Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Добавление здоровых источников радости




 

Ранее Марк упоминал три источника радости. В первую очередь это радость от осознания собственных успехов на пути к мудрости и добродетели и, как следствие, реализации своего жизненного потенциала. Помимо замены нездоровых привычек на более ценные занятия с нравственной точки зрения, вы можете составить список полезных занятий на каждый день. Например, вы можете посвящать по десять минут в день написанию рассказов для своих детей. Даже если вы таким образом не вытесняете вредную привычку, вы приобретаете полезную, если, конечно, это дает вам чувство морального удовлетворения. Это равноценно тому, чтобы каждый день отводить время для практики стоических добродетелей, чтобы еще больше походить на людей, которыми вы восхищаетесь.

Марк еще говорит о радости, которую можно получить, размышляя о добродетелях других людей. Что он имеет в виду? Это касается моделирования поведения и отношения других людей, о котором мы уже говорили. Выделите время, чтобы записать на бумаге те качества, которые больше всего вас восхищают в других людях, как это делает Марк в первой книге «Размышлений», или визуализируйте их в своем сознании. Размышляя о добродетелях близких людей, вы можете значительно улучшить ваши отношения с ними. Также понаблюдайте, какое влияние на вас оказывает эта техника и что полезного вы можете почерпнуть из нее.

Наконец, вспомните слова Марка о том, что желание нужно заменить чувством благодарности. В каком‑ то смысле желать чего‑ то означает представлять то, чего у вас нет, или воображать отсутствующие вещи присутствующими. Испытывать благодарность – это представлять, что присутствующие вещи отсутствуют. Каково это будет, если вы лишитесь той или иной вещи? Если мы не будем время от времени представлять какую‑ нибудь утрату, например, жизнь без вещей и людей, которые нам дороги, мы будем воспринимать их как должное. Ведите дневник и записывайте в него людей и вещи, за которые вы благодарны судьбе. Вы, например, можете быть благодарны за уроки, которые они вам преподали. Марк, правда, делает оговорку: мы должны это делать так, чтобы не оказаться излишне привязанными к внешним благам. Стоикам помогает избегать этого напоминание себе о том, что внешние блага и другие люди не находятся в нашей власти и рано или поздно они уйдут. Мудрый человек благодарен за подарки, которые жизнь ему преподнесла, но он также понимает, что она дает ему их во временное пользование, как гласит известное выражение: «Ничто не вечно под луной». Эпиктет советовал своим ученикам‑ стоикам представлять себя гостями на банкете, которым подали одно блюдо на всех, и они, вместо того чтобы жадно наброситься на него, вежливо берут по кусочку и передают блюдо дальше. Так в целом смотрели на жизнь стоики: они старались благодарить жизнь за те блага, которые имеют, не привязываясь при этом к ним слишком сильно.

Мы видели, что стоики выбирали здоровые пути обретения счастья, то есть через благодарность за внешние блага, восхищение сильными сторонами других людей и гордость за свою способность действовать, проявляя честь, достоинство и цельность характера. Кроме всего, не забывайте, что обычные удовольствия и боль стоики не относили ни к добру, ни к злу – для них это категории безразличного. Их главной задачей было избежать гедонистического отношения к жизни, когда физическим удовольствиям придается слишком большое значение, когда люди предаются им без меры и желают их слишком сильно. При этом стоики находят вполне естественным предпочтение или слабое желание приятных вещей и избегание боли и дискомфорта, но в разумных пределах.

Мы можем взять на вооружение некоторые из их идей о том, как преодолевать желания, при помощи описанной мной модели. Оцените рационально некоторые привычки или желания, представив их последствия. Запишите «за» и «против» в отношении той или иной привычки, представив последствия, в случае если вы продолжите ей предаваться и если преодолеете ее. Закройте глаза и представьте как можно ярче развилку дороги, один путь которой устлан нездоровыми страстями, а другой – мудрыми и разумными поступками. Вы можете изменить упомянутый распорядок дня, адаптировав его к своим нуждам.

Утренняя медитация. Подумайте о восходящем солнце, звездах и вашем скромном месте в целой Вселенной. Мысленно проанализируйте ключевые события дня, представив, как Сократ, Зенон, Марк Аврелий или ваша ролевая модель справлялись бы со своими привычками и желаниями. Нарисуйте в своем воображении план того, как вы будете решать возникающие задачи и какие ресурсы или добродетели использовать.

Действия в течение дня. Практикуйте стоическую осознанность, стараясь замечать первые признаки возникновения желания или привычки, которые хотите преодолеть. Старайтесь заметить их как можно раньше и подавить в самом зародыше. Сделайте паузу и постарайтесь свыкнуться с возникнувшим дискомфортом со стоическим безразличием. Примените технику когнитивного дистанцирования и постарайтесь не поддаваться своим чувствам. Займитесь чем‑ нибудь полезным, от чего получаете чувство глубокого морального удовлетворения. Можно также вести дневник или подсчет определенных привычек, как уже упоминалось в этой главе.

Вечерняя медитация. В конце дня оцените, насколько хорошо вы справились с задачей поступать в соответствии со своими ценностями, то есть добродетелями. Что касается желаний, проанализируйте, что вы сделали хорошо, а что плохо, и подумайте, что вы можете сделать по‑ другому завтра. Если это поможет, представьте, что отвечаете на эти вопросы перед мудрым наставником‑ стоиком или даже группой мудрецов, и подумайте, какой совет они могли бы вам дать. Примените то, что вы узнаете, таким образом, чтобы подготовиться к следующей утренней медитации.

Как мы увидим из следующих глав, вы можете адаптировать этот распорядок дня стоиков к своим нуждам, а также некоторые их техники, что поможет вам справляться с другими проблемами в жизни, такими как боль, тревога и гнев. Для этого вы будете учиться использовать те же техники, но немного по‑ другому.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...