородских земель: Иван Третий захватил вотчины Патрикеевых и передал их служилым людям). Вассиан был очень умным, остроумным и едким публицистом. Он написал пять небольших трактатов. Основные идеи этих сочинений: 1. Иноческая жизнь — всецелое отречение от мирской жизни, (как египетские отшельники), "продаждь имение твое и даждь нищим". 2. Обладание вотчинами заражает монахов страстию сребролюбия, а по апостолу оно "корень всем злым". Он беспощадно бичует монахов за ростовщичество. 3. Древние отцы сёл монастырских не держали, но жили по Евангелию без имений. Вот несколько пассажей о современных ему монахах: "Войдя в монастырь мы не перестаем всяким образом присваивать себе всякое имущество. Вместо того, чтобы питаться от своего рукоделия мы шатаемся по городам и заглядываем в руки богачей, раболепно угождаем им, чтобы попросить у них какое-нибудь село или деревеньку. Господь повелел раздавать неимущим, а мы побеждаеми сребролюбием и алчностью оскорбляем различными способами убогих наших братьев.. Без милосердия забираем у поселянина коровку или лошадку, истязуем братий наших бичами или прогоняем их вместе с женами и детьми с нашей земли, а иногда придаем княжеской власти на конечное разорение". " Сами богатеете, обжираетесь, а работающие крестьяне, братья ваши живут в последней нищете не в силах удовлетворять вас тягостною службою, изнемогают от лихвы вашей и изгоняются из сел ваших нагие и избитые". Удивительно остро. Для обоснования своих мыслей он взялся исследовать Крмчую книгу. Пришёл к печальному выводу, что правы его оппоненты. В Кормчей он хотел найти подтверждение, что древние монахи так не жили. Иосифляне ссылались на правила канонические. Тогда он сделал вывод, что повреждены существовавшие у нас на салвянском языке правила. Когда прибыл Максим Грек, муж учёный, он завязал с ним знакомство. Вассиан обращался к нему по вопросам переводов. Как перевести слово "агрос". Это или пустошь, земля не обрабатываемая крестьянами или вотчина с крестьянами. Вот он с таким вопросом обратился к Максиму Греку. По Вассиану оказалось, что наш перевод был сделан неверно. Между прчим и сам Максим Грек был нестяжателем. Вассиан шумно объявил: "Есть в святых правилех супротивно Святому Евангелию и Апостолу и всех святых отец жительству". Его поддержвл митрополит Варалаам, нестяжатель и великий князь Василий Иванович. Но вот Варлаам удалён. А при митрополите Данииле (1521 — 1539), и когда князь вступил в союз с иосифлянами Вассиана вместе с Максимом Греком судили. Судили из — за:1. Дерзнул на дело, которого от века не бывало; 2. Он посягнул на великую книгу священных правил апостолов, соборов и отцов. (Материалы следствия говорят, что он малую часть выписал, а иное разметал). 3. Утверждал, что есть во Святых правилех супротивное Евангелию и апостолу и святых отец жительству, дескать правила здешние не правила, а кривила. 4. За вотчины чудотворцев русских называл смутотворцами, например митрополита Иону и св. Макария Калязинского. "Господи, что ся за чудотворцы!? Сказывают, что в Калязине Макар чудеса творил, а мужик — то был сельской и аз — то его знал". О митрополите Ионе говорил: "Аз не ведаю, чудотворец ли был".О московских богослужебных книгах говорил: "Здешние книги все лживые. По тем книгам Бога хулили, а не славили". Его ещё обвинили в какой — то богословской путаннице: о нетленности плоти Христовой. Он был осуждён и направлен в Иосиф монастырь, где умер до 1545 года. Андрей Курбский так выражается: "Презлые Иосифляне его уморили по мале времени", По чему мы говорим, что он умер около 1545 года? Под этим годом в инвентаре монастыря уже значится могила Ругательного князя. Был он князем и остался князем. От других требуя исполениня строгих монашеских обетов к себе же был снисходителен. Документ пишет: "Вассиану неугодно было симоновских блюд кушать: хлеба ржаного, щей, свекольников, каши, молока промозглого и пива монастырского не пил, с деревень мол это идёт, а питался блюдами со стола княжеского, пил же нестяжатель рейнское вино, мушкатель (как Григорий Распутин). Голубинский пишет почему же он принял на себя роль проповедника нестяжательства: "Вассиан вырванный из среды деятельности государственной и обреченный через пострижение в монахи на бездеятельно-ничтожное существование он ухватился за проповедь о реформе монашества как за новы й род деятельности и как за новый путь для себя к славе". Проще говоря, ради честолюбия. Он был честолюбив без меры. Голубинский не доверяет похвальному слову о нём князя Курбского, что он якобы "жестоко и свято житие препровождал во мнишестве, подобно великому и славному древнему Антонию". Как считает Голубинский, отзыв принадлежит весьма пристрастному человеку, человеку партии и не заслуживает особого доверия. Ключевскийц имеет другое мнение по этому вопросу: "В нём говорит не одно негодование пустынника-нестяжателя, но часто и раздражение бывшего боярина из рода князей Патрикеевых против людей и учреждений опустошавших боярское землевладение". Потому что монастырские вотчины возрастали за счёт боярской земли.
Воспользуйтесь поиском по сайту: