Организация общественных работ и самостоятельная занятость.
⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11 Под общественными работами понимаются общедоступные виды трудовой деятельности, как правило, не требующие профессиональной предварительной подготовки работников, имеющие социально полезную направленность и организуемые для обеспечения временной занятости граждан, ищущих работу. Общественные работы организуются органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления с привлечением заинтересованных организаций по предложению и при участии органов службы занятости в целях поддержки трудоустройством особо нуждающихся в социальной защите граждан. Общественные работы организуются исходя из ситуации на рынке, труда и уровня безработицы на каждой территории с учетом количества трудоспособного населения и необходимости и целесообразности организации таких работ. В целях повышения статуса общественных работ с учетом их социальной значимости в создании временных рабочих мест Правительство РФ разработало «Положение об организации общественных работ» от 14.07.1997 г. № 875, которое определяет общий порядок организации общественных работ для граждан, обращающихся в органы государственной службы занятости населения. Общественные работы организуются для реализации следующих целей: удовлетворение потребностей субъектов территорий и организаций в выполнении работ, носящих временный и сезонный характер и работ по выполнению федеральных целевых и региональных программ социально-экономического развития; предоставление гражданам материальной поддержки в виде временного заработка; приобщение к трудовой деятельности лиц, впервые ищущих работу и не имеющих профессии (специальности), в том числе молодежи, вступающей в трудоспособный возраст;
сохранение мотивации к труду у лиц, имеющих длительный перерыв в работе; трудовая реабилитация лиц, имеющих длительный (более одного года) перерыв в профессиональной деятельности. Общественные работы могут быть организованы для выполнения подсобных, вспомогательных и других неквалифицированных работ по следующим направлениям: - уход за престарелыми и инвалидами, помощь в обслуживании больных и обслуживании детей в период каникул; - сезонная помощь при проведении сельскохозяйственных работ и заготовок сельхозпродукции; подсобные работы на предприятиях перерабатывающего комплекса, плодоовощных базах; - уборка территорий городов, населенных пунктов, промышленных предприятий; - строительство дорог, прокладка водопроводных, газовых, канализационных и других коммуникаций; - проведение мелиоративных (ирригационных) работ, работ в лесном хозяйстве; - участие в строительстве жилья и реконструкции жилого фонда, а также объектов социально-культурного назначения; - восстановление историко-архитектурных памятников, комплексов, заповедных зон; - сезонная помощь в обслуживании пассажирского транспорта и организаций почты и связи; - помощь организациям жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения; - сезонная помощь местным органам в обслуживании санаторно-культурных зон; озеленение и благоустройство территорий, развитие лесопаркового хозяйства, зон отдыха и туризма; - экологическое оздоровление регионов, рекультивация земель; - обслуживание систем вторичного использования отходов; - подсобные работы в организациях перерабатывающего комплекса промышленности и торговли; - помощь в организации масштабных мероприятий культурного назначения (спортивных соревнований, фестивалей, сооружение детских спортивных площадок, обслуживание отдыха детей в период каникул и т.д.);
- участие в проведении федеральных и региональных общественных кампаний (опросов общественного мнения, переписи населения и т.д.); - сбор, заготовка ягод, грибов, лекарственных растений; - другие доступные виды деятельности. Кроме того, органы СЗН подготавливают предложения местным властям по созданию в регионе специализированных предприятий для организации и проведения общественных работ, решению вопросов их финансирования. При этом особым видом организаций могут выступать хозяйствующие субъекты, выполняющие общественные работы по перепрофилированию и модернизации ликвидируемых предприятий с последующей передачей эффективному собственнику. Организация общественных работ предусматривает применение гибких форм организации труда и режимов неполного рабочего времени, создание на предприятиях специальных видов работ для отдельных категорий населения, особо нуждающихся в социальной защите, организация центров трудовой адаптации молодежи на базе общеобразовательных школ, специальных учебных заведений, межшкольных трудовых комбинатов. Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются безработные граждане, зарегистрированные в органах службы занятости, не получающие по различным причинам пособия по безработице, состоящие на учете в органах службы занятости свыше 6 месяцев, а также работники, высвобождающиеся в результате реорганизации предприятий, и т.д. Основанием для приема на работу является направление на участие в общественных работах, выданное органами государственной службы занятости. Выдавая направление на общественные работы, СЗН обязана предоставлять полную информацию об условиях, зарплате, возможности дополнительных льгот и выплат. За полноту и достоверность информации органы СЗН несут ответственность. Услуги по направлению граждан на общественные работы оказываются органами ГСЗН бесплатно. Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия. По желанию граждан, проходящих обучение по направлению органов ГСЗН, они также могут привлекаться к общественным работам в свободное от учебы время.
Органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления совместно с органами СЗН могут признавать отдельные виды общественных работ, имеющих первоочередное социальное значение для региона, подходящими для лиц, впервые ищущих работу, и лиц, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва. Если при организации общественных работ учитываются возрастные и иные особенности граждан, требования законодательства РФ о труде, в том числе об условиях и нормах по охране труда и эта работа не связана с переменой места жительства без согласия гражданина, то она считается подходящей для следующих категорий граждан: впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности); отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первоначального (12-месячного) периода безработицы; обратившихся в органы СЗН после окончания сезонных работ; состоящих на учете в органах СЗН более 18 месяцев, а также более 3 лет не работавших. С лицами, желающими участвовать в общественных работах, работодатель заключает срочный трудовой договор на срок до 6 месяцев с правом его продления по соглашению сторон. Договор гражданина расторгается в случае его поступления на постоянное место работы, на временное более подходящее рабочее место и по другим уважительным причинам. По согласованию с администрацией предприятия гражданину, участвующему в общественных работах, может быть предоставлена возможность поиска в рабочее время постоянного места работы. На граждан, занятых на общественных работах, распространяется законодательство РФ о труде и социальном страховании. При направлении на определенные виды общественных работ может понадобиться прохождение медицинского осмотра в соответствии с установленным порядком. Следует помнить, что к общественным работам не относятся виды деятельности, связанные с необходимостью ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с действующим законодательством о занятости безработному гражданину, направленному на оплачиваемые временные общественные работы, прекращается выплата пособий по безработице и он снимается с учета в качестве безработного со дня заключения срочного трудового договора, т. е. с даты фактического трудоустройства. В случаях, когда безработный гражданин заключил договор с работодателем на участие в общественных работах сроком менее месяца, он не снимается с учета в органах СЗН в качестве безработного. Гражданин, завершивший участие в общественных работах и вновь обратившийся в органы СЗН для постановки на учет, признается безработным в установленном порядке. При этом общественные работы считаются последним местом работы и включаются в ОТС в соответствии с записью в трудовой книжке, но при подборе подходящей работы не учитываются. При организации общественных работ органы исполнительной власти и местного самоуправления при участии органов СЗН разрабатывают программы развития временной занятости, в рамках которых формируется система организации временных рабочих мест на базе общественных работ. В программах предусматриваются мероприятия по обеспечению организации общественных работ по приоритетным направлениям, их объемы и виды, включая виды работ для отдельных категорий населения, особо нуждавшихся в социальной защите, использование гибких форм организации труда и режимов неполного рабочего времени. Для подготовки программ временной занятости органы СЗН обязываются выявлять спрос и предложение на участие в общественных работах, собирать информацию о возможности их организации на предприятиях региона, информировать население о порядке и условиях проведения общественных работ. Основным источником финансирования общественных работ являются средства заинтересованных предприятий. Средства местного бюджета привлекаются для финансирования общественных работ в объемах, определяемых программами и планами социально-экономического развития территорий. Оплата труда граждан, занятых на общественных работах, производится фактически за выполненную работу, но не ниже минимального размера оплаты труда. Гражданам из числа безработных, участвующим в общественных работах и имеющим право на получение пособия по безработице, устанавливается доплата к заработку в размере причитавшегося им пособия по безработице со дня заключения срочного трудового договора. При этом максимальный период предоставления доплат в суммарном исчислении не должен превышать б месяцев. Основанием для установления к заработку гражданина доплаты в размере причитавшегося ему пособия по безработице являются уведомление работодателя о приеме этого гражданина на работу (отрывной талон рекомендательного письма), выписка из приказа организации: справка работодателя о фактической продолжительности трудовой деятельности за текущий месяц в соответствии с табелем учета рабочего времени.
