Требования к современному уроку
В условиях внедрения ФГОС нового поколения
Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.
Каковы же требования предъявляемые к современному уроку?
Учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока:
- урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
- учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
- вывод делают сами учащиеся;
- минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
- времясбережение и здоровьесбережение;
- учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремления учащихся, настроение детей;
- планирование обратной связи;
В соответствии с новыми стандартами необходимо усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.
Принципы педагогической техники на уроках:
- свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
- открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
- деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);
- идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);
- обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).
Анализ урока на соответствие требованиям ФГОС
ОУ_____________________________________________Класс____________
Предмет_________________________________________________________
Тема урока _______________________________________________________
ФИО учителя _____________________________________________________
Оборудование______________________________________________________
Раздел 1. Целеполагание
|
Критерии оценки
| Да
| Частично
| Нет
|
Учитель объявляет цель урока без пояснений и комментариев
|
| –
|
|
Учитель пытается сделать цель урока понятной для ученика (объясняет цель в логике темы, предмета, практического использования знаний)
|
|
|
|
Учитель пытается сделать цель урока личностно значимой для учеников (при объяснении цели ориентируется на пользу, любознательность, иные личные мотивы детей)
|
|
|
|
Цель урока обсуждается и формируется в диалоге с учениками (дети высказывают свои предположения, зачем может быть нужно то, что изучается на уроке)
|
|
|
|
Задачи, которые решаются на уроке, диагностичны, измеряемы (есть критерии, понятные детям, которые могут быть использованы в процессе само- и взаимооценивания)
|
|
|
|
Всего по разделу
| |
Максимум по разделу
|
|
Раздел 2. Информационное обеспечение
|
Критерии оценки
| Да
| Частично
| Нет
|
Основной источник информации – рассказ учителя, знания преподносятся в монологической модели
|
| –
|
|
Используются только традиционные информационные материалы (учебник, рабочая тетрадь)
|
| –
|
|
Используются наряду с традиционными разнообразные справочные материалы (словари, энциклопедии, справочники, электронные учебные материалы и ресурсы Интернет)
|
|
|
|
Создаются учебные ситуации, в которых необходимо сравнивать, сопоставлять данные из разных источников
|
|
|
|
Источником информации становятся личные наблюдения учеников, опыт, эксперимент
|
|
|
|
Используются материалы разных форматов (текст, таблицы, схемы, графика, видео, аудио)
|
|
|
|
Целесообразность использования ИКТ
|
|
|
|
Всего по разделу
| |
Максимум по разделу
|
|
Раздел 3. Организация деятельности учеников
|
Критерии оценки
| Да
| Частично
| Нет
|
Учитель дает возможность ученикам пробовать разные варианты выполнения заданий и обсуждает их эффективность
|
|
|
|
Задания вариативны, ученик имеет возможности выбора темпа, уровня сложности, способов деятельности
|
|
|
|
Всего по разделу
| |
Максимум по разделу
|
|
Раздел 4. Педагогические технологии
|
Критерии оценки
| Да
| Частично
| Нет
|
Урок строится на репродуктивных технологиях и фронтальной работе (рассказ учителя + его воспроизведение – прямое или через выполнение простых заданий)
|
| –
|
|
На уроке используются активные технологии обучения: экспериментальные, исследовательские, игровые, проблемное обучение, работа в группах и парах______________________________ ____________________________________________________________
____________________________________________________________
(подчеркнуть нужное или дописать)
|
|
|
|
Всего по разделу
| |
Максимум по разделу
|
|
Раздел 5. Оценка деятельности и рефлексия
|
Критерии оценки
| Да
| Частично
| Нет
|
Учитель использует только стандартную 5-балльную шкалу оценки
|
| –
|
|
Учитель использует стандартную 5-балльную шкалу оценки и объясняет критерии выставления балла, обсуждает их с учениками
|
|
|
|
Учитель организует взаимооценку учеников по установленным критериям
|
|
|
|
Учитель создает возможности для самооценки по установленным критериям
|
|
|
|
Учитель организует качественную рефлексию учеников (достижение результата, сложность, полезность, взаимодействие и пр.)
|
|
|
|
Всего по разделу
| |
Максимум по разделу
|
|
Всего за урок по всем разделам
| |
Максимум за урок по всем разделам
|
|
Раздел 6. Выводы и рекомендации
|
Выводы
| Рекомендации
|
|
|
С выводами и рекомендациями ознакомлен (а) __________________________
(Подпись учителя)
Рекомендации по использованию оценочного листа
Оценочный лист не предназначен для полного комплексного анализа урока и оценивает его только с точки зрения соответствия требованиям ФГОС по определенным параметрам: целеполагание, информационное обеспечение, организационные особенности, педагогические технологии, оценка деятельности и рефлексия.
Критерии выбраны в связи с тем, что именно они являются важными при оценке уровня соответствия урока требованиям ФГОС.
Целеполагание
Значимость критерия сопряжена с ролью целеполагания в процессе создания мотивации к обучению.
Критерии оценки
| Характеристики критериев
|
Учитель объявляет цель урока
| Целеполагание осуществляется формально и не является для ученика мотивирующим фактором
|
Учитель пытается сделать цель урока понятной для ученика
| Если цель урока понятна ученику, это является мотивацией познавательной деятельности, хотя и недостаточно сильной
|
Учитель пытается сделать цель урока личностно значимой для учеников
| Если цель урока принимается на личностном уровне, ученик осознает полезность, значимость, интерес предстоящей работы, это является сильным мотивационным стимулом для его деятельности
|
Цель урока обсуждается и формируется в диалоге с учениками
| Участие учеников в целеполагании обеспечивает высокий уровень осмысленности и принятия цели и, как следствие, высокий уровень учебной мотивации
|
Цели урока диагностичны, измеряемы
| Измеримость целей обеспечивает возможность оценки результата с позиций достижения целей, Это важно для ученика, поскольку способствует формированию навыков самоконтроля, самооценки
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: