Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Табл. 2. Технологическая дорожная карта развития (ТДКР)




Табл. 2. Технологическая дорожная карта развития (ТДКР)

Период n
Новый продукт для потребителя - - - x x
Организация производства - - x x x
Разработка технологии (ОКР) - x   x x
Прикладная научно-исследовательская работа (ПНИР) x - - - x
Кадры x x x x x
Прочие необходимые ресурсы x x x x x

 

 

Здесь также первым шагом являются прогнозы по востребованным продуктам по периодам. Мы видим, что в периоде номер 4 потребителем будет востребован некий продукт x. Чтобы он был получен в нужное время, в периоде 1 нужно провести НИР (научно-исследовательскую работу), для которой требуются кадры и прочие ресурсы. В периоде 2 требуется провести разработку на основе результатов НИР, и для этого требуются другие кадры и ресурсы. В период 3 происходит организация производства, осуществляемая следующим набором кадров и с привлечением других иных ресурсов. При этом готовятся эти разнообразные кадры заранее, с учетом длительности подготовки, а не ищутся на рынке труда (где обычно тех, чья роль критична, не хватает).

Очевидно, что такое усложнение подхода делает необходимым участником прогнозирования и планирования учебные заведения. И позволяет им актуализировать свою образовательную деятельность, обеспечивая востребованность своих выпускников. Что же касается опасений корпораций по поводу увеличения рисков за счет большей открытости планов, это должно с лихвой компенсироваться:

-  снижением кадровых рисков (рисков отсутствия либо излишней дороговизны высококвалифицированных специалистов на рынке труда в том период, когда они понадобятся);

-  увеличением объема применения инноваций за счет подготовки специалистов организаций-потребителей заранее в требуемом объеме.

Технологическая дорожная карта развития — план согласования корпоративных стратегий со стратегиями организаций науки и образования, призванный минимизировать кадровые риски и максимизировать области применения инноваций.

Можно предположить, что эти два фактора существенно если не на порядки перекроют потери от широкого свободного доступа к дорожным картам и от увеличения компетентности конкурентов. Поэтому выше мы и заявили о возможности уникального в истории роста эффективности экономики за счет производительности труда.

4.   Взаимодействие секторов инноваций и образования при реализации ТДКР

Приведенная в табл. 1 технологической дорожной карты развития является укрупненной, на самом деле группы специа­листов и учащихся, отвечающих за взаимодействие процессов по строкам со 2 по 7 этой таблицы существенно больше шести. В литературе и практике по акселерации инновационных проектов используется понятие TRL (technology research level). Данный подход появился в 1970-х годах в NASA, в 1990-х годах был принят для взаимодействия гражданского исследовательского сектора США с американским Министерством обороны, с 2000-х годов широко используется для реализации концепции открытых инноваций в Евросоюзе. Оценка разработки по одному из 9 уровней TRL дает возможность согласованно и единооб­разно обсуждать техническую зрелость различных типов технологий. TRL технологии определяется при оценке готовности технологии (TRA), которая исследует концепции программ, технологические требования и продемонстрированные технологические возможности. TRL основаны на шкале от 1 до 9, где 9 — наиболее зрелая технология. Вот эти уровни, используемые на практике в Евросоюзе:

TRL 1 — подтверждены основные принципы технического решения;

TRL 2 — сформулирована технологическая концепция;

TRL 3 — экспериментально подтверждена концепции;

TRL 4 — технология проверена в лаборатории на лабораторном образце;

TRL 5 — технология подтверждена в среде эксплуатации (промышленно значимая среда в случае ключевых вспомогательных технологий)

TRL 6 — технология продемонстрирована в среде эксплуатации (промышленно значимая среда в случае ключевых вспомогательных технологий)

TRL 7 — продемонстрирован прототип технической системы в операционной среде;

TRL 8 — техническая система завершена и сертифицирована;

TRL 9 — техническая система фактически проверена в среде эксплуатации и готова к улучшениям (конкурентоспособное производство в случае ключевых вспомогательных технологий или в космосе).

