Объекты контроля в процессе посещения уроков
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым Управление по надзору и контролю в сфере образования
Методические рекомендации По анализу современного урока
Г. Симферополь, 2015 Внутришкольный контроль - в Российской Федерации один из элементов самоуправления в школе. Включает систематические и глубокое изучение учебно-воспитательного процесса и труда учителя, оказание ему своевременной помощи. Осуществляется директором школы и его заместителем по учебно-воспитательной работе при широком участии опытных педагогов Задачи контроля: - создание благоприятных условий для развития ОУ; - обеспечение взаимодействия управляющей и управляемой систем; - обеспечение сочетания административного и общественного контроля в школе с самоанализом и самоконтролем участников педагогического процесса; - создание информационного банка данных о работе каждого педагога, состояния УВП, уровня воспитанности, развития учащихся; - побуждение к устранению существующих недостатков и использованию новых возможностей; - мотивация педагогов на улучшение результатов труда. Выделяется два вида контроля: тематический и фронтальный. Тематический контроль направлен на углубленное изучение какого-либо конкретного вопроса в системе деятельности педагогического коллектива, группы учителей или отдельного учителя; на младшей или старшей ступени школьного обучения; в системе нравственного или эстетического воспитания школьников. Содержание тематического контроля составляют вводимые в школе инновации, результаты внедрения передового педагогического опыта. Фронтальный контроль направлен на всестороннее изучение деятельности педагогического коллектива, методического объединения или отдельного учителя. При фронтальном контроле деятельности отдельного учителя, например при аттестации, изучаются все направления его работы - учебное, воспитательное, общественно-педагогическое, управленческое. При фронтальном контроле деятельности школы изучаются все аспекты работы данного образовательного учреждения: всеобуч, организация образовательного процесса, работа с родителями, финансово-хозяйственная деятельность и др.
С учетом того, что контроль осуществляется за деятельностью отдельного учителя, группы учителей, всего педагогического коллектива или какой-либо административной службы, выделяются несколько форм контроля: персональный, классно-обобщающий, предметно-обобщающий, тематически-обобщающий, комплексно-обобщающий. Использование разнообразных форм контроля позволяет охватить значительно большее число педагогов, различные направления работы школы, рационально использовать фактор времени, избежать возможных перегрузок учителей. Персональная форма контроля осуществляется за работой отдельного учителя, классного руководителя, воспитателя. Контроль может быть тематическим и фронтальным. Работа коллектива педагогов складывается из работы его отдельных членов, поэтому персональный контроль необходим и оправдан. В деятельности учителя персональный контроль важен как средство самоуправления педагога, стимулирующего фактора в его профессиональном становлении. Классно-обобщающая форма контроля применима при изучении совокупности факторов, влияющих на формирование классного коллектива в процессе учебной и внеучебной деятельности. Предметом изучения в данном случае выступает деятельность учителей, работающих в одном классе, система их работы по индивидуализации и дифференциации обучения, развитие мотивации и познавательных потребностей учащихся, динамика успеваемости учащихся по годам или в течение одного года, состояние дисциплины и культуры поведения и др.
Предметно-обобщающая форма контроля используется в тех случаях, когда изучается состояние и качество преподавания отдельного предмета в одном классе, или в параллели классов, или в целом в школе. Для проведения такого контроля привлекаются как администрация, так и представители методических объединений школы. Тематически-обобщающая форма контроля имеет своей главной целью изучение работы разных учителей и разных классов, но по отдельным направлениям учебно-воспитательного процесса. Например, использование краеведческого материала в процессе обучения, или развитие познавательных интересов учащихся, или формирование основ эстетической культуры учащихся на уроках естественного цикла и др. Комплексно-обобщающая форма контроля используется при осуществлении контроля за организацией изучения нескольких учебных предметов, нескольких учителей в одном или нескольких классах. Данная форма преобладает при фронтальном контроле. В процессе внутришкольного контроля используются такие методы, как изучение школьной документации, наблюдение, беседы, анкетирование, изучение передового педагогического опыта, хронометрирование, диагностические методы и т.д. Для глубокой и объективной оценки объекта внутришкольного контроля необходимо использовать сочетание различных методов контроля, позволяющих получить необходимую объективную информацию. Одним из важных методов внутришкольного контроля является посещение и анализ урока. Объекты контроля в процессе посещения уроков
Виды анализа урока Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок. Одним из важных условий проведения урока является рациональный выбор его типа и соблюдения основных элементов его структуры. Существует несколько подходов к классификации уроков: по дидактической цели, по цели организации познавательной деятельности, по основным этапам учебного процесса, методам обучения, по способам организации учебной деятельности учащихся.
Дидактическая цель является важнейшей составляющей процесса обучения, поэтому классификация по этому признаку наиболее близка к реальному уроку. Тип урока определяет особенности его структуры (наличие, последовательность и взаимосвязь элементов). Одни уроки включают все элементы структуры, другие - только некоторые.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|