Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Святитель Филипп, митрополит московский. (1507 -1568)




В миру это Феодор Степанович Колычев. Родился в знатной боярской семье. Отец заседал в боярской думе. И сам Феодор начал службу при дворе великого князя. В тридцать лет тайно бежит на Соловки. В тот год, когда его родственники участвовали в мятеже князя Андрея Старицкого против великой княгини Елены, матери Ивана Грозного. Тогда они попали в опалу. Скрыв своё имя будущий митрополит поступает в послушники и после сурового испытания пострижен в монахи с именем Филипп. Через десять лет в 1548 году уходивший на покой игумен Алексий указал на Филиппа как на достойного преемника. Всё новое о Филиппе заключается в акцентах. Восемнадцать лет управляя Соловками он показал себя прекрасным администратором и рачительным хозяином (от слова рациональный). Монастырь при Филиппе стал богатейшим промышленником; он вёл добычу и торговлю солью. Впервые здесь был заведён железный промысел. Монастырь стал культурным центром Поморья. Филипп осушал болота, соединял каналами озера, ставил мельницы, проложил дороги, раскинул фруктовые сады и выращивал в них южные растения, чуть ли не арбузы, построил два каменных храма, завёл колокольный звон вместо бил и клепал. Некоторые исследователи допускают участие Филиппа в Стоглавом Соборе. После изгнания Святого Германа с митрополичьего престола Иван Четвёртый указал на игумена Филиппа. 20 июля 1556 года царь с собором понуждали принять Филиппа принять митрополичий сан. Он отказывался, ставя условие отменить опричнину (1565 год — учреждение опричнины). Царь разгневался, но отложил свой гнев по молитвам епископов и поручил собора добиваться от Филиппа, чтобы он не встревал в опришнину, в политические дела и в царьской домовой обиход. Наконец Филипп уступил, вынужден был признать опричнину, но получив право протеста против всех безнравственных и противных христианскому долгу явлений. 25 июля 1566 года состоялось его посвящение в митрополиты. Спокойно прошёл один год без казней. В следующем году были перехвачены письма польского короля Сигизмунда к московским боярам, чтобы они отъехали в Литву. При Сигизмунде в Польше и Литве царил либерализм. Поэтому были казнены и не только виновные. Филипп просил царя прекратить бессмысленные кровопролития. Царь не внял просьбам святаго Филиппа. Среди духовных нашлись завистники, то были: Пимен Новгородский, из рук которого Филипп принимал омофор при посвящении, епископы Филофей Рязанский, Пафнутий Суздальский и царский духовник Евстафий, которого митрополит запретил за какое-то ослушание. Сначала митрополит келейно просил царя оставить казнь, но тщетно. Тогда митрополит публично обличил его в Великий Пост в Успенском соборе 22 марта, напомнив ему об ответственности пред Богом. Царь приказал: "Филипп, не прекословь державе нашей, да не посягнет тебя мой гнев. Митрополит в этот же день "вышел из двора митрополичья и жил в монастыре у Николы Старого". Филипп был неустрашим и снова обличил его в соборе, когда туда явились опричники в маскарадной одежде: черные кафтаны и высокие татарские шлыки. Иван подошёл к митрополиту за благословением. Митрополит же как бы не замечая его пристально смотрел на образ Спасителя. Бояре шептали: "Владыка, государь пред тобою, благослови его". Митрополит с пастырским дерзновением и гневным пафосом произнёс: "В сем виде, в сем одеянии не узнаю царя православного. Не узнаю его и в делах государственных. Кому поревновал ты приняв сей образ?! И изменив свое благолепие?! Государь, убойся суда Божия. На других ты закон налагаешь, а сам нарушаешь его. У татар и язычников есть правда, на одной Руси её нет. Мы здесь приносим бескровную жертву за спасение мира, а за алтарём без вины проливается кровь христианска". Царь воскликнул: "Филипп, ужели ты думаешь изменить нашу волю, лучше тебе быть единомысленным с нами". "Тогда суетна была бы моя вера" отвечал митрополит. "Я не о тех скорблю, которые предаются смерти невинно как мученики, я о тебе скорблю, пекусь о твоем же спасении" В другой раз 28 июля Филипп заметил во время крестного хода в Новодевичьем монастыре при чтении Евангелия одного опричника стоящего в тафье. Это татарский обычай. Митрополит выговорил за это царя, тот оглянулся, но виновного не нашёл, потому что тот успел снять шапку. Злые языки шептали, что митрополит говорит неправду. Царь гневно бранил митрополита, называл его злодеем. Иван решил низложить смелого святителя. Была направлена следственная комиссия на Соловки во главе с Пафнутием Суздальским. Там нашли клеветников во главе с игуменом Паисием. Спешно собран собор, который осудил святаго митрополита. Филипп молча начал слагать знаки своего сана прямо на соборе, но ему не позволили сделать это. 8 ноября его заставили служить Литургию в Успенском соборе и во время Литургии главный опричник Басманов прочёл народу соборный приговор о низложении митрополита. Опричники сорвали с него одежды архиерея и облекли в старую монашескую ряску, вытолкали из храма и на дровнях отвезли в Богоявленский монастырь. Неделю страдалец сидел в оковах в смрадной монастырской тюрьме, затем был переведён в Старо — Никольский монастырь. В это время были казнены десять его родственников. Однажды царь прислал митрополиту отрубленную голову одного из родственников, старец поклонился пред ней, благословил её, облобызал с любовью и отдал принесшим. Потом он был сослан в тверской Отроч монастырь. Через год когда Иван шёл со своим войском в Великий Новгород чтобы наказать его за мнимую измену 23 декабря 1569 года царь проходя мимо монастыря послал туда Малюту Скуратова (от слова шкура)(на самом деле Малюта это псевдоним, а сам он из рода Бельских), чтобы святитель дал благословение на поход. Тот разумеется отказал. Скуратов задушил старца подушкой (возглавием) сказав, что умер по небрежности монахов, от неуставного зноя келейного(угар). В народе была такая молва, что царь собирался сжечь его живым как чародея, затравить медведем. Рассказывали так же о его чудесах. В 1591 году по просьбе братии Соловков его останки перевезены в монастырь, а в 1652 году царь Алексей Михайлович повелел перенести его мощи пока непрославленные в Москву. Посольство по перенесению возглавил патриарх Никон, тогда митрополит новгородский. Никон в церкви Зосимы и Саввватия распечатав грамоту царя во всеуслышание прочёл, что царь молит святого мученика отпустить вину прадеда его. 19 июля 1652 года святые мощи были положены в Успенском соборе. Он прославлен в 1669 году. 25

