Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

 ЧДД = – I0 +SДПt/(1 + i)t,  (5)




                                             ЧДД = – I0 +SДПt/(1 + i)t,                                                             (5)

 

где I0 — первоначальная сумма инвестиций (те средства, которые планируют вложить в проект),

       ДП — суммарный денежный поток периода t (сумма прибыли до уплаты налогов и амортизации),

       i — ставка дисконтирования (приемлемая норма годовой прибыли с учетом премии за риск).

                      СО = I0 / ДПср,                                                                                           (6)

 

где ДПср — средний ожидаемый денежный поток.

 

Расчет простого срока окупаемости будет корректным только при соблюдении следующих предпосылок:

•  вложения являются единовременными и инвестируются на старте проекта;

•  доход поступает стабильно и равными размерами (колеблется в пределах 5%);

•  отчетный период является одинаковым.

ВНР определяется решением уравнения

                  I0 =SДПt/(1 + ВНР)t,                                                                    (7)

 

то есть ВНР (внутренняя норма рентабельности) — это такое значение ставки дисконтирования, при котором ЧДД проекта равен нулю.

 

Социально-экономическая эффективность проекта — способность проекта создавать социальную экономию труда. Определяется по формуле (1). И если коммерческая эффективность требует оценки разными показателями (что само по себе создает возможности для недобросовестных спекуляций), то здесь показатель единственный, но его значение решающим образом зависит от объема внедрения. Может рассчитываться либо в масштабах народного хозяйства, либо в масштабах крупного хозяйственного комплекса, связанного либо кооперацией, либо единой собственностью. В случае кооперационных связей речь идет о комплексном народнохозяйственном проекте (например, проекте внутри кластера взаимосвязанных производителей), в случае комплекса с единой собственностью — внутри монополии (технологической монополии либо государственного сектора экономики).

Поскольку не все инновационные проекты, приносящие социальную экономию труда, выигрывают конкуренцию по показателям коммерческой эффективности, это означает, что оценку и ранжирование проектов по приоритетности при составлении/обновлении плана социально-экономического развития следует начинать с оценки социально-экономической эффективности. Затем среди проектов, дающие социальную экономию труда больше нуля проводить оценку по коммерческой эффективности — для привлечения в них средств на коммерческих условиях. Те же проекты, которые не окажутся коммерчески эффективными, должны быть реализованы за счет собственных средств монополий либо государственных субсидий. Поскольку собственнику (монополии либо государству) эти вложения принесут повышение эффективности их активов и окупятся таким образом. Вариантом здесь может послужить схема финансирования энергоэффективных контрактов, упомянутых в параграфе 2 главы 1. Когда берется кредит для модернизации энергосистемы, модернизация приводит к снижению эксплуатационных затрат потребителя и закупок энергоносителей либо собственно энергии, и часть полученной экономии уходит на возврат и обслуживание кредита.

Таким образом, вторичная роль оценки коммерческой эффективности по отношению к социально-экономической эффективности станет новой системной основой стимулирования инноваций. Ведь целые классы нововведений, повышающих эффективность экономики как целого, сейчас просто не внедряются, поскольку не проходят испытания прокрустовым ложем показателей коммерческой эффективности.

6.   Отношение к расчету бюджетной эффективности

Мы упомянули государственные субсидии как допустимый источник финансирования коммерчески неэффективных, но приносящих социальную экономию труда (то есть социально-экономически эффективных) проектов. Сейчас бюджетной эффективностью называют тот же самый показатель ЧДД, рассчитанный по формуле (5), только в качестве ДП за период t используются бюджетные отчисления (налоги и отчисления в социальные фонды). То есть это та же самая коммерческая эффективность, только вместо суммы прибыли и амортизации (которые остаются у предпринимателей) для дисконтирования берутся доля государства от выручки.

Правильнее же для обоснования выделения субсидий брать именно социальную экономию труда. Таким образом государство выйдет из роли ростовщика и станет активным участником развития экономики. И вообще социально-экономического развития.

Кроме того, выше мы упоминали, что при расчете чистого дисконтированного дохода ставка дисконтирования i берется с учетом риска и неопределенности. То есть она состоит из двух слагаемых — безрисковой ставки (например, ставки рефинансирования центробанка) и дополнительного коэффициента, отражающего так называемую «премию за риск». Это оценочная величина, основанная на анализе условий по каждому проекту. Нужно отметить, что участие государства в проекте может заключаться в том числе в управлении этими рисками, то есть в соответствующих гарантиях, позволяющих снизить «премию за риск», в некоторых случаях до нуля. А это понизит ставку дисконтирования и сделает большее количество проектов коммерчески эффективными. То есть позволит сконцентрировать собственно бюджетные субсидии на прочих социально эффективных проектах, реализовать большее их количество либо в большем масштабе.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...