Международные валютно – кредитные и финансовые отношения 11 глава
- не всегда можно получить информацию об аналогичном бизнесе, так как некоторые фирмы не участвуют в торгах на фондовом рынке, а ЗАО не раскрывают свою финансовую информацию.
82.Управление стоимостью предприятия как действующего.
Под управлением стоимостью имущества подразумевается комплекс управленческих решений и мероприятий, направленных на изменение его [имущества] текущей стоимости. Управление денежным потоком и стоимостью предприятия заключается прежде всего в создании новой его стоимости. Последнее предполагает сначала выявление конкретных факторов, определяющих изменение стоимости, затем разработку на их базе стратегий по увеличению стоимости, далее — последовательное целенаправленное воплощение этих стратегий. Процесс создания стоимости предприятия можно разделить на четыре ключевых этапа: первый этап — оценка предприятия «как есть»: по данным о текущем состоянии и нынешних производственных и финансовых планах руководства предприятия. Для оценки используется метод дисконтирования денежных потоков; второй этап — углубленный финансовый анализ предприятия, выявление факторов, «движущих стоимость» внутри предприятия, разработка и воплощение стратегий увеличения стоимости, основанных на воздействии на те или иные факторы; третий этап — использование возможностей организационного реструктурирования, например продажа производственных подразделений, покупка компаний, слияние, создание совместного предприятия, ликвидация подразделения и т.д.; четвертый этап —финансовое реструктурирование, означающее принятие решений в отношении уровней задолженности, увеличения собственного капитала, конвертации долга в собственный капитал.
Оценка предприятия «как есть», проводится методом дисконтирования денежных потоков. Особое внимание уделим второму этапу — созданию дополнительной стоимости внутри предприятия путем воздействия на факторы, движущие стоимость. Факторы, движущие стоимость, — это отдельные переменные в модели дисконтированных денежных потоков, характеризующие те или иные стороны в деятельности предприятия. При количественном изменении той или иной переменной происходит изменение величины денежного потока и соответственно стоимости. К важнейшим факторам, движущим стоимость, относятся: 1. Временной фактор. 2. Объемы реализации. 3. Себестоимость реализованной продукции. 4. Соотношение постоянных и переменных затрат. 5. Маржа валовой прибыли. 6. Собственные оборотные средства. 7. Основные средства. 8. Соотношение собственных и заемных средств в структуре капитала предприятия. 9. Стоимость привлечения капитала. Семь факторов непосредственно влияют на величину денежного потока, восьмой и девятый — на ставку дисконта. Воздействие на те или иные факторы (управление стоимостью) осуществляется согласно конкретным стратегиям развития предприятия. При этом применяются два основных подхода: лидерство по затратам и дифференциация. Первый подход заключается прежде всего в строгом контроле над затратами и тем самым в максимальном повышении эффективности производства; второй — в концентрации усилий предприятия на производстве и реализации продукции, не имеющей серьезных конкурирующих аналогов.
83.Управленческие особенности оценки ликвидационной стоимости предприятия. Виды ликвидационной стоимости, основные этапы расчета ликвидационной стоимости.
Ликвидационная стоимость - это цена, за которую объект может быть продан на рынке за ограниченные сроки. Этот вид стоимости всегда меньше рыночной оценки.
Условием появления ликвидационной стоимости является наличие чрезвычайных обстоятельств, которые влияют на изменение нормальной рыночной ситуации. Одним из наиболее распространенным направлением оценки ликвидационной стоимости является оценка предприятия при необходимости его банкротства. Ликвидационную стоимость можно разделить на три вида: Утилизационная ликвидационная стоимость. Стоимость предприятия в данному случае — величина отрицательная, в связи с тем, что активы предприятия не распродаются, а подлежат либо списанию, либо уничтожению. После чего будет строиться новое предприятие, экономический эффект от которого будет выше. Отрицательная стоимость компании базируется на том, что, как на списание, так и на продажу активов предприятия необходимы определенные денежные затраты. Ликвидационная стоимость упорядоченная. Основные характеристики данного вида ликвид. стоимости базируются на тезисе, что для продажи активов предприятия, безусловно, требуется определенное количество времени, с целью получения наибольшей прибыли за их реализацию. Принудительная ликвидационная стоимость. В данном случае, активы предприятия распродаются очень быстро, причем зачастую все сразу и на одном аукционе. Оценка ликвидационной стоимости объекта состоит из нескольких этапов: Необходимо провести анализ статистических и бухгалтерских документов. По результатам проведенного финансового анализа делается соответствующий вывод о том, достаточно ли активов, которые подлежат реализации для покрытия возникшей задолженности. Провести формирование массы имущества, которая подлежит оценке. После того, как задачи, которые поставлены ранее выполнены, переходим к третьему этапу. На котором необходимо рассчитать и сформировать общий долг (сумму задолженности) юридического лица. Разработать строгий календарный ликвидационный график. При разработке графика необходимо помнить о том, что для реализации различных активов предприятия требуются различные временные периоды. В основном, продолжительность временного периода рассчитывается в соответствии с ликвидностью реализуемых активов.
Обоснование размеров затрат. Нужно выделить затраты, которые будут связанны непосредственно с процедурой ликвидации (комиссионные сборы, налоги, которые оплачиваются при реализации имущества), а также затраты, которые возникают в связи с владением активами, до непосредственной их реализации (например, охрана объектов, их содержание и эксплуатация и проч.). Оценка реализуемого имущества. Она проводится с использованием всех существующих методов. Наиболее часто применяется сравнительный метод. Для каждого актива, который оценивается, устанавливаем ставку дисконтированная. Надо учитывать ликвидность актива, а также срок, в который имущество должно быть реализовано и риск возможной не продажи. На этом этапе необходимо создать график, который будет отражать общую выручку от продажи различного вида активов. Необходимо прибавить (либо вычесть) убытки, которые будут иметь место во время ликвидационного периода. Происходит погашение долгов, которые были накоплены непосредственно в ликвидационный период. Кредиторские требования подлежат удовлетворению в порядке очереди, предусмотренной Гражданским Кодексом РФ. Также необходимо вычесть преимущественные права на удовлетворение, к которым относятся: выплаты работникам предприятия, удовлетворение требований кредиторов в соответствии с обязательствами, погашение задолженности в бюджет и внебюджетные фонды и проч. Заключительный этап – оценка ликвидационной стоимости, которая непосредственно приходится на долю собственников имущества.
84.Управление стоимостью предприятия в целях инвестирования.
Инвестициями принято называть вложения средств с целью получения дохода в будущем. Инвестиционный проект может выступать либо как самостоятельный объект оценки, либо как один из элементов собственности, выделяемых в затратном подходе наряду с машинами и оборудованием, интеллектуальной собственностью и т.д. Инвестиционный проект может быть оценен по большому числу факторов: ситуация на рынке инвестиций, состояние финансового рынка, геополитический фактор и т.п. Однако на практике существуют универсальные методы определения инвестиционной привлекательности проектов, которые дают формальный ответ: выгодно или не выгодно вкладывать деньги в этот проект, какой проект предпочесть при выборе из нескольких вариантов. Проблема оценки инвестиционной привлекательности состоит в анализе предполагаемых вложений в проект и потока доходов от его использования.
Теория и практика инвестиционных расчетов имеет в своем арсенале множество разнообразных методов и практических применений оценки реальных проектов. Несмотря на большое разнообразие различных методов, их можно разделить на две группы: - статистические, то есть методы, в которых не учитывается различная ценность денег в разные периоды времени; - динамические, то есть методы, основанные на дисконтировании. Наиболее часто используются два статистических метода: - простой срок окупаемости; - бухгалтерская норма доходности. Сроком окупаемости является период, в течение которого первоначальные инвестиции окупаются доходами от реализации проекта. Часто этот метод используется для экспресс-анализа проектов. Срок окупаемости не может являться единственным методом оценки проектов, но как дополнительная характеристика проекта, предоставляющая важную для инвестора информацию, часто используется в практических расчетах. Бухгалтерская норма доходности показывает, сколько процентов в год в среднем зарабатывает фирма на свои инвестиции. Вычислить бухгалтерскую норму доходности можно, разделив среднюю годовую прибыль на среднюю годовую величину инвестиций. К динамическим методам относятся: - метод расчета чистого приведенного эффекта. Данный метод получил наиболее широкое распространение при оценки капиталовложений; - метод расчета индекса рентабельности инвестиции; - метод расчета нормы рентабельности инвестиции; - метод определения срока окупаемости инвестиции.
