10. Ожидать, что другие будут совершенными, – безумие
Первые пять стратегий, которые Марк описывает как дары муз Аполлона, мы должны серьезно обдумать. Он дает еще один совет от Вождя Муз самому себе: ожидать, что дурные люди не будут совершать дурных поступков, – безумие, потому что это все равно что желать невозможного. Еще более глупо и безрассудно допускать, что они могут причинять зло другим, и в то же время ожидать, что вас они не тронут. Эта последняя стратегия связана с детерминизмом стоиков: мудрый человек, который смотрит на мир разумно, ничему в жизни не удивляется. Это еще один типичный аргумент стоиков. Мы уже знаем, что в мире есть хорошие и плохие люди. Плохие люди неизбежно совершают плохие поступки. Поэтому ожидать от них чего‑ то другого было бы неразумно. «Стремиться к невозможному – безумие, потому что злые люди не могут поступать иначе». Желать, чтобы плохие люди никогда не творили зла, так же глупо, как желать, чтобы малые детки никогда не плакали, и сердиться на них, если они заплачут[192]. Мы можем легко представить, что Марк подготовился таким образом к предательству Кассия. Сенат был повергнут в шок и застигнут врасплох, а их торопливость только увеличила вероятность гражданской войны. Марк же, напротив, отреагировал спокойно и уверенно, словно ожидал, что когда‑ нибудь это произойдет. Когда люди расстроены, они часто причитают: «Просто не верится! » При этом, как правило, рассказывают о том, что случается сплошь и рядом, например о предательстве, обмане или оскорблении. Стоики понимали, что в этом смысле их удивление не совсем искренне и без всякой надобности раздувает из мухи слона. И наоборот, человек с более философским отношением мог бы сказать: «Ничего удивительного, это должно было случиться». Марк говорит себе: «Все, что случается, привычно и знакомо, как цветение весной или созревание фруктов летом», включая клевету и измену. Когда мы удивляемся, что дурной человек поступает дурно, мы виновны в том, что ожидаем чего‑ то невозможного[193]. Мы легко представляем себе, какие гадости могут делать люди, во всяком случае в общих чертах, но когда это на самом деле происходит, делаем вид, что это нас шокирует. Необходимо взять за правило тут же задавать себе следующий риторический вопрос, как только вас обидит чей‑ то бессовестный поступок: «Разве возможно, чтобы на свете не существовало скверных людей? » Конечно нет. Поэтому не забывайте, что мы не должны требовать невозможного, и применяйте эту технику во всех случаях несправедливости. По мнению Марка, вы сможете проявлять доброту по отношению к другим людям, если не будете разыгрывать потрясение, а примените более философское отношение к их порокам.
Марк использует эти десять даров Аполлона для борьбы с гневом. На протяжении всех «Размышлений» он снова и снова возвращается к этому списку:
Странно устроен человек – он может любить даже тех, кто причиняет ему зло. Это происходит потому, что, когда они совершают дурной поступок, вы вдруг понимаете, что они ваши братья и что ведут они себя так из‑ за собственного невежества и без злого умысла, и вообще не за горами момент, когда вы оба умрете; и что главное, злоумышленник не причинил вам вреда, потому что не испортил ваш характер[194].
Вне всякого сомнения, это тактики, заимствованные от даров Аполлона, а именно:
Что вызывает ваше недовольство? Злонамеренность людей? Серьезно обдумайте и примите истину, что разумные существа созданы друг для друга; что во имя справедливости мы должны быть снисходительными; что зло не совершают по доброй воле; и подумайте, сколько людей, существовавших до вас и проводивших свою жизнь в непримиримой вражде, подозрениях, ненависти и «на ножах» друг с другом, плохо кончили и сгорели дотла – подумайте об этом, еще раз говорю, и перестаньте наконец беспокоиться об этом[195].
Однако стратегия, на которую больше всего опирается Марк в борьбе с гневом, – это первый дар от Аполлона и его муз: он напоминает себе смотреть на других людей как на своих братьев или сестер и что Природой задумано, чтобы люди сотрудничали друг с другом. Мы должны даже своих врагов рассматривать как членов семьи. Наш долг научиться жить в гармонии с ними, чтобы ничто не препятствовало нашим целям, даже если они попытаются нам помешать. Перечислив десять даров Аполлона, Марк наказывает себе всегда обращаться к этому правилу, как только почувствует, что готов сорваться: «Мужчине не пристало гневаться, ему больше подойдет мягкое и деликатное обхождение, потому что это человечнее». Это поразительное наблюдение, так как мы видели, что Кассий постоянно обзывал его «философствующей старушкой». Этим он хотел дать понять, что Марк был слаб. Император, напротив, считал, что тот, кто способен проявить мягкость и доброту и не ответить на провокацию, сильнее и мужественнее того, кто поддается своему гневу, как Кассий. Стоики считали признаком слабости, когда люди вроде Кассия часто принимали необузданный гнев за проявление силы. Вернемся к нашей истории: каков же был исход гражданской войны между ястребом Кассием и голубем Марком?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|