Табл. 2. Технологическая дорожная карта развития (ТДКР)
Табл. 2. Технологическая дорожная карта развития (ТДКР)
Здесь также первым шагом являются прогнозы по востребованным продуктам по периодам. Мы видим, что в периоде номер 4 потребителем будет востребован некий продукт x. Чтобы он был получен в нужное время, в периоде 1 нужно провести НИР (научно-исследовательскую работу), для которой требуются кадры и прочие ресурсы. В периоде 2 требуется провести разработку на основе результатов НИР, и для этого требуются другие кадры и ресурсы. В период 3 происходит организация производства, осуществляемая следующим набором кадров и с привлечением других иных ресурсов. При этом готовятся эти разнообразные кадры заранее, с учетом длительности подготовки, а не ищутся на рынке труда (где обычно тех, чья роль критична, не хватает). Очевидно, что такое усложнение подхода делает необходимым участником прогнозирования и планирования учебные заведения. И позволяет им актуализировать свою образовательную деятельность, обеспечивая востребованность своих выпускников. Что же касается опасений корпораций по поводу увеличения рисков за счет большей открытости планов, это должно с лихвой компенсироваться: - снижением кадровых рисков (рисков отсутствия либо излишней дороговизны высококвалифицированных специалистов на рынке труда в том период, когда они понадобятся);
- увеличением объема применения инноваций за счет подготовки специалистов организаций-потребителей заранее в требуемом объеме. Технологическая дорожная карта развития — план согласования корпоративных стратегий со стратегиями организаций науки и образования, призванный минимизировать кадровые риски и максимизировать области применения инноваций. Можно предположить, что эти два фактора существенно если не на порядки перекроют потери от широкого свободного доступа к дорожным картам и от увеличения компетентности конкурентов. Поэтому выше мы и заявили о возможности уникального в истории роста эффективности экономики за счет производительности труда. 4. Взаимодействие секторов инноваций и образования при реализации ТДКР Приведенная в табл. 1 технологической дорожной карты развития является укрупненной, на самом деле группы специалистов и учащихся, отвечающих за взаимодействие процессов по строкам со 2 по 7 этой таблицы существенно больше шести. В литературе и практике по акселерации инновационных проектов используется понятие TRL (technology research level). Данный подход появился в 1970-х годах в NASA, в 1990-х годах был принят для взаимодействия гражданского исследовательского сектора США с американским Министерством обороны, с 2000-х годов широко используется для реализации концепции открытых инноваций в Евросоюзе. Оценка разработки по одному из 9 уровней TRL дает возможность согласованно и единообразно обсуждать техническую зрелость различных типов технологий. TRL технологии определяется при оценке готовности технологии (TRA), которая исследует концепции программ, технологические требования и продемонстрированные технологические возможности. TRL основаны на шкале от 1 до 9, где 9 — наиболее зрелая технология. Вот эти уровни, используемые на практике в Евросоюзе:
TRL 1 — подтверждены основные принципы технического решения; TRL 2 — сформулирована технологическая концепция; TRL 3 — экспериментально подтверждена концепции; TRL 4 — технология проверена в лаборатории на лабораторном образце; TRL 5 — технология подтверждена в среде эксплуатации (промышленно значимая среда в случае ключевых вспомогательных технологий) TRL 6 — технология продемонстрирована в среде эксплуатации (промышленно значимая среда в случае ключевых вспомогательных технологий) TRL 7 — продемонстрирован прототип технической системы в операционной среде; TRL 8 — техническая система завершена и сертифицирована; TRL 9 — техническая система фактически проверена в среде эксплуатации и готова к улучшениям (конкурентоспособное производство в случае ключевых вспомогательных технологий или в космосе).
Табл. 3. Работы по акселерации инновационных проектов
Нетрудно заметить, что эти 9 уровней фактически являются более подробным изложением содержания строк 4 и 5 таблицы 1 — ПНИР и ОКР. Ниже приведем Таблицу 3, в которой покажем, какие работы, кроме собственно исследований, разработок, испытаний и сертификации, требуются на практике как содействующие успешному продвижению по данным уровням TRL. То есть по акселерации инновационных проектов — процессу, который начинается с третьего уровня TRL, поскольку первые два относятся к чисто научной стадии и необязательно приводят к созданию нового продукта. Как видим, уже на уровне TRL6 требуется иметь обученный персонал пилотной линии. При переходе на следующие уровни формализуются отношения с все расширяющимся кругом партнеров, которые по сути являются потребителями: лицензиатами, иными заинтересованными сторонами, партнерами, затем и сервисными организациями. То есть для успешного перехода на высокие уровни готовности технологии к массовому применению запрос на работу образовательных учреждений растет. Но они должны быть к этому готовы. Это возможно лишь при их участии в составлении и постоянном обновлении дорожных карт. То есть, мы видим необходимость планомерного участия образовательного сектора в развитии инновационных отраслей, а вовсе не предоставления образовательных услуг на рынке. И если проект акселерируется не случайным образом, а находясь под реальным контролем и при поддержке инновационного консорциума, это обеспечит не только его успешность по отработке технологии, но и с точки зрения объема внедрения, о чем мы писали выше.
Именно отсутствие такого уровня взаимодействия заставило, например, инновационные отрасли США играть роль «кадрового пылесоса», скупая специалистов со всего мира десятилетиями. В результате они лишают собственное население шанса стать участником социально-экономического развития, консервируя свои старые классовые проблемы с XIX столетия. Кажется парадоксальным, что самая высокотехнологичная экономика не способна обеспечить тот уровень общедоступности образования и здравоохранения, который обеспечили даже подчиненные ей менее могучие экономики западного мира — европейские и не только. В XXI веке это единственная из высокотехнологичных стран с неразрешенными, более того — маскируемыми расовыми проблемами, которые на самом деле являются пришедшими из XXI века классовыми противоречиями. Но на самом деле это не парадокс, а естественный результат ухода от задачи построения собственного общественного института взаимодействия образования и инноваций. И уход этот естественен для рыночного подхода — рынок не строит институты, а реализует обмен товарами и услугами. Фото: «Америка — пылесос мозгов»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|