Алгоритм подготовки администрации к посещению урока
1. Определить для посещения конкретный урок или систему уроков (учитель, предмет, тема, класс) в соответствии с целями, задачами, планом внутришкольного контроля и рекомендациями по итогам посещения предыдущих уроков (при наличии). 2. Определить цель посещения урока. 3. Разработать конкретную схему анализа урока в соответствии с определенной целью посещения урока. 4. Ознакомиться с рабочей программой учителя, с особенностями преподавания учебного предмета 5. Ознакомиться с результатами педагогического консилиума класса (при наличии). 6. Ознакомиться с содержанием записей в классном журнале (тема предыдущего урока, объем, содержание и характер домашнего задания). 7. Определить необходимость проверки сформированности компетенций обучающихся, при необходимости подготовить соответствующий инструментарий (вопросы для беседы, тексты контрольных работ, темы сочинений, тестов, анкетирование и др.). 8. При необходимости привлечь для посещения урока руководителя методического объединения, методиста, учителя-наставника, классного руководителя, психолога и др.). 9. Подготовить все необходимые бланки для фиксации хода урока и его анализа. Примерный перечень цели посещения урока 1. Определить эффективность работы по развитию познавательных интересов обучающихся. 2. Изучить эффективность методов обучения, применяемых учителем на уроке. 3. Определить эффективность форм и методов обучения, применяемых учителем. 4. Изучить педагогическое руководство со стороны учителя работой обучающихся с учебником. 5. Изучить эффективность методов обучения, применяемых учителем на уроке, для реализации межпредметных связей. 6. Оценить объективность оценивания на уроке.
7. Изучить работу учителя по формированию метапредметных компетенций. 8. Определить уровень самостоятельной работы обучающихся на уроке. 9. Ознакомиться с работой молодого (нового) учителя. 10. Оказать методическую помощь учителю по конкретному вопросу. 11. Выявить уровень знаний обучающихся по предмету. 12. Использование учителем темы для воспитания доброты и человечности. 13. Изучить, как используется на уроке местный материал. 14. Изучение осуществления учителем на уроке профориентационной работы. 15. Изучить, как формируется интерес к изучению родного (иностранного) языка. 16. Определить пробелы и типичные недостатки в знаниях обучающихся, установить причины. 17. Изучить, с помощью каких методов работы и методических приемов учитель включает обучающихся в активную творческую деятельность. 18. Познакомиться с условиями, которые обеспечивают достижение позитивных результатов. 19. Изучить, как осуществляется индивидуальный подход. 20. Изучить методику освоения нового материала. 21. Выявить уровень усвоения обучающимися нового материала. 22. Ознакомиться с работой учителя по выработке культуры устной и письменной речи. 23. Проверить выполнение учителем предыдущих рекомендаций. 24. Ознакомиться с методами и приемами учителя по реализации целей и задач урока. 25. Изучить эффективность использования раздаточного материала и наглядности. 26. Изучить состояние дифференциации обучения. 27. Определить уровень поликультурной направленности обучения и воспитания. 28. Изучить, как учитель внедряет ППО. 29. Изучить рациональность распределения времени по этапам урока. 30. Изучить, как учитель обеспечивает формирование понятийного аппарата предмета по данной теме. 31. Изучить использование учителем воспитательного потенциала урока. 32. Изучить оптимальность объема, характер, сложность, дифференциацию и способы инструктирования домашнего задания.
33. Оценить, как учитель придерживается критериев при оценивании ответов обучающихся. 34. Определить уровень сформированности у обучающихся научного мировоззрения. 35. Изучить умение выделять главное на этапах изучения и закрепления нового материала, контроля знаний обучающихся. 36. Изучить умение учителя рационально подбирать формы и методы работы в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, содержанием материала. 37. Изучить умение учителя обеспечить учебную дисциплину на уроке. 38. Изучить умение руководить познавательной деятельностью обучающихся, развивать интерес к предмету. 39. Изучить умение обеспечивать контроль знаний, умений, навыков обучающихся (формирования предметных компетенций). 40. Изучить умение обеспечить единство обучения и воспитания с учетом темы, содержания материала урока. 41. Рассмотреть владение психологией общения с обучающимися. 42. Оценить уровень владения учителем образовательными технологиями при обучении. 43. Изучить уровень гуманизации обучения. 44. Изучить эффективность методов обучения, используемых учителем. 45. Изучить объективность оценивания обучающихся. 46. Оценить эффективность работы учителя по развитию познавательных интересов обучающихся. 47. Выявить уместность и эффективность форм обучения, используемых учителем. 48. Изучить уровень самостоятельной работы обучающихся на уроке. 49. Изучить, как учитель осуществляет на уроке межпредметные связи. 50. Изучить эффективность приемов, используемых учителем, для организации обратной связи на уроке. 51. Изучить уровень сформированности метапредметных (общеучебных) навыков. 52. Изучить работу учителя по формированию у обучающихся умения самостоятельно приобретать знания. 53. Установить уровень знания обучающимися фактического материала по предмету. 54. Изучить результативность внедрения современной образовательной технологии. 55. Изучить состояние дисциплины обучающихся на уроке, уровень культуры общения учителя с обучающимися. 56. Изучить деятельность учителя по развитию творческого потенциала обучающихся. 57. Изучить уровень реализации принципа единства обучения, воспитания и развития личности.