МИТРОПОЛИТ КИРИЛЛ (1568 — 1572)

После Филиппа Иван Грозный решил не ставить митрополитов из бояр, в которых видел врагов. Так или иначе, но три следующих митрополита наложили печать на свои уста: Кирилл, Антоний, Дионисий. Они предоставили творить царю что хочет. 11 ноября 1568 года митрополитом был поставлен настоятель ТСЛ Кирилл Четвёртый. Перед началом собора царь держал лжесмиренную речь, просил благословения на четвёртый брак. После смерти Анастасии, первой супруги Иван женился на черкесской княжне Марии Темрюковне. Она тоже скончалась Царь считал, что её отравили. Когда она умерла, царь начал брать одну за другой из среды подданных. Третьей стала Марфа Собакина, дворянка. После венца она через две недели скончалась. Девство было не нарушено. Поэтому он просил разрешения на четвёртый брак. "Я хотел пострига, но видя что творится в державе, я оставляю мысль о монашестве". Собор дозволил, но наложил на него епитимью, но потом он её бросил. Всего у него было семь жен. От последней Марии Нагой родился царевич Димитрий. Он хотел жениться ещё и восьмой раз на племяннице английской королевы — девы Елизаветы первой. В 1570 году Иван ходил на Новгород как на Казань, и губил новгородцев без суда в течении шести недель: 500 попов, а других обложил податью в двадцать рублей. Кто не мог платить ставил на правёж (битьё палками). Сбылось пророчество святителя Филиппа. Его завистник, Пимен, митрополит новгородский, был сослан и умер в Веневском монастыре (Тульская епархия). В худой одёже его посадили на белую кобылу и привязали ногами, вручили бубны и волынку и как шута возили по улицам. Царь не постеснялся расправиться и со своим двоюродным братом князем Владимиром Старицким, которого подозревал в злых умыслах со времени своей болезни в 1553 году. Князь был умерщвлен как и мать его и жена без суда.