Доплата безработным гражданам, занятым на общественных работах, производится органами службы занятости за фактически отработанное время на основании соответствующей справки, выдаваемой работодателем ежемесячно. Размер доплаты определяется с учетом установленных выплат на лиц, находящихся на их содержании. Изменение размера доплат осуществляется в порядке, установленном для определения размера и условий выплаты пособия по безработице. Со всех видов выплат, начисленных гражданам за участие в общественных работах, производятся все виды удержаний. Безработным гражданам, направленным на общественные работы, доплаты к заработку из средств фонда занятости не производятся по истечению срока выплаты пособия по безработице или на период приостановки выплаты пособия. После завершения участия гражданина в общественных работах, при повторной постановке на учет и определении размера пособия по безработице сумма доплат из фонда занятости населения не учитывается. Безработным гражданам, направленным на общественные работы и не получающим пособие по безработице, за виновные действия (приостановка выплаты пособия) доплата к заработку за счет средств фонда занятости производится по истечении времени наказания. Органы СЗН при организации общественных работ осуществляют: учет граждан, направленных на общественные работы, суммарный учет отработанного времени каждым гражданином на общественных работах в течение года со дня заключения первого срочного договора на участие в общественных работах. Периодом участия гражданина в общественных работах считается календарное время от даты зачисления на работу до даты увольнения. Органы СЗН осуществляют контроль за соблюдением договоров между предприятиями и иными организациями в части предоставления и выполнения общественных работ. Законом РФ о занятости (ст. 2) определены критерии занятости. В соответствии с ними занятыми считаются граждане: самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе ИТД (включая фермеров, творческих работников), предприниматели, а также члены производственных кооперативов. По мнению некоторых специалистов, в ближайшие годы сектор официального малого предпринимательства станет единственной альтернативой нормализации ситуации в области занятости населения, предотвращения роста безработицы и нелегальных форм самозанятости. Технологическая, производственная и управленческая гибкость позволяют малому предпринимательству чутко реагировать на изменяющуюся конъюнктуру. Малый бизнес сглаживает колебания экономической конъюнктуры, балансируя между спросом и предложением рабочей силы, спрос растет — появляются новые фирмы, падает — часть их закрывается. Малые предприятия способствуют гибкости и мобильности экономики, быстрым технологическим и структурным переменам. Малый бизнес не только инициирует появление дополнительных рабочих мест, но и расширяет поле деловой активности граждан, вовлекая в трудовую деятельность и тех из них, которые не обладают высокой конкурентоспособностью на рынке труда. Кроме того, предложение рабочих мест в этом секторе экономики усиливает конкуренцию между работодателями в области найма. Более гибкие условия труда, включая нестандартные режимы рабочего времени на малых предприятиях, делают их привлекательными для работников. Чутко реагируя на изменения рыночной конъюнктуры, малые предприятия становятся учредителями инновационного процесса, способствуют качественному улучшению рабочей силы, формируют рабочие места на базе новых технологий. В целом следует выделить следующие особенности малого бизнеса, позволяющие при определенной государственной политике быстро создавать конъюнктурную среду: высокая приспособляемость к рыночной конъюнктуре; непосредственная связь с потребителем; возможность начать предпринимательскую деятельность с небольшим стартовым капиталом; простота управления. Нельзя недооценивать социальную значимость малого бизнеса. Она определяется массовостью слоя мелких собственников, численность которых — одна из существенных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Широкое развитие малого предпринимательства содействует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров людей, является альтернативой люмпенизации психики и социальному иждивенчеству. Развитие малого бизнеса — одно из перспективных направлений в работе СЗН. Гражданину, признанному в установленном порядке безработным и решившему открыть собственное дело, службы занятости оказывают следующие виды услуг: ознакомление с нормативными документами, рекомендациями, тестами и другой имеющейся в центре занятости литературой о порядке создания малых предприятий, организаций, индивидуальной трудовой деятельности; предоставление информации о местонахождении организаций, занимающихся вопросами развития предпринимательства; предоставление информации о возможности и условиях обучения основам рыночной экономики и профессиям, необходимым для организации собственного дела; ознакомление с порядком и условиями предоставления компенсаций для возмещения части расходов по созданию собственного дела и предоставление субсидий на организацию собственного дела. Субсидия предоставляется в виде разовой выплаты денежных средств взамен причитающегося пособия по безработице и предназначена для частичной компенсации расходов граждан, связанных с организацией собственного дела. Размеры предоставляемых субсидий: гражданину, создающему собственное дело, субсидия выдается в размере 12-месячного пособия по безработице, причитающегося данному гражданину, для группы граждан, создающих малое предприятие (являющихся его учредителями), размер субсидий определяется путем суммирования субсидий, установленных для каждого гражданина; для граждан, организующих малые предприятия и создающих рабочие места не только для себя, но и для лиц, направляемых центром занятости, может предоставляться дотация на каждого трудоустроенного по направлению службы занятости, но не более чем для 10 нанимаемых работников. Дотация выдается в размере 75 % 12-месячного пособия по безработице, причитающегося безработному, направленному службой занятости.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|