58. Выяснить уровень соблюдения учителем принципа научности при изучении нового материала. 59. Изучить целесообразность и эффективность использования наглядности на уроке. 60. Изучить формы, методы и приемы реализации учителем индивидуального и дифференцированного подхода на разных этапах урока 61. Изучить стиль общения учителя с обучающимися. 62. Выяснить уровень оптимального подбора объема учебного материала и его содержания для эффективного усвоения новой темы 63. Оценить методы работы учителя по формированию внутренней мотивации обучения. 64. Оценить методы сотрудничества учителя с обучающимися на уроке. 65. Проверить соблюдение правил техники безопасности и норм санитарно-гигиенического режима на уроке. 66. Проанализировать технику проведения урока (ритм, темп, распределение времени). 67. Оценить грамотность учителя при использовании определенных технологий и методик обучения, эффективность их использования. 68. Изучить систему работы учителя по осуществлению контроля, проверки и оцениванию знаний, умений и навыков (компетенций) обучающихся (гуманность, объективность, разнообразие форм, методов, видов проверки и контроля). 69. Изучить психологическое состояние обучающихся на уроке (активность, чувство комфорта, профилактика утомляемости и др.), умение учителем снять тревожность и неуверенность 70. Изучить особенности развития познавательных процессов на уроке (внимания, памяти, восприятия, мышления). 71. Оценить рациональность использования времени на уроке (хронометраж урока). 72. Изучить методы и приемы создания благоприятного климата на уроке. 73. Изучить эффективность использования инновационных форм и методов обучения. 74. Изучить обеспечение усвоения обучающимися основных понятий на уроке. 75. Изучить способы формирования критического мышления обучающихся. 76. Оценить организацию игровой деятельности обучающихся на уроке. 77. Проанализировать уровень и эффективность использования ИКТ технологий в образовательном процессе.
78. Оценить работу учителя по развитию на уроке творческих способностей и талантов обучающихся. 79. Проанализировать формирование навыков культуры устной и письменной речи. 80. Эффективность работы учителя по развитию связной речи обучающихся, обогащению словарного запаса.
Примерный перечень выводов к анализу урока 1. Тема урока соответствует календарно-тематическому планированию. 2. Методическая структура урока соответствует поставленным целям и задачам. 3. Осуществляет планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями обучающимися. 4. Обоснован оптимальный отбор методов, приемов и средств обучения, которые соответствуют содержанию учебного материала. 5. Умеет организовать класс на учебную деятельность и поддержание дисциплины. 6. Умело формулирует и обосновывает цели и задачи урока в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся. 7. Планирует приемы и формы работы, обеспечивающие активность и самостоятельность мышления обучающихся. 8. Задает на уроке высокий темп и оптимальный ритм образовательного процесса. 9. Соблюдает логическую связь между новым материалом и ранее изученным. 10. Использует оптимальное соотношение нагрузки на память и мышление учащихся. 11. Сочетает усвоение знаний в готовом виде и в процессе самостоятельного поиска. 12. Применяет различные формы работы для актуализации в памяти ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых. 13. Использует установки в форме убеждения и внушения, аргументации выбранной позиции. 14. Добивается активного учения каждого школьника. 15. Обеспечивает дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся, сочетание его с коллективной работой в классе. 16. Определяет деятельность обучающихся формулировками: проанализируйте, докажите, сравните, выразите символом, создайте схему или модель, обобщите (сделайте вывод), выберите способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т.д. 17. Обеспечивает полноту изложения программного материала. 18. Использует элементы новизны, развивающие любознательность обучающихся. 19. Включает в содержание урока задания творческого характера. 20. Предлагает практические задания на отработку изученного материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения. 21. Организует работу в группах, формирует лидерские и координаторские способности. 22. Соблюдает единый орфографический режим. 23. Ведет учет обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей обучающихся.
