Критерии урока
| Оценка критерия от 0 до 2 баллов
|
1. Анализ целей урока
|
1.1.Постановка (цели не поставлены, поставлены учителем, определены вместе с учащимися)
|
|
1.2.Степень достижения целей урока (не достигнуты, достигнуты частично, достигнуты в полном объеме). Мотивация деятельности учащихся
|
|
Максимальное количество баллов по разделу
|
|
2. Анализ структуры и организации урока
|
2.1. Целесообразность распределения времени урока по этапам урока.
|
|
2.2. Оборудование урока. Эффективность использования наглядных пособий, дидактического раздаточного материала и технических средств обучения
|
|
2.3. Повторение и проверка знаний (фронтальная, выборочная, самопроверка, взаимопроверка_____________________________________________________)
Актуализация опорных знаний, подведение учащихся к восприятию новых знаний.
|
|
2.4. Этап первичного осознания нового материала. Выбор приемов обучения (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский, проблемный _________________________________________________________)
|
|
2.5. Этап формирования элементарных навыков на основе применения их в стандартных ситуациях. Рациональное соотношение различных видов тренировочных упражнений (стандартные задания, по образцу, по алгоритму)
|
|
2.6. Этап формирования дифференцированных обобщенных умений и навыков. Выбор форм (фронтальная, индивидуальная, групповая, самостоятельная, ______________________) и методов работы (репродуктивный, практический, исследовательский ___________________________________________________)
|
|
2.7. Контроль результатов усвоения и закрепления новых знаний, умений и навыков. Формы контроля. Рефлексия.
|
|
2.8. Итоги урока (не подведены, подведены учителем, подведены совместно с учащимися). Оценивание (без комментария, с комментарием)
|
|
Максимальное количество баллов по разделу
|
|
3. Анализ содержания урока
|
3.1. Соответствие содержания урока требованиям государственных программ. Научный уровень излагаемого материала. Логичность, последовательность, доступность, наглядность
|
|
3.2. Выделение главной идеи нового материала, связь с изученным. Формирование и закрепление новых умений и навыков. Практическая направленность урока
|
|
3.3. Разнообразие приемов и методов, применяемых учителем, для формирования активной учебной деятельности, самостоятельного мышления, познавательных интересов учащихся.
|
|
Максимальное количество баллов по разделу
|
|
4. Анализ организации работы учащихся
|
|
4.1. Общая оценка работы класса. Внимание и прилежание. Интерес к предмету. Активность класса, работоспособность учащихся на разных этапах урока.
|
|
4.2. Характер тренировочных упражнений, степень сложности, вариативность в ходе урока, учет уровня подготовленности учащихся класса. Инструктаж и помощь учителя, индивидуальная работа с разными категориями учащихся.
|
|
Максимальное количество баллов по разделу
|
|
5. Анализ качества знаний, умений и навыков
|
|
5.1. Степень усвоения нового материала. Степень овладения практическими умениями и навыками. Связь нового с ранее изученным.
|
|
5.2.Умение вычленять ведущие идеи в материале урока, применять новые знания в стандартных ситуациях, приобретать с помощью имеющихся новые знания.
|
|
Максимальное количество баллов по разделу
|
|
6. Анализ домашнего задания, полученного учащимися
|
|
6.1.Соотношение между объемом работы, выполненной на уроке, и объемом работы, заданной на дом.
|
|
6.2.Характер домашнего задания (творческий, тренировочный, закрепляющий, развивающий) и его посильность
|
|
6.3 Комментарий и инструктаж учителя по домашнему заданию.
|
|
Максимальное количество баллов по разделу
|
|
Итого
|
|
Дополнительные комментарии к уроку, выводы и рекомендации:__________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дидактическая задача этапа
| Содержание деятельности учителя
| Условия получения положительного результата
| Показатели выполнения дидактической задачи
|
Этап организации начала урока
|
Подготовка учащихся к работе на уроке.
| - приветствие;
- определение отсутствующих;
- проверка готовности учащихся к уроку; готовность наглядных пособий, доски, мела и т.п.
- раскрытие общей цели урока.
| - требовательность, собранность, доброжелательность учителя;
- отсутствие многословия;
- ярко выраженная волевая направленность педагога.
| - кратковременность оргмомента;
- быстрое включение всех учащихся в деловой ритм и организация внимания у всех учащихся;
- полная готовность класса и оборудования к уроку.
|
Этап проверки выполнения домашнего задания
|
Определение правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми (или большинством) учащимися.
Устранение обнаруженных проблем.
| - определение уровня знаний учащихся по выполненному домашнему заданию;
- определение типичных ошибок и причин их появления;
- ликвидация пробелов в знаниях.
| - оперативность учителя, которая во многом обеспечивается целевой направленностью проверки домашнего задания;
- система приемов, позволяющая проверить выполнение задания всеми (или большинством) учащихся.
| - проверка учителем за короткий промежуток времени уровня знаний у большинства учащихся;
- возможность в ходе проверки домашнего задания скорректировать опорные понятия и ликвидировать обнаруженные недостатки.
|
Этап подготовки к активной учебно-познавательной деятельности учащихся на основном этапе урока
|
Подготовка учащихся к тому виду учебно-познавательной деятельности, который будет доминировать на основном этапе урока.
