Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

5. Необходимость расширения планомерной кооперации с непроизводительным сектором за пределами образования




5.   Необходимость расширения планомерной кооперации с непроизводительным сектором за пределами образования

При оценке трудовой потребительно-стоимостной эффективности инновационных проектов и их образовательного сопровождения потребителем является не только предприятие, внедряющее результат НТП. Первый эффект получается в случае достижения экономии труда переобученных или вновь нанятых сотрудников за счет их более эффективного распоряжения рабочим временем, за вычетом времени на обучение\переобучение. Но для полного определения эффекта следует также учитывать влияние на все отрасли, которые затронет этот проект — учитывая не частную, а социальную экономию труда.

С учетом же того, что большая часть расходов на образование является бюджетными субсидиями (больша́ я, но не бо́ льшая. С учетом расходов домохозяйств и корпораций уже в 2005 году последние составили более половины от совокупных расходов в Российской Федерации на обучение), учебные планы бюджетных образовательных учреждений должны составляться и обновляться в интересах планов развития экономики на основе сводных для всего народного хозяйства технологических дорожных карт развития. Это необходимый способ для обеспечения эффективности и целесообразности их работы.

Стремление к социальной экономии труда вызывает необхо­димость изменения производственных отношений, в частности трудовых. Это полагает начало преобразований, сущность кото­рых состоит в переходе от рыночных трудовых отношений к планомерным. Такие непроизводительные сектора, как здравоохранение, культура и фундаментальная наука должны быть постепенно вовлечены в этот процесс, создавая надстройку над новым способом производства (производства на заказ). Все это должно вовлекать все новых работников во внедрение результатов НТП и выводить их из устаревающих отраслей.

Предлагаемый подход избавлен от недостатка, свойственного анализу цепочек создания стоимости (по Майклу Портеру[104]) — отсутствия (конфиденциальных) сведений о расходах других компаний. В цепочке ценностей Майкла Портера деятельность компании разделяется на основную и вспомогательную. Первая при этом прямым образом добавляет стоимость к конечной услуге или продукту. Вспомогательная деятельность косвенно обеспечивает эффективную и рациональную реализацию основных задач. В нашем же случае образовательная деятельность и прочие вспомогательные вполне способны объективно определять эффект от своей деятельности путем расчета создаваемой экономии времени у потребителя продукции основных (производящих) видов деятельности.

Но возможность достижения общественной экономии труда существует и за счет изменений на потребительском (конечном) рынке. Мы уже описали принципы прохождения импульса преобразований во всех основных частях экономики, кроме потребительского рынка. Переходим теперь к нему.

 

 

§ 4.   Оценка эффективности замены потребительных стоимостей новыми и повышение доступности результатов научно-технического прогресса

1.   Новая цель монополизма — социальная экономия труда (времени)   

Напоминаем, что мы определяем возможности для эффективности на государственно-монополистической стадии развития капитализма в условиях овладения цифровыми технологиями. Сочетание этих двух условий можно назвать «экономика данных».

Выше мы выделяли два вида монополий (государственные и технологические), поскольку говорили о вызревающих возможностях для организации производственных сил и преобразовании сферы обучения в интересах этих сил. Теперь же мы переходим к тому сектору, который в рыночный период развития экономики называется «потребительский рынок», либо «рынок товаров народного потребления», а теперь его вернее называть сектор конечного потребления. Он развивается с помощью замены потребительных стоимостей (полезных вещей и иных благ) новыми (более полезными) и его развитие означает повышение доступности результатов научно-технического прогресса возрастающему числу потребителей.

В любой монопольной структуре существует какое-либо уникальное преимущество, которое позволяет лишь одной компании занять монопольное положение. Есть пять видов оснований для возникновения монополий[105]:

1.   Государственные лицензии.

2.   Природные ресурсы.

3.   Мода или luxury, защищенные брендом.

4.   Сильные сетевые эффекты, основанные на цифровых платформах. Платежные сервисы, социальные сети, поисковики, мессенджеры.

5.   Прорывные технологии. У компании есть прорывная технология в своей индустрии, и она добивается большого объема ее применения.

Если вы не находитесь в одной из первых четырех ситуаций, то можете стать монополией, только создав прорывную технологию.