85.Управление стоимостью предприятия в целях реструктуризации
Затраты на реорганизацию можно рассматривать как вариант капиталовложений: имеются стартовые затраты и в будущем ожидается прибыль. При расчете денежных потоков учитывается синергический эффект как превышение стоимости объединенных предприятий после слияния по сравнению с их суммарной стоимостью до слияния. - оценку стоимости предприятия на основе прогнозируемых денежных потоков до реорганизации;
реорганизации; Рынок ценных бумаг 86. Понятие категории «ценные бумаги». Функции ценных бумаг: главная, основные и производные. Три основные группы ценных бумаг: долговые, долевые и производные.
Це́нная бума́га — документ, удостоверяющий, с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов, имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. Гражданский кодекс РФ также определяет, что с передачей ценной бумаги все указанные ею права переходят в совокупности. В определённых случаях для осуществления и передачи прав, удостоверенных ценной бумагой, достаточно доказательств их закрепления в специальном реестре Основные ценные бумаги — это ценные бумаги, в основе которых лежат имущественные права на какой-либо актив, обычно на товар, деньги, капитал, имущество, различного рода ресурсы и др. К таким бумагам относятся:акция; облигация; вексель; банковские сертификаты; коносамент; чек; варрант; депозитный сертификат; сберегательный сертификат; закладная; трастовый сертификат. Основные ценные бумаги можно разбить на: Первичные ценные бумаги — основаны на активах, в число которых не входят сами ценные бумаги (обеспеченные активами). Это, например, акция, облигация, вексель, закладная и др. Вторичные ценные бумаги — это ценные бумаги, выпускаемые на основе первичных ценных бумаг; это ценные бумаги на сами ценные бумаги: варранты на ценные бумаги, депозитарные расписки и др. Производная ценная бумага или дериватив — это бездокументарная форма выражения имущественного права (обязательства), возникающего в связи с изменением цены лежащего в основе данной ценной бумаги биржевого актива. К производным ценным бумагам относятся: фьючерсные контракты (товарные, валютные, процентные, индексные и др.), свободно обращающиеся опционы и свопы. Долевые ценные бумаги удостоверяют факт внесения средств в капитал эмитента, право на долю имущества в случае ликвидации эмитента и право на получение дохода. Срок действия таких бумаг обычно не ограничен. К долевым ценным бумагам относятся акции акционерных обществ. Долговые ценные бумаги удостоверяют отношения займа между владельцем ценных бумаг (кредитором) и лицом, выпустившим ценную бумагу (должником или заемщиком). К долговым ценным бумагам относятся все виды облигаций, депозитные и сберегательные сертификаты, векселя, а также закладные. Производные ценные бумаги не выражают ни отношения займа, ни имущественных прав между владельцем ценных бумаг и их эмитентом. Их можно назвать ценными бумагами второго порядка. И появляются они потому, что существуют долевые и долговые ценные бумаги, которые можно отнести к ценным бумагам первого порядка. Производные ценные бумаги удостоверяют право их владельца на приобретение ценных бумаг первого порядка. К производным ценным бумагам относятся опционы, варранты, фьючерсные контракты, приватизационные чеки.
87. Рынок ценных бумаг как часть финансового рынка. Основные особенности российского финансового рынка.
