2. Памятник Н.Н.Демидову во Флоренции Бартолини
Памятник этот поставлен представителю четвертого поколения Демидовых благодарным представителем пятого поколения. Памятник получился весьма помпезным, аллегоричным, многофигурным, дорогим, но ни сам заказчик памятника А. Н. Демидов, ни Бартолини оконченным и установленным памятник не увидели. Начал этот памятник Бартолини примерно в 1830, оканчивал памятник Романелли, а открыли его в 1871 примерно через год после смерти Демидова и через 21 год после смерти Бартолини. В 1869 группа была передана в дар муниципалитету. Осталось рассмотреть его и вникнуть в суть аллегорий. Бартолини. Памятник Николаю Никитичу Демидову. Мрамор. Флоренция. Лунгарно Серристори Можно смело утверждать, что никто не в силах самостоятельно проникнуть в тайны изображенных аллегорий. Зритель без труда может узнать только отца — Николая Никитича Демидова и его сына Анатолия Николаевича. Они изображены наверху памятника. Памятник Н. Н. Демидову. Фрагмент. Николай Никитич с младшим сыном Анатолием Памятник Н. Н. Демидову. Фрагмент Казалось бы, с верхней частью памятника все ясно: мудрый взрослый наставник и благодарный покорный и очень положительный отрок, который явно думает о чем-то очень недетском, например, о покаянии или о вечном. Но что тут делает сидящая обнаженная девушка, прижимающая руку к сердцу? На кающуюся Марию Магдалину вроде не похожа? Оказывается, эта милая девушка, стройная фигура которой почему-то не привлекает взглядов ни одного из мраморных мужчин, готова увенчать голову главного персонажа — отца А. Демидова — венком в знак благодарности за создание им благотворительного детского учреждения во Флоренции — она, так сказать, представительствует от детского сада.
Зато со статуями внизу все не так просто. Внизу по углам расположены четыре аллегории. Фрагмент памятника. Милосердие. Мать, пытающаяся привести в чувство ребенка, иначе он умрет. Символизирует милосердие к больным и сиротам Фрагмент памятника. Природа, а может быть, Истина. Опять же симпатичная девица символизирует цветок Природы, который Демидов старший очистил от вульгарного, наполнил добродетелями и привнес в неразвитую Сибирь. Это так по-бартолиниевски! Бартолини, как известно, подначитался бредней Руссо про природного человека, в России никогда не был, был пуристом («pure» — чистый в переводе с французского). Учел он и тягу Н. Н. Демидова к прекрасному с его водевильными группами, французскими спектаклями: жестом, обнажающим голое тело, Истина (голая правда) привносится также и в искусство, поскольку что может быть прекраснее обнаженного женского тела. Фрагмент памятника. Муза балов В руке Музы балов кувшин. Что же может быть внутри кувшина? Учитывая, что на голове виноградные кисти, не вызывает сомнений, что это — вино. Неужели на памятнике присутствует дионисийская тема, и это в такой торжественной обстановке? Для тех, кто не может поверить: Слева: Муза балов Бартолини. Фрагмент. Рука Музы опирается на лиру, а на лире лик сатира и даже с рожками! Справ а: Кристоф Ангермейер Старший. Маска сатира. Около 1630, Мюнхен. Баварский национальный музей Как тут не вспомнить графа Бутурлина, который в своем дневнике упоминал, что Н. Н. Демидов в своем доме во Флоренции дает по два бала в неделю. Интересно, Бартолини принимал в них участие, он же тоже был в это время во Флоренции? Последняя фигура – ни за что не догадаетесь, это Сибирь. Фрагмент памятника — Сибирь с богом Плутоном Вот каков источник доходов, балов и искусств. Это не Истина, не Муза, и тут уже всякий догадается, почему на памятнике изображен Плутон: это бог подземного царства, а именно из недр русской земли появились все богатства Демидовых. И почему Сибирь в роли его матери – тоже понятно.
Зато не всякий догадается, в каком аллегорическом образе Бартолини представил Сибирь. Сибирь изображена в образе богини Кибелы, не к ночи будет помянута, культ которой связан с оскоплением ее адептов, хотя в ней тоже видели что-то плодородное, материнское (иногда ее изображали с множеством сосков). Для сравнения: Античная статуэтка Кибелы А может быть это не Кибела, а похожая не нее Деметра, тоже периодически проживавшая в подземном царстве, хотя и не по своей воле. Но она была супругой Плутона, он-то ее и похитил, но маловат будет изображенный Плутон для таких деяний. О чем думал Бартолини, мы никогда не узнаем: как считали агностики, мир непознаваем, в чужую голову не залезешь, а после Руссо и не такое привидится. А. Н. Демидов (младший) согласовал всю эту абракадабру, Бартолини воплотил, хотя доделывали памятник помощники. А еще на памятнике много всего хвалебного в адрес умершего и много барельефов, но их делал не Бартолини. Единственно, чего нет на флорентийском памятнике, так это брата П. Н. Демидова. Брата это обидело.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|