 

Табл. 3. Работы по акселерации инновационных проектов

TRL Технологическая готовность Инженерная готовность Производственная готовность Операционная готовность Преимущества и риски Готовность к поставкам заказчикам
улучшение и эволюция изделия рабочая документация основное и вспомогательное производство поддержка производства, сервиса, снижение издержек мониторинг конкурентов формирование портфеля заказов
продукт в составе системы доработка моделей отработка стабильного пилотного производства организация подготовки производства и сервиса подписаны соглашения с партнерами отработка замечаний заказчиков
продукт в составе макета системы конструкторская подготовка CAD/CAM технологическая подготовка производства соглашения с заинтересованными организациями подписаны лицензионные договоры пробные поставки
полнофункциональный образец изготовление на пилотной линии состав пилотной производственной линии обученный персонал пилотной линии поданы заявки на патенты, технические риски сняты точные спецификации продукта
образец в реальном масштабе режимы пилотного производства отработаны изготовление в реальных условиях уточненная бизнес-модель уточненные преимущества уточненная модель цено- образования
лабораторный образец интеграцион- ные интерфейсы базовая технология производства требования к сервисной поддержке патентная стратегия поставщики и партнеры, ценовая политика
макетный образец проверка совместимости выбор производить или заказывать уточненные технические требования к продукту план снижения рисков анализ конкурентного окружения

сформулирована технологическая концепция

формулировка основных принципов технического решения

 

Нетрудно заметить, что эти 9 уровней фактически являются более подробным изложением содержания строк 4 и 5 таблицы 1 — ПНИР и ОКР. Ниже приведем Таблицу 3, в которой покажем, какие работы, кроме собственно исследований, разработок, испытаний и сертификации, требуются на практике как содействующие успешному продвижению по данным уровням TRL. То есть по акселерации инновационных проектов — процессу, который начинается с третьего уровня TRL, поскольку первые два относятся к чисто научной стадии и необязательно приводят к созданию нового продукта.

Как видим, уже на уровне TRL6 требуется иметь обученный персонал пилотной линии. При переходе на следующие уровни формализуются отношения с все расширяющимся кругом парт­неров, которые по сути являются потребителями: лицензиатами, иными заинтересованными сторонами, партнерами, затем и сервисными организациями.

То есть для успешного перехода на высокие уровни готовности технологии к массовому применению запрос на работу образовательных учреждений растет. Но они должны быть к этому готовы. Это возможно лишь при их участии в составлении и постоянном обновлении дорожных карт. То есть, мы видим необходимость планомерного участия образовательного сектора в развитии инновационных отраслей, а вовсе не предоставления образовательных услуг на рынке. И если проект акселерируется не случайным образом, а находясь под реальным контролем и при поддержке инновационного консорциума, это обеспечит не только его успешность по отработке технологии, но и с точки зрения объема внедрения, о чем мы писали выше.

Именно отсутствие такого уровня взаимодействия заставило, например, инновационные отрасли США играть роль «кадрового пылесоса», скупая специалистов со всего мира десятилетиями. В результате они лишают собственное население шанса стать участником социально-экономического развития, консервируя свои старые классовые проблемы с XIX столетия. Кажется парадоксальным, что самая высокотехнологичная экономика не способна обеспечить тот уровень общедоступности образования и здравоохранения, который обеспечили даже подчиненные ей менее могучие экономики западного мира — европейские и не только. В XXI веке это единственная из высокотехнологичных стран с неразрешенными, более того — маскируемыми расовыми проблемами, которые на самом деле являются пришедшими из XXI века классовыми противоречиями. Но на самом деле это не парадокс, а естественный результат ухода от задачи построения собственного общественного института взаимодействия образования и инноваций. И уход этот естественен для рыночного подхода — рынок не строит институты, а реализует обмен товарами и услугами.

Фото: «Америка — пылесос мозгов»

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...