Монополизм вообще достигает преимущества в плане нововведений за счет возможности максимизировать область применения инновационного продукта — мы говорили об этом выше. Но только в пятом виде монополизма (по перечню, приведенному выше) для этого требуется объединение максимального количества отраслей и людей, в них работающих. Это показано в параграфах 2 и 3 настоящей главы. А значит, именно в технологических монополиях больше всего и быстрее всего происходят процессы перехода от товарного производства к производству на заказ, причем массовому и планомерно развивающемуся. Это даст им преимущество перед монополиями 2, 3 и 4 типов. Поскольку локальные преимущества этих трех типов монополий не смогут долго противостоять концентрации максимального количества взаимодействующих талантов. Но мы показали, что для перехода от рынка рабочей силы к производству рабочей силы на заказ необходимо сотрудничество технологических монополий с обществом в целом, как поставщиком работников. Значит, монополии 1 вида (основанные только на государственном регулировании доступа к потребителю) также должны уходить в прошлое, сливаться воедино с технологическими. Это и будут полноценные государственно-монополистические объединения, отличающиеся от предшественников не только широким использованием больших данных, но и новой целью взаимодействия, которой ранее не было ни у каких субъектов экономики. Эта цель — расширенное воспроизводство т. н. совокупного работника[106]. Понятие было введено Карлом Марксом, когда он исследовал процесс производства капитала (на русский язык неправильно переводится как «совокупный рабочий». Ошибка перевода замечена и исправлена профессором М. В. Поповым. То есть речь идет о всех работниках, а не только тружениках цехов и фабрик).

Маркс таким образом подчеркивает общественный характер труда, расширение и углубление связей между отраслями промышленности, указывает, что средства производства уже не могут функционировать “не общественно”. То есть сами по себе.

Сейчас же, в эпоху государственно-монополистического капитализма и цифровой трансформации[107] отраслей на основе использования данных, использование этого понятия дает намного большие возможности, чем просто обоснование общественного характера производства и следовательно необходимости уничтожения частной собственности на средства производства. Использованное нами понятие совокупного работника сводит воедино производительный и непроизводительный труд, управленцев и рабочих, работников умственного и физического труда, работников города и аграрной отрасли, дает единый общественный субъект, который способен осознать свои интересы, образовать новый общественный институт для их отстаивания, ставить цели и планомерно их достигать. Эти цели во всех случаях будут приводить к достижению социальной экономии труда, поскольку субъект этот очевидно равен обществу как целому. И обеспечивать интересы как будущих, так и бывших работников — детей и пенсионеров.

 

Фото: Михаил Васильевич Попов

 

Само по себе понятие это на самом деле не очень много дает для вскрытия сущнос­ти явлений. Например, понятие управленческого труда сразу дало понимание сущности агентской проблемы. Понятие классов и их интересов вообще привело в итоге к открытию источника прибавочной стоимости в товарной экономике. Но сейчас цифровые технологии дают возможность впервые в реальной практике начать учитывать, планировать и прогнозировать совокупные временные эффекты. Поэтому мы «сняли его с полки» в цифровую эпоху.

И именно при таком рассмотрении, когда общество берется как целое (каковым оно и является), в том числе используются возможности big data и data science, проявляется третий способ образования социальной экономии труда (времени) после экономии у потребителей средств производства и экономии за счет переобучения более эффективным технологиям. Это — снижение цен для конечно потребления, что приводит к снижению затрат необходимого рабочего времени для воспроизводства совокупного работника. То есть производит социальную экономию труда.

Потребительные стоимости при этом могут распределяться либо через общественные фонды (как бесплатное образование, медицина, дороги и т. п. ), либо по труду (по сниженным за счет повышения производительности ценам). Оба эти способа дают социальную экономию труда (времени). Также отметим, что все три приведенных нами способа получения социальной экономии (превышение экономии у потребителя средств производства над затратами их производителя, экономия времени от более эффективной работы переобученных или вновь обученных работников, снижение цен вплоть до нуля для конечного потребителя) зависят от объема применения продуктов соответствующих инновационных проектов.

Для конечного же потребителя трудовой потребительно-стоимостной эффект связан прежде всего со снижением цен, так как при сохранении его трудовых доходов это означает приобретение большей (или той же самой) потребительной стоимости за счет меньшего необходимого труда. С другой стороны, платежеспособный спрос у совокупного потребителя растет, так как на полученную экономию он может получать дополнительные потребительные стоимости, и ранее необходимые, но недоступные. То есть мы наблюдаем увеличение потенциала для производства потребительных стоимостей, или потенциала развития общества. И возможно это станет благодаря новой цели (расширенное воспроизводство совокупного работника) нового субъекта экономики (планомерно развивающейся государственной монополии).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...