Финансовый рынок страны объединяет все денежные средства, которые находятся в стране в постоянном движении (распределении, перераспределении) этих денежных средств в зависимости от соотношения спроса и предложения на эти ресурсы со стороны различных субъектов экономики. Крупные субъекты экономики: 1. Государство. 2. Предприятия. 3. Коммерческие банки. 4. Население (свыше 5 млрд. долларов). По международной терминологии финансовый рынок представляет собой рынок сведения вместе тех, кто предъявляет спрос на ресурсы, с теми, кто готов предоставить денежные средства. Финансовый рынок: - Рынок наличных денежных средств. - Рынок ссудного капитала. На рынке наличных денежных средств обращаются (покупаются и продаются) краткосрочные ресурсы, и по российскому законодательству к ним относятся ресурсы со сроком обращения до года (в США - до 3 лет). На рынке ссудного капитала обращаются среднесрочные и долгосрочные ресурсы, в том числе выдаются банковские и коммерческие кредиты, перераспределяются средства через страховые фонды. Среднесрочными ресурсами являются ресурсы со сроком обращения от года до пяти лет, долгосрочными - свыше пяти лет. Понятие финансового рынка является настолько объемным и широким, что включает в себя не только отношения, традиционно относимые экономической наукой к финансовым, но и совокупность кредитных отношений. Поскольку существует всегда потребность в передаче средств от одного лица к другому, практика рынка выработала на сегодня два основных способа такой передачи денежных средств: - путем кредитования; - путем выпуска ценных бумаг. Рынок ЦБ является частью финансового рынка страны, и сводит вместе покупателей, а именно тех, кто предъявляет спрос на ценные бумаги с продавцами этих ценных бумаг. Рынок ценных бумаг является частью сегментов рынка наличных денежных средств и рынка ссудного капитала, на котором осуществляется эмиссия и обращение ценных бумаг, имеющих краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный характер, а также на нем обращаются бессрочные ценные бумаги. Не все ценные бумаги ведут свое происхождение от денег как капитала. Так, коммерческие (товарные) векселя основаны на реальной сделке купли-продажи товаров в кредит, и выдача таких ценных бумаг ведет всего лишь к отсрочке платежа. Эти ЦБ выдаются под залог товара, и обеспечиваются теми денежными средствами, которые получены от продажи товара, приобретенного с помощью векселя. Вексель вообще - сама первая ценная бумага в мире, возникшая первоначально в форме долговой расписки. В той части, в какой рынок ценных бумаг основан на деньгах как капитале, он носит название фондового рынка. И именно в этой своей части как фондовый рынок он является частью финансового рынка. Оставшаяся же часть рынка ЦБ в силу своих незначительных размеров в мире не получила специального названия, поэтому понятия рынок ценных бумаг и фондовый рынок, как и во всем мире, так и на российском финансовом рынке, являются тождественными, равнозначными. Они различаются на величину только коммерческих векселей. Понятие ценных бумаг шире, чем понятие фондовый рынок. 88. Особенности организации рынка ценных бумаг: первичный и вторичный рынок.
Первичный рынок ценных бумаг — это рынок, на котором осуществляется размещение впервые выпущенных ценных бумаг. Фактически, первичным рынком называется биржа, на которой размещаются акции или облигации сразу после их выпуска — товар поступает сюда напрямую от производителя. Основными функциями первичного рынка ценных бумаг являются: — организация выпуска; — размещение и учёт; — поддержание баланса между спросом и предложением. Покупатели могут самостоятельно решать, как распоряжаться приобретениями: оставить себе для получения дивидендов, или перепродать с целью получения прибыли. При этом начальное распределение акций никогда не бывает окончательным, фактически оно является лишь стартом для дальнейшего движения капитала. Так как большинство инвесторов заинтересованно в динамичном увеличении собственных накоплений, рано или поздно все активы попадают на вторичные торговые площадки. Любой член биржи, купивший недавно выпущенные ценные бумаги, имеет право выставить их на торги (кроме случаев, когда эмитентом оговариваются специальные условия продажи). Первичное размещение бывает двух видов — частное и публичное. Частное размещение. В этом случае пакет ценных бумаг продаётся ограниченному числу лиц (как правило, одному-двум институциональным инвесторам). Особенностью частного размещения является закрытый характер сделки. Никаких требований по раскрытию финансовой документации не предъявляется. Публичное размещение или IPO (initial public offering (англ.)). Публичное размещение происходит с помощью посредников. Ими могут выступать как биржи, так и институциональные брокеры. Вторичный рынок ценных бумаг — это рынок, на котором происходит обращение ценных бумаг. На этом рынке уже не аккумулируются новые финансовые средства для эмитента, а только перераспределяются ресурсы среди последующих инвесторов. Являясь механизмом перепродажи, он позволяет инвесторам свободно покупать и продавать бумаги. При отсутствии вторичного рынка или его слабой организации последующая перепродажа ценных бумаг была бы невозможна или затруднена, что оттолкнуло бы инвесторов от покупки всех или части бумаг. В итоге общество осталось бы в проигрыше, так как многие, особенно новейшие, начинания не получили бы необходимой финансовой поддержки.
