Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

5. Вы никогда не знаете наверняка мотивы других людей




5. Вы никогда не знаете наверняка мотивы других людей

 

Мы не можем читать мысли других людей, поэтому не должны делать поспешных выводов об их намерениях. Не зная намерений другого человека, мы никогда не можем быть уверенными, что они совершают дурной поступок. Люди часто совершают поступки, которые кажутся дурными, в то время как они были уверены, что руководствовались благими намерениями. Марк вообще был опытным судьей в Римском суде и поэтому мог хорошо судить о характерах людей. Он напоминает себе, что, прежде чем вынести твердое мнение относительно чьего‑ то характера и мотивов этого человека, мы должны узнать о нем как можно больше – и даже в этом случае наши выводы будут основаны на предположении. Подобным образом, когда началась гражданская война, Марк был уверен, что не знает точно, каковы намерения Кассия.

И напротив, в гневе человек не допускает сомнений, делая предположения о мотивах других людей. Специалисты по когнитивно‑ поведенческой терапии называют это ошибочными выводами о мотивах других людей в результате «чтения чужих мыслей», хотя они все время скрыты от нас. Нужно учитывать возможность того, что намерения другого человека не всегда дурны[184]. Представьте, что существует другое, более благовидное объяснение их поступков. Сохраняя непредубежденный взгляд на вещи, вы сможете ослабить свой гнев.

 

6. Помните, что все мы смертны

 

Марк внушает себе сосредоточиться на недолговечности событий в глобальном масштабе. Он предлагает подумать о том, что и он, и человек, на которого он рассержен, в конечном счете умрут и будут забыты. Если смотреть на вещи под этим углом, окажется, что нет никакого смысла переживать по поводу поведения людей. Ничто не вечно под луной. Если при взгляде на события из будущего они кажутся не стоящими выеденного яйца, тогда зачем так сильно волноваться по их поводу? Это не означает, что мы ничего не должны делать. На самом деле, сохраняя спокойствие, мы можем лучше планировать нашу реакцию и предпринимать действия. Марк не сидел сложа руки, когда Кассий развязал гражданскую войну; он срочно мобилизовал огромную армию против него. Но при этом он не позволял страху или гневу затмевать ему рассудок.

Скорее всего, «Размышления» были написаны до гражданской войны, но когда она началась, Марк, по всей видимости, применил тот же философский подход к восстанию Кассия. Помни, что это скоро пройдет, говорит он, и ситуация неминуемо изменится.

Далее вы увидите, что гражданская война оказалась скоротечной. Ни одна статуя Авидия Кассия не дошла до нас. Сегодня мало кто вообще знает это имя, хотя фактически он был императором Рима, пусть и всего несколько месяцев. Однажды забудут и Марка Аврелия. Он всегда помнил об этом, когда принимал решения, твердил себе не беспокоиться о том, как будут судить о нем будущие поколения, но в своих действиях руководствовался только разумом. Если мы будем напоминать себе, что ничто не вечно, мы поймем, что нет никакого смысла гневаться на других людей.

 

7. Нас расстраивают собственные суждения

 

Нет ничего удивительного в том, что Марк упоминает, наверное, самую известную технику стоиков, которую мы называем когнитивным дистанцированием. Когда вы злитесь, напомните себе, что вас сердят не люди или вещи, а ваши суждения о них. Если вы сможете воздержаться от оценочных суждений и перестать называть поступки других людей ужасными, ваш гнев уменьшится. Конечно, как отмечал Сенека, есть первая гневная реакция, которую мы не можем контролировать, стоики называют ее первострастями (propatheiai). В какой‑ то мере эти эмоциональные реакции роднят нас с животными, и поэтому они естественны и неизбежны, подобно тревоге, охватившей учителя‑ стоика, описанного Геллием, когда тот попал в шторм. Марк считает, что только мы решаем, позволять ли своему гневу продолжать владеть нами. Мы не можем контролировать наши первые реакции, но можем контролировать то, как реагировать дальше: важно не то, что происходит вначале, а то, что вы делаете потом.

Как научиться останавливаться и дистанцироваться от своей первой гневной реакции, вместо того чтобы позволить ей захватить вас целиком? Этого можно добиться, если мы осознаем, что действия других людей не могут испортить наш характер, говорит Марк. В жизни имеет значение только то, каким человеком вы являетесь – хорошим или плохим, а это уже зависит от вас. Люди могут нанести вред вашему имуществу или даже телу, но они не смогут испортить ваш характер, если вы не позволите им это сделать. Как говорит Марк, если вы расстанетесь с убеждением «мне причинили вред», это чувство пройдет само собой, а если оно пройдет, значит, никакого вреда нет в действительности[185]. Зачастую, правда, достаточно напомнить себе, что нас сердят не события, а наши суждения о них, для того чтобы хватка гнева ослабла.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...