3. Памятник Н.Н.Демидову работы скульптора Бозио в Нижнем Тагиле
Памятник представителю четвертого поколения Демидовых от благодарных представителей пятого поколения. Пока А. Н. Демидов шиковал и дожидался завершения скульптором Бартолини памятника отцу во Флоренции, его брат П. Н. Демидов времени зря не терял: он заказал еще один памятник отцу, но уже для установки в Нижнем Тагиле. Его выбор пал на модного и непотопляемого во времена революций парижского скульптора Франсуа Жозефа Бозио. П. П. Свиньин. Вид Нижнетагилского завода. 1820-ые годы. Французский скульптор Франсуа Жозеф Бозио (1768-1845) был любимцем как Наполеона I, так и после реставрации Бурбонов — Людовика XVIII. С 1822 Бозио именуется «первым скульптором короля». Он-то и получил заказ на создание памятника Н. Н. Демидову для Нижнего Тагила. Отношения братьев Демидовых из пятого поколения из-за памятников их отцу Н. Н. Демидову напряглись. А кто бы не обиделся, когда рядом с отцом на верхушке флорентийского памятника изображен один лишь младший сын Анатолий Николаевич Демидов (памятник Бартолини). Но и Анатолий Николаевич тоже обиделся на Павла Николаевича, поскольку предполагал в Нижнем Тагиле иметь семейную усыпальницу, а памятник Бозио явно предназначался для открытого пространства. Но тем не менее Демидов младший (Анатолий был младше Павла) согласился финансово поучаствовать и в финансировании задуманного братом памятника в Нижнем Тагиле (денег было не считано). Надо заметить, что Бозио в 1830 был уже немолод, он был старше Бартолини на девять лет. При Наполеоне Бозио пользовался покровительством того же Денона, первого директора Лувра, который заказал Бартолини бюст Наполеона. Денон привлек Бартолини и Бозио к работе над барельефами Вандомской колонны, а также познакомил этих двух скульпторов.
Итак, европейская ситуация как для заказчиков, так и для исполнителей памятников Демидову, крутилась то вокруг Парижа, то вокруг Флоренции, а Россия снабжала деньгами. Уже в 1836 бронзовые фигуры памятника Бозио были доставлены в Нижний Тагил. Памятник хотели ставить перед храмом, но потом решили, что перед храмом не годится, поставили перед заводоуправлением. Установили его в 1852, уже после смерти скульптора Бозио, но хотя бы при жизни младшего из сыновей покойного. В 1920-ых памятник уничтожили (демонтировали и переплавили на металл). Остались фотографии. Бозио. Памятник Николаю Никитичу Демидову. Фрагмент. Нижний Тагил. 1852 И вот перед нашими глазами два памятника. Скульпторы разные. С одной стороны пурист Бартолини с его тягой к приторно-сентиментальным сюжетам с нравоучительными дамами и прекраснодушными младенцами. С другой стороны, классицист Бозио с непременными амурчиками. Однако, памятники различить трудно. Одинаково сентиментальны, только детей у Бозио меньше. Зато по части аллегорий он никоим образом не отстает от Бартолини. Живописно расположен завод в Нижнем Тагиле, по сути, это довольно крупный населенный пункт с населением примерно 30 000 человек (на 1887 г. ). На двух берегах реки Тагил храмы, около завода раскинулся пруд. И вот работящий люд увидел памятник работы Бозио. Вот, как описал памятник Бозио в 1887 один из очевидцев: «Посреди большой центральной площади, почти против главной конторы, возвышается прекрасно исполненный из чугуна, но замысловатый и курьезный по идее памятник Николаю Никитичу Демидову, правнуку родоначальника рода Демидовых». В основании на каждом углу пара, состоящая из мужчины и женщины, все упорядочено. Вот что видим на фото (в кавычках продолжается описание 1887 года). В нижем левом углу на фотографии:
«Первая группа представляет сидящую женщину в древнегреческом костюме с крылышками на голове; возле нее стоит мальчик с раскрытой книжкой и указкой, — это маленький Демидов учится мудрости у какой-то богини». В нижнем правом углу на фотографии: «Вторая группа представляет ту же женщину или богиню, в подол которой юноша высыпает плоды из рога изобилия – это юноша Демидов приносит своей учительнице плоды учения». Третья группа (на фото ее не видно): «В третьей группе Демидов в возмужалом возрасте, одетый в военном мундире, представляется защитником отечества, которое изображено в виде женщины в очень печальном виде». Четвертая группа (на фото ее не видно): «Наконец, в четвертой группе Демидов уже в старости является покровителем наук, художеств и торговли, представленных тоже в виде женщины». Наверху аллегория еще круче: «На самом пьедестале возвышается колоссальная группа также из двух фигур: мужской, представляющей Демидова, украшенного орденами и покровительственно протягивающего руку помощи коленопреклоненной пред ним коронованной женщине, которая якобы представляет изнемогающий Тагил». Более подробно об этом снесенном памятнике можно прочитать в книге Е. В. Карповой « Русская и западноевропейская скульптура 18-начала 20 веков», 2009.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|