89. Основные участники рынка ценных бумаг и особенности их функционирования Число участников современного рынка ценных бумаг велико. Их подразделяют на четыре группы: - главных участников рынка ценных бумаг (государство, муниципалитеты, крупные национальные и международные компании), ценные бумаги которых высоко надежны, но не всегда обеспечивают высокие доходы; - институциональных инвесторов, т.е. финансово-кредитные институты, совершающие операции с ценными бумагами (банки, страховые общества, пенсионные фонды и т.п.); индивидуальных инвесторов - частных лиц, в том числе владельцев небольших - предприятий венчурного бизнеса; - профессионалов рынка ценных бумаг, (брокеров, дилеров и т.п.). На современном рынке ценных бумаг все его участники функционируют одновременно, формируя «атмосферу» этого рынка и определяя степень существующих рисков. 90. Государство как эмитент и инвестор ценных бумаг: цели и формы.
По своей экономической сути все виды государственных ценных бумаг являются долговыми ценными бумагами, но на практике каждая самостоятельная государственная ценная бумага получает свое собственное название, позволяющее отличать ее от других видов облигации. Обычно кроме термина «облигация» используются термины «казначейский вексель», «сертификат», «заем» и др. Каждая страна использует свою терминологию для выпускаемых государственных ценных бумаг. Ценные бумаги государства имеют, как правило, два очень крупных преимущества перед любыми другими ценными бумагами и активами. Во-первых, это самый высокий относительный уровень надежности для вложенных средств и соответственно минимальный риск потери основного капитала и доходов по нему. Во-вторых, — наиболее льготное налогообложение по сравнению с другими ценными бумагами или направлениями вложений капитала. Часто на государственные ценные бумаги отсутствуют налоги на операции с ними и на получаемые доходы. По способам воздействия на рынок ценных бумаг государственное регулирование в целом подразделяется на: 1) косвенное, или общеэкономическое, управление рынка ценных бумаг, которое осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы. К ним относятся: система налогообложения (ставки налогов, льготы и освобождение от налогов); денежная политика (процентные ставки, минимальный размер зарплаты и т.д.); государственные капиталы (государственный бюджет и т.д.); государственная собственность и ресурсы (госпредприятия, природные ресурсы и земли); 2) прямое, или административное, управление рынком ценных бумаг осуществляется путем: установления обязательных требований ко всем участникам рынка ценных бумаг; регистрации участников рынка и ценных бумаг, выпускаемых эмитентами; лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг; обеспечения гласности и информированности всех участников; поддержания правопорядка на рынке. Регулирование рынка ценных бумаг преследует достижение определенных целей, а именно: 1) защита общественных интересов, т.е. воздействие на рынок с целью достижения определенных общественных целей. Например, приток инвестиций в производственный сектор не только обеспечивает расширение производственных мощностей, но и способствует активизации хозяйственной деятельности в непроизводственной сфере; 2) формирование свободного и открытого рынка, что означает обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения. Система регулирования должна исключить появление монопольных цен на фондовом рынке, цен, которые не отражают реального состояния дел эмитента, или цен, сложившихся в силу получения конфиденциальной информации; З) создание справедливого и упорядоченного рынка. Это предполагает защиту всех участников рынка от недобросовестности и мошенничества и др. Концепция справедливого и упорядоченного рынка предполагает высокую степень ликвидности ценных бумаг, непрерывность совершения сделок и продажу акций с минимальными разницами в ценах. 4) регулирование глубины и ширины фондового рынка. Одной из задач регулирования является обеспечение достаточной степени глубины и ширины фондового рынка.
