Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Функциональный анализ. 3. Объективное представление. 4. Обесценивание с помощью анализа. 5. Размышление о конечности и непостоянстве вещей




2. Функциональный анализ

 

Как только вы освоите технику когнитивного дистанцирования, вы сможете лучше оценивать последствия своих оценочных суждений (проводить функциональный анализ). Учитывая, что мы страдаем из‑ за своих оценочных суждений, стоики говорят, что страх боли причиняет нам куда больше вреда, чем сама боль, потому что он портит наш характер. Сама же боль безвредна, если только вы научитесь принимать ее с безразличием. По этому поводу очень точно выразился Эпиктет: «Страшное ведь это не смерть или страдание, а страх перед страданием или смертью»[138]. Как сегодня говорят, чтобы жить полной жизнью, нужно выйти из своей зоны комфорта. Страх боли делает из нас трусов и ограничивает нашу жизнь.

Если мы хотим измениться, очень важно четко усвоить негативные последствия того или иного поведения. Например, люди, боящиеся крови, с трудом сдают медицинские анализы, а для некоторых женщин эта боязнь может стать препятствием для рождения ребенка. И в самом деле, большинство людей испытывают страх перед болью и болезнями в разной степени. Осознание того, что страх боли причиняет больше вреда, чем сама боль, может стать стартом для практики психологического навыка преодоления нетерпимости боли и дискомфорта.

 

3. Объективное представление

 

Марк также научился описывать внешние события и телесные ощущения как естественные процессы, применяя терминологию объективного представления. Как отмечалось ранее, мы можем сравнить это с нейтральным и бесстрастным отношением врача, который фиксирует симптомы болезни пациента. Эпиктет и Марк поступают аналогичным образом, называя болезненные и неприятные ощущения всего лишь резкими движениями или волнениями плоти.

 

Подобные мысли проникают в суть вещей и позволяют нам зрить в корень, что называется, то есть видеть вещи такими, какие они есть[139].

 

Когда мы применяем объективность и отстраненность, это похоже на то, как если бы мы описывали проблемы другого человека. Например, я могу сказать себе: «Стоматолог лечит Дональду зубы», таким образом относясь к этому мероприятию бесстрастно, с позиции третьего лица.

 

4. Обесценивание с помощью анализа

 

Кроме того, Марк говорит, что не нужно лишний раз беспокоиться по поводу будущего или переживать из‑ за событий прошлого. Когда мы сосредоточиваем наше внимание на «здесь и сейчас», победить становится легче. Рассматривая вещи объективно, отделяя настоящий момент и дробя его на мелкие составляющие, мы можем разобраться с каждой трудностью по отдельности, применяя метод, называемый «обесцениванием с помощью анализа». Например, он говорит, что мы должны задать вопрос каждой стоящей перед нами трудности: «Что здесь такого невыносимого или такого, что мы не в силах вытерпеть? »[140] И в самом деле, Марк отмечает, что негативное влияние событий на нас значительно уменьшается, когда мы отбрасываем мысли о прошлом и будущем и фокусируемся только на настоящем моменте, то есть на «здесь и сейчас».

В современной когнитивно‑ поведенческой терапии все еще применяется стратегия «разделяй и властвуй» для борьбы с неприятными чувствами. Клиентов просят сосредоточиться на настоящем и пошагово разбираться с каждым беспокоящим моментом. Наряду с этой техникой стоики применяют так называемый взгляд сверху на сущее, то есть представление текущей ситуации как частички всей жизни на Земле или даже во Вселенной. Одна стратегия делит события на мелкие части, а другая отводит событию микроскопическое место в жизни всего сущего. Обе стратегии могут помочь нам смотреть с большим безразличием на такие внешние события, как страдания и болезнь[141].

 

5. Размышление о конечности и непостоянстве вещей

 

Описав болезненные ощущения или симптомы заболевания объективным языком и проанализировав каждый их компонент по отдельности, мы также можем мысленно локализовать их в определенных частях тела. Марк неустанно себе напоминает, что боли и наслаждению нужно отводить соответствующие места в теле – иными словами, помнить о том, насколько мало то или иное ощущение по сравнению с масштабом сознания. Поэтому он учился думать о боли как о чем‑ то отдаленном.

Он даже говорит, что можно позволить пораженному органу пожаловаться, если ему так хочется. Но ум совсем не обязательно должен вторить ему, оценивая ощущение как чересчур плохое или вредное[142]. Думай о боли в своем теле как о лае злой собаки. Не начинай лаять вместе с собакой, то есть жаловаться на свою боль. Всегда в нашей власти отвести тому или иному ощущению определенное место в теле, то есть локализовать его в каком‑ либо органе. Выбор за вами – либо оставить его там, либо слиться с ним через беспокойство и переживания.

 

Наш ум тоже может сохранять спокойствие путем дистанцирования, тогда нашей разумной части не будет нанесено никакого вреда. Что касается пораженных болью органов, пусть они заявят о себе, если смогут[143].

 

Современные психотерапевты помогают своим клиентам объективировать боль таким образом, придавая ей произвольную форму или окраску, например представляя ее в виде черного круга. Эта техника, называемая «физикализацией чувства», позволяет представить его в своем воображении находящимся на расстоянии и занимающим определенное место в теле. Можно даже представить, что вы смотрите на физическую боль или другой симптом болезни через стеклянное окно, отделяющее тело от ума, или воображаете, что боль временно вышла за пределы тела и находится на другом конце комнаты.

Кроме приема, заключающегося в мысленной локализации неприятных ощущений в одном органе, Марк также часто советует себе подумать об их длительности и рассматривать их как ограниченные в пространстве и времени. Эту стратегию он применяет ко всем внешним событиям, но главным образом к болезненным ощущениям и симптомам заболеваний. Она напоминает совет Эпикура о том, что нужно сосредоточиться на факте, что острая боль – временное явление. Вы, должно быть, слышали персидское выражение: «И это пройдет», которое цитировал Авраам Линкольн и которое означает то же самое. Мы также можем напоминать себе о том, сколько неприятных ощущений нам довелось испытать в прошлом, что они как пришли, так и ушли – как способ подчеркнуть их временный характер.

Этот подход является одной из любимых стратегий Марка Аврелия для культивирования отношения стоического безразличия. Принимая изменчивость вещей как течение реки, мы можем ослабить нашу эмоциональную привязанность к ним. Порой он идет еще дальше и говорит о собственной преходящести, то есть о своей смертности. По его словам, поскольку жизнь коротка и конец не за горами[144], мы сможем достичь безразличия в отношении болезненных чувств, если будем помнить, что они занимают наше внимание в течение ограниченного времени.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...