24. Урок вызывает у обучающихся интерес, воспитывает познавательную потребность. 25. Чередует виды деятельности для предупреждения утомляемости на уроке. 26. На уроке доминирует атмосфера доброжелательности и активного творческого труда. 27. Следит за степенью усвоения нового материала. 28. Оказывает индивидуальную помощь обучающимся, испытывающим затруднения в обучении. 29. Следит за соблюдением обучающимися правильной осанки и рабочей позы. 30. Применяет здоровьесберегающие технологии, обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся. 31. Обеспечивает достижение образовательных, развивающих и воспитательных целей урока (в полном объеме, частично). 32. Урок насыщен современными образовательными технологиями. 33. Умело связывает теорию с практикой, использование жизненного опыта обучающихся с целью развития у них познавательной активности и самостоятельности. 34. Проводится работа по формированию навыка исследовательской работы и проектной деятельности. 35. Реализует проблемное обучение. 36. Применяет диалоговые формы общения обучающихся. 37. Обсуждает с обучающимися актуальные события современности. 38. Создает нестандартные ситуации для использования сформированных компетенций обучающихся при решении поставленных задач. 39. Урок носит нравственную и мировоззренческую направленность. 40. Планирует в системе повторение ранее пройденного материала. 41. Обоснованно выбирает и применяет на уроке наглядные средства обучения, включая ИКТ в качестве иллюстрации, для эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач. 42. Осуществляет межпредметные и межкурсовые связи. 43. Обеспечивает объективность контрольно-оценочной деятельности обучающихся в соответствии с установленными критериями. 44. Формирует навыки самоконтроля и самооценки. 45. Уважает человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся. 46. Соблюдает нормы педагогической этики (самообладание, педагогический такт, стиль поведения). 47. Умело проводит самоанализ урока, объективно оценивает его результативность. 48. Проводит инструктаж домашних заданий, соблюдает оптимальный объем, доступность, дифференциацию заданий, предоставляет право выбора.
Примерные рекомендации учителю по результатам анализа посещенного урока: 1. Продумывать в комплексе и конкретизировать в плане урока задачи обучения, развития и воспитания обучающихся. 2. Тщательнее продумывать не только образовательную цель урока, но и развивающую, и воспитательную. 3. Конкретизировать цели и задачи урока, связывая их с содержанием учебного материала. 4. Углублять практические умения и навыки использования инновационных форм и интерактивных методов работы. 5. Рационально (целесообразно) использовать наглядность, продумывать ее роль и эффективность в структуре урока. 6. Использовать в системе методов обучения элементы проблемного обучения. 7. Продумывать и правильно использовать контрольно-коррекционную функцию урока как стимулирующую роль в учебном процессе. 8. Подбирать оптимальные методы и приемы работы с учебным материалом в соответствии со структурной организацией урока. 9. Продумывать систему упражнений для повышения практической направленность урока. 10. Продумывать систему вопросов, формирующих аналитическое мышление (на обобщение, сопоставление, анализ, формулировку выводов). 11. Уделить внимание подбору дидактического материала (элементы новизны, факты для сравнения, выводов), позаботиться о его воспитательной направленности. 12. Практиковать опережающие домашние задания, продумывать их систему, роль в системе уроков. 13. Продумывать систему работы с учебником, планировать самостоятельную работу (отбор материала для иллюстрации, выбор из учебника орфограмм, правил, законов и др.). 14. Планировать систему тренировочных упражнений, которые содержат не только анализ явлений, законов, но и задания творческого характера. 15. Обратить внимание на развивающее обучение – развитие умственных способностей обучающихся (мышление, речь, воображение, память и др.) используя рациональные приемы учебной деятельности. 16. Обратить внимание на развивающее обучение – развитие критического обучения обучающихся путем подбора соответствующих форм и методов работы. 17. Этап урока «домашнее задание» использовать для актуализации материала, необходимого для усвоения новой темы. 18. При подготовке к уроку продумывать структуру урока, формы и методы работы на уроке с учетом полученных рекомендаций. 19. Выполнять требования к современному уроку в рамках внедрения ФГОС. 20. При реализации рабочей программы на уроках использовать приемы системно-деятельностного подхода. 21.Продумать систему домашних заданий в рамках отдельной темы, блоков уроков с учетом реальных возможностей и индивидуальных особенностей обучающихся класса. 22. При планировании уроков предусмотреть возможность межпредметной или внутрипредметной интеграции отдельных тем. 23. Обратить внимание на возможность использования игровых технологий в организации образовательного процесса. 24. Обратить внимание на методику организации коллективной, групповой, индивидуальной творческой деятельности. 25. Разработать систему методов и приемов по предупреждению (или преодолению) неуспешности обучающихся.
Предложения, рекомендации должны ориентировать педагога на: - усовершенствование структуры, содержания и организации урока; - осуществление индивидуализации и дифференциации обучения; - внедрение новых образовательных технологий обучения; - реализацию воспитательного потенциала учебного предмета; - изучение и внедрение передового педагогического опыта; - анализ методической литературы; - моделирование собственной творческой лаборатории и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|