91. Основные понятия вторичного рынка ценных бумаг и формы организации. Российские фондовые биржи: общая ситуация.
Вторичный рынок ценных бумаг – естественное продолжение первичного рынка. Когда компания выпустила акции, подросла, набрала вес, следующий вполне логичный шаг – выход на биржу. Все что происходило до этого – внебиржевой оборот. Он нужен в первую очередь для финансирования операционной деятельности. Цели вторичного рынка более глобальны. В их числе конечно привлечение новых средств, но скорее это инструмент перераспределения контроля между акционерами. Яркий пример – фондовые биржи. Не мудрено, что вся информация о компании на вторичном рынке должна быть прозрачной. Отчеты, планы, бюджеты, протоколы заседаний советов директоров – все это должно быть доступно потенциальным инвесторам. Акции со первичного рынка перетекают на вторичный, стоимость акций на вторичном рынке как правило выше. Однако существует и обратная связь – уровень развития вторичного рынка влияет на первичный. Основное отличие вторичного рынка от первичного – его персонализированность. Первую скрипку теперь играют не коллективные вкладчики, а персональные. По сути это многочисленные миноритарные акционеры. Участники вторичного рынка: - Государство - Эмитенты - Специалисты отрасли - Инвестбанки, консалтинговые компании, андеррайтеры и т.д. 2 вида транзакций: - Транзакции, которые проходят на организованном вторичном рынке - Транзакции, которые проходят на внебиржевом рынке В первом случае все очевидно. Это покупка и продажа акций на торговых площадках. Брокерах – работают от лица клиента, обслуживая его счет (инвестбанки, брокерские компании); Дилерах – можно сказать «индивидуальные предприниматели» вторичного рынка. Действуют от своего имени Маркет-мэйкерах – по сути это те же игроки (инвестбанки, брокеры), которые задают тренды, совершая крупные сделки Во втором немного запутаннее. Вот далеко не полный спектр услуг на внебиржевом рынке: оценка стоимости бумаг, риск-менеджмент… Облигации. Экономический смысл последних сводится к получению займа от инвесторов. Государственные ценные бумаги. На рынках таких бумаг не последнюю роль играет правительственный аппарат. Он определяет игроков и условия торговли. Рынок векселей. В качестве участников выступают в основном банки. Ипотечный рынок. Обращаются бумаги, например, Freddie Mac. Все эти бумаги занесены в специальный список и промаркированы в соответствии с их надежностью, ликвидностью и прибыльностью. Их классификация называется листингом. Каждая биржа имеют свою собственную процедуру листинга, но в общих чертах он примерно одинаков для всех торговых площадок. Итог. Вторичный рынок – очень гибкий и ликвидный инструмент извлечения прибыли. Его основная идея – владелец ценных бумаг может свободно ими распоряжаться. Если акции убыточны, самое главное уловить понижательный тренд, если прибыльны – во время заметить рост. Фондовый рынок в России является сравнительно молодым, поэтому многие западные рейтинговые агентства продолжают относить его к категории развивающихся рынков, для которых характерна более высокая степень доходности, объясняющаяся, в свою очередь, и более высокой степенью риска. С середины 2000-х годов на российском фондовом рынке был отмечен целый ряд положительных изменений: повысился общий объём продаж, поднялась ликвидность рынка, увеличилась степень информационной прозрачности его участников, значительно укрепилась законодательная база, появились новые или значительно окрепли уже опробованные механизмы защиты прав инвесторов. В декабре 2011 года главная валютная биржа России ММВБ и Фондовая биржа РТС объединились в ММВБ-РТС, которая в 2012 году получила новое название ПАО Московская Биржа
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|