В 1571 году крымский хан Девлет — Гирей дошёл до Москвы и сжёг её предместья. Почему хан пошёл на Москву. После захвата Казани и Астрахани татары и турки заявили о правах на Поволжье. Хан шёл тем же путём, что и Ахмат в 1480, он обманул русские сторожевые войска на реке Угре и Оке он вторгся в пределы Москвы. В 1572 году он снова пошёл на Москву, но был разбит на реке Лопасне и бежал. В 1571 году особый совет решил строить сторожевые города южнее Оки: так основаны города Белгород и Харьков. В 1572 году митрополит Кирилл умер и был погребён в Новинском монастыре. Он также впал в немилость

МИТРОПОЛИТ АНТОНИЙ. (1572 — 1581)

В мае 1572 года назначен из полоцких епископов тишайший и смиреннейший митрополит Антоний. В 1573 году и 1580 году при нём сзывались соборы о церковных вотчинах. Этот вопрос интересовал прежде всего царя, потому что шла Ливонская война. Она требовала средств. На первом соборе годах запрещены пожертвования земель в большие монастыри; жертвовать в малые можно только с разрешения царя. В 1580 году — был запрет отдавать земли в монастыри на помин души. Монастыри и епископы не имело права покупать и брать под залог земли. На основание нового монастыря надо было бить челом царю. Собор 1580 года — важный поворотный момент в истории монастырского землевладения. Это важный шаг вперёд подчинения Церкви государству. Следующий шаг сделал Пётр Первый. Генрих Восьмой отнял же в Англии все монастырские земли, потому что 1/3 всех земель принадлежала монастырям.

МИТРОПОЛИТ ДИОНИСИЙ. (1581 — 1587)

После Антония митрополитом поставлен Хутынский архимандрит Дионисий, человек с характером и дарованиями (премудрый грамматик). Он не противоречил Грозному, хотя и был с характером. Грозный умер в 1584 году. Пред смертью в монашество уже беспамятного постригал именно Дионисий. Царь очень любил париться в бане. Вот один раз он парился шесть часов. После чая он сел играть в шашки и повалился, его еле еле успели постричь в монашество с именем Иона. Митрополит Дионисий венчал сына Ивана Феодора на царство. Ливонская война, уже проигранная принесла нищету и голод. Поэтому собор 1584 года подтвердил решения собора 1580 года. Только монастыри имели ещё средства. Ещё этот собор ввёл платежи с церковных земель в пользу государства. На краткое время была введена пошлина и на церковную торговлю. Был голод очень страшный с 1600 года по 1603 год. Правление Ивана Четвёртого принесло очень много несчастий стране. Этот голод был прелюдией к смуте. Вот решение из постановлений собора 1584 года: "Из монастырей монахов не выпускать, а которые чернецы в монастырях не живут и бесчинствуют в Москве и в городах, ходят по кабакам и корчмам упиваются до пьяна и валяются по улицам на таковых бесчинников Троице-Сергиева монастыря власти должны восстановить бывший Пятницкий монастырь, оградив его высоким стоячим тыном и в этот монастырь бесчинников сослать. Дионисий вступил в борьбу с всесильным временщиком шуриным царя Годуновым. Дионисий с боярами Шуйскими хотел просить царя развестись с бездетной супругой Ириной. Борис оклеветал Шуйских, будто они хотят изменить царю. Возмущенные его поступком митрополит Дионисий и крутицкий архиепископ Варлаам явились к царю и открыто обличали Бориса в тирании и коварстве, чем собрали угли на свою голову. Борис оклеветал их обоих и отправил в ссылку: Дионисия в Хутынский монастырь, Варлаама в Антониев монастырь. После этого митрополитом был избран святитель Иов, человек Бориса Годунова. Князь Курбский называл русских святителей того времени потакомниками царя.

Дорогие студенты! Приносим наши извинения за недостатки нашего убогого труда.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...