Актуализация опорных знаний и умений.
Формирование познавательных мотивов.
| - постановка целей урока;
- организация деятельности учащихся по постановке целей урока.
| - умение учителя определять цели урока;
- владение приемами организации деятельности учащихся по определению целей.
| - формирование дидактической цели вместе с учащимися;
- активность каждого ученика по определению целей урока.
|
Этап усвоения новых знаний
|
Формирование у учащихся конкретных представлений об сообщаемых фактах, явлениях, процессах, их сущности, связях.
Выделение главного, связь с изученным.
Наработка умений на основе полученных знаний.
| -сообщение учителем нового материала (или самостоятельная работа учащихся);
-восприятие учащимися этого материала;
- осмысление, обобщение, осознание, систематизация, конкретизация его.
| - опора на жизненный опыт учащихся;
- индивидуальный подход по дозе помощи;
- организация учащихся на оперирование усваиваемым содержанием.
| при использовании метода эвристической беседы, самостоятельной работы учащихся в сочетании с беседой, использовании компьютерной техники показателем эффективности усвоения учащимися новых знаний и умений является правильность их ответов и действий в процессе беседы и активное участие класса в подведении итогов самостоятельной работы, а также качество знаний учащихся на последующих этапах обучения.
|
Этап первичной проверки понимания учащимися нового учебного материала
|
Определение осознанности усвоения содержания нового учебного материала.
Усвоение связей и отношений между фактами, явлениями, процессами.
Выявление и устранение пробелов в знаниях.
| - проверка учителем полноты и осознанного усвоения знаний с помощью тренировочных упражнений.
| - использование учителем заданий, требующих мыслительной и практической активности учащихся;
- создание нестандартных ситуаций при использовании знаний и т.д.;
- учет ответов при выявлении пробелов в понимании учащимися нового материала.
| - показывают ли при выполнении заданий сильные и слабые учащиеся понимание основного содержания усваиваемых знаний;
- привлекается ли класс к выполнению и оценке ответа товарищей;
- устранялись ли выявленные пробелы на последующих этапах урока.
|
Этап закрепления знаний
|
Организация деятельности учащихся по применению изученных знаний к объяснению разных процессов, а также решению задач.
| - организация деятельности по воспроизведению, выделению существенных признаков конкретизации знаний.
- закрепление методики предстоящего ответа ученика при очередной проверке знаний.
| - включение учащихся в деятельность не только по воспроизведению, но и по оперированию полученными знаниями;
- организация деятельности школьников по включению новых знаний в систему раннее изученного.
- использование разнообразных форм закрепления знаний.
| -умение учащихся распознавать, воспроизводить новое содержание;
-применять новые знания к объяснению явлений, к решению задач;
-умение учащихся соотносить между собой факты;
-умение выделять существенные признаки, ведущих понятий, конкретизировать их;
-активность учащихся.
|
Этап обобщения и систематизации знаний
|
Усвоение системы понятий по предмету и метапредметных понятий, интеграция знаний
| Организация деятельности учащихся по переводу отдельных знаний и умений в целостные системы внутри учебного предмета и межпредметные.
| -умение учителя ставить вопросы, давать задания, направленные на обобщающую деятельность учащихся по включению части в целое.
| -знание учащихся не только отдельных фактов, правил, но и законов, теорий, сформированности у них целостной картины мира.
|
Этап контроля и самопроверки знаний
|
Выявление качества и уровня овладения знаниями, умениями и навыками
| - проверка полноты, осознанности и прочности знаний, умений и навыков;
- проверка сформированности общих учебных умений;
- рекомендации учащимся по ликвидации пробелов путем самостоятельной работы или с помощью одноклассников.
| - использование учителем заданий, позволяющих обеспечить всестороннюю проверку и действенность знаний;
- использование нестандартных ситуаций в применении проверяемых знаний;
- опора на помощь учащихся путем рецензирования ответов и др.
| - рецензирование ответов учителем и учащимися с указанием положительного и недостатков в знаниях;
- конкретность предложений по ликвидации пробелов или стимулированию дальнейшего интереса к предмету;
- активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся.
|
Этап подведения итогов урока
|
Анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности
Выявление уровня осознания содержания пройденного.
Определение типичных пробелов в знаниях, умениях и навыках.
| - дать общую характеристику работы класса;
- показать успешность овладения содержанием урока;
- вскрыть недостатки, показать пути их преодоления.
| - умение быстро охватывать педагогические приемы, помогающие успешному усвоению знаний, и определять типичные недостатки процесса преподавания;
- умение учесть реальные возможности учащихся
| - рефлексия
- краткость и емкость анализа работы класса
- поиск способов саморегуляции и сотрудничества
|
Этап домашнего задания
|
Домашнее задание на основе выявленных результатов усвоения нового материала направлено на дальнейшее развитие знаний и подготовку к дальнейшему обучению
| - сообщить домашнее задание;
- разъяснить методику его выполнения.
| -умение дать методические советы по выполнению домашнего задания.
| - работа по инструктированию в рамках времени урока;
- запись домашнего задания на доске;
- конкретность и дифференцированность домашнего задания.
|