Сказание о стоицизме
Марк Аврелий был последним известным стоиком античного мира. Однако история Стоицизма началась с кораблекрушения почти за пятьсот лет до его смерти. Как‑ то молодой богатый финикийский купец с острова Кипр по имени Зенон Китийский переправлялся с грузом пурпура через Средиземное море. Чтобы извлечь всего несколько граммов этого бесценного товара, называемого также имперской или царской окраской, поскольку он использовался для окраски мантий императоров и царей, требовались тысячи ферментированных моллюсков, которых требовалось рассечь рукой, что было отнюдь не легким делом. Корабль попал в сильный шторм. Зенон чудом спасся – его выбросило на берег у греческого порта Пирей. С отчаянием наблюдал он с берега, как его бесценный груз тонет среди волн, растворяясь в океанских водах, откуда был с таким трудом извлечен. По одной версии, Зенон потерял все в этом кораблекрушении. Морально раздавленный, он с трудом добрался до Афин и начал жить там, прося милостыню: одинокий иммигрант без гроша в кармане в чужестранном городе. В поисках руководства к жизни он плетется к Дельфийскому оракулу, где бог Аполлон якобы сообщает ему через свою жрицу, что Зенон должен добывать краску не из моллюсков, а из усопших людей. Этот загадочный совет совершенно ошеломляет Зенона. Растерянный и озадаченный, он идет назад в Афины и натыкается на гору книг у книжной лавки. Тогда‑ то он и начинает читать то, что по чистой случайности оказывается сборником историй о Сократе, написанных Ксенофонтом, одним из его самых выдающихся учеников. Идеи Сократа потрясли Зенона до глубины души и полностью преобразили его жизнь. Греческая знать традиционно считала, что добродетель связана с благородным происхождением. Сократ, напротив, верил, что такие классические добродетели, как справедливость, мужество и умеренность, являются формами нравственной мудрости, которую может постичь любой человек. В своих напутствиях Ксенофонту он говорит о важности самодисциплины для воспитания духа и обретения мудрости. После казни Сократа Ксенофонт правдиво записал многочисленные воспоминания о своих беседах с учителем о философии. Вполне возможно, что именно в этот момент Зенон внезапно осознал, что имел в виду оракул: «Он должен принять цвет мудрости мертвых людей», впитывая в себя их учения о мудрецах из прошлых поколений, вроде тех философских доктрин, которые он читал в тот момент в «Воспоминаниях о Сократе».
Зенон выронил книгу, вскочил на ноги и взволнованно воскликнул, обращаясь к книготорговцу: «Где сегодня можно найти такого мудреца? » По счастливому стечению обстоятельств мимо проходил знаменитый философ‑ киник по имени Кратет Фиванский, и книготорговец указал на него: «Следуй за тем человеком». Разумеется, Зенон стал последователем Кратета и погрузился в изучение философии киников, основоположником которой был Диоген Синопский. Можно сказать, что Стоицизм произошел от кинизма, и обе философские традиции тесно переплетались друг с другом ко времени правления Марка Аврелия. Говоря о Кинизме (сейчас мы говорим «цинизм» и пишем это слово со строчной буквы), мы подразумеваем некий негатив и недоверие, но это явление имеет крайне слабую связь с идеями Кинизма. Эта школа античной философии главное внимание уделяет формированию добродетели и стойкости характера путем неустанных тренировок в самоотречении и перенесении трудностей. Это аскетический образ жизни, ставивший во главу угла самодисциплину. Последователи Зенона позже назовут его кратким путем к добродетели. И все же философия киников не дала Зенону ответов на все вопросы. В ее доктринах явно не хватало упражнений для развития ума. Поэтому он продолжил свое образование в академической и мегарской школах философии, основанных Платоном и Евклидом из Мегары, которые были самыми известными учениками Сократа. Все эти школы специализировались на разных аспектах философии: киники на добродетели и самодисциплине, мегарийцы – на логике, а академики – на метафизических теориях о восприятии вещей в соответствии с их природой.
По всей видимости, Зенон пытался объединить в одно учение лучшие аспекты различных афинских философских традиций. Однако трактовка понятия «философ» в корне отличалось у кинической и академической школ. Киники насмехались над претенциозным и оторванным от жизни содержанием учебной программы Академии Платона. Академики, в свою очередь, считали доктрины киников примитивными и чересчур радикальными – известно, что Платон называл Диогена «обезумевшим Сократом». Свою же позицию Зенон выражал как компромисс между этими учениями. Его последователи считали очень полезным изучение философской теории или таких дисциплин, как логика и космология, поскольку это делало их более добродетельными и улучшало характер. Однако если подходить к их изучению слишком педантично или чересчур академично, это уведет нас от истинного пути к добродетели. Марк перенял такое отношение к учению у своих учителей‑ стоиков. Он постоянно внушал себе не отвлекаться от сути, читая слишком много книг, чтобы не убивать драгоценное время на малозначительные вопросы логики и метафизики. Он старался сосредоточить все свое внимание на практической цели мудрожития. Около двух десятилетий Зенон изучал философию в Афинах, а затем основал собственную школу в публичном здании с видом на Агору, также называемую Stoa Poikile, или «Раскрашенный портик», где он часами ходил взад и вперед, рассуждая на философские темы. Собиравшиеся там ученики изначально называли себя зенонийцами, а впоследствии стоиками, от слова stoa, или «портик»[14]. Есть предположение, что название «стоик» намекает на практический, приземленный характер этого философского направления. Оно возникло на улицах Афин, у всех на виду, рядом с рыночной площадью, где Сократ проводил время в рассуждениях о мудрости и добродетели. В отличие от других философских школ основатели Стоицизма не пытались казаться крайне мудрыми. Наверное, эту идею они хотели донести, когда стали называться не зенонийцами, а стоиками. Отношение Зенона к ученикам было очень похоже на то, что позднее описывал Сенека, который не позиционировал себя врачом‑ экспертом, а скорее играл роль пациента, объясняющего ход своего лечения соседям по больничной палате. Такой подход сильно контрастировал с конкурирующими учениями, например Эпикуреизмом, названным по имени его основателя, Эпикура, который как раз утверждал, что является истинным мудрецом. Ученикам философа надлежало заучивать наизусть его высказывания, праздновать его дни рождения и молиться на него.
Зенон говорил своим ученикам, что его предназначение – ставить мудрость выше богатства и репутации. Он также любил говорить: «Мое самое прибыльное путешествие началось в тот день, когда я потерпел кораблекрушение и потерял все свое состояние»[15]. И в наши дни нередки случаи, когда люди делают парадоксальное открытие, что потеря работы может оказаться лучшим событием их жизни. Зенон разделял доктрину киников о том, что богатство и прочие внешние ценности не имеют никакого значения и что истинной целью в жизни является добродетель. Проще говоря, по мнению киников, наш характер – наиболее значимая вещь в жизни, и мудрость заключается в том, чтобы не придавать ценности остальным вещам. По их мнению, для того чтобы выработать такое отношение, требуется пожизненная тренировка психологических и нравственных сил через преодоление трудностей и отказ от некоторых желаний. Однако другие философы возражали стоикам в части таких внешних ценностей, как здоровье, богатство и репутация, считая, что они тоже необходимы для благополучной жизни, не исключая при этом добродетели. Проблема заключается в том, что эти внешние ценности отчасти находятся в руках Судьбы, по воле которой для многих людей благополучная жизнь недостижима. Сократ, например, по афинским стандартам считался уродливым, жил в относительной нищете и умер преследуемым могущественными врагами. Интересно, была бы его жизнь лучше, если бы он был красивым, богатым и всеми восхваляемым? Но ведь его величие состоит именно в мудрости и силе характера, которые помогали ему преодолевать эти препятствия в жизни. Новизна подхода Зенона заключалась в том, что он оспаривал утверждение о том, что внешние блага тоже имеют ценность, просто абсолютно иного рода, чем добродетель. Он считал, что разница в их значимости не такая уж абсолютная. Для стоиков добродетель – единственная истинная ценность. Киники тоже разделяли эту точку зрения, но они также считали естественным предпочитать здоровье болезни, богатство – нищете, друзей – врагам и т. д., в пределах разумного, конечно. Внешние блага, например богатство, дают больше возможностей, но сами по себе они просто не имеют такой ценности, которая может определить достойную жизнь.
Зенон вначале был глубоко вдохновлен учением киников. И все же он хотел уравновесить и расширить его доктрины, объединив их с элементами других школ афинской философии. Опираясь на широкий спектр знаний, он решил, что логика и метафизика тоже могут внести свой вклад в развитие нравственных качеств. В связи с этим Зенон разработал программу обучения Стоицизму, разделенную на три обширные темы: этику, логику и физику (которые включали в себя метафизику и теологию). В программу основанной им стоической школы, которая возглавлялась несколькими «сколархами» (главами философской школы), входил ряд типичных основных доктрин, но воспитанникам также предлагалось учиться мыслить самостоятельно. После смерти Зенона Клеанф, его ученик, а прежде боксер и ночной садовник – этим он зарабатывал себе на жизнь, – стал главой стоической школы. Его последователем был Хрисипп, один из самых прославленных интеллектуалов античного мира. Эти трое философов разработали исходные доктрины стоической школы. Учения Зенона и Клеанфа были простыми, практическими и лаконичными. Верный своим киническим корням, Зенон главную цель видел в совершенствовании характера своих молодых учеников, избегая при этом мудреных и длительных академических споров. Если кто‑ то жаловался, что его философские аргументы были слишком односложными, Зенон соглашался и отвечал, что, будь его воля, он и слоги сократил бы. В отличие от него Хрисипп был продуктивным писателем и развил множество философских аргументов – известно, что он написал свыше семи сотен книг. К моменту начала его творческой деятельности появилась необходимость защищать Стоицизм от критики со стороны других философских школ, особенно появившихся тогда академиков‑ скептиков, и это требовало формулирования более веских и зрелых аргументов. С другой стороны, Клеанф, наставник Хрисиппа, не был человеком выдающегося интеллекта. Согласно легенде, Хрисипп часто говорил, что лучше бы Клеанф не растекался мыслью по древу, а сразу переходил к сути стоической школы, ее основным положениям, чтобы Хрисипп мог лучше подготовить аргументы в свою защиту. Сегодня многие студенты‑ стоики исповедуют такой подход: их привлекает мировоззрение стоиков, но они предпочитают модифицировать его, расширив аргументацию на основе современной науки и философии. Стоицизм никогда не имел ничего общего со схоластическими рассуждениями. Хрисипп во многом не разделял точку зрения Зенона и Клеанфа, то есть те положения, на которых зиждился Стоицизм.
Согласно одному источнику, просуществовав пару веков, первоначальная стоическая школа распалась на три разных направления. Почему так случилось, однозначного ответа никто дать не может. К счастью, к тому времени в Римской республике начали постигать древнегреческую философию и ощущать особую связь со Стоицизмом. Известный римский полководец Сципион Африканский‑ младший, взявший Карфаген, попал в ученики к последнему сколарху стоической школы в Афинах Панетию Родосскому. Во II веке н. э. в Риме Сципион собрал вокруг себя группу интеллектуалов, известную как Круг Сципиона, в который входил его близкий друг Лелий Мудрый, еще один влиятельный римский стоик. Одним из важнейших людей, который донес до нас суть Стоицизма, был знаменитый римский государственный деятель, оратор Цицерон. Несмотря на то что он был последователем Академии Платона, Цицерон обладал глубоким знанием философии стоиков и очень много писал на эту тему. С другой стороны, его друг и политический соперник Катон Утический, будучи образцовым стоиком, как охарактеризовал его Цицерон, не оставил после себя никаких трудов по философии. После своей смерти при оказании сопротивления тирану Юлию Цезарю во время гражданской войны Катон прославился как герой и стал вдохновителем последующих поколений стоиков. После убийства Цезаря его внучатый племянник Октавиан стал Августом, основателем Римской империи. Наставником Августа был известный стоик Арий Дидим – первый римский император, связанный с философией. Эту традицию подхватили все последующие императоры, в особенности Марк Аврелий. Спустя несколько поколений после правления Августа учителем риторики для молодого императора Нерона назначают философа‑ стоика Сенеку, который позднее становится его политическим советником и пишет для него речи. Эта должность явно подорвала моральные ценности Сенеки, основанные на Стоицизме, поскольку Нерон постепенно деградировал и в конечном счете превратился в жестокого деспота. В то же время политическая фракция, именуемая стоической оппозицией, возглавляемая Траси, пыталась занять твердую позицию против Нерона и последующих императоров, которых они считали тиранами. Позднее Марк упомянет о своем восхищении Катоном, Траси и их сторонниками, что стало одной из загадок истории, поскольку стоики были известны тем, что выступали против императорской власти или, по меньшей мере, критиковали ее. Император Нерон, напротив, не терпел от философов расхождения во взглядах и казнил обоих, Траси и Сенеку. Однако у секретаря Нерона был раб по имени Эпиктет, который после обретения свободы стал, наверное, самым известным учителем философии в римской истории. Сам Эпиктет ничего не писал, но его дискуссии с учениками были записаны одним из них, Аррианом, и вошли в его несколько книг «Беседы», а также краткий сборник афоризмов «Руководство», резюмирующий практический аспект его учений. Вполне вероятно, что на стоиков, которых Марк знал лично, оказал влияние Эпиктет, некоторые из них могли посещать его лекции. В самом деле, известно, что Марку передавал копии выдержек из этих лекций главный учитель‑ стоик, Юний Рустик, поэтому никого не должен удивлять тот факт, что Эпиктет стал самым цитируемым автором в «Размышлениях». Возможно, Марк считал себя приверженцем версии Стоицизма Эпиктета, хотя они никогда не встречались лично. Спустя почти пять веков после Зенона, торговца пурпуром, основавшим стоическую школу, Марк Аврелий продолжал рассуждать о деяниях обладателей вещей этого цвета. Сам себе он наказывает не поддаваться соблазнам, которые дает власть, чтобы не испортить свой характер и не превратиться в очередного Цезаря. Его цель – остаться верным своим философским принципам. В его жизни было два случая, которые напомнили ему о том, что его пурпурная имперская мантия – всего лишь кусок овечьей шерсти, окрашенный скользким моллюском. Он предпочитал окрасить свой ум мудростью философских принципов, переданных ему учителями‑ стоиками, и в первую очередь считал себя стоиком и